Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Традиционная культура народа мари




Введение

 

Каждый человек сам является строителем своей жизни. Но в тоже время он живет в круговороте жизни всей планеты Земля, Вселенной, рядом со многими людьми. В сложных жизненных ситуациях человек часто обращает свои молитвы к Богу. Возможно, через это Всевышний напоминает ему о том, что он живет не обособленно от мира сего, а является его частью.

О нарушении единого его закона Бог напоминает человеку через разные болезни, неприятности, другие проблемы. В такой момент каждый человек решает по-своему, как ему поступить; у каждого есть право выбора. Одни идут со своими молитвами в рукотворный храм, другие ищут помощи нерукотворном, созданном самим Богом храме - на природе. Именно здесь они благодарят Бога за жизнь на этой прекрасной земле, здесь они могут распутать сложные жизненные проблемы, набраться силы и здоровья, укрепить силы духа. Они находят пути единения с силами природы и крепнут благодаря им.

Марийцы сумели сохранить и донести до сегодняшнего дня самую древнюю на земле веру-почитание и поклонение силам природы. Мы ее называем «чимарий» или религия «чий». Пройдя гонения и испытания, эта многострадальная религия сумела выжить в сердцах и душах марийцев. Многие сложили свои головы, защищая свой традиционный образ жизни, основанный на почитании сил божественной природы. Сегодняшнее поколение трепетно чтит память о своих национальных героях. Истинная ВЕРА ЖИВЕТ в душе марийского народа и дарует силу.

 


Происхождение (этногенез) и этническая история

 

Древние марийцы cформировались в Поветлужье, постепенно продвигались на восток, к реке Вятке. В Ветлужско-Вятском муждуречье во второй половине I тысячетилетия от древнемарийских племён остались такие памятники археологии, как Шор-Унжинский могильник близ г. Кирова, Безводнинский (Пимский) клад и городища Ижевское, Бурыгинское, Еманаевское на реке Пижма в Кировской области.

Краткая характеристика могильников IX-XI веков заключается в следующем: погребения располагаются группами, содержат как мужские, так и женские захоронения, совершенные обрядами: ингумации, трупоположение и кремации (трупосожжение). Последний обряд составляет до 26 процентов от общего числа захоронений. Ориентанция погребённых головой на север с незначительными отклонениями на запад и восток составляет 91,8, на запад и юго-запад - 8,1процента.

В этих могильниках встречались захоронения без костяков. В них вещи, в основном украшения, были завёрнуты в одежду и завязаны ремнём. Иногда они укладывались в берестяной тусечек или деревянный бочонок, всё это прикрывалось деревянной или металлической чашей, в некоторых случаях железным котлом.

Основными женскими головными украшениями являлись налобные венчики и медные цепочки. Цепочки характерны только для марийцев, у других финно-угорских народов их не было. Височные кольца как характерные и часто встречающиеся украшения, изготавливались из круглой в сечении серебряной или медной проволоки с одним многогранным и утолщённым, отогнутым наружу концом, а другим чуть заострённым или обрубленным. Наиболее характерна так называемая калачевидная серьга, также редко встречающаяся у других финно-угорских народов. Шейными украшениями являлись гривны и ожерелья.

Хронологически и типологически переходным археологическим памятником является могильник "Нижняя Стрелка" X-XII веков в устье реки Дорогучи в Юринском районе - самый западный из древнемарийских могильников (Акцорин В.А., 1967).

Среди материальных остатков преобладает керамика - плоскодонная глиняная посуда ручной лепки сероватого цвета с примесью крупнозернистого шамота (дробленая керамика) и реже дресвы (крупный речной песок). Кроме обычных глиняных горшков с выпуклым туловом встречаются баночного типа и приземистые чаши.

Каждый поволжско-финский этнос состоял из нескольких племенных групп, родственных между собой.

В правобережье Волги соседями древних марийцев была мордва, основу этноса которой составили городские племена. В археологических памятниках мордвы выделяются две отличающиеся между собой группы - эрзя и мокша.

На востоке, в Прикамье, родственными марийцами племенами были так называемые пермские финны. В I тысячелетии н.э. в середине пермских финнов шёл такой же этнообразующий прогресс, как и среди волжских.

В обстановке многократных военных столкновений русских с волжскими булгарами, а затем длительного противоборства между Московским (Русским) государством и Казанским ханством марийцы оказались между двумя противоборствующими силами.

Полтора века (XI - первая половина XIV вв.) предшествовавшие присоединению Марийского края к Московскому государству, богаты политическими событиями, происшедшими в Среднем Поволжье.

Последующее этническое развитие марийского народа, как и других его поволжских соседей, происходило в составе России, ставшей с этого времени многонациональным государством (Сепеев Г.А., 2001).

