Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правовое регулирование использования и охраны земель и недр.




БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра экологического и аграрного права

 

Н. А. Карпович

 

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ
ПРАВО

 

Практикум
для студентов заочного отделения
юридического факультета
специальности 1-24 01 02 «Правоведение»
(2-е высшее образование)

 

 

 

 

 

МИНСК
2009


УДК 349.6(075.8)

ББК 67.625я73

К26

 

 

Рекомендовано

Ученым советом юридического факультета
2 апреля 2009 г., протокол № 7

 

Рецензенты:

кандидат юридических наук, доцент В. Е. Лизгаро;

кандидат юридических наук, доцент Н. А. Шингель

 

К26 Карпович, Н. А. Экологическое право: практикум для студентов заоч. отделения юрид. фак. спец. 1-24 01 02 «Правоведение» (2-е высш. образов.) / Н. А. Карпович. – Минск: БГУ, 2009. – 42 с.   Настоящее издание предназначено для организации и контроля самоподготовки к практическим занятиям, оказания помощи в осуществлении иных видов индивидуальной работы по дисциплине «Экологическое право». Предназначено для студентов юридических специальностей заочной формы обучения, получающих второе высшее образование.

УДК 349.6(075.8)

ББК 67.625я73

© Карпович Н. А., 2009

© БГУ, 2009


ВВЕДЕНИЕ

Экологическое право – комплексная отрасль права Республики Беларусь. Соответствующая учебная дисциплина предусмотрена для изучения в вузах учебными планами по специальностям «правоведение», «международное право», «политология», «экология».

В процессе аудиторных занятий по дисциплине «Экологическое право» студентами юридических специальностей заочной формы обучения, получающих второе высшее образование должны быть уяснены основные категории и положения экологического права, изучены правовые нормы, регулирующие общественные отношения по охране окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Вместе с тем, требуется активная самостоятельная работа студентов с целью углубления знания массива нормативных правовых актов, составляющих законодательство об охране окружающей среды, а также иных отраслей законодательства, в которых содержатся экологически значимые нормы. Постоянное должно уделяться такому фактору, как интенсивное совершенствование правового регулирования экологических отношений. Формированию практических навыков должен способствовать анализ реализации экологических требований в правоприменительной практике. Работа по этим направлениям может вестись с использованием настоящего практикума.

Практикум является учебно-методическим пособием, предназначенным для организации и контроля самоподготовки к практическим занятиям, оказания помощи в осуществлении иных видов индивидуальной работы студентов. Он включает в себя тематический план курса и примерные темы семинарских занятий. В каждой теме содержатся вопросы, по которым может вестись самоподготовка, перечень основных нормативных правовых актов, подробное знание которых является условием успешного овладения курсом «Экологическое право». В практикуме также имеются список учебной литературы, тестовые задания для самопроверки. Для закрепления полученных знаний и умений, формирования навыков практической работы предлагается решить задачи.

В практикум также включены примерные темы для подготовки докладов и сообщений по проблемным вопросам правового регулирования общественных отношений в экологической сфере, а также методические рекомендации по выполнению и оформлению контрольных работ по курсу «Экологическое право».


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО»

№ п/п Наименование темы Всего Лекции Семинары
Общая часть      
  Правовые основы охраны окружающей среды      
1.1 Экологическое право как отрасль права      
1.2 Экологические права граждан Республики Беларусь      
1.3 Право собственности на компоненты природной среды и право природопользования   2  
1.4 Государственное управление в области природопользования и охраны окружающей среды   1  
1.5 Юридическая ответственность в области охраны окружающей среды и природопользования   1  
Особенная часть      
  Правовое регулирование использования и охраны компонентов природной среды и природных объектов 7   2
2.1 Правовое регулирование использования и охраны земель, недр и вод   2  
2.2 Правовое регулирование использования и охраны растительного мира, лесов, животного мира   1  
2.3 Правовая охрана атмосферного воздуха, озонового слоя и климата   1  
2.4 Правовой режим особо охраняемых природных территорий, объектов и территорий, подлежащих специальной охране   1  
  Обеспечение экологической безопасности      
Специальная часть      
  Международно-правовая охрана окружающей среды      
Итого:      

 

 


планы семинарских ЗАНЯТИЙ

 

Семинар 1

Тема «Правовые основы охраны окружающей среды»

Вопросы для самоподготовки

1. Экологическое право как отрасль права. Источники экологического права. Экологические правоотношения.

