Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конфессиональная политика Сасанидов на Восточном Кавказе.

Раннее средневековье характеризуется значительными историческими процессами, сыгравшими огромную роль в исторических судьбах народов Кавказа. Значительное влияние на ход этих процессов оказали ведущие державы того времени – Сасанидский Иран и Византия, а вслед за ними и Арабский халифат – для которых Восточнокавказский регион всегда оставался зоной жизненных интересов, и потому их правящие элиты прикладывали огромные усилия для распространения здесь своих имперских религий, составлявших основу политической власти.

Как результат усилий этих держав, в раннесредневековую эпоху на Кавказ планомерно проникают конкурирующие между собой религиозные системы – зороастризм, иудаизм, христианство, затем и ислам.

Наиболее древняя из них – зороастризм – одна из древних религий Откровения. Священное Писание зороастрийцев – Авеста, состоящая из Гатов («гимнов»), была ниспослана людям богом через пророка Зороастра (иран. Заратуштра), по некоторым данным около 600 г. до н.э.. Родиной зороастрийской религии считается долина Аракса.

Для зороастризма характерны: монотеистическая тенденция, выраженная в вере в верховного, или единого, бога Ахурамазду (Ормузд), по имени которого зороастризм называют маздеизмом, и дуализм, противопоставляющий два вечных начала – добро и зло, свет и тьму.

Главную роль в зороастризме играет огонь, считавшийся одним из атрибутов сил света и рассматривавшийся как воплощение божественной справедливости, арты. Поэтому в алтарях зороастрийских храмов горел постоянно поддерживаемый огонь. Во время молитвы взгляд зороастрийца был устремлён на огонь – символ праведности.

Усиленное проникновение зороастризма в Дагестан начинается с приходом к власти в Иране в 208 г. династии Сасанидов, являвшейся жреческим родом наследственных хранителей храма Анахиты (гр. Артемиты)[1]. Опорой новой династии стало зороастрийское духовенство.

Ардашир I Сасанид (225-240) восстанавливает целостность Ирана и вторгается на Кавказ. Источники сообщают, что шаханшах со своим войском дошёл до Дербента и заставил жителей Азербайджана и Южного Дагестана принять зороастризм[2].

Средневековый армянский историк Моисей Хоренский сообщает о строительстве Ардаширом I зороастрийских храмов на Кавказе, в которых «приказывает неугасимо возжечь огонь Ормузда (Ахурамазды)»[3].

Сын Ардашира I и приемник Шапур I (240-272) с ещё большим усердием продолжает политику своего предшественника. Он начинает последовательную экспансию на Кавказ, оспаривая роль мировой державы у самой Римской империи. В 252 году шаханшах со своей армией вторгся в Армению, разгромив её, двинулся в Западный Прикаспий. Государство восточнокавказских народов – Агван, больше известное по греческому и армянскому эквивалентам этого имени – Албания и Алванк, не смогло оказать персам достойного сопротивления и было завоевано.

В состав Сасанидской империи вошли практически вес Восточный Кавказ и Закавказье[4]. Однако горный Дагестан и Иберия находились лишь на полузависимом положении, о чём свидетельствуют события 260 года, связанные с войной между Сасанидами и Римом[5].

Важнейшим инструментом в имперской политике Сасанидов была религия, имевшая особое отношение к себе со стороны правящей династии, поскольку зороастрийская церковь была тесно переплетена с политической системой.

Зороастрийское духовенство, составлявшее один из столпов власти Сасанидов, в том числе на вновь завоёванных северных землях, находилось на особом привилегированном положении. Здесь роль жречества, его могущество приобретало почти царские очертания. Надпись верховного жреца зороастрийской религии эпохи Шапура I Кардира на стене храма Кааба Зороастра гласит о том, что он, приложив огромные усилия, распространил власть зороастрийских жрецов – магов вплоть до Дербента[6].

Магупет (верховный жрец) Кардир на Кавказе проводил активную церковную политику: повсюду строил храмы, «учреждал священные огни, назначал жрецов служить им», направлял сюда миссионеров, силой заставлял местное население принять зороастризм, запрещал им поклоняться языческим богам[7].

