Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 8. Внимание.Психофизиологические процессы внимания. Виды и характеристики внимания. Автоматические и контролируемые процессы селекции информации. лектроэнцефалографические корреляты внимания. Модели внимания. Система компонентов ориентировочной реа




Вопрос 8. Внимание. Психофизиологические процессы внимания. Виды и характеристики внимания. Автоматические и контролируемые процессы селекции информации. лектроэнцефалографические корреляты внимания. Модели внимания. Система компонентов ориентировочной реакции. Роль модулирующих систем мозга в процессах внимания. Корковые системы внимания.

Внимание — это направленность психической деятельности на какой-либо объект или явление и
сосредоточенность на нем.
Виды внимания
1. Произвольное – сознательно регулируемое, сосредоточенное на объекте.
2 Непроизвольное – возникает не специально, а под влиянием особенностей предметов и
явлений, такое внимание позволяет ориентироваться в изменениях окружающей обстановки.
3 Послепроизвольное – возникает сознательно вслед за произвольным и не требует усилий, для
того чтобы не отвлекаться.


 

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ ВНИМАНИЯ
Ограниченный объем внимания определяет основные его характеристики: устойчивость,
концентрацию, распределение, переключаемость и предметность.
1. Устойчивость – это длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту или к
одной и той же задаче. Она может определяться периферическими и центральными факторами.
Устойчивость, определяемая периферическими факторами, не превышает 2-3 секунд, после чего
внимание начинает колебаться. Устойчивость центрального внимания может составлять
значительно больший интервал – до нескольких минут.
Можно сказать, что чем интереснее для нас объект, тем устойчивее будет наше внимание.
Устойчивость внимания тесно связана с его концентрацией.
2. Концентрация определяется единством двух важных факторов – повышением интенсивности
сигнала при ограниченности поля восприятия.
3. Под распределением понимают субъективно переживаемую способность человека удерживать
в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно. Именно это
качество дает возможность совершать сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания.
(Многие слышали о феноменальных способностях Юлия Цезаря, который мог, по преданию,
делать одновременно семь не связанных между собою дел. )
Распределение внимания по существу является обратной стороной его переключаемости.
4. Переключаемость определяется скоростью перехода от одного вида деятельности к другому.
Важную роль этой характеристики легко продемонстрировать при анализе такого явления, как
рассеянность, которая сводится по преимуществу к плохой переключаемости.
В чем причина описанной рассеянности? Главным образом в том, что, выработав бытовые
стереотипы, ученые пользовались каждым случаем, чтобы вывести из сознания контроль за их
исполнением или своевременным переключением на другую программу и тем самым освободить
поле внимания для решения основной научной задачи.
5. Теперь обратимся к следующей характеристике внимания – предметности. Как уже было
подчеркнуто, центральные механизмы внимания действуют путем изменения чувствительности
(порогов) органов чувств разной модальности. Но человек оперирует с конкретными объектами, а
не с обобщенной модальностью. (Например, можно слушать оркестр, не замечая кашля соседа и
шума вентилятора)
Согласно модели Ю. Гиппенрейтер, внимание не имеет собственных самостоятельных свойств.
Это лишь отражение в сознании человека внутренней работы по организации деятельности на ее
ведущем уровне. Поэтому внимание можно изучать только в процессе наблюдения именно
ведущего (по Н. Бернштейну) уровня деятельности

 

9 вопрос. Психофизиология эмоций. Теории происхождения эмоций. Классификация эмоций. Способы определения эмоциональных состояний. Когнитивные и вегетативные компоненты эмоциональных переживания. Функции эмоций. Нейроанатомия эмоций: роль лимбической системы, амигдалы, коры. Связь эмоций с функциональной асимметрией мозга. Эмоциональный стресс и функции гипоталамогипофизарно-надпочечниковая системы.

Психофизиология эмоций.
Эмоции - психические процессы, протекающие в форме переживаний и
отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних
ситуаций для жизнедеятельности человека

Эмоциональный стресс.

6. Зрительная система и зрительное восприятие, зрительные иллюзии. Слуховая система, механизмы слуховой рецепции, анализ акустической информации. Вкусовое и обонятельное восприятие. Соматосенсорная система, болевая рецепция. Вестибулярная и висцеральная системы

 

 

3. Психофизиология сна.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...