Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Значение термина «политика»




Мухаев Р. Т.

ПОЛИТОЛОГИЯ

Учебник для студентов юридических и гуманитарных факультетов

МОСКВА


Автор Р. Т. Мухаев, д-р полит, наук, проф.

Рецензенты: кафедра политологии Московского государственного технического университета им. Н. Э. Баумана (зав. кафедрой, д-р философ, наук, проф. А. М. Ушков);д-р философ, наук, проф. А. Г. Белов (зав. кафедрой политической социологии МГУ им. М. В. Ломоносова).

Мухаев Р. Т.

Политология: учебник для студентов юридических и гуманитарных факультетов. - М.: Издательство «ПРИОР», 2000. 400 с. ISBN 5-7990-0049-8

Учебник представляет собой опыт наиболее полного и систематического изложения автором теоретических и практических проблем политики. Он написан в соответствии с требованиями гуманитарного образовательного стандарта Российской Федерации.

Особенностью учебника является активное использование компаративного (сравнительного) подхода в анализе политики. Сопоставление политико-правовых институтов, представлений, систем ценностей и стандартов политической деятельности элит, лидеров различных стран позволяет лучше понять природу мира политики, специфику функций политических институтов. Особое внимание уделяется политическому процессу в России.

Книга предназначена для студентов юридических и гуманитарных факультетов с углубленным изучением проблем политики.

Редактор - А. В. Земцов

Корректор - Г. И. Евдокимова, А. Г. Буданова

Компьютерная верстка - Н. А. Веткина

Издательство ПРИОР

Москва, Воронцовский пер. 5/7

Телефон: 964-42-00

Интернет; http://knigotorg.jump.ru

Издательская лицензия ЛР № 065184

Гигиеническое заключение № 77.99.2.953.П.5615.9.99 от 16.09.99

Подписано в печать 12.11.99 г. Заказ 893. Тираж 6 000 экз. (2-й завод)

Издание осуществлено совместно с издательством Приоритет

Отпечатано с готовых диапозитивов в ОАО "Ярославский полиграфкомбинат".

150049, Ярославль, ул. Свободы, 97.

© Р. Т. Мухаев, 1997

© Издательство «ПРИОР», 1997


ВВЕДЕНИЕ

Мечты о справедливом обществе, где люди не только смогут удовлетворять свои материальные потребности, но и будут счастливы, не покидали человека с момента появления у него социального сознания. Построение такого общества неизменно связывалось с государством и властью. Государство рассматривалось как «самая совершенная форма человеческого общежития», а власть представлялась тем авторитетом, который должен «привлекать к добродетели и побуждать граждан к прекрасному» (Аристотель).Однако, создавая государство во имя общего блага, люди вскоре оказывались заложниками его корыстных интересов и всеохватывающего влияния. Поэтому они пытались ограничить влияние государства и контролировать его. Но, даже ощущая свою беззащитность перед всесилием власти, люди понимали, что вне политики и помимо нее общественный прогресс невозможен.

Стремление раскрыть «тайны» политики, понять ее логику, возможности использования ее потенциала в интересах человека стало причиной появления в США во второй половине XIX в. политологии как академической науки.

Известно, что общество функционирует благодаря созидательной деятельности индивида, которая позволяет ему удовлетворять свои потребности. В результате взаимодействия людей в процессе деятельности происходит не только воспроизводство условий их жизни (экономических, социальных, политических, культурных), их поддержание и развитие, но и воспроизводство самого человека как субъекта исторического творчества. При естественных различиях интересов и потребностей индивидов процесс эволюции приобрел бы форму бесконечных конфликтов и войн, раздирающих общество. Однако благодаря политике поддерживается целостность общества и поступательность его развития.

Человека, в отличие от других живых существ, характеризует способность ставить цели, мотивировать свои поступки и оценивать результаты собственной деятельности. Данные факторы выступают составляющими свободы индивидуального и общественного выбора. Политика оказывает влияние на общество посредством сознательного формирования целей и предпочтений, устойчивых ориентиров, концентрированно выражающих потребности широких слоев общества, что обеспечивает результативность общей деятельности.


Осязаемость и результативность социальных изменений достигается наличием у политики эффективного набора средств реализации общезначимых интересов, важнейшим из которых является власть. Формируя развитую систему стимулов, политика определяет формы практического участия индивидов в массовой продуктивной деятельности.

Однако в политике действуют люди со своими желаниями, представлениями о добре и зле, страстями, им свойственны заблуждения, ложь, лицемерие. Поэтому мотивы политического участия включают не только рациональные элементы (учет реальных интересов групп, политические идеологии и др.), но и иррациональные (эмоции, переживания, аффекты, верования, влечения). Характер мотивации определяет содержание политического влияния. Оно может быть конструктивным, когда политика создает возможности для саморазвития и самореализации индивидов. Но политика может влиять и деструктивно, когда она оторвана от реальности, отдает предпочтение утопическим целям или сиюминутным настроениям толпы. Следовательно, понимание природы политики, возможностей ее влияния на общество заметно расширяет границы социальной свободы индивида, позволяет эффективнее использовать созидательный потенциал политики в интересах прогресса. Незнание глубинных причин политики, ее логики делает общество беззащитным перед лицом всепроникающего могущества власти, которая становится средством удовлетворения клановых и эгоистических интересов.