2. Объекты отношений в области охраны окружающей среды.

3. Государственная политика и государственное управление в области природопользования и охраны окружающей среды.

4. Права и обязанности граждан и общественных объединений в области охраны окружающей среды.

5. Организационно-правовой механизм охраны окружающей среды. Правовое обеспечение экономического механизма охраны окружающей среды и природопользования.

6. Ответственность за нарушение законодательства Республики Беларусь в области охраны окружающей среды и природопользования.

Примерные темы для докладов и сообщений

1. Право природопользования.

2. Доступ к экологической информации по законодательству Республики Беларусь.

3. Правовые основы возмещение вреда, причиненного окружающей среде.

4. Роль технического нормирования и стандартизации в достижении целей правового регулирования экологических отношений.

Задания для самопроверки

Выберите правильные варианты ответов. Обоснуйте свое мнение.

1. Специальными источниками экологического права являются:

1) Конституция Республики Беларусь;

2) Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды»;

3) Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях;

4) Лесной кодекс Республики Беларусь;

5) Закон Республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха»;

6) Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь;

7) Закон Республики Беларусь «О налоге за использование природных ресурсов (экологический налог)»;

8) технический кодекс установившейся практики ТКП 17.08-09-2008 (02120) «Охрана окружающей среды и природопользование. Атмосфера. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Правила расчета выбросов от объектов магистральных газопроводов», утвержденный Постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 30 апреля 2008 г. № 2-Т.

2. Природными ресурсами являются:

1) земля (включая почвы);

2) атмосферный воздух;

3) растительный и животный мир;

4) озоновый слой и околоземное космическое пространство;

5) естественная экологическая система, природный ландшафт;

6) природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности;

7) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение;

8) природный комплекс.

3. Законом Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» опре­делены следующие права граждан в области охраны окружающей среды:

1) право на благоприятную окружающую среду;

2) право на получение, хранение и распространение экологической информации;

3) право общего пользования природными ресурсами;

4) право на участие в принятии экологически значимых решений органами местного управления;

5) право на доступ к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды;

6) право на возмещение вреда, причиненного гражданину в результате нарушения его права на благоприятную окружающую среду;

7) право нормотворческой инициативы по вопросам охраны окружающей среды в уполномоченных государственных органах.

4. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение:

1) нормативов качества окружающей среды;

2) нормативов допустимых физических воздействий на окружающую среду;

3) прав граждан в области охраны окружающей среды;

4) ресурсных возможностей окружающей среды;

5) экологических требований к хозяйственной и иной деятельности.

5. Только в собственности государства находятся:

1) земли сельскохозяйственного назначения, а также другие земли, не подлежащие в соответствии с законами Республики Беларусь передаче в частную собственность;

2) недра;

3) добытые полезные ископаемые;

4) воды;

5) искусственные водоемы площадью до 0,2 гектара, расположенные на земельных участках, находящиеся в собственности граждан;

6) леса;

7) древесина и другая лесная продукция, добытая (заготовленная) лесопользователями;

8) особо охраняемые природные территории и объекты (заповедники, национальные парки, заказники и памятники природы) и их имущество;

9) дикие животные, обитающие в состоянии свободы и включенные в Красную книгу Республики Беларусь;

10) объекты растительного мира, в том числе расположенные в границах земельных участков, являющихся собственностью граждан, негосударственных юридических лиц.

6. Право общего природопользования:

1) гарантируется гражданам;

2) предусмотрено Конституцией Республики Беларусь;

3) реализуется для удовлетворения культурно-бытовых потребностей природопользователей;

4) осуществляется без закрепления природных ресурсов за пользователями;

5) не предусматривает платность природопользования;

6) в некоторых случаях разрешается юридическим лицам;

7) требует получения специального разрешения.

7. К функциям государственного управления в области охраны окружающей среды и природопользования относятся:

1) стандартизация и нормирование в области охраны окружающей среды;

2) планирование в области охраны окружающей среды и природопользования;

3) лицензирование;

4) мониторинг окружающей среды;

5) учет в области охраны окружающей среды;

6) установление мер экономического стимулирования в области охраны окружающей среды и природопользования;

7) государственная экологическая экспертиза;

8) экологическая сертификация;

9) контроль в области охраны окружающей среды.

8. Специальными мерами, применяемыми при нарушении законодательства об охране окружающей среды, являются:

1) полное или частичное приостановление или прекращение хозяйственной и иной деятельности;

2) штраф;

3) аннулирование лицензии;

4) прекращение права пользования природными ресурсами;

5) возмещение вреда, причиненного окружающей среде;

6) возмещение убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков или ухудшением качества земель.

