Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Меры противодействия коррупции.




Государственная политика в области борьбы с коррупцией.

 

С первых дней независимости борьба с коррупцией является одним из ключевых приоритетов государственной политики нашей республики. Казахстан первым из стран СНГ принял законы «О борьбе с коррупцией»
(1998 год) и «О государственной службе» (1999 год), создал специальный государственный орган по борьбе с коррупцией. Последовательно повышается эффективность и прозрачность работы государственного аппарата, оказания государственных услуг, кардинально снижается административная нагрузка на бизнес, совершенствуется антикоррупционное законодательство, расширяется поле общественного контроля.
Партия «Нұр Отан» с момента образования ведет целенаправленную борьбу с коррупцией, формируя в обществе стойкое неприятие к ней. В предвыборной платформе партии противодействию коррупции посвящен специальный раздел.
Партия «Нұр Отан» ведет активную работу по реализации партийной программы по борьбе с коррупцией, принятой в 2008 году. В рамках программы решены основные задачи по созданию общественной инфраструктуры противодействия коррупции и защиты прав граждан, привлечению к ответственности лиц, невзирая на их должности, открытому обсуждению проблем с коррупцией.
В рамках деятельности Республиканского общественного совета по противодействию коррупции, региональных и территориальных общественных советов, а также с участием депутатов всех уровней, НПО, СМИ значительно расширен охват общественным контролем наиболее коррупциогенных сфер.
Общественные приемные, заслужив доверие у граждан, стали значимым каналом обратной связи и действенным инструментом защиты прав населения.
Положительная динамика прослеживается по результатам социологических опросов, проведенных по заказу партии. Так, за последние 4 года число казахстанцев, положительно оценивающих борьбу с коррупцией, выросло почти в два раза (2011 год – 24%, 2014 год – 45%). Однако, несмотря на предпринимаемые меры, высокий уровень коррупции в стране
продолжает оставаться серьезной проблемой. По данным Глобального ин-
декса конкурентоспособности 2014–2015 годов, проблемой номер один для
ведения бизнеса в Казахстане является коррупция (16,7 балла), ухудши-лась ситуация с распространенностью неформальных платежей и взяток
(2014 год – 80-е место из 144 стран, 2013 год – 65-е место). По индексу вос-
приятия коррупции Transparency International Казахстан занял
в 2013 году 140-е место из 177 стран (2012 год – 133-е).
По данным социологических опросов, 42% респондентов считают, что
коррупция широко распространена, а 33% – непосредственно сталкива-
лись с ней. Для более трети опрошенных основной причиной дачи взятки было создание для этого условий со стороны должностного лица.
В условиях реализации масштабных задач Стратегии «Казахстан-2050»
и цели вхождения Казахстана в тридцатку самых развитых стран мира необходимо качественно повысить эффективность противодействия коррупции в стране.
В этой связи требуется выработка новых системных и долгосрочных мер противодействия коррупции не только со стороны государства, но и общества. Для реализации данной задачи разработана партийная Программа противодействия коррупции на 2015–2025 годы.
Цель и задачи программы

Цель программы – вовлечение в антикоррупционное движение всего общества путем создания атмосферы нулевой терпимости к любым проявлениям коррупции.
Достижение указанной цели требует решения следующих задач:
– формирование антикоррупционной культуры, образования и воспитания;
– снижение предпосылок возникновения коррупции;
– усиление партийного и общественного контроля деятельности органов государственного управления, квазигосударственного сектора и субъектов
монополий;
– расширение полномочий местного самоуправления;
– совершенствование антикоррупционного законодательства.