Римская империя, где в III в. христианство было официально признано, оспаривала владычество Ирана на Кавказе. В начале IV века в Армении христианство обрело статус государственной религии. С этого времени на Кавказе религия Христа очень быстро начинает вытеснять не только всё ещё сохранившиеся языческие верования, но и зороастризм. Зороастрийское духовенство не желало уступать позиций. На регион нахлынула волна конфессиональной нетерпимости.

Всемерную поддержку молодой христианской религии оказывал Рим. Его легионы часто вторглись на Кавказ[8]. Попытки Сасанидов изгнать римлян с Кавказа не всегда были успешными. Продвижение Рима на Кавказ, а за ней и наступление христианской религии на зороастризм, продолжалось и в последующие годы. Уже в конце III в. в Албании начинает активно формироваться албанское христианское духовенство, которое начало наступление на зороастризм и язычество.

Албанская и армяно-грузинская церкви были чрезвычайно близки между собой, поэтому устная традиция дагестанцев называет армянскими старинные, очевидно христианские, могильники и поселения, заброшенные в средневековье[9].

Положение зороастрийцев на Кавказе ещё более осложнилось после оккупации Западного Прикаспия во втором десятилетии IV века язычниками кочевниками-тюрками, о чём сообщает ат-Табари[10].

В 335 году Шапур II Сасанид начинает очередную войну на Кавказе за укрепление своей власти и позиций имперской религии в регионе. По его указке епископ Григорис был подвергнуть жестокой казни, христианского проповедника «привязали к хвосту дикой лошади и пустили по чистому полю»[11]. Были убиты также многие крещёные представители северокавказской знати. Во всей империи начались гонения на христиан. «Сие несчастье постигло христиан в 117 году персидской монархии и 31 году (340 год от рождества христова – М.Г.) царствования Шапура по прозванию долговечного»[12] – говориться в источниках.

С активизацией политики Шапура II противостояние христиан и зороастрийцев получает новый импульс. Северокавказские горцы не оставались в стороне от этих событий, и император Констанций II и Шапур II старались привлечь их на свою сторону богатыми подарками. Лояльность горцев зависела от щедрости той или иной стороны. По словам Аммиана Марцеллина, Шапуру приходилось «отгонять от своих границ дикие народы, которые в своём изменчивом настроении часто наступают на него, а иной раз, когда он идёт войною, оказывают ему помощь»[13].

Шапур нёс огромные потери от горцев и кочевников-хонов (гуннов) и еле сдерживал их натиск. Поэтому Шапур II – ревностный защитник зороастрийской веры – был вынужден заключить союз с Арменией, пойти на некоторые уступки армяно-албанской христианской церкви и проводить сдержанную политику, в частности разрешить свободно строить храмы, вести миссионерскую деятельность на Восточном Кавказе.

Однако отношения между представителями двух конфессий периодически обострялись и даже выливались в тяжёлые изнурительные войны. «Злейшая и безмолвная вера персидская всегда шла наперекор церкви Божьей», с неприязнью повествует христианин Каганкатваци[14].

К началу V века часть албанского населения, в основном знать, имевшая тесные связи с Сасанидами, исповедовала зороастризм, другая часть была христианизирована, остальные всё ещё оставались язычниками. Однако ослаблением религиозных гонений со стороны Сасанидов после 387 года не преминули воспользоваться христианские проповедники. В 408 году армянский просветитель Месроп-Маштоц начал проповеди христианства в Албании и достиг значительных успехов.Он создал алфавит для одногоиз южнодагестанских языков и перевёл на него книги Ветхого Завета. В результате у него появилось много последователей и учеников[15].

С приходом к власти Варахрана V (421-439) начинается активизация политики Ирана на Кавказе и всесторонняя поддержка имперской зороастрийской религии в регионе. Его правление отличалось особой религиозной нетерпимостью. В 430 году вследствие его политики «не менее чем двадцать тысяч христиан стали мучениками»[16].