 


Поселения

 

Для марийцев издавна был традиционен сельский образ жизни

В послеоктябрьский период, с образованием марийской автономии, происходит постепенный рост городского марийского населения, особенно заметно в послевоенные годы.

У марийцев, издавна проживающих в лесной полосе, на территории с густой речной сетью, сложился приречно - овражный тип расселения.

Очевидно, первоначально они отличали себя по месту проживания, привязанному к той или иной реке.

Проживание марийцев в лесной зоне нашло отражение в изобилии лесных названий и населённых пунктов.

В настоящее время удивительный вес мелких и средних марийских поселений значительно уменьшается. Основным фактором этого процесса послужила политика сселения жителей деревень, отнесённых в разряд "неперспективных малых населённых пунктов, в более крупные, определённые в качестве "перспективных".

Заметно преобразился внешний облик марийских поселений в послеоктябрьский период. В них сформировался комплекс различных общественных зданий, производственных построек, создан общественный жилой фонд.

Степень насыщенности поселений общественными зданиями и строениями различна в зависимости от их административно-хозяйственного статуса, их функциональной роли (Сепеев Г.А., 2001).

 

Жилище

 

У марийцев, как и у всех народов лесной полосы Восточной Европы, издавна утвердилось бревенчатое срубное жилище, получившее развитее из древней углублённой в землю полуземлянки.

Значительные изменения марийского жилища произошли в капиталистическую эпоху, во второй половине XIX-начале XX веков.

Застройка деревень по уличному плану вынуждала марийцев ставить избы фасадом (окнами)на улицу.

Более разнообразными стали типы жилищ. Наряду с прежними изба + сени и изба + сени + изба повсеместно распространённым стал характер для русских тип- изба с горницей, то есть трёхраздельный.

Параллельно с конструктивным изменениями разнообразился и обогащался внешний декор марийского жилища.

Вначале для украшения наличников марийцы применяли традиционную углублённо-выемчатую технику резьбы.

Во второй половине XIX века марийцы для украшения жилых домов стали применять характерные для русского населения поволжских и центральных губерний рельефную и прорезную технику резьбы. Жилища с рельефной резьбой встречались у марийцев приволжских уездов края (Чебоксарский, Казанский, Козьмодемьянский).

Влияние татар нашло отражение в своеобразном оформлении на дощатом фронтоне слухового окна - отверстия в виде различных геометрических фигур(четырехугольное, треугольное, круглое, полукруглое, в виде полумесяца и т.п.).

Состоятельные марийцы различным образом украшали крыльцо (резной узор под крышей, фигурные колонны-опоры крыши, решётчатые перила).

В послеоктябрьский период жилище марийцев стало более разнообразным по используемым стройматериалам, типологии и планировке, обогатилось по внутреннему убранству и наружному декору.

В 20-40-е годы изменения выразились в появлении новых типов жилища. Несколько увеличилась доля домов-пятистенков, появились различные типы многоквартирных ведомственных коммунальных домов.

Наиболее динамичные изменения марийского жилища произошли в послевоенные десятилетия, особенно в 60-80-е годы, что было связано с ростом материально-технической и финансовой базы сельскохозяйственных предприятий, строительных и проектных организаций, подъёмом жизненного уровня населения.

Современные жилища марийцев, наряду с традиционными срубными избами, представлены также домами из нетрадиционных стеновых материалов: кирпича, шлакобетона, арболита, блоков и панелей (Сепеев Г.А., 2001).

В современном марийском жилище происходит дальнейшее совершенствование внутренней обстановки, обновление многих его элементов.

Для наружного декора марийского жилища заметным явлением стала простая или фигурная обшивка стен (особенно фасада)с последующей окраской.

 

Костюм

 

Народный костюм - одно из самых ярких проявлений культуры этноса, где отражаются представления о красоте и целесообразности.

Мужская одежда марийцев подвергалась влиянию русского костюма, что было связано с большой подвижностью этой части населения, поскольку мужчины занимались кустарными и отхожими промыслами и быстрее воспринимали русскую и фабричную одежду.

Демисезонные кафтаны (мыжер) шили двух типов: прямоспинный туникообразного покроя с шалевым воротником и туникообразный прямоспинный с клиньями в боках и запахом на левую сторону.

Зимней мужской верхней одеждой была шуба прямоспинная или отрезная в талии, преимущественно из овчин, окрашенных в красноватый или чёрный цвета.

Женский народный костюм марийцев отличался большим разнообразием. Основу женской одежды составляла рубаха туникообразного покроя, которая шилась так же, как и мужская.

Одежда марийцев функционально подразделялась на повседневную, праздничную и обрядовую. Праздничный костюм по составу предметов, по форме и покрою во многом повторял будничный, однако выглядел более нарядно и красочно.