Принципы программы

В политической доктрине партии определено, что «борьба с коррупцией является задачей всех и каждого. Коррупция подрывает основы государственности и демократии. Поэтому будут создаваться системные условия для противодействия коррупции и формирования в обществе нетерпимости к любым ее проявлениям».
В этой связи программа построена на пяти базовых принципах.
Принцип системности. Противодействие коррупции не должно сводиться только к выявлению отдельных фактов. Преследование отдельных коррупционеров, в том числе за счет «громких дел», не может дать устойчивого результата. Главный акцент переносится на формирование антикоррупционной культуры и поведения, усиление общественного контроля, а также устранение причин и условий, порождающих коррупцию.
Принцип равенства всех перед законом и судом. Конституция Респуб­лики Казахстан гарантирует равенство всех перед законом и судом. Это должно проявляться в равной степени для всех – подчиняться закону и нести равную ответственность за его нарушение. Наказание за коррупцию должно быть неотвратимо вне зависимости от социального, имущественного и должностного положения. Неукоснительное соблюдение закона является условием предотвращения коррупции на всех уровнях власти.
Принцип прозрачности, открытости и подотчетности государства обществу. Конституция закрепляет, что единственным источником государственной власти является народ, делегирующий осуществление своей власти государственным органам. Каждый гражданин имеет право свободно получать информацию любым, не запрещенным законом способом, а государственные органы обязаны предоставлять такую информацию, обеспечив свободный доступ.
Эффективность борьбы с коррупцией напрямую зависит от ориентированности государства на служение законным интересам граждан. Работа органов государственного управления должна быть понятной и доступной обществу.
Принцип партнерства государства и общества. Эффективная реализация антикоррупционных мер невозможна без активного участия общества, массового антикоррупционного движения. Ответственность за успешное противодействие коррупции лежит не только на государстве, но и на обществе, каждом отдельном гражданине. Только единство и взаимное доверие государства и общества позволят успешно противостоять коррупции.
Принцип консолидации общества в формировании нетерпимости к коррупции. «Нұр Отан» как ведущая политическая партия страны, представляющая интересы большинства населения, должна стать главной консолидирующей силой казахстанского общества в формировании атмосферы нулевой терпимости к коррупции.

Меры противодействия коррупции.

Формирование антикоррупционной льтуры, образования и воспитания Серьезной общественной проблемой остается равнодушие к проявлениям коррупции. Коррупция – это кризис ценностей, выражающийся в общественном сознании через превалирование материальных благ над духовными. В сознании части граждан коррупция стала обыденным делом, а для некоторых – решением насущных вопросов в обход закона.
Антикоррупционные меры зачастую воспринимаются как бессистемная, поверхностная работа с низким результатом. По мнению населения, борьба с коррупцией – это задача государства. Подобное отношение, укоренившиеся в обществе недоверие и стереотипы значительно ослабляют противодействие коррупции.
Между тем без наличия у граждан антикоррупционной культуры, стойкого иммунитета к коррупции, ее публичного порицания невозможно достижение желаемого результата. Каждый казахстанец, каждая семья должны понимать, что борьба с коррупцией – дело всего общества, каждого гражданина.
Поэтому с раннего детства надо прививать любовь к Родине, уважение к окружающим и традициям, стремление к знаниям и труду, порядочность и честность. Испокон веков эти чувства в крови у нашего народа.
Необходимо воспитать поколение казахстанцев, для которого вышеназванные ценности будут подлинными ориентирами в жизни.
Поэтому именно процесс воспитания и образования является основой формирования антикоррупционной культуры человека. Главная роль здесь отведена семье и сфере образования. Каждый родитель, каждый учитель должны быть достойным примером для детей, помогать в выборе истинных ценностей.
Модель антикоррупционного образования и воспитания должна быть вы-
строена вокруг таких фундаментальных понятий, как «закон», «справед-
ливость», «равноправие». Антикоррупционное поведение должно фор-
мироваться на всех уровнях образования.
В построении данной модели следует задействовать лучших специалистов в области педагогики, психологии, юриспруденции, политологии, экономики, культурологии, а также социологии.
Для подрастающего поколения только честный и добросовестный труд
должен стать главным мерилом успешности, высоких достижений, знаний и материального благополучия.
Принципиально важную роль в формировании антикоррупционной куль-
туры играет работа с подрастающим поколением. Только внедрение с самого раннего возраста антикоррупционных стандартов поведения позволит
искоренить это социальное зло. Поэтому молодежные организации займут особое место в пропаганде нулевой терпимости к коррупции.
В авангарде этих сил должно быть молодежное крыло партии «Жас Отан», объединяющее усилия всех молодежных объединений и НПО в противодействии коррупции.
Партия намерена добиваться:
– культивирования в семье и обществе традиционных народных ценно-
стей самодостаточности (умеренность и скромность в запросах, нрав-
ственная стойкость и твердость в отношении излишеств), приоритета духовного богатства над материальным;
– кардинального повышения уровня правовой грамотности населения, искоренения правового нигилизма в обществе;
– продвижения идеологического партийного проекта «Страна без коррупции – процветающая страна»;
– совместно с Гражданским альянсом Казахстана и другими общественными объединениями – содействия гражданским инициативам по формированию атмосферы нулевой терпимости к коррупции и выработке
конкретных предложений по ее противодействию;
– совместно с Национальной палатой предпринимателей и другими саморегулируемыми организациями принимать меры по противодействию
коррупции в корпоративном секторе;
– включения с 2016 года в учебную дисциплину «Основы права» на всех
уровнях образования антикоррупционной тематики в объеме не менее 15% от содержания;
– составления с 2015 года ежегодного публичного рейтинга высших учебных заведений по уровню коррупции на основе комплексных социологических исследований;
– обеспечения прозрачности работы высших учебных заведений через создание онлайн-портала, формирования атмосферы нетерпимости к коррупции в вузах;
– повсеместной пропаганды культа честного труда и трудовых династий;
– широкой пропаганды неприятия коррупции, в том числе за счет создания специальных проектов в СМИ.
Результатом формирования антикоррупционной культуры и поведения станет:
– восприятие гражданами угрозы коррупции для общества и государства;
– негативное отношение к коррупционерам и отторжение коррупционного поведения;
– кардинальное снижение доли населения, которое приемлет дачу взятки как способ решения своих вопросов;
– увеличение уровня правовой грамотности населения до 60% к 2025 году.