Задачи

1. Минское лесопарковое хозяйство предъявило иск в суд Центрального района г. Минска о взыскании с гр. Петрушиной суммы возмещения вреда за засорение территории хозяйства садовым мусором в размере 175 тыс. руб. В судебном заседании Петрушина пояснила, что мусор ею лично был полностью убран, как только ей было дано соответствующее предписание должностных лиц государственной лесной охраны. Таким образом, по ее мнению, вред, причиненный окружающей среде, был ею возмещен посредством восстановления нарушенного состояния окружающей среды.

Истец ссылался на часть третью статьи 1011 Закона «Об охране окружающей среды», согласно которой размер средств, направленных на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, не может быть меньше размера возмещения вреда, определенного в соответствии с таксами для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде. При этом согласно пункту 3 Положения о порядке исчисления размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, и составления акта об установлении факта причинения вреда окружающей среде, утвержденного постановлением Совета Министров от 17 июля 2008 г. № 1042, вред окружающей среде считается причиненным при установлении факта загрязнения лесного фонда отходами. Приложением 8 к Указу Президента Республики Беларусь от 24 июня 2008 г. № 348 «О таксах для определения размера возмещения вреда причиненного окружающей среде», установлена такса для определения размера возмещения вреда, причиненного загрязнением лесного фонда отходами в размере 5 базовых величин за один кубический метр отходов.

Суд иск Минского лесопаркового хозяйства удовлетворил.

Дайте правовую оценку ситуации.

Какие меры административно-правовой ответственности могут быть применены к Петрушиной?

2. В результате непринятия мер по предотвращению последствий аварии на заводе «Реагент» произошел залповый сброс в Красногвардейский пруд химически опасного вещества «биопаг». Директор завода в информации об аварии уполномоченным государственным органам и представителям заинтересованной общественности значительно уменьшил объем сброса «биопага» в сравнении с фактическим. Однако фауна и флора в пруду полностью погибли. Аналитической лабораторией территориального органа управления природопользованием и охраны окружающей среды была проведена химическая экспертиза. Установлено, что концентрация «биопага» в пробах воды в сотни раз превышала предельно допустимый норматив. Данные экспертизы легли в основу доказательной базы причинно-следственной связи между загрязнением пруда, гибелью фауны и флоры в нем.

Какие принципы охраны окружающей среды в данном случае нарушены? В чем выразился вред, причиненный окружающей среде?

В отношении какой экологической информации не допускается ограничение права на доступ?

Какие меры эколого-правовой ответственности должны быть применены к причинителю вреда и его должностным лицам?

3. В процессе проведения реконструкции Белостолбовского кирпичного завода, на территории завода строится новый цех по выпуску керамического облицовочного кирпича.

В районные органы власти начали поступать письма от жителей Белых Столбов. В них сообщалось, что работа нового комплекса окажет отрицательное воздействие на условия их проживания. По мнению жителей, новый комплекс будет негативно воздействовать на экологическую обстановку рядом расположенного жилого сектора, где также находятся школа, детский сад, дворовые детские площадки. Кроме того, в связи со строительством появились перебои со светом, водой. В связи жители требовали остановить реконструкцию завода.

Было проведено собрание населения микрорайона. Его участники отмечали, что ЗАО «СУ-155», в ведении которого находится кирпичный завод, еще до начала строительства, по Закону «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» было обязано информировать об этом жителей Белых Столбов. Заверения руководства завода о том, что реконструкция безвредна и даже полезна для жителей микрорайона не подтверждено никакими документами. Для завода продолжение реконструкции – вопрос бизнеса и прибыли, а для жителей – вопрос их жизни и здоровья.

Рабочие кирпичного завода, также живущие в Белых Столбах, говорили на собрании о помощи их предприятия микрорайону. Речь шла о поддержке социальных учреждений, в том числе школы и детского сада, о том, что котельная завода отапливает часть жилой застройки Белых Столбов. Отношение рабочих завода к появлению нового производства оказалось однозначно положительным. Открытие цеха, по их мнению, даст возможность создать новые места, поможет заводу повысить заработную плату, выплачивать больше налогов в местный бюджет. Никакого отрицательного воздействия на окружающую среду новый объект оказывать не будет, поскольку в процессе производства используется экологически безвредное сырье, по их наблюдениям реально не создается ни шума, ни пыли.

