Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предлагается изменить пенсионную формулу для расчета размера пенсии.




Сейчас расчеты предельно просты: берется сумма страховых взносов, перечисленных на лицевой счет гражданина в течение всей его работы, и делится на так называемый возраст нахождения на пенсии (сейчас —17 лет, через два года будет 19) и 12 мес. Ни стаж, ни формальная зарплата в такой схеме роли не играют.

В такой системе невозможно в полной мере применить солидарный принцип, когда часть пенсионных средств, полученных с больших зарплат высокооплачиваемых работников, перераспределяется в пользу низкооплачиваемых.

Поэтому минздравсоцразвития предлагает вернуться фактически к старому, дореформенному способу расчета размера пенсии — в зависимости от заработка и страхового стажа, введя в формулу ограничивающий коэффициент по доходам.

И счислять пенсию необходимо на основе характерного, устойчивого для данного работника заработка. Так исчисляется страховая пенсия во всех других странах и так она исчислялась ранее в СССР и в России. Разброс заработков в России велик как ни в одной другой стране (от 2300 рублей в месяц до сотен тысяч и более). Это обусловливает необходимость устанавливать не только минимум, но и максимум пенсии. Ни того, ни другого в нашей стране в настоящее время не установлено. Страховой минимум пенсии необходимо незамедлительно восстановить, он должен соответствовать хотя бы минимальному потребительскому бюджету.Что касается максимального размера пенсии, то он, видимо, не должен превышать 3—4-кратного размера минимума пенсии.

Другой острейшей проблемой является проблема определения нормального пенсионного возраста. Общий вывод таков: необходимо осознать, что повышение пенсионного возраста в России неизбежно, но не сейчас, а в весьма отдаленной перспективе. Низкий пенсионный возраст в России оправдан лишь сверхсмертностью населен ия. Во всех других странах продолжительность предстоящей жизни значительно выше, и она существенно не различается у мужчин и женщин. В будущем следует, видимо, приступить к поэтапному повышению пенсионного возраста, но лишь тогда, когда российские граждане сравняются по продолжительности жизни с гражданами других развитых стран.

В Стратегии этот вопрос предлагается решить более гибко. За счет стажевого коэффициента и добровольной возможности человека отложить оформление пенсии. Если ввести «пороговый» стаж и с его учетом рассчитать размер базовой пенсии, то затем за каждый год переработки пенсию можно увеличивать. А за каждый год недора­ботки-уменьшать. В результате сами работники будут решать, когда уходить на пенсию.

Необходимо особо обратить внимание на предложение, касающееся досрочных пенсий по старости. Расходы по выплате таких пенсий должно нести все общество (федеральный бюджет), либо необходимо вводить дополнительную систему страхования граждан (сверх общей для всех наемных работников), выполняющих трудовую деятельность в неблагоприятных условиях.

Наконец, один из самых острых вопросов касается модели пенсионной системы. До 2002 года у нас действовала целиком солидарная модель, когда все поступающие страховые взносы тут же «разбра­сывались» на выплаты для действу­ющих пенсионеров.

После 2002 года ее дополнили накопительным компонентом, «забрав для формирования индивидуальных накоплений, которые уже не шли в общую копилку, а на счет будущего пенсионера сначала 2 % от заработка, а теперь уже 6%.

Предлагается вывести накопительную схему из обязательного пенсионного страхования.

С накоплениями довольно много проблем: не все НПФ и УК, которые управляют инвестированием этих денег, обеспечивают доходность, превышающую инфляцию. Во многих случаях принудительно взимаемые с работников средства обесцениваются, и защитного механизма этому пока не введено.

В новой схеме копить можно будет по-прежнему. И по-прежнему 6 % от заработка будет взиматься на эти цели в обязательном порядке. Вот только у работника появится еще одна возможность. Он, как и сейчас, сможет копить в частных финансовых структурах, но если предпочтет остаться полностью в государственной системе, получит право направить эти 6 % на формирование своей страховой части пенсии, полностью гарантированной госу­дарством.

В перспективе предлагается создание дифференцированной модели пенсионной системы за счет максимального вовлечения представителей среднего класса в солидарную пенсионную систему. Для этого необходимо расширение налогооблагаемой базы за счет повышения порога зарплаты для отчисления взносов с пятисот до семисот тысяч рублей в год, введя для более высоких зарплат регрессивную шкалу налогообложения.

Государственную пенсионную систему России должно дополнять добровольное пенсионное обеспечение. Оно подразумевает предоставление пенсий за счет средств работодателей, граждан, или за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов.

Как обязательное, так и добровольное пенсионное обеспечение может осуществляться как через государственное учреждение - Пенсионный фонд Российской Федерации, так и через негосударственные пенсионные фонды. Все фонды имеют множество вариантов накопительных схем, как корпоративных, так и личных. При корпоративной схеме взносы полностью или частично выплачивает работодатель, при индивидуальной физическое лицо самостоятельно добровольно формирует себе будущую пенсию.

Необходимо расширять программу добровольного пенсионного страхования за счет создания добровольных систем корпоративных пенсий, сделав их максимально прозрачными для работников.

Работникам следует предоставить выбор между участием в солидарной и накопительной системе. В зависимости от выбора граждан в перспективе получит приоритет солидарная либо накопительная компонента. Распределительная и солидарная системы имеют разные риски, именно поэтому необходима комбинация этих рисков путем создания комбинированной пенсионной системы для групп с разными доходами: от социальных и базовых пенсий для сотрудников с низкими доходами и комбинированных пенсий для среднедоходных и высокодоходных категорий в составе базовой, солидарной, обязательной накопительной, а с ростом доходов – добровольной накопительной составляющих, а также различных альтернативных форм накоплений и сбережений.

Всю ответственность и контроль за выплату пенсий, согласно закону "Об обязательном пенсионном страховании" должно нести государство. Органом, осуществляющими внешний контроль за деятельностью негосударственных пенсионных фондов и сохранностью пенсионных накоплений, а также Пенсионного фонда Российской Федерации, государственной управляющей компании, является Федеральная служба по финансовым рынкам. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации защищает интересы участников негосударственного пенсионного фонда, застрахованных лиц и их правопреемников.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...