У каждого народа, как известно, существовали свои эстетические представления об одежде.

У марийцев традиционным её цветом был белый. Белый цвет -специфическая особенность марийского костюма (Байбурин А.К., 1993).

Известное влияние на развитие марийского народного костюма оказала русская одежда. Особенно это отразилось на мужской одежде.

В некоторых случаях взаимосвязи приобретали характер заимствований.

Однако заимствованный элемент проходил проверку на соответствие труду, быту, эстетическим взглядам и понятиям.

С развитием капиталистических отношений в марийской деревне начали появляться представители сельской буржуазии: владельцы крупных земельных наделов, различных промысловых заведений, которые стремились выделиться из основной массы своим костюмом.

Переустройство хозяйства и быта в послеоктябрьский период привело к коренному изменению культуры и быта.

Великая Отечественная война замедлила процесс трансформации и модернизации народного костюма.

В современном быту сохраняются наиболее рациональные и удобные формы народного костюма, такие как чёрные демисезонные кафтаны, бытующие в основном среди женщин северо-восточных районов республики.

В настоящее время функциональное применение национального костюма все более перемещается в сторону использования его в качестве праздничного и сценического (Сепеев Г.А., 2001).

Пища и утварь

 

Традиции питания марийцев складывались под воздействием природно-экологических и этнических факторов.

Основу традиционной марийской кухни издавна составляла продукция земледелия и животноводства.

Пища из продукции земледелия и огородничества. Важнейшими компонентными для её изготовления являлись мука (ложаш, лашаш) и крупа. Муку, помимо зерновых культур, получали также из гороха и конопляного семени.

Поскольку озимую рожь марийцы стали культивировать не ранее XVI-XVII веков, то в прошлом хлеб обычно пекли из яровой муки, делая пресное тесто.

Повседневно употребляемый в пищу хлеб-это каравай из кислого ржаного теста, выпекаемый на поду печи.

Пресный хлеб (шергинде) - это круглые плоские лепёшки размером с каравай, изготовляемые из яровой муки, замешиваемые на воде и молоке.

Распространённым кушаньем были блины (мелна, мелла) и олади (изи мелна), выпекаемые на сковороводе. Во времена свадьбы в доме жениха молодоженами в первую очередь преподносили блины и пиво.

Оригинальным блюдом марийской кухни являются слоёные блины - коман мелна (к о м - сочень).

Нередко марийцы пекли двухслойные блины: сочень с тестом или сочень с кашицей.

При выпечке хлеба обычно пекли ватрушки (перемеч, шаньга, туаткал) в качестве повседневного и праздничного кушанья.

Пироги (когыльо, кагыль) делались из кислого и пресного теста с разнообразными начинками. Причём характерно было применение начинки из нескольких компонентов. В праздничные дни к мясной и рыбной начинки добавляли крупу, репчатый лук, позднее картофель, пекли пироги с начинкой из ягод и плодов (свеклы, капусты, картофеля) изготовлялись для повседневного употребления.

Более широкоупотребительными были мелкие пироги из пресного теста, которые готовили на выходные дни и в праздники.

Печёные пирожки имели самую разнообразную мелкорубленую или толчёную начинку: мясо, субпродукты, кишки, дичь, яйца вкрутую, овощи, крупы, горох, ягоды, плоды, грибы.

Отварные пирожки являются одним из старинных традиционных блюд финно-угров. Марийцы называли их подкогыльо, падкагыль (коловые пироги).

Одним из праздничных кушании - лакомств марийцев были вареные в масле клецки в виде шариков или мелких лепёшек из сдобного овсяного, ячменного и пшеничного теста (пресного или кислого) с добавлением сырых яиц, известные у соседних финно-угров и тюрков.

К числу традиционных повседневных блюд относились каши: густые из крупы и жидкие из муки, в будни варили кашу на воде или молоке, в празднично-обрядовых ситуациях-с мясом, салом или на мясном бульоне.

Одним из традиционных кушаний марийцев было толокно (пушто), которое варили из солодовой муки. В летнее время из толокна делали холодное блюдо-болтушку (лапаш) на воде, простокваше или пахте.

К традиционным блюдам относились различные кушанья с использованием конопляного семени.

Продукты земледелия и огородничества являлись необходимым компонентам для приготовления первых блюд. Одним из ежедневных блюд считалось супы, которые обычно готовили в котле на обед, а в страдную пору на ужин.

Овощи употребляли в пищу в сыром виде, использовали как приправу в супы и начинку для пирогов.

Блюда из продукции животноводства. В питании марийцев эта продукция издавна занимала определенное место: мясо (шил, пызы, пай), кровь, молоко и продукты его переработке, яйца кур.

Мясо в летний сезон употреблялось редко, в основном во время праздников и обрядов жертвоприношение. Чаще питалось им в зимнее время.

