Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологические особенности подросткового возраста




 

Подростки составляют основную возрастную группу отдыхающих в лагерях детей. Знание особенностей их психологии - основное условие успешной организации педагогической деятельности. В детской психологии сложнее и противоречивее возраста нет. Не существует и одинакового понимания его особенностей. Общепринятые возрастные рамки: 10(11) - 15(16) лет, но каждый ребенок входит в пору отрочества индивидуально в соответствии со своим ''темпом'' возрастного развития. Именно применительно к подросткам принято говорить об акселерации (быстром созревании) и ретардации (отставании или замедленном возрастном развитии).

Некоторые педагоги и психологи склонны считать весь период подростничества одним большим и хроническим кризисом. Подросток становиться конфликтным, эмоционально неуравновешенным, непредсказуемым, склонным к негативизму. Общеизвестны склонность подростков к правонарушениям, раннему сексу, алкоголизму, наркомании. Все вышеперечисленное зачастую и называют кризисом, видя в нем только негатив. Поэтому часто встречается устаревшая педагогическая точка зрения о том, что кризис - следствие серьезных упущений и просчетов в воспитании.

Ребенок превращается во взрослого анатомически и физиологически в предельно короткий срок. Психика не имеет таких темпов развития - возникает противоречие между физиологией и личностью, между ''хочу'' и ''надо'', между желаемым и возможным. Подросток уже не ребенок, но еще и не взрослый. В подростке все нелогично и непропорционально как в кривом зеркале. Многие люди, вспоминая этот возраст, переживают новый стресс и говорят о том, что ненавидели себя и хотели стать либо сразу взрослыми или наоборот не хотели взрослеть и жаждали вернуться в детство.

Сложность работы с подростками состоит в том, что они вызывают в первую очередь раздражение взрослых, в то время как на самом деле нуждаются в сочувствии, понимании и поддержке.

В детской возрастной психологии выделяют две фазы подростничества: негативную (10 - 12 лет) и позитивную (13 - 15 лет). Иногда называют наиболее сложные периоды - 11,13 и 15 лет и наиболее стабильные, спокойные - 10,12 и 14 лет. Наиболее сложным является период 11 - 12,5 лет, на который приходится пик возрастного кризиса перехода от младшего школьного к подростковому возрасту.

Вожатый должен постоянно помнить и о ''групповой психологии'' подростков. Это совершенно новое явление, несвойственное младшим школьникам. Подростки создают свою автономную культуру, среду, они уходят от взрослых в свой собственный мир, представляющий собой часто пародийную, и гротесковую проекцию сущностных сторон реальной взрослой жизни. Здесь все по максимуму - любовь и ненависть, правда и зло, величие и ничтожество, справедливость и подлость. Взрослые называют это ''юношеским максимализмом'', а подростки обвиняют взрослых во лжи, лицемерии, трусости и ничтожности.

Спорить с подростком бесполезно, если вы не являетесь для него авторитетом, примером для подражания. Становится понятно, кем должен быть вожатый для подростка. Завоевать его любовь и доверие сложно, если у подростка есть негативный опыт и легко, если его у подростка такого опыта нет. Однако, в любом случае потерять доверие и уважение подростка невероятно легко. Будет достаточно одного негативного примера в виде даже одной нечаянной фразы. С подростком нельзя притворяться - обман не прощается.

Противоречивость подростка проявляется в своеобразной двойственности его натуры - он совершенно разный в группе сверстников и наедине со взрослым без свидетелей. Это одна из ключевых особенностей подростка, подсказывающая, как надо общаться или воздействовать на него. Потерять собственное лицо, достоинство на глазах сверстников - для подростка равносильно смерти. В том и особенность подростка, что он всеми силами стремится утвердиться, завоевать авторитет и уважение своих ровесников любой ценой. Их мнение на долгие годы становится решающим, главным. Если подростку приходится выбирать между взрослыми и сверстниками, он выбирает последних, даже если внутренне не хотел бы этого. Именно поэтому многие подростки вынуждены принимать участие во многих сомнительных и даже криминальных ситуациях, поскольку боятся невыгодных для себя последствий в подростковой среде.

Основное психологическое качество подростка - это ''чувство взрослости''. Именно оно должно помочь вожатым. Подросток принимает все, что позволяет ему ощущать себя взрослым и не принимает того, что ставит его в позицию ребенка. Все, что позволяет чувствовать себя самостоятельным и ответственным, льстит самолюбию подростка.

Чувство взрослости – специфическое новообразование самосознания, является важнейшей особенностью личности, её структурным центром, так как выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к себе, людям и миру. С одной стороны, подросток отвергает свою принадлежность к миру детей, а с другой – у него ещё нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, хотя он и стремится к признанию окружающими его взрослости.

Тенденция к взрослости проявляется в постепенном отдалении от родителей. Ребёнок требует суверенности, независимости, уважения к своим тайнам. В возрасте 10 12 лет дети ещё пытаются найти взаимопонимание у родителей. Однако разочарование неизбежно, так как ценности их различны.

