Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Зарубежные и отечественные технологии коррекции двигательных нарушений




Основополагающие подходы в развитии движений у детей с ДЦП были предложены и апробированы в середине XX века В. Фелпсом, Б. и К. Бобатами и др. Эти подходы получили развитие в методиках не только этих авторов, но и их последователей. В нашей стране приоритет в этой области принадлежит Серафиме Александровне Бортфельд и Ксении Александровне Семеновой.

К.А. Семенова отмечает, что процессы компенсации начинают выступать на первое место уже в начальной резидуальной стадии заболевания. Она подчеркивает, что поражение мозга на ранних этапах его формирования, независимо от этиологии, в силу специфики защитных свойств организма не может быть локальным. Причем, в отличие от поражений зрелого мозга, при перинатальных повреждениях дефект мозгового субстрата в отдаленные сроки будет больше первоначального.

У взрослых компенсация проходит за счет других сформированных систем, работающих с полной нагрузкой. У ребенка же с врожденной патологией системы, задействованные в компенсации, сами оказываются неполноценными. Следовательно, необходимо сначала направить усилия на укрепление более сохранных звеньев центральной нервной системы. При этом нужно не просто стремиться к появлению и мобилизации стимулирующе-компенсаторных механизмов, но и к тому, чтобы они исходили из адекватных данному этапу развития уровней анализатора, обеспечивающего необходимый эффект. Необходимо тренировать зрительную, кинетическую, вестибулярную системы.

Опираясь на принципы, сформулированные П.К. Анохиным, К.А. Семенова придает решающее значение в компенсации двигательных расстройств развитию афферентных механизмов. Она отмечает, что при ДЦП афферентация от примитивных, безусловно-рефлекторных движений оказывается более мощной, чем афферентация, возникающая в результате произвольных движений. Коррекция и развитие кинестетического восприятия делают возможным формирование высших форм контроля над двигательной и вестибулярной системами.

Винтроп М. Фелпс разработал 15 шагов-рекомендаций, которые нашли свое применение не только в лечебной физкультуре, но и в логопедии при коррекции дизартрии. Это следующие рекомендации: расслабление, пассивное движение, активное движение с использованием помощи, активное движение без помощи, совершаемое силой самой мышцы, активное движение с сопротивлением, условное (произвольное) движение, автоматизированное движение, комбинированное движение, полный отдых (релаксация), дифференцированное расслабление, спонтанное движение с позиции расслабления, удержание равновесия и позы, реципрокные движения, дающие возможность возвращаться к направлению движения, достижение и схватывание, двигательные умения и навыки.

Берта и Карел Бобаты обосновали необходимость работы по подавлению патологических рефлексов перед началом формирования движений. Они же обнаружили, что при определенных положениях тела активность патологических рефлексов снижается. Вслед за Ч. Шерингтоном К. Бобат назвал эти положения тела рефлекс-запрещающими позициями. В основе рефлекс-запрещающих позиций лежит разнообразное воспроизведение позы эмбриона — сидя, лежа на спине или на боку, лежа на мяче или на валике. В позе эмбриона голова опущена на грудь, руки и колени согнуты и приведены к животу. Плавные покачивания ребенка при этом позволяют устранить влияние лабиринтного тонического рефлекса и достичь расслабления.

Моторное развитие должно осуществляться строго по порядку — от головы, плеч, верхних конечностей, туловища к нижним конечностям.

Основные принципы методики Бобатов:

1.Торможение патологических рефлексов и нормализация мышечного тонуса.

2.Развитие реакций выпрямления и равновесия путем перемещения частей тела в пространстве.

3.Отработка движений с физической помощью и под контролем инструктора. Помощь уменьшается по мере усвоения движения.

4.Сначала движение отрабатывается в медленном темпе, чтобы ребенок сумел включиться в работу.

5.Не надо добиваться, чтобы ребенок сразу овладевал статическими позициями, но постепенно отрабатывал одну позицию за другой.

6.Методы и приемы помощи должны соответствовать способностям и возможностям ребенка.

7.Необходимо сотрудничать с родителями.

8.Программа работы должна составляться индивидуально в соответствии со способностями и возможностями ребенка.

9.Необходимо постоянное закрепление в повседневной жизни выработанных ранее и отрабатываемых в настоящее время движений и действий.

Этим авторам принадлежит идея тренировки детей на мячах. С тех пор мячи разного размера являются неотъемлемой частью оборудования занятий лечебной физкультуры с детьми с ДЦП.

В дальнейшем методику Бобатов расширил и модифицировал В. Войта. Он предложил систему моторного развития ребенка в последовательности от головы вниз. Ребенка сначала обучают поднимать и удерживать голову, затем — ползать на четвереньках, далее — сидеть, потом — стоять и ходить на коленях, стоять на одном колене, и, наконец, подниматься и ходить.

Методика Кабата направлена на усиление произвольной регуляции мышечного тонуса за счет стимуляции нервно-мышечных окончаний. Такая стимуляция обеспечивается благодаря движениям с сопротивлением и упражнениям на растяжение мышц. Растяжение мышц облегчает последующее их произвольное сокращение. Кабат предложил рационально использовать нередуцированные рефлексы. Например, при проявлении асимметричного шейно-тонического рефлекса при повороте головы в сторону разгибается рука, к которой обращено лицо. Это движение может быть использовано для поддержки себя в положении сидя.

Современные методики лечебной физкультуры предусматривают не только работу по развитию моторных функций, но и параллельную коррекцию психического развития. Например, методика Вероники Шербурн включает следующие группы упражнений:

1.Установление контакта и фиксации взора. Инструктор и ребенок сидят на ковре лицом друг к другу, а затем ребенок садится спиной к взрослому. Взрослый поглаживает, покачивает ребенка, сопровождая свои действия спокойной речью.

2.Развитие чувства безопасности и вежливости. Инструктор перемещает ребенка по ковру в положении сидя спиной к взрослому, сидя на взрослом и т. п.

3.Обучение сотрудничеству и партнерству. Ребенок и инструктор, лежа на полу, толкают друг друга ступнями.

4.Ориентировка в схеме тела и в пространстве. Производятся разные движения, в которых акцентируется внимание на частях тела и их положении в пространстве.

5.Овладение страхом и эмоциями. Инструктор перешагивает через ребенка, слегка наступает на него, подталкивает.

6.Развитие силы и физического состояния. Инструктор лежит на спине, а ребенок пытается перевернуть его на живот.

7.Обучение расслаблению. Полная релаксация лежа.

8.Развитие самостоятельных движений в играх. Например, инструктор делает мостик, а ребенок ползает под мостиком, забирается на мостик и т. п.

9.Развитие воображения и подражания. Дутье, подражание I движениям и звукам. Ответы на вопросы с помощью жестов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...