Марийцы использовали в пищу кровь домашних животных. При забое скота её бережно сцеживали в чашку с крупой. Крупа с кровью, смешанная для связи с мукой и сырыми яйцами, использовалась для изготовления биточков, которую отваривали в супе. Это масса шла также на изготовление вареной колбасы.

Головы и ноги забитого скота обычно оставляли на зиму, причём головы хранили до весны.

Широко употреблялись в пищу марийцами молочные продукты. Один из дней языческого праздника поминовения умерших Кугече (мар.-Пасха) назывался вольык вуй кочмо кече (день поедания голов скота).

Простокваша из цельного молока шла на получения отжатого творога. Свежий творог использовался в качестве начинки для ватрушек, традиционных пирожков-вареников и изготовления празднично - обрядов круглых сырников.

Сливочное масло получали из сливок путём взбивания в долбленом цилиндрическом сосуде, с помощью палки с круглыми или крестообразным поршнем в нижнем конце.

Яйца кур в основном потреблялись в период их яйценоскости. Их использовали для сдабривания теста, бульонов и молочных супов, изготовления биточков из мяса и дичи, слоёных блинов, пирогов, ватрушек, сырников (Сепеев Г.А., 2001).

Пища из продукции охоты, рыболовства, собирательства

Эти древнейшие непроизводящие отрасли хозяйства в давнее время занимали важное место в быту марийцев (как и все финно-угров), а их продукция составляла основу многих блюд марийской кухни.

Большое место в рационе питания марийцев занимали дичь. Из диких животных они употребляли главным образом мясо лося, зайца, медведя, оленя, белки, из птиц-уток, глухарей, тетерев, куропаток, рябчиков.

Дичь обычно варили в супах. Мясо животных отваривали крупными кусками, боровую и водоплавающую птицу,а также белку после разделки, - целыми тушками.

Традиционно любимой пищей марийцев была рыба(кол). Она широка использовалась для приготовления повседневных и празднично-поминальных блюд.

В традиционной марийской кулинарии широкое применение находили дикорастущие ягоды и плоды. Их употребляли в свежем виде, на зиму запасали в сушеном или мочёном виде.

Для марийской кухни характерно было использование грибов (поҥго). Их употребляли в вареном, сушеном и соленом виде.

Мёд марийцы считали одним из самых чистых продуктов питания и относились к нему с особой почтительностью и уважением.

Напитки.В традиционный набор напитков, употребляемых марийцам и, входили безалкогольные и алкогольные.

Из повседневных напитков, помимо натуральных, широко употреблялись простокваша и квашеное кипячёное молоко, разбавленное водой (торык, йыра), пахта (орен, йыра), квас (шово, шопо, щапы) из солода, овощные напитки из редьки, репы, брюквы, свеклы, послащенная мёдом вода.

Древним слабоалкогольным напитком марийцев является хлебные хмельное пиво (пура, сыра).

К числу крепких алкогольных напитков марийцев относится изготовленные на меду (пуйыр, шорва) медовщины, известные многим народам, проживающим в лесной зоне.

С распространением христианства в быт марийцев вошли покупные алкогольные напитки. Постепенно во время православных праздников и семейных обрядов крещёные марийцы стали употреблять водку и вина.

Посуда и утварь. Для сбора и хранения продуктов, приготовления и приёма пищи и напитков марийцы имели необходимый набор посуды и утварь. Марийцы издавна пользовались металлической, деревянной и глиняной посудой. Для варки горячих первых и вторых блюд использовались котлы (пад, под), с появлением духовой печи-горшки, глиняные и чугунные.

Для приготовления хлеба и других печений муку просеивали решетом или ситом в ночевке.

Разнообразна была у марийцев деревянная посуда и утварь собственного производства.

К домашней утвари, используемой для переработки продуктов земледелия, относились ручные мельницы с каменными или дубовыми жерновами, ступы с листами для обдирки зерна, производства муки и крупы, толчения конопляного семени.

В период капитализма в быту марийцев постепенно стал расширяться набор посуды и утвари фабрично- заводского производства:металлической, стеклянной, фарфоровой.

Дореволюционные авторы нередко отмечали приверженность марийцев к алкогольным напиткам.

Визит в гости в прошлом назывался также кинде дене каяш (ехать с хлебом) или пура йуаш каяш (ехать пить пиво),что подразумевало -преподнести хозяевам хлеб, другие кушанья и насладиться их слабоалкогольными напитками (Байбурин А.К., 1993).

В республике Марий Эл возделываются преимущественно традиционные и полевые культуры, разводятся в основном те же виды домашних животных.

В современном рационе питания сохраняются многие народные блюда.

 


Традиционная культура народа мари

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...