Для подросткового периода характерно наличие разногласий со взрослыми и, в частности, с родителями. Это происходит в основном по поводу стиля одежды, причёски, ухода из дому, свободного времени, школьных и материальных проблем.

«Сферы влияния» родителей и сверстников разграничены. Обычно от родителей передаётся отношение к фундаментальным аспектам социальной жизни. Со сверстниками же советуются по части «сиюминутных» вопросов.

Меняется отношение к учению, появляется стремление к самообразованию. Порой наблюдается расхождение между интеллектуальными возможностями и успехами в школе: возможности высокие, а успехи низкие.

Чувство взрослости, испытываемое подростком, выражается во внимательном отношении к своему внешнему облику, имиджу, формируемому одеждой и соответствующим поведением. Забота о собственной привлекательности в виде стремления подогнать свой облик под образцы моды может отнимать очень много времени, особенно у девочек.

Интерес к сверстникам противоположного пола имеет немалое значение для развития личности подростка.

Важное направление в развитии взрослости связано с развитием содержательных интересов и стремлением строить планы на будущее. Это стремление появляется как следствие желания что-то знать, что-то уметь делать «по-настоящему». Поэтому с развитием взрослости связаны и изменения в познавательной деятельности подростка, содержание которой выходит за рамки школьной программы. Такая деятельность может касаться науки, техники, искусства.

В подростковом возрасте происходит становление доминирующей направленности познавательных процессов, в результате чего возникают определённые профессиональные намерения.

Особенностью данного возраста является любознательность, стремление к восприятию нового и интересного. На основе совпадения интересов устанавливаются контакты с товарищами, находятся темы для разговора, интересные для них. Знания, их глубина и объём в подростковом возрасте становятся существенным критерием в оценке взрослого, своих сверстников и самого себя. Вожатый, работающий с подростками, не имеет права быть посредственностью. Ценить будут тех, кто что - то умеет и делает это ''классно''.

В условиях школы лидерами в классе являются, как правило, лишь несколько человек. При этом качество лидерства зависит от персонального состава, а, значит, от системы ценностей подростков конкретного класса. Это означает, что лидером может быть либо самый сильный, либо самый эрудированный или самый ''крутой'' и т.д.

В лагере будет происходить то же самое, но специфика лагерной жизни может помочь раскрыться каждому подростку. Были бы достоинства. Именно это и следует делать. В идеале должно быть много ситуативных лидеров, которые в школе просто не могут о себе заявить. Физическая и эмоциональная выносливость, творческое воображение, умение рисовать или танцевать, знание языков, ориентирование на местности, умение плавать и строить сооружения из песка, интересные рассказчики прочитанного и пережитого, умение наблюдать и запоминать необычное, умение слушать и сопереживать - все должно быть востребовано и проявлено. Здесь вновь обнаруживается необходимость хороших знаний личностных качеств детей и в этом вновь могут помочь родители подростков и персональный подход.

Вожатый должен своим примером показывать и этим самым учить детей полноценному общению и взаимопониманию. Должно быть четко усвоено - нельзя оставлять подростков наедине с их проблемами, ибо начнутся другие процессы и лидерами могут стать подростки с деформированной, травмированной личностью. Начнут формироваться и процветать нормы ''дикого'' сообщества.

Наиболее привлекательными и заметными среди подростков становятся ребята с демонстративными чертами характера. Поскольку в этом возрасте характер зачастую акцентуирован, то флегматики кажутся замкнутыми, нелюдимыми и вечно спящими, сангвиники - не способны умолкнуть хоть на минуту. В этих условиях одни подростки получают изначальное преимущество, а другие обречены на второстепенные роли. Вожатый должен сознательно обращать внимание на каждого, помогая незаметным подросткам проявлять себя.

Отдых в лагере должен обеспечивать психологическую и физическую безопасность детей. Многие подростки в силу возрастно-физиологических причин находятся в постоянном стрессе. Это связано с гормональной перестройкой организма. Многие испытывают раздражение, постоянное бессилие и усталость, частое повышение температуры без видимых причин. Часто дети не только не чувствуют себя отдохнувшими, но и теряют в весе. Эти факты имели место в лагерях с перегруженной сеткой мероприятий спортивного или двигательного плана.

Следует помнить - отдых в лагере всего лишь эпизод и детям предстоит возвращаться в свою обычную среду. Подросток должен увидеть себя лучше, чем был, но он не должен потерять способность к адаптации в своей среде.

Лагерь должен стать средой, в которой подростки могут обсудить проблемы своей повседневной жизни, увидеть возможные альтернативы поведения в своей ситуации. Подросток должен иметь возможность увидеть свои сильные и слабые стороны, честно взглянуть на свои недостатки. Это можно сделать лишь в условиях доверительных и честных отношений. На это должны быть направлены основные усилия вожатского коллектива.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...