В основе религиозного конфликта между зороастрийцами и христианами, затем и с мусульманами, лежал обряд похорон огнепоклонников. Авеста запрещает хоронить трупы. Труп выставлялся на открытой местности, вскармливая хищных птиц, до тех пор, пока кости умершего не освобождались от мяса, затем их хранили в специальных склепах «насах». О таком погребальном обряде и наличии подобных склепов на территории Дагестана сообщают арабские историки[17].

По христианской традиции труп подлежит обязательному захоронению в земле. Зороастрийцы же расценивали погребение трупов как тяжкий грех, как осквернение земли. За погребение трупов собак и людей предусматривалось жёсткое наказание. По этой причине христиане подвергались гонениям со стороны зороастрийцев, несмотря на то что «религиозная этика зороастризма призывает к всеохватывающей терпимости, любви… к человечеству». Несмотря на это, противостояние последователей двух конфессий обрело такую обострённую форму, что «захороненных вытаскивали из земли»[18].

В середине V в. шаханшах Ездигерд II (439-457) стал жёстко насаждать зороастризм на Кавказе, искореняя христианство. Население он ставил перед выбором: отказ от зороастризма и тем самым лишение себя всех прав и даже возможное лишение жизни или стать зороастрийцем и таким образом заработать почёт и уважение, а также освобождение от значительных налогов[19].

Недовольные действиями Сасанидов, горцы-христиане и гунны-язычники заключили союз против общего врага – зороастрийцев. Однако персы нанесли гуннам серьёзное поражение, захватив пленных и добычу, вернулись в Албанию, где начали в жёсткой форме уничтожать христианство и вводить зороастризм. Албанский историк и христианин Мовсей Каганкатваци с большим пристрастием пишет об этих событиях: «Во время нечестивого Иазкарта (Ездигерда II) дьявол возжигал и всё раздувал в нём мысль упразднить христианскую религию. Строжайшее повеление пришло в Алуанк (Албанию): отречься от христианской веры и повиноваться учению магов – огнепоклонничеству… Но воспротивились Хазарапет Алуанка и святой епископат страны нашей, вместе прибыли они в Армению, к объединившимся армянам, чтобы рассказать об этих бедствиях. С великой тревогой торопили они отправку (в Алуанк армянского) войска и говорили: «Персидское войско, которое находилось в стране гуннов, возвратилось оттуда и вторглось в нашу страну. А также (прибыла) и другая многочисленная конница от (персидского) двора. И кроме всего этого, они привели с собой ещё триста наставников (магов) и разобщили страну. Некоторых они переманили на свою сторону (щедрыми подарками) и хотели дотянуться до церквей. По повелению царя своего принуждают всех, говоря: «Если вы по доброй воле примите нашу веру, то удостоитесь от него (царя) наград и почестей и будете освобождены от царских податей, но если вы не сделаете этого добровольно, то мы имеем повеление построить капища (во всех) селениях и агараках, возжечь в них врамский огонь и поставить могов и могпетов служителями веры в вашей стране. Тот, кто упрямится, будет казнён, а жёна и дети его будут изгнаны (из страны)»[20].

Желая «прекратить религию христианскую, – сообщает Моисей Каганкатваци, – царь персидский притеснял всех темницами и оковами, против воли принуждал поклоняться религии магов»[21].

В регион нахлынула очередная волна религиозного противостояния. Исследователь Г.М. Курбанов справедливо утверждает, что «доктрина «конфессиональной исключительности», провозглашенная Сасанидами и императорами Византии приводила к серьёзным конфликтам между зороастрийцами и христианами в северных территориях»[22].

V-VI вв. были крайне тяжёлыми для христианской общины Кавказа: духовенство преследовалось, храмы разрушались, а зороастрийские атрушаны с негасимым алтарным огнём повсеместно возводились, усиливалось служение «скверным» богам. Сасанидские правители, для зороастрийцев повсюду строили святилища, они получали значительные привилегии, а другие конфессии оказывались в жёстких тисках религиозной политики. Крайняя религиозная нетерпимость зороастрийцев на рубеже V-VI вв. вновь спровоцировала крупное вооружённое выступление в Албании.

Опорой зороастрийского духовенства в Дагестане являлся значительный воинский контингент, размещённый в крепостях и опорных пунктах по всему Восточному Кавказу.