В информационной записке по вопросам реконструкции ОАО «Белостолбовский кирпичный завод», подписанной генеральным директором предприятия, говорится следующее. «Производство лицевого кирпича на новой линии не влечет за собой увеличение вредных производственных выбросов. Единственный выброс в атмосферу – это дымовые газы из туннельной печи (продукт сгорания природного газа), которые вентилятором подаются в дымовую трубу высотой 35 метров. Предварительно они проходят химическую очистку через специальную установку. Обеспыливание рабочих мест будет вестись через аспирационные системы. Производственные шумы внутри цеха не будут превышать санитарных норм (до 70 ДБА), а снаружи будут практически не ощутимы (как показывает опыт действующих заводов подобного типа). При этом за счет предприятия будет проведена установка пластиковых окон с шумоизолирующими форточками и остекление лоджий в квартирах многоэтажных домов, которые расположены рядом со строящимся объектом. Кроме того, забор, установленный рядом с этими домами, будет перенесен на 50 метров вглубь территории предприятия, а на освободившемся месте между домами и забором завод создаст полосу зеленых насаждений.

Кроме того, реконструкция завода предусматривает строительство станции обезжелезивания для очистки питьевой воды, используемой в жилом секторе и строительство станции очистки ливневых стоков с промышленной площадки завода и микрорайона, что поможет обеспечить экологическую безопасность нового производства».

Также было проведено социологическое исследование. На вопросы специально разработанных анкет ответили около семисот жителей микрорайона. В их числе – местные жители, руководители предприятий, социальных учреждений, в том числе детских садов, школ, амбулатории, работники служб жилищно-коммунального хозяйства, сотрудники правоохранительных органов, руководители организаций. Социологи выяснили, что положительно относятся к реконструкции завода 54 % опрошенных, пояснив, что это поможет создать дополнительные рабочие места, повысить рабочим заработную плату, улучшить благосостояние микрорайона. Отрицательно к реализации проекта отнеслись 30 % опрошенных. Они объясняли, что это приведет к повышению уровня шума, исходящего от завода, и запыленности близлежащей территории. Кроме того, 19 % респондентов обращали внимание на плохое освещение микрорайона, 17 % – на грязь и мусор, 8 % – на проблемы коммунальной сферы, и только 5 % говорили о неудобствах, связанных с соседством завода и новым строительством.

Какими органами решаются споры в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов? Каков порядок разрешения этих споров?

Какие законные права и интересы защищаются участниками описанного в задаче конфликта? Какие процедуры и механизмы, по вашему мнению, должны быть использованы для его решения?

4. Проверками, проведенными органами прокуратуры Гомельской области совместно с районными инспекциями природных ресурсов и охраны окружающей среды, установлено, что местными исполнительно-распорядительными органами не обеспечен надлежащий контроль за исполнением требований законодательства об отходах. На территориях многих сельских населенных пунктов, дачных товариществ образовались свалки мусора.

В целях максимального вовлечения в хозяйственный оборот вторичного сырья, уменьшения нагрузки на полигоны твердых бытовых отходов и обеспечения выполнения требований Закона «Об отходах» в районы области поставлены сортировочные станции твердых бытовых отходов. На их изготовление и установку из бюджета выделено 1 860 500 000 руб. Все станции переданы на баланс районных служб жилищно-коммунального хозяйства. Однако на момент проверки сортировочная станция, состоящая на балансе одного из жилищно-эксплуатационных управлений Светлогорска, была разобрана. В таком же виде находилось оборудование по прессованию и переработке отходов. При этом отходы сортировались вручную. Проверки показали, что сортировочные станции используются неэффективно, а в Лельчицком, Лоевском, Брагинском районах их эксплуатация вовсе не начата. Раздельный сбор отходов фактически не организован в большинстве районов области. Решения районных исполнительных комитетов по данным вопросам не исполняются.

Охарактеризуйте механизм государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды.

Какова система и функции органов, осуществляющих государственное управление в указанной области общественных отношений?

Какие меры ответственности могут быть применены к лицам, виновным в нарушениях, выявленных по актам проверки?

Семинар 2

Тема «Правовое регулирование использования и охраны компонентов природной среды и природных объектов»

Вопросы для самоподготовки

Правовое регулирование использования и охраны земель и недр.

2. Правовое регулирование использования и охраны вод.

3. Правовое регулирование охраны и использования лесов, растительного и животного мира.