Снижение предпосылок возникновения коррупции Принципиально важный подход программы – акцент на устранение при-
чин и условий коррупции, а не на борьбу с ее последствиями.
Поэтому партия будет на системной основе добиваться снижения административной нагрузки на бизнес, передачи государственных функций саморегулируемым организациям и в конкурентную среду, автоматизации и прозрачности предоставления государственных услуг, их актуализации,
повышения эффективности работы государственного аппарата и квазигосударственного сектора.

Снижение административных барьеров для бизнеса Партия через свою фракцию в мажилисе Парламента будет добиваться
принятия пакета законов по кардинальному снижению административных барьеров для бизнеса, в том числе предусматривающих:
– отмену с 2015 года всех плановых проверок малого и среднего бизнеса, а также внедрение новой системы управления рисками в сфере предпринимательства, объективно отражающей необходимость внепланового контроля;
– упрощение с 2015 года процедур ликвидации субъектов малого и среднего предпринимательства;
– сокращение с 2016 года количества разрешений на 50% путем перевода на уведомительный порядок и саморегулирование;
– законодательное сокращение участия государства в предприниматель-
ской деятельности.
Партия будет на системной основе проводить анализ законодательства,
в том числе с привлечением НПО, экспертного сообщества на предмет устранения противоречий, пробелов, коллизий, создающих предпосылки для коррупции. Результатом проделанной работы станет вхождение Казахстана к 2025 году в первую тридцатку стран с низким уровнем коррупции в Глобальном индексе конкурентоспособности по показателю «Уровень неформальных платежей и взяток» и рейтинге Всемирного банка «Легкость ведения бизнеса».

Повышение качества оказания государственных услуг Как показывает международный опыт, доверие населения к власти во многом определяется уровнем бытовой коррупции. Это то, с чем граждане и бизнес сталкиваются повседневно при получении государственных услуг.
В этой связи для системного повышения качества оказания государственных услуг партия будет добиваться:
– обеспечения с 2015 года выдачи всех разрешений в электронном виде;
– перевода к 2016 году 100% социально значимых государственных услуг в электронный формат;
– оказания к 2020 году не менее 80% государственных услуг в электронном виде и к 2025 году – 100%;
– оказания к 2025 году не менее половины государственных услуг по принципу «одного окна» (через ЦОНы).
Результатом принятых мер станет вхождение Казахстана к 2025 году в первую тридцатку стран Глобального индекса конкурентоспособности по показателю «Этика и коррупция».