Однако уже в VII в. зороастризм начинает резко терять позиции на Кавказе, что было связано с обрушившимся «ураганом воинствующего ислама». Сердце зороастризма – Сасанидская держава – терпит поражение за поражением от арабов. Взятие Балха в 652 г. ознаменовало конец господства зороастризма в Передней Азии и на Кавказе.

Держава Сасанидов была разгромлена арабами и включена в Халифат. Зороастризм из религии преследующих превратилась в преследуемых. Многие зороастрийцы в самой Персии были вынуждены принять ислам, а непримиримые бежали в Индию. Потомки бежавших от арабов зороастрийцев, известные как парсы, до сих пор живут в Индии.

В Дагестане тоже уже в 630-х гг. ислам начинает вытеснять зороастризм. Сасанидский наместник на Кавказе Шахрбарз без боя сдал арабам во главе с Абд ар-Рахманом ибн Рабия и Суракой ибн Амром крепость Дербент, бывшую некогда оплотом Сасанидов, соответственно и зороастрийцев не видя смысла защищать интересы уже разгромленного Сасанидского государства. При этом, наличие в городе большого гарнизона и многочисленной зороастрийской общины позволило Шахрбарзу выторговать у завоевателей значительные уступки.

Сохранился текст охранной грамоты, выданной Шахрбарзу арабским полководцем Суракой ибн Амром, в которой предусматривались «безопасность жизни горожан, сохранность их имущества и религиозной общины (т.е. свобода вероисповедания), если они (зороастрийцы – Г.М.) не будут совершать вредные поступки и выступать (против мусульман)»[23] [21. С. 73].

Несмотря на соглашение, между мусульманами и зороастрийцами практически сразу же начались разногласия на религиозной почве. Зороастрийский погребальный обряд труповыставления шокировал мусульман и вызвал крайне негативную реакцию и неприятие с их стороны. С этого времени фактически начинается противостояние дуалистической системы зороастризма и исламского монотеизма, которое как отмечает Аликберов А.К. «приняло такую обострённую форму, что в исламе последователи Авесты стали восприниматься хуже язычников»[24]. Поэтому коранические аяты «…избивайте многобожников, где их найдёте, захватывайте их, осаждайте, устраивайте засаду против них, во всяком скрытом месте» стали применимы и по отношению к зороастрийцам.

Несмотря на крайне неприязненное отношение мусульман по отношению к зороастрийцам, общины «огнепоклонников» продолжали существовать в некоторых районах Дагестана и через много веков после начала распространения ислама в регионе. Сведения ал-Гарнати, относящиеся к XII веку, позволяют говорить об устойчивых позициях зороастризма в некоторых районах Дагестана[25]. Обнаруженный в 1998 г. археологом М.С. Гаджиевым за южной окраиной Дербента зороастрийский погребальный комплекс позволяет исследователям утверждать о существовании на территории Дагестана зороастрийской общины вплоть до XV в.[26].

Что касается межконфессиональных отношений между последователями монотеистических религий, то они оставались более чем толерантными, поскольку арабские авторы X в. сообщают о том, что «его жители (Дагестана – М.Г.) исповедуют различные религии: ислам, христианство, иудейство»[27]. При этом арабские историки сознательно не упоминают бытование зороастризма, что говорить об идейном конфликте лишь между монотеистическими религиями с одной стороны и зороастрийским дуализмом с другой.

Проявление толерантности между представителями монотеистических религий в средневековый период на Восточном Кавказе можно явно уследить на примере Хазарского каганата. Средневековый арабский историк Ибн-Хаукаль сообщает, что столицу Хазарии Семендер в X в. «населяют мусульмане и другие, и в городе у них мечети, у христиан храмы, а у иудеев синагоги»[28]. Об этом же пишет и ал-Истахри: «В Семендере множество мусульман, и у них в городе мечети». «Царь Семендера иудейского вероисповедания…», хотя большинство населения составляют мусульмане и христиане[29].

О религиозной веротерпимости в Дагестане сообщает и Ибн Русте: «Правитель (Хайдака – М.Г.) придерживается трёх религий: по пятницам он молится с мусульманами, по субботам с евреями, а по воскресениям с христианами»[30].

