Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Воля. Психологическая характеристика воли.




Воля - это сознательное регулирование человеком своего поведения, деятельности и общения, связанные с преодолением внешних и внутренних препятствий.

Волевая регуляция поведения характеризуется состоянием оптимальной мобилизованности личности, концентрацией активности в нужном направлении.

Развитие воли связано с:

· преобладание производственно психических процессов (восприятие, внимание, память)

· приобретения навыка контроля за своим поведением (совесть)

· постановка более сложных задач и преследование более отдаленных целей требуют усилий в длительный период времени.

Волевые действия разделяются на простые и сложные. В простом акте мотив переходит в действие автоматически. В сложном акте действию предшествуют осознание мотивов, концентрация, принятие решения и приложение волевых усилий для выполнения.

На уровне личности проявление воли в появляется в 3-х группах свойств: первичные (настойчивость, выдержка, энергичность), вторичные (решимость, смелость, самообладание, уверенность в себе) и третичные (ответственность, дисциплинированность, исполнительность, организованность, обязательность, принципиальность).

Память. Сущность памяти.

Па́мять — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.

В памяти откладывается лишь незначительная часть тех восприятий, которые поступают в центральную нервную систему через органы чувств. Отбор информации и частичное исчезновение ее из памяти являются необходимым процессом для работы мозга.

 

Двигательная память - это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Эмоциональная память - память на чувства, эмоции, оценочные отношения к действительности. Образная память - это память на целостные наглядные представления, на образы и картины внешнего мира. Особой разновидностью и высшим проявлением образной памяти является эйдетическая память.

 

Характеристика памяти

Па́мять — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию.

 

Функции: накопление опыта, интегрированное свойство психики, фундаментальное св-во личности.
Процессы памяти:

· запоминание – процесс, направленный на сохранение в памяти полученных впечатлений, предпосылка сохранения;

· сохранение – процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладение им;

· воспроизведение иузнавание – процессы восстановления прежде воспринятого. Различия между ними заключаются в том, что узнавание имеет место при повторной встрече с объектом, при повторном его восприятии. Воспроизведение происходит в отсутствии объекта.

Виды памяти:
Виды психической активности:
1.Образная память. – возможность сохранять и в дальнейшем использовать данные нашего восприятия. В зависимости от того, какой анализатор принимал наибольшее участие в формировании образа, бывает: зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой.

2.Двигательная - память на движение, на положение тела в пространстве. Эта п. обнаруживается очень рано и достигает окончательного развития раньше др. видов. Она лежит в основе многочисленных навыков и привычек (вытир-е ног перед входом, переход улицы и т.д.).

3.Эмоциональная – память на чувства, при повторном воздействии в той ситуации в которой данное эмоциональное состояние возникло впервые. Особенности этой п. в быстром ее формировании, особой прочности следов, непроизвольности воспроизведения.

4. Символическая - п одразделяется на словесную и логическую.
Словеснаяя формируется прижизненно вслед за образом. Наибольшей силы достигает к 13-14г. Ч-к никогда не запоминает сами слова с помощью которых передаётся инф-я, он запоминает только мысли, образы и впечатлениясозданные с их помощью.

5. Логическая - характеризуется смыслом запоминания смысла информациии. Это запоминание может не включать ни одного слова из исходной инф-и. В процессе вычленения смысла происходит осмысление инф-и в более обобщенное понятие.

 

По времени удержания следов: кратковременная, промежуточная, долговременная
1.Кратковременная п. – объём памяти очень мал, для норм-го взаимодействия со средой ее надо постоянно освобождать для поступления следующей инф-и.
2. Промежуточная п. – обеспечивает сохранение инф-и в течении нескольких часов, накапливает инф-ю в течении дня, а время ночного сна очищается, некоторую информацию переводит в долговременную память.
3.Долговременная п. – обеспечивает длительное сохранение инф-и. Эта инф-я может воспроизводиться сколько угодно раз без утраты.

Память бывает произвольная – информация запоминается целенаправленно с помощью специальныхх приемов

Непроизвольная – инф-я запоминается сама собой без специальногого заучивания, а в ходе выполнения деятельности.

27) Виды чувствПринято выделять низшие и высшие чувства:

· Низшие чувства связаны с удовлетворение или неудовлетворением физических или физиологических потребностей человека.

· Особую группу чувств составляют высшие чувства: нравственные, эстетические, интеллектуальные. Высшие чувства отражают духовный мир человека и связаны с анализом, осмыслением и оценкой происходящего и определяющего его личность.

Моральным (нравственным) чувством называется эмоциональное отношение личности к поведению людей и своему собственному. К моральным чувствам относятся чувства симпатии и антипатии, привязанности и отчужденности, уважения и презрения, признательности и неблагодарности, любви и ненависти.Среди моральных чувств особо следует выделить чувство товарищества и дружбы, чувство долга и совести.

Интеллектуальные чувства – это переживания, возникающие в процессе умственной деятельности,. Любопытство, любознательность, удивление, уверенность в правильности решения задачи и сомнение при неудаче, чувство нового, побуждающее к поискам более глубоких знаний – вот примеры такого чувства. Интеллектуальные чувства выражают отношение человека к своим мыслям, процессу и результатам интеллектуальной деятельности. Интеллектуальные чувства связаны с умственной, познавательной деятельностью человека и постоянно сопровождают ее.

Эстетические чувства представляют собой переживание чего-либо как прекрасного. В наиболее типичной и яркой форме они возникают при восприятии произведений искусства (явления природы, действия людей, вещи). Эти чувства – это отношение человека к прекрасному и уродливому, связанное с пониманием красоты, гармонии, возвышенного и трагического.

Направленность личности

Направленность личности — это система устойчиво характеризующих человека побуждений (что человек хочет, к чему стремится, так или иначе понимая мир, общество чего избегает, против чего готов бороться). Она включает в себя различные побуждения (интересы, желания склонности и т. д.), которые взаимосвязаны и представляют собой систему. Данная система является индивидуальной, она формируется в процессе формирования и развития личности. При этом она достаточно динамична, то есть составляющие её побуждения (мотивы) не остаются постоянными, они взаимосвязаны, влияют друг на друга, изменяются и развиваются. При этом одни из компонентов являются доминирующими, в то время как другие выполняют второстепенную роль. Доминирующие побуждения определяют основную линию поведения личности.

Виды направленности

Направленность является сложным личностным образованием, определяющим все поведение личности, отношение к себе и окружающим. Различают общую направленность личности и профессиональную направленность.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...