4. Правовая охрана атмосферного воздуха, озонового слоя и климата.

5. Правовой режим особо охраняемых природных территорий, объектов и территорий, подлежащих специальной охране.

Примерные темы для докладов и сообщений

1. Правовое обеспечение внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий.

2. Эффективность правовых форм использования земель.

3. Экономические методы обеспечения рационального использования и охраны компонентов природной среды и природных объектов.

4. Основания возникновения права специального природопользования.

Задания для самопроверки

Выберите правильные варианты ответов. Обоснуйте свое мнение.

1. Объектами отношений в области использования и охраны недр являются:

1) ресурсы недр;

2) участки недр, в том числе геологические и горные отводы;

3) порядок эксплуатации подземных зданий и сооружений;

4) горные предприятия, отдельные горные выработки;

5) геологическая информация;

6) минералогические, палеонтологические и иные уникальные геологические материалы;

7) права на пользование недрами;

8) недра как природный ресурс.

2. Землепользователи должны осуществлять в границах предоставленных им земельных участков следующие мероприятия по охране земель:

1) благоустраивать и эффективно использовать землю, земельные участки;

2) производить ограждение земельных участков;

3) сохранять плодородие почв и иные полезные свойства земель;

4) защищать земли от водной и ветровой эрозии, подтопления, заболачивания, засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами, химическими и радиоактивными веществами, иных вредных воздействий;

5) предотвращать зарастание сельскохозяйственных земель древесно-кустарниковой растительностью (насаждениями) и сорняками;

6) в сельской местности обеспечивать преимущественное использование земельного участка для целей сельскохозяйственного производства;

7) сохранять торфяно-болотные почвы при использовании сельскохозяйственных земель, предотвращать процессы минерализации торфяников;

8) проводить консервацию деградированных земель, если невозможно восстановить их исходное состояние;

9) снимать, сохранять и использовать плодородный слой земель при проведении работ, связанных с добычей полезных ископаемых и строительством.

3. Водопользование имеет следующие виды:

1) общее и специальное;

2) обособленное и совместное;

3) краткосрочное и долгосрочное;

4) первичное и вторичное;

5) постоянное и временное.

4. Отношения в области охраны климата регулируются:

1) законодательством об охране и использовании охраняемого природного объекта, представляющего собой газовую оболочку Земли;

2) законодательством об охране и использовании слоя атмосферного озона, расположенного в стратосфере, который поглощает биологически опасное ультрафиолетовое солнечное излучение;

3) международными соглашениями об изменении климата;

4) законодательством об охране окружающей среды;

5) законодательством о производстве гидрометеорологической информации, предоставлении указанной информации государственным органам, иным организациям и физическим лицам, а также работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы;

6) законодательством об обеспечении экологической безопасности в чрезвычайных экологических ситуациях.

5. Категориями особо охраняемых природных территорий являются:

1) заповедник;

2) национальный парк;

3) ландшафтный заказник;

4) биологический заказник;

5) памятник природы республиканского значения;

6) памятник природы местного значения;

7) среда обитания (произрастания) редких и находящихся под угрозой исчезновения животных и растений.

Задачи

1. Частному производственному унитарному предприятию «Витебская биофабрика» решением Витебского районного исполнительного комитета установлен лимит допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников на 2008 год 29, 232 тонн.

Какие платежи в бюджет должно внести в связи с этим предприятие? Какие меры ответственности будут к нему применены за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух сверх установленных лимитов?

2. Судья суда Мядельского района подверг гражданина Баранова административному взысканию в виде штрафа с конфискацией сетей и автомобиля по п. 1 ст. 15.35 «Нарушение правил ведения рыболовного хозяйства и рыболовства» Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. Баранов был задержан на берегу озера с рыболовной сетью в руках. Другие три сети находились в его автомобиле, стоявшем неподалеку.

Суд ссылался на положения п. 134.9. Правил ведения рыболовного хозяйства и рыболовства, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 8 декабря 2005 г. № 580, согласно которым запрещается нахождение в рыболовных угодьях либо на прилегающей к ним территории на расстоянии до одного километра от береговой линии рыболовных угодий с запрещенными орудиями рыболовства.

Баранов полагал, что он должен быть привлечен к ответственности по п. 2 ст. 15.35 КоАП Республики Беларусь, санкция которой предусматривает наказание в виде предупреждения либо штрафа без конфискации.

Дайте правовую оценку ситуации.

Когда применяется специальная конфискация?

