Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация психологической службы в образовании

ЛЕКЦИЯ 6. Работа психолога в образовании

1. Организация психологической службы в образовании;

2. Задачи и направления практического психолога в образовании.

Рефераты:

1. Организация психологического кабинета практического психолога

2. Документация школьного психолога

3. Песочная терапия в деятельности детского психолога

Литература:

1. Самоукина Н.В. Первые шаги школьного психолога

2. Битянова М. Психолог в начальной школе

3. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога

4. Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология

5. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога

6. Овчарова Р.В. Психолог в начальной школе

7. Журнал «Вестник практической психологии образования»

 

Организация психологической службы в образовании

 

Педагогическая психология начала развиваться в 19 в., сближаясь со школьной педагогикой.

В 20 в. Была осознана необходимость работы психологов в пед.сфере. Сначала работу психологов выполняли педагоги, но постепенно психологи стали вводиться в штат.

В 1988 г. вышло постановление Государственного комитета СССР по образованию о введении ставки школьного психолога во все учеб­но-воспитательные учреждения страны. Это стало правовой основой деятельности школьного практического психолога, определило его; социальный статус, права и обязанности.

 

В нашей стране психологическая служба в образовании представ­ляет собой единую систему, состоящую из трех основных звеньев:

1. детский практический психолог, работающий в конкретном учебно-воспитательном заведении (детском саду, школе, детском доме, школе-интернате, професионалъно-техническом училище, техникуме);

2. психологический кабинет районного управления народного образова­ния (или городское или областное управление народного образова­ния);

3. центр психологической службы народного образования,

 

В зависимости от административной подчиненности и организаци­онной структуры психологическая служба может иметь разный статус

1)психолог или группа психологов, работающих в детском саду, детс­ком доме, интернате, школе, лицее, гимназии, профессионально-тех­ническом училище, техникуме, колледже под административным
руководством этого учебного заведения;

2)психолог или группа психологов, работающих под административ­ным руководством городского или районного департамента (или управления) образования и обслуживающая несколько учебных заве­дений;

3)консультационный психологический центр, работающий под ад­министративным руководством городского, районного или област­ного департамента (управления) образования как самостоятельное подразделение (например, психолого-педагогическая консультация) или в составе внешкольного учреждения (например, медико-пси­холого-педагогическая комиссия, центр социальной, педагогичес­кой, медицинской и психологической помощи семье и детям);

4)психолог или группа психологов, работающих как научно-методичес­кий центр или кабинет в составе управления городского, районного, областного или государственного департамента (или управления) образования и под его административным руководством.

 

 

1. Задачи и направления практического психолога в образовании.

задачи, которые может решать практический психолог, работая в школе:

1) выявлять психологическую готовность детей к школьному обучению, совместно с учителем намечать программу адаптации их к школе;

2) разрабатывать и осуществлять совместно с учителями и родителями развивающие программы с учетом индивидуальных особенностей детей — интересов, способностей, склонностей, чувств, увлечений, жизненных планов, — а также задач развития на каждом возрастном этапе;

3) держать под особым контролем переходные, переломные момент в жизни школьников;

4) осуществлять диагностическую и коррекционную работу с неуспевающими и недисциплинированными школьниками;

5) диагностировать интеллектуальные, эмоциональные, волевые или личностные особенности учащихся, создающие трудности в процессе обучения и воспитания, помогать в их коррекции;

6) способствовать созданию благоприятного психологического климата, выявлять и устранять причины нарушений межличностных отношений учащихся с учителем, со сверстниками, с родителями и другими людьми;

7) консультировать администрацию школы, учителей, родителей по психологическим проблемам обучения и воспитания детей, по воп­росам развития их внимания, памяти, мышления, характера, спо­собностей;

8) проводить индивидуальные и групповые консультации учащихся по вопросам, связанным с учебной деятельностью, самовоспитанием, самоопределением, по проблемам взаимоотношений со взрослыми и сверстниками;

9) активно участвовать в профориентационной работе (Рабочая кни­га школьного психолога, 1991, с. 18; Кала, Раудик, 1986, с. 12).

 

Направления деятельности:

1. Психологическое просвещени е Формы психологического просвещения могут быть разными: лек­ции, беседы, семинары, подбор литературы, уроки психологии.

2. Психологическая профилактика. Профилактика — это совокуп­ность предупредительных мероприятий. Психологическая профилак­тика — это работа психолога, направленная на предупреждение возникновения каких-либо трудностей, проблем в жизни детей,

3. Психологаческое консультирование. Психологическая консультация предназначена для того, чтобы помочь человеку самому решить воз­никшую проблему. Консультации школьным психологом проводятся для воспитателей, учителей, учащихся, родителей, администрации образовательного учреждения. Они могут быть индивидуальными или групповыми.

4. Психологическая диагностика - это определение особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических качеств, соответствия уровня развития умений, навыков, личностных качеств возрастным нормам; выявление психологических причин трудностей в обучении и воспитании отдельных детей. Задача психодиагностики — получить информацию об индивидуально-психологических особен-тях детей, которая была бы полезна им самим и тем, кто с ними работает, — учителям, воспитателям, родителям. Средствами психологической диагностики могут быть наблюдение, беседа, психологическое тестирование. Частой ошибкой недостаточно квали­фицированных психологов является чрезмерное увлечение психологическими тестами и пренебрежение другими методами пси­ходиагностики.

5. Психологическая коррекция и развитие ребенка. Это работа по устранению отклонений в психическом развитии учащегося, фор­мированию его способностей и личности. Программы коррекции и развития обычно включают психологическую и педагогическую ча­сти. Психологическая часть планируется и осуществляется школь­ным психологом. Педагогическая часть составляется на основе психологических рекомендаций совместно психологом и учителем, воспитателем, родителями и выполняется педагогами и родителями с помощью школьного психолога. Коррекционная работа школь­ного психолога с детьми нередко стакивается с медико-психо-логопедагогическими проблемами. Многие из них требуют психотерапевтической работы с семьей и детьми (Спиваковская, 1999а, 1999б). Поэтому актуальным для школьной практики оказывается участие клинических психологов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...