Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Результаты 1 этапа логопедической работы




Логопедическая работа с безречевыми детьми

 

Логопедическая работа с безречевыми детьми строится с учётом данных общей педагогики, дефектологии и логопедии, что мотивировано общностью тенденции речевого развития детей разных категорий, выявленных исследованиями Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, А. М. Шахнарович, Д.Б. Эльконина.

Работа с безречевыми детьми строится с учётом дидактических принципов:

1)комплексности,

2)максимальной опоры на полимодальные афферентации;

3)опоры на сохранные звенья нарушенной функции,

4)поэтапного формирования умственных действий;

5)учёта зоны ближайшего развития;

6)усложнения материала;

7)онтогенетический;

8)функционально-семантический.

 

Направления, задачи и приёмы логопедической работы с безречевыми детьми

Этап логопедической работы (подготовительный)

На данном этапе проводится дополнительное изучение безречевых детей. Уточняется речевой диагноз, после оценки комплекса факторов определяется прогноз.

Задача- развитие системы межанализаторных связей как основы для формирования предпосылок общения.

Основные направления работы на подготовительном этапе:

1)установление зрительного и эмоционального контакта;

1)подбор адекватной аффективной и сенсорной стимуляции;

3)настрой ребёнка на эмоциональное сопереживание;

4)повышение уровня общей активности ребёнка;

5)организация произвольного внимания- развитие способности к концентрации, распределению и переключению внимания.

Этап логопедической работы (начальный)

Задачи:

Выработка языковых навыков и сенсомоторных эталонов, необходимых для формирования коммуникативной деятельности

Каждое занятие состоит из 3 частей: вводно-мотивационной, операционно-исполнительной, оценочно-рефлексивной.

Вводно-мотивационная (1-3 мин) включают ритуал приветствия, установление и поддержание эмоционально-положительного контакта, что способствует созданию установок и на позитивную ориентацию на занятии и совместную деятельность

Исходя из особенностей речевого дефекта детей, приёмы логопедической работы могут варьировать.

Так, в работе с детьми с сенсорной алалией воздействие направляется на воспитание сознательного анализа состава речи, развитие фонематического восприятия, понимание речевых структур. Взрослым необходимо избегать хлопков в ладоши, топанья, стуков, так как в этих случаях детьми воспринимаются колебания, вибрация, а не звучания.

В работе с детьми с моторной алалией важны формирование мотивационной основы высказывания, развитие психической активности и отражённой речи.

В работе с детьми с нарушениями слуха большое значение имеет подражание, широко используется предметная деятельность на основе эмоционального воздействия со взрослым, уточняется характер имеющихся звуков.

В работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью важны развитие наглядного мышления, ознакомление с предметами окружающей действительности.

Специфика работы с детьми с анартрией заключается в сочетании логопедических приёмов: работы над просодикой, массажем артикуляционных органов с развитием функций рук и общей моторики ребёнка.

Работа по установлению контакта с детьми с РДА должна проводится особенно осторожно. Главным является снятие общей отрицательной оценки взрослого человека ребёнком. После установления к себе положительного отношения нужно помнить о пресыщаемости подобного ребёнка в контактах. Давать возможность ему отдохнуть, не прерывая тактильного контакта. В моменты интенсивной вестибулярной стимуляции необходимо фиксировать аффективную связь момента удовольствия и взгляда, улыбки взрослого, добиваясь ответной реакции ребёнка.

На начальном этапе используется ряд упражнений, стимулирующих развитие внимания, памяти, оптико-пространственных представлений, наглядно-действенного мышления, являющихся базой для формирования речи и общения.

Разнообразные приёмы воздействия способствуют исключению подражательных инертных стереотипов и стимулируют развитие способности детей переносить полученные умения в рамки реального общения. Положительное подкрепление применяется в виде кратких одобрений или соответствующих жестов. Сформулированные выше теоретические положения логопедической работы позволяют определить следующие направления в формировании предпосылок общения и речи у безречевых детей:

- развитие слухового восприятия;

- способности к использованию невербальных компонентов коммуникации;

- зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики;

-зрительно- пространственного анализа и синтеза;

- сенсорно-перцептивной деятельности;

-функций голоса и дыхания;

- чувства ритма;

-импрессивной и экспрессивной речи.

Формирование предпосылок общения и речи основывается на способности к компенсации с использованием обходных компенсаторных механизмов. Обходные методы подразумевают компенсацию на основе перестройки нарушенных функций благодаря межфункциональным перестройкам.

Каждое направление включает определенные задачи и соответствующие им приёмы, дифференцированные в зависимости от этапа работы и индивидуальных особенностей безречевого ребёнка.

Этап логопедической работы (тренировочный)

Тренировочный этап решает задачи совершенствования умений, полученных на начальном этапе. В ходе занятий речь и общение у безречевых детей формируются спонтанно. На этом этапе логопедом используются приёмы , обеспечивающие возможность передачи детям в доступной форме систематизированных знаний на более сложном языковом материале. Сенсорный и практический опыт безречевых дошкольников продолжает расширяться. Создаётся основа для развития целостного обследования предметов, произвольной регуляции деятельности. Устанавливается лексический материал, практически закрепляется грамматический минимум, которым дети овладели на начальном этапе. В процессе занятий в условиях обучения неречевой деятельности овладение целостными действиями достигает определённой степени автоматизма. Безречевые дети последовательное овладение операциями переводят в целостное действие, в ходе которого дальнейшая автоматизация происходит на более высоком уровне.

Динамика формирования речи и общения у безречевых детей.

По итогам занятий показателями речевой активности безречевых детей считаются:

-общее количество вербальных реакций. Т.е. направленных к логопеду, взрослым и детям в группе;

-общий объём вербальной продукции, т.е. количество слов, имеющихся в экспрессивной речи;

-использование невербальных компонентов коммуникации.

Результаты 1 этапа логопедической работы

На подготовительном этапе у детей появляется положительное отношение к занятиям, улучшается эмоциональный фон. Развитие эмоциональных связей поднимает общую активность, позволяет выработать устойчивые формы поведения. Совместное переживание происходящего, формирование интереса к занятиям стимулируют возникновение активной избирательности дошкольников. Удаётся сформировать ориентировочно-поисковую и эмоциональную реакцию на звучание предметов и голосов ближайшего окружения ребёнка.

Появляются попытки вслушиваться в речь, что свидетельствует об улучшении функции слухового восприятия, развиваются основы звуковых ориентировок, доступным становится выделение лексических единиц из речевого потока. Устанавливается зрительный контакт, становится возможным организовать зрительное восприятие в заданном пространстве. Прослеживающие движения глаз делаются более активными, удаётся организовать произвольное внимание.

У детей увеличивается объём понимаемой речи. Приток положительных сенсорных ощущений – тактильных, вестибулярных, слуховых - расширяет стереотип взаимодействия с окружающими.

 





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.