Совершенствование системы государственной службы,
квазигосударственного сектора. С целью профилактики коррупции в государственном и квазигосударственном секторах партия считает необходимым:
– обеспечить абсолютную открытость и прозрачность процесса управления и приватизации государственной собственности;
– формировать кадровый резерв для рекомендации членов партии с безу­пречной репутацией на ответственные должности в государственном аппарате;
– обеспечить повышение оплаты труда государственным служащим, работникам бюджетной сферы, развивая систему моральных и материальных поощрений за результативную работу;
– через фракцию в мажилисе Парламента обеспечить принятие законов,
предусматривающих:
• введение ротации руководителей, занимающих административные государственные должности корпуса «Б»;
• сокращение перечня товаров, работ и услуг при государственных закупках без применения конкурсных процедур и способом из одного источника;
• регулирование процессов закупок и контроля за эффективным расходованием средств в квазигосударственном секторе. Сегодня в данном секторе ежегодно осуществляются закупки на триллионы тенге, что в разы превышает размер государственных закупок.
Результатом проделанной работы станет:
– повышение доверия граждан к органам государственного управления,
оцениваемое через социологические опросы;
– принятие поправок в закон «О государственной службе»;
– принятие закона «О государственных закупках» в новой редакции;
– вхождение к 2025 году Казахстана в первую тридцатку стран Глобального
индекса конкурентоспособности по показателю «Незаконное использование государственных средств».

Усиление партийного и общественного онтроля деятельности государственных органов,квазигосударственного сектора и субъектов монополий. Без поддержки общества антикоррупционные меры, проводимые сверху, дают только частичный эффект. Поэтому важнейшим направлением предупреждения коррупции является эффективный партийный, общественный контроль. Для этого партия использует весь потенциал, в первую очередь, Республиканский общественный совет по противодействию коррупции и Комитет партийного контроля.

Повышение открытости, прозрачности и подотчетности перед обществом государственных органов, квазигосударственного сектора и субъектов монополий. Партия будет последовательно добиваться повышения открытости, прозрачности и подотчетности государственных органов и квазигосударственного сектора перед обществом по принципу «служения государства обществу».

Поэтому партия считает необходимым обеспечить:
– прозрачность использования каждого тенге из бюджета и в квазигосударственном секторе, используя возможности депутатов Парламента и маслихатов – членов партии, а также привлекая к этой работе представителей гражданского общества и экспертов;
– публикацию ежегодных отчетов государственных органов о достижении запланированных индикаторов в рамках реализации стратегических планов и программных документов;
– активное проведение журналистских расследований по привлечению внимания общественности к коррупционным правонарушениям, преданию огласке конкретных фактов коррупции, в первую очередь с использованием партией собственных медиаресурсов;
– осуществление постоянного мониторинга качества и доступности оказания государственных услуг;
– принятие через фракцию в мажилисе Парламента законов, предусматривающих:
• регулирование процессов общественного контроля, гарантирование
гражданам его осуществление. Закон внедрит современные и эффективные инструменты независимого контроля государственных органов, а также позволит шире вовлекать граждан в процесс принятия и реализации решений данных субъектов;
• доступ граждан к информации государственных органов и квазигосударственного сектора, а также деятельности субъектов естественных монополий и доминантов на регулируемых рынках, в том числе по тарифообразованию и исполнению инвестиционных программ;
• введение обязательного декларирования и размещения в свободном доступе информации о доходах и расходах государственных служащих и членов их семей. Примером такой открытости в первую очередь станут члены партии.
Результатом проделанной работы станет:
– принятие закона об общественном контроле;
– принятие закона о доступе к информации;
– принятие закона о всеобщем декларировании доходов и расходов физических лиц;
– принятие в 2015 году этического стандарта члена партии;
– вхождение к 2025 году Казахстана в первую тридцадку стран Глобального индекса конкурентоспособности по показателю «Прозрачность принимаемых решений».


