Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Россия в современом мире: мифы общественного сознания и проблемы формирования и распространения научного знания

Среди огромного разнообразия социальных и политических мифов, получивших широкое распространение в нашей стране в последние годы, особое место занимают мифы, относящиеся к сфере представлений об окружающем Россию мире как о внешнеполитической среде ее существования, о ее интересах, роли и месте в этой среде, приоритетности выбора внешнеполитических партнеров, их интересов и намерений в отношении России и т.п. Это проявляется, в частности, в хождении различных вариантов "теории заговора", всевозможных фобий, попытках экстраполировать на современность реалии и принципы давно минувших десятилетий, и даже столетий, игнорируя происшедшие с тех времен перемены, пропаганде изоляционизма и полного отказа от какого-либо использования зарубежного опыта, или наоборот, слепого копирования этого опыта, и т.п.

Как представляется, корни этих мифов следует искать прежде всего в недостатке современных общественнонаучных знаний, нередко принимающем форму глубочайшего невежества, широко распространенного не только в обществе в целом, но и на уровне политической, и даже части интеллектуальной элиты.

Современное научное знание о мире как международной (глобальной) системе политических субъектов, структур, процессов и взаимодействий развивается на основе базовой парадигмы: "страноведение и региональные исследования" - "сравнительные исследования" - "теоретические исследования" в рамках науки о международных отношениях, являющейся отраслью политической науки (политологии) и включающей в себя целый "куст" составляющих научных дисциплин, определяемый, например, Н.А.Косолаповым как "внешняя полигика/мировая политика/международные отношения/мировое развитие" (ВП/МП/МО/МР), а также некоторые примыкающие к ним более традиционные дисциплины, такие как история международных отношений и международное право.

Именно эти дисциплины в настоящее время находятся в России, пожалуй, в наиболее кризисном положении, даже по сравнению с остальными общественными науками, лишь недавно начавшими становиться на ноги после десятилетий идеологического диктата, запретов и цензуры, что выражается, прежде всего, в следующем:

Эти дисциплины в наименьшей, по сравнению с другими общественно-научными дисциплинами, степени оказались затронутыми процессом "вскрытия белых пятен" и пересмотра ложных, идеологически заданных представлений и концепций, искажающих истинную картину современного мира.

Количество учебной и научной литературы по этим дисциплинам, опубликованной в постсоветский период и отвечающей современным требованиям, отличается особой скудостью. Гигантский пласт зарубежной литературы, посвященной экономическим, социальным и политическим процессам и тенденциям, происходящим в различных странах и регионах и определяющим лицо современного мира, так же, как и основная масса литературы по теоретическим проблемам международных отношений, изданная преимущественно в 60-х - 90-х гг., когда мировая наука о международных отношениях развивалась особенно интенсивными темпами, остается закрытым для большей части российского общества. Практически нет и специализированных научных журналов.

Преподавание предмета международных отношений и академические исследования в этой области носят очаговый характер, что едва обеспечивает потребность нашего общества в квалифицированных кадрах и практически не решает задачу обеспечения элементарной общественно-научной грамотности населения (в том числе и его образованной части), без которой невозможно нормальное функционирование современной демократии, предполагающей, в числе прочего, наличие достаточной критической массы грамотных избирателей и сознательных граждан.

Происходит размывание всей сферы страноведческих и региональных исследований, которые практически выпали из системы приоритетов как отечественных, так и зарубежных спонсорских организаций и фондов, поддерживающих прежде всего исследования общественно-политических процессов в России и других государствах постсоветского пространства. Таким образом подрывается основа компаративистского подхода, без которого, в частности, невозможно и адекватное понимание событий и процессов, происходящих в России.

Налицо практически полная дезинтеграция между страноведческими и региональными исследованиями, с одной стороны, и общетеоретическими дисциплинами - с другой, Таким образом теория в отрыве от конкретных реалий различных стран и регионов превращается в некую абстрактную схоластику, а стране- и регионоведение без опоры на теоретико-методологическую основу приобретает чисто дескриптивный характер.

Результатом такого положения становится целый комплекс перекосов в системе знаний и представлений об окружающем мире в нашей стране. Так, например, гипертрофированную популярность зачастую приобретают те подходы и направления, которые в мировой науке давно уже в целом отработаны и отошли на второй план (что совершенно не означает, что они полностью отвергнуты) - как, например, геополитика. В свою очередь, многие проблемы, находящиеся в центре внимания мирового научного сообщества в настоящее время, до сих пор не дошли до основной части наших научных кругов (например, дискуссия по проблеме "конца вестфальской системы", концепции международных отношений, разработанные в рамках постмодернистского мировоззрения и т.п.). Нередко можно наблюдать и противоположное явление: в научный оборот более или менее активно вводятся последние работы известнейших в мире ученых-теоретиков в области международных отношений, при этом незаслуженному забвению предаются их более ранние работы, имеющие огромную научную значимость и входящие в списки обязательной литературы по курсам международных отношений во всех ведущих зарубежных университетах.

В свете вышеизложенного становится очевидной насущная необходимость разработки в России национальной программы развития и распространения научных знаний о современном мире как об арене политического взаимодействия различных субъектов международных отношений. В основе программы должно, как представляется, лежать максимально сбалансированное соотношение общетеоретической и конкретно-фактологической составляющих этой области знания, представленных, с одной стороны, наукой о международных отношениях, а с другой - широким спектром страноведческих и региональных исследований, опирающихся на теоретико-методологический фундамент новейших достижений современной политической науки и являющихся, в свою очередь, информационно-аналитическую базу для дальнейшего развития фундаментального научного знания. Программа должна включать в себя следующие основные направления:

- разработка учебных курсов как общего, так и узкоспециализированного характера по предмету "Международные отношения";

- издание отечественной и переводной научной и учебной литературы по этому предмету;

- издание специализированных журналов как общей, так и узкой специализации;

- возрождение и развитие системы страноведческих и региональных исследований, издание научной, учебной и справочной литературы, обеспечивающей достаточную информационную базу для создания в обществе адекватной картины современного мира;

- развитие системы подготовки и переподготовки преподавательских и научных кадров для широкого распространения знаний по данному предмету как в высшей, так и в средней школе.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...