3. Из протокола об административном правонарушении по части первой ст. 15.37 «Нарушение правил ведения охотничьего хозяйства и охоты» Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях следует, что Рогов, являясь должностным лицом – инженером-охотове­дом лесхоза, в нарушение п. 4 Положения об особом режиме использования ресурсов дикого кабана, наносящего ущерб в результате уничтожения или повреждения сельскохозяйственных культур, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 августа 2007 г. № 1064 (разрешает проводить охоту на дикого кабана из засады и с подхода с 15 апреля), незаконно выдал четыре разовых разрешения на добычу кабана «с подхода», которая была произведена охотниками 10 апреля.

Судья суда Светлогорского района усмотрел в действиях Рогова состав нарушения правил охоты и на основании подверг его административному взысканию в виде штрафа.

Рогов возражал, ссылаясь на то, что согласно Указу Президента Республики Беларусь от 8 декабря 2005 г. № 580 «О некоторых мерах по повышению эффективности ведения охотничьего хозяйства и рыбохозяйственной деятельности, совершенствованию государственного управления ими», охотой признаются поиск, выслеживание, преследование, попытка добычи или добыча охотничьих животных, обитающих в условиях естественной свободы

Кроме того, к охоте приравнивается нахождение в охотничьих угодьях или на иной территории, являющейся местом обитания охотничьих животных, лиц с охотничьим оружием, за исключением случаев, установленных в части третьей настоящего пункта, или другими орудиями охоты либо с охотничьими собаками, спущенными с поводка, ловчими птицами либо с добытой продукцией охоты, а также добыча диких животных, не являющихся охотничьими животными, с использованием орудий и способов охоты.

Часть первая ст. 15.37 КоАП содержит исчерпывающий перечень деяний, признающихся незаконной охотой и образующих состав административного правонарушения. Действия по выдаче ошибочных разовых разрешений на добычу диких животных среди них отсутствуют, поэтому привлечение его к административной ответственности Рогов посчитал необоснованным.

Дайте правовую оценку ситуации.

Возможно ли привлечение Рогова к административной ответственности?

4. Вороновский районный Совета депутатов 23 мая 2009 г., основываясь на положениях ст. 36 Закона «О бюджете Республики Беларусь на 2009 год» принял решение об уменьшении в два раза ставки земельного налога с земель водного фонда, переданных в аренду физическим лицам для интенсивного прудового рыболовства и рыборазведения.

Правомерно ли данное решение?

Назовите элементы экономического механизма охраны окружающей среды и природопользования. Какова роль в этом механизме платежей за природопользование? Какие виды платежей за природопользование взимаются в Республике Беларусь?

5. В суд Столинского района из государственного лесохозяйственного учреждения (ГЛХУ) поступил материал в отношении С. Не имея надлежащего разрешения, С. находился на территории лесничества с охотничьим ружьем, а в рюкзаке было мясо дикого животного – оленя, т. е. совершил административное правонарушение, предусмотренное частью 1 ст. 15.37 КоАП. Судья, рассмотрев дело и подвергнув С. на основании части 1 ст. 15.37 КоАП штрафу с конфискацией охотничьего ружья, не обязал его возместить стоимость незаконно добытой продукции охоты, а также вред, причиненный окружающей среде в результате незаконного уничтожения диких животных, рассчитанный согласно таксам, определенным приложением к Указу Президента Республики Беларусь от 8 декабря 2005 г. № 580. Суд мотивировал это тем, что у С. незаконно добытая продукция охоты была изъята.

Дайте правовую оценку ситуации.

Каким образом определяется размер возмещения вреда, причиненного окружающей среде?

6. Туристы с ознакомительной целью на автомобиле объехали территорию республиканского гидрологического заказника «Подвеликий мох». При этом значительная часть их маршрута пролегала по бездорожью.

В чем состоят особенности осуществления хозяйственной и иной деятельности на особо охраняемых природных территориях?

Имеет ли место нарушение законодательства об особо охраняемых природных территориях в данном случае?

Семинар 3

Тема «Обеспечение экологической безопасности
и международно-правовая охрана окружающей среды»

Вопросы для самоподготовки

1. Правовая охрана окружающей среды в процессе хозяйственной и иной деятельности.

2. Правовая охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности населенных пунктов.

3. Правовое обеспечение экологической безопасности в чрезвычайных экологических ситуациях.

4. Понятие и источники международно-правовой охраны окружающей среды.

5. Международные правоотношения в области охраны окружающей среды.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...