Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Скульптурный портрет в Древнем Египте




Египет

Хронологический анализ архитектуры и искусства Др. Египта.

Додинастический (4 тыс. до н. э.).

Древнее царство (3200-2400 гг. до н. э.).

Среднее царство (21 в. - начало 19 в. до н. э.).

Новое царство (16 - 12 вв. до н. э.):

1) Искусство времени XVIII династии (16-15 вв. до н. э.)

2)Искусство времени Эхнатона и его приемников (конец 15 - начало 14 в. до н. э.)

3)Искусство времени XIX династии (14 - 12 вв. до н. э.)

Позднее время (11 в. - 332 г. до н. э.)

Религия Др. Египта. Боги. Иконография.

В духовной и практической жизни главную роль играла религия. Древние египтяне обожествляли силы природы, поклонялись растениям (лотосы), насекомым (жук-скарабей) и животным (корова, шакал). Люди поклонялись множеству богов. Вселенную египтяне представляли как соединение Нила Небесного, где плывет на лодке бог солнца – Ра (солнце в зенитебог солнца – Ра ()е ебесного и представляли как соединение Нила Небесного и ристый с еры.авленных друг на друга мастаб.

) и Нила подземного, к которому каждую ночь Ра возвращается (на запад), одолев силы зла и тьмы в образе змея Апопа. Восходящее же солнце олицетворял бог Хепри в виде жука-скарабея, отвечающего за воскрешение людей. Осирис – бог плодородия умирающей и воскресающей природы.

Сет – бог зла и пустыни.

Шу – бог воздуха.

Тефут – богиня влаги.

Нут – богиня неба.

Геб – бог земли.

Хатхор – богиня мудрости.

Осирис – бог царства мертвых.

Путь умершего человека подробно описан в «Книге мертвых», которую клали в саркофаг.

Египтяне верили в воскрешение души, если тело будет целым, и поэтому, мумифицировали тела фараонов.

По представлениям обитавшего в долине Нила первобытного человека, загробная жизнь являлась подобием земной, и умерший человек так же нуждался в жилище и еде, как и живой; гробница мыслилась домом умершего, что и определило её первоначальную форму. Из этого же родилось стремление сохранить тело умершего или хотя бы голову. Строительству царских гробниц придавалось большое значение и потому, что они явились местом культа умершего фараона. Этот культ играл видную роль в египетской религии, сменив культ предводителя племени доклассового периода. При этом на культ фараона были пересены пережитки представлений о том, что предводитель племени является магическим средоточием благосостояния племени, а дух умершего предводителя при соблюдении надлежащих обрядов будет и впредь охранять своё племя.

Каноны в архитектуре и искусстве Древнего Египта.

Для египетских рельефов и росписей характерны три основных признака, сложившихся во времена Древнего царства:

1. Передача человеческого тела в условном изображении:

– плечи в фас

– лицо и ноги в профиль

– нижняя часть тела в три четверти

2. Выделение фигуры фараона или знатного человека путем увеличения размеров его изображения по отношению к окружающим фигурам.

3. Построчное расположение изображений

Яркий пример применения канонов в египетском искусстве – палетка фараона Нармера (Н’р м’р), которая полностью соответствует всем трем канонам.

Скульптура

Композиционные каноны в скульптуре также сложились в эпоху Древнего царства и определили направление всего дальнейшего египетского искусства. Одним из основных типов скульптуры была, сидящяя на троне или кресле в строго фронтальной позе (фигура фараона Джосера).

Архитектура

Один из наиболее важных канонов египетской архитектуры – размеры пирамид фараонов больше размеров пирамид подчиненных.

В древнеегипетской архитектуре сложился целый ряд канонов, связанных с ориентацией сооружения. Каких либо жестких правил по ориентации здания на местности не существовало, но преимущественно все сооружения ориентировались на какие либо космические объекты (звезды, светила).

Кроме этого для египетской архитектуры характерен символизм (на пример: пирамида олицетворяет восхождение к богам).

Кроме того, все пирамиды были тщательно сориентированы по сторонам света.

 

Скульптурный портрет в Древнем Египте

Душа умершего, находящаяся в статуе, принимает участие в погребальных обрядах и церемониях. Статуя служила для сохранении я земной формы усопшего, поэтому ей бло придано портретное сходство с ним. Это делалось на случай пропажи или гибели мумии. Умерший изображался в расцвете сил: мужчина – 40 или 50 лет, женщина – 20 или 25 лет. Начиная с V династии наряду с идеализированной статуей в мастабу часто помещали реалистическое изображение усопшего.