Эти источники могут свидетельствовать о мирном сосуществовании в Дагестане на протяжении нескольких веков религий единобожия – иудаизма, христианства и ислама. Вместе с тем, можно с уверенностью говорить о глубоком идеологическом конфликте этих религий с зороастризмом, продолжавшемся несколько столетий и сопровождавшемся многократными изнурительными войнами.

Литература.

1. Аликберов А.К. Эпоха классического ислама на Кавказе. – М., 2003.

2. Аммиан Марцелин. История. XIV, 3, 1.

3. Бойс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи. – М., 1987.

4. Гаджиев М.С. О зороастризме в средневековом Дагестане. // Историко-культурные и экономические связи народов Кавказа: прошлое, настоящее, будущее. Тез. докл. Международной науч. конф., посв. 80-летию ИИАЭ ДНЦ РАН. – Махачкала, 2004.

5. Гаджимурадов М.Т. Зороастризм в Дагестане // Магомедов М.Г., Казиханова А.А., Гаджимурадов М.Т., Багандова З.Г. Мировые религии в Дагестане. – М., 2006.

6. Егише. О Вардане и войне армянской. / Пер. с древнеарм. И.А. Орбели; Прим. К.Н. Юзбашаняна. – Ереван, 1971.

7. Ибн Руста. Книга драгоценных камней. / Пер. Н.А. Караулова // СМОМПК. Вып. XXXII. Тифлис, 1903.

8. Ибн-Хаукаль. Книга путей и стран. / Пер. Н.А. Караулова // СМОМПК. Вып. XXXVIII. – Тифлис, 1908.

9. Истахрий. Книга путей и стран. / Пер. Н.А. Караулова // СМОМПК. Вып. XXIX. – Тифлис, 1901.

10. История Армении Моисея Хоренского / Пер. с арм. и объясн. Н. Эммина. – М., 1958.

11. Кудрявцев А.А. Древний Дербент. – М., 1982.

12. Курбанов Г.М. Зороастризм в средневековом Дагестане. – Махачкала, 1998.

13. Луконин В.Г. Древний и раннесредневековый Иран. – М., 1987.

14. Мейтарчиян М.Б. Погребальные обряды зороастрийцев. – М.; СПб.. 2001.

15. Моисей Каганкатваци. История Агван / Пер. К. Патканова. – СПб., 1861.

16. Мовсес Каланкатваци. Истории страны Алуанк, II, 10. / Пер. с древнеарм., предисл., и коммент. Ш.В. Смбатяна. – Ереван, 1984.

17. Путешествие Абу Хамида ал-Гарнати в Восточную и Центральную Европу (1131 – 1153 гг.). / Публикация О.Г. Большакова и А.Л. Монгайта. – М., 1971.

18. Письменные памятники Дагестана. – Махачкала, 1989.

19. Фавстос Бузанд. История Армении. / Пер. с древнеарм. и коммент. М.А. Геровчяна. – Ереван, 1953. Кн. III. Гл. 7.

20. Шихсаидов А.Р. Закарья ал-Казвини о Дагестане. Источниковедение истории досоветского Дагестана. – Махачкала, 1987.

21. Шихсаидов А.Р. Книга ат-Табари «История посланников и царей» о народах Северного Кавказа // Памятники истории и литературы Востока. – М., 1986.

22. Annals quos scripsit Abu Djafar Mohammed ibn Djafar at-Tabari cum alliis ed. M.J.de Goeje. Ser. I-III. Lugduni Batavorum, 1879 1890.

23. Firby N.K. European travelers and their perceptions of Zoroastrians in the 17 and 18 centuries // Archaologishe Mitteilungen ans Iran. Ergazungsband. Berlin, 1988. № 14.

 


[1] Бойс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи. – М., 1987. C.71.

[2] Письменные памятники Дагестана. – Махачкала, 1989. С. 44.

[3] История Армении Моисея Хоренского / Пер. с арм. и объясн. Н. Эммина. М., 1958. С. 143.

[4] Луконин В.Г. Древний и раннесредневековый Иран. – М., 1987. С. 138.