Обеспечение прозрачности деятельности правоохранительных и судебных органов. Ключевым фактором, оказывающим влияние на доверие граждан к государственным институтам власти, является работа правоохранительных органов и судебной системы. Партия «Нұр Отан» считает необходимым обеспечить максимальную прозрачность работы данных структур, в том числе за счет:
– полного оснащения залов судов системами аудио-, видеофиксации к 2020 году;
– адекватного охвата всех судов периодическими социологическими исследованиями, проводимыми среди участников судебных процессов и
профессиональных юристов с привлечением представителей неправи-
тельственных организаций, предусматривающими гласность полученных результатов и составление рейтингов судов и судей к 2016 году;
– обязательного участия в проводимых мероприятиях на антикоррупционную тематику представителей институтов гражданского общества, в том числе общественных советов при правоохранительных органах, начиная с 2015 года.
Результатом проделанной работы станет:
– рост доверия граждан к правоохранительным органам до 60% к 2020 году;
– рост удовлетворенности населения качеством оказываемых государственных услуг, предоставляемых правоохранительными органами, до 70% к 2020 году;
– принятие, по аналогии с Кодексом чести государственного служащего, Кодекса чести сотрудника правоохранительного органа, с рассмотрением дел о его нарушении уполномоченным органом по делам государственной службы и противодействию коррупции.

Расширение полномочий местного самоуправления. Важнейшим аспектом успешной борьбы с коррупцией является возможность граждан непосредственно участвовать в решении вопросов местного значения.
Партия «Нұр Отан» выступает за расширение полномочий местного самоуправления, заинтересованности и ответственности местного сообщества за развитие своего населенного пункта.
Граждане не должны быть в стороне от вопросов благоустройства, развития местной инфраструктуры, качества жилищно-коммунальных услуг, общественного порядка.
Необходимо дать возможность населению участвовать в мониторинге и контроле использования средств не только по бюджетным программам местного самоуправления, но и в целом всех бюджетных расходов, направленных на решение проблем конкретной местности.
В этой связи партия будет добиваться законодательного закрепления:
– прав граждан на контроль и мониторинг использования бюджетных средств на сельском уровне до 2020 года, а на уровне городов районного значения и районов в городах – до 2025 года;
– полномочий местного сообщества по инициированию процедуры досрочного освобождения сельского акима;
– расширения полномочий органов местного самоуправления в формировании собственных источников дохода до 2020 года;
– прозрачности и открытости работы органов местного самоуправления. Результатом проделанной работы станет принятие закона, предусматривающего расширение полномочий местного самоуправления.

Совершенствование антикоррупционного законодательства. Реализация предлагаемых мер требует серьезного совершенствования всего антикоррупционного законодательства.
В этой связи партия будет добиваться через фракцию в мажилисе Парламента:
– принятия нового закона, направленного на противодействие коррупции, в котором ее предупреждение будет приоритетным. Действующий Закон РК «О борьбе с коррупцией» 1998 года во многом не отвечает реалиям времени, концептуально устарел и не соответствует современным программным установкам партии. Новый закон позволит повысить эффективность противодействия коррупции на всех ее уровнях, сократить условия, способствующие ее возникновению и распространению, а также сформировать в обществе нулевую терпимость к ней;
– вступления Казахстана в авторитетные международные организации и присоединения к общепризнанным международным конвенциям в сфере противодействия коррупции. Важной профилактической мерой противодействия коррупции является проведение независимой научной антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов. Все это позволит казахстанским законам соответствовать международным стандартам, а также даст возможность применения лучшей мировой антикоррупционной практики, в целом способствуя повышению инвестиционной привлекательности нашей страны.
Результатом проделанной работы станет:
– принятие закона «О противодействии коррупции»;
– присоединение к Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию и Конвенции о гражданско-правовой ответственности за коррупцию;
– вступление в Группу стран по борьбе с коррупцией (GRECO).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...