Портретная статуя, по верованию египтян, должна была обладать портретным сходством для обеспечения загробной жизни умершему. Статуи сильно обобщены, в изображении исключены несущественные, случайные детали. Формы строго геометризированы, статичны. В симметричных позах легко угадывается очертание глыбы камня.

Статуи устанавливались в специальных нишах, и не были предназначены для рассмотрения ни с какой стороны, кроме как с лицевой.

Стоящие фигуры одна нога слегка выдвинута в перед, руки опущены вдоль тела, или одна рука опирается на посох. Стоячие женские статуи: ноги сомкнуты, правая рука лежит на талии. Во всех фигурах подчеркивается физическая мощь. Статуи канонически раскрашивались: одежда – в белый цвет, волосы – черный, глаза инкрустированы.

Парные статуи, помещенные в гробницах, являются характерным признаком египетской скульптуры. Среди шедевров – раскрашенное изваяние супружеской пары Рахотепа и Нофрет выполненные в форме круглой статуи.

Стиль скульптуры Древнего царства сложился на основе заупокойного культа с его строгим требованием соблюдения портретного сходства, спокойствия и равновесия поз, фронтальности постановки фигур, величавой торжественности образов. Статуи устанавливали в специальных нишах, устроенных в гробницах знати или царских заупокойных храмах у стен. Статуи не были рассчитаны на рассматривание их с разных сторон. Скульптура в значительной степени подчинялась также формам и пропорциям архитектуры. Для статуй характерны: симметрия, строжайшая уравновешенность правой и левой половины тела. У спокойно, прямо стоящей фигуры мужчины левая нога выдвинута вперёд, руки или опущены вдоль тела, или одна из них опирается на посох. Женская фигура обычно стоит с сомкнутыми ногами. Правая рука опущена вдоль тела, левая лежит спереди на талии. В парных супружеских статуях жена зачастую обнимает одной рукой мужа за талию. У сидячих фигур также фронтальна постановка, тоже близко сдвинуты, а то и сомкнуты колени, ступни ног, и одна, а то и обе руки лежат на коленях. Канонические правила требовали никогда не передавать в скульптуре случайные движения и позы. В фигурах фараонов и знатных лиц особенно подчёркивали физическую мощь, силу. Художники обобщали детали, отбрасывали второстепенное, создавали спокойные, бесстрастные лица, могучие, величаво - монументальные тела. Промежутки между руками и телом, между ногами каменных статуй почти всегда не высечены. Эти части оставшегося камня условно закрашивались в так называемые цвета пустоты - чёрный и белый. Тела мужских статуй окрашивались красновато-коричневой, а женских - светло-жёлтой охрой, передавая цвет загорелой кожи. Одежды, которые в Древнем Египте ткали изо льна, покрывали белой краской, волосы - чёрной. Глаза инкрустировали светлым и тёмным камнем. Параллель со скульптурой указывает на стилистическое торжество. Лучшим примером может служить статуя Хефрена. Подчёркивается абсолютная статика предельно конструктивной массы этого памятника. Статуя Хефрена вся расположена в одной плоскости. Это то же, что и в пирамиде - господство массы над пространством. Каменное зодчество Древнего царства уже почти целиком использовало все те материалы, которые встречаются в искусстве Египта вплоть до нашей эры. Из мягких пород камня употребляются известняк и песчаник, из твёрдых - гранит, диорит, порфир, базальт. Весь этот материал добывался в самом Египте.

В статуях-памятниках вся структура лица дана совершенно иначе, создаётся близко к оригиналу портрета. Глаза уже сидят глубоко в орбите; всё лицо проработано, ощущается его костяк; мускулы, складки кожи. Резкая игра светотени преобладающей чертой нового портретного стиля. В области художественного ремесла, как и раньше, изобилуют изделия из камня: сосуды, вазы в виде уток, жертвенники. Хорошо разработанная техника фаянса позволила изготовлять сосуды красивых расцветок. Дальнейшее развитие получила обработка металла, появились бронзовые сосуды новой формы и лучшей выделки. Найденные в гробницах деревянные статуэтки, нередко изображают целые сцены повседневной жизни.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...