[5] Гаджимурадов М.Т. Зороастризм в Дагестане // Магомедов М.Г., Казиханова А.А., Гаджимурадов М.Т., Багандова З.Г. Мировые религии в Дагестане. М., 2006. С. 105.

[6] Луконин В.Г. Древний и раннесредневековый Иран. М., 1987. С. 220.

[7] Бойс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи. М., 1987. С. 139-141.

[8] Кудрявцев А.А. Древний Дербент. М., 1982. С. 77.

[9] Аликберов А.К. Эпоха классического ислама на Кавказе. М., 2003. С. 465.

[10] Annals quos scripsit Abu Djafar Mohammed ibn Djafar at-Tabari cum alliis ed. M.J.de Goeje. Ser. I-III. Lugduni Batavorum, 1879 1890. P. 73

[11] Фавстос Бузанд. История Армении. / Пер. с древнеарм. и коммент. М.А. Геровчяна. – Ереван, 1953. Кн. III. Гл. 7. С. 13-14

[12] Мовсес Каланкатваци. Истории страны Алуанк, II, 10. / Пер. с древнеарм., предисл., и коммент. Ш.В. Смбатяна. – Ереван, 1984. С. 71

[13] Аммиан Марцелин. История. XIV, 3, 1. С. 31.

[14] Мовсес Каланкатваци. Истории страны Алуанк, II, 10. / Пер. с древнеарм., предисл., и коммент. Ш.В. Смбатяна. Ереван, 1984. С. 73-74

[15] Там же. С. 75.

[16] Firby N.K. European travelers and their perceptions of Zoroastrians in the 17 and 18 centuries // Archaologishe Mitteilungen ans Iran. Ergazungsband. Berlin, 1988. № 14. P. 30

[17] Путешествие Абу Хамида ал-Гарнати в Восточную и Центральную Европу (1131 – 1153 гг.). / Публикация О.Г. Большакова и А.Л. Монгайта. М., 1971. С. 50; Шихсаидов А.Р. Закарья ал-Казвини о Дагестане. Источниковедение истории досоветского Дагестана. Махачкала, 1987. С. 109.

[18] Мейтарчиян М.Б. Погребальные обряды зороастрийцев. М.; СПб.. 2001. С. 107

[19] Егише. О Вардане и войне армянской. / Пер. с древнеарм. И.А. Орбели; Прим. К.Н. Юзбашаняна. – Ереван, 1971. С. 35.

[20] Моисей Каганкатваци. История Агван / Пер. К. Патканова. СПб., 1861. С. 172.

[21] Там же. С. 32.

[22] Курбанов Г.М. Зороастризм в средневековом Дагестане. – Махачкала, 1998. С. 41.

[23] Шихсаидов А.Р. Книга ат-Табари «История посланников и царей» о народах Северного Кавказа // Памятники истории и литературы Востока. – М., 1986. С. 73.

[24] Аликберов А.К. Эпоха классического ислама на Кавказе. М., 2003. С. 451

[25] Путешествие Абу Хамида ал-Гарнати в Восточную и Центральную Европу (1131 – 1153 гг.). / Публикация О.Г. Большакова и А.Л. Монгайта. М., 1971. С. 50.

[26] Гаджиев М.С. О зороастризме в средневековом Дагестане. // Историко-культурные и экономические связи народов Кавказа: прошлое, настоящее, будущее. Тез. докл. Международной науч. конф., посв. 80-летию ИИАЭ ДНЦ РАН. Махачкала, 2004. С. 28-31

[27] Ибн Руста. Книга драгоценных камней. / Пер. Н.А. Караулова // СМОМПК. Вып. XXXII. Тифлис, 1903. С. 24.

[28] Ибн-Хаукаль. Книга путей и стран. / Пер. Н.А. Караулова // СМОМПК. Вып. XXXVIII. Тифлис, 1908. С. 114

[29] Истахрий. Книга путей и стран. / Пер. Н.А. Караулова // СМОМПК. Вып. XXIX. Тифлис, 1901. С. 47

[30] Ибн Руста. Книга драгоценных камней. / Пер. Н.А. Караулова // СМОМПК. Вып. XXXII. Тифлис, 1903. С. 49

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...