Политическая наука в России лишь в начале 90-х годов текущего столетия получила права гражданства. Особая значимость ее для российского общества связана с необходимостью определить модель желаемого будущего^ и демократических способов ее достижения. Подобная технология предполагает выход на политическую сцену широких масс, прежде лишенных возможности свободного участия в политике.

Долгое время политика по воле правящих элит была окружена ореолом таинственности, недосягаемости и неприкосновенности для широких масс. Это определило тип и характер их участия. Несмотря на чрезмерную политизацию общества, участие населения в политической жизни было принудительным и управляемым, поскольку основывалось на догматическом повторении определенного набора-мифов и утопий при строго дозированной (по объему и направленности) информации. Сегодня, когда с политики снято мифическое покрывало


«святости», она предстала сферой, где подчас торжествует порок (корыстолюбие, ложь, коррупция и т. д.), а не добродетель (забота, об интересах личности и общества), где нередко царят абсурд и непредсказуемость, а не логика и рациональность. Однако политику, чтобы понять ее глубинные мотивы, необ-' ходимо воспринимать такой, какова она есть на самом деле.

Тоталитарное прошлое и долгие годы невостребованности политической науки в России не позволили широким слоям общества компетентно и осмысленно участвовать в формировании демократических институтов власти, выявили их политическую неразвитость и наивность. Однако, как справедливо заметил лауреат Нобелевской премии М. Фридман,«... общество таково, каким его делаем мы сами... Только от нас зависит создание такого общества, которое охраняет и расширяет свободу человеческой личности, не допускает чрезмерного расширения власти государства и следит за. тем, чтобы правительство всегда оставалось слугой народа и не превращалось в его хозяина».

Решение столь масштабной задачи во многом зависит от сформированности граждански зрелой и политически активной личности, способной жить в условиях свободы и демократии. Созидательный потенциал подобного типа личности обусловлен ее ориентацией на такие ценности гражданской культуры, как права, свободы и достоинство личности; уважение к демократическим институтам власти, политическая терпимость, уважение к оппозиции и инакомыслию; стремление к согласию, предотвращение и цивилизованное разрешение конфликтов и т. д. Усвоение норм демократической культуры позволяет личности реально и компетентно участвовать в общественных преобразованиях. Знание тенденций мирового политического процесса, опыта организации демократических институтов ограждает личность от манипулирования ею со стороны власти, нейтрализует деструктивное влияние политического радикализма и экстремизма. И здесь неоценимую помощь может и должна сыграть политология.

Настоящий учебник представляет собой опыт систематического и общедоступного раскрытия многоликого мира политики. Он соответствует содержанию гуманитарного образовательного стандарта России. Анализ теории политики дополняется социологическим материалом, иллюстрирующим опыт формирования и функционирования властных структур, политических сил в различных странах. Отличительная особен-


ность представленного учебника состоит в том, что классические и современные западные политологические концепции излагаются в контексте актуальных проблем российского политического процесса. Это позволяет адаптировать западные концепции к российской практике и раскрыть перед читателем «вечную злободневность» и реальность рассматриваемых проблем. Учитывая многозначность терминов, составляющих язык политологии и ранее не известных российскому читателю, в каждом разделе употребляемые понятия выделяются особо, а их содержание раскрывается на конкретных примерах, что поможет быстрее запомнить их и сделать работающими.


РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ

Объект, предмет и метод

Политологии

 

Л

огика политической науки, ее содержание, а следовательно, и специфика по сравнению с другими социальными науками в значительной мере обусловлены пониманием политики как общественного явления.

Термин «политика» (от греческого слова «полис») относится к сущностно оспариваемым понятиям, до сих пор вызывающим острые дискуссии. И это естественно. Появившись более двух тысячелетий назад, политика эволюционировала вместе с развитием общества. Дав права гражданства новому термину, Аристотель понимал его как цивилизованную форму общности, служащую для достижения «общего блага» и «счастливой жизни». С тех пор содержание термина получало различные интерпретации, в которых в зависимости от обстоятельств на первый план выходили те или иные свойства политики как общественного явления. Однако при всех различиях в подходах к ее определению политика имеет сущностные признаки, выделяющие ее из всех форм социальных взаимодействий.

Глава I. Политика: природа, социальный смысл и содержание

Значение термина «политика»

Современное понимание политики многозначно. В международном словаре Уэбста политика определяется как.

1) раздел этики, связанный более с государственным или общественным организмом в целом, чем с отдельной лично стью; разновидность (подраздел) нравственной философии, имеющей дело с этическими отношениями и обязанностями правительств (властных структур) или иных социальных орга низаций; общественная или социальная этика;

2) политические действия, практика;

3) политические отношения или деловое соревнование ме жду соперничающими группами интересов, а также индивида ми за власть и лидерство; действия - в целях расширения кон-


троля и с некоторыми иными целями - внеправительственной (неправящей) группы; политическая жизнь как основная сфера деятельности или профессия;

4) политическое руководство (проведение политики) в ча стных делах;

5) политические принципы, убеждения, мнения или сим патии отдельной личности (женская и иная политика);

6) общая совокупность взаимодействующих и обычно кон фликтных отношений между людьми, живущими в обществе; отношения между лидерами и нелидерами в любом социаль ном организме (политическое сообщество, церковь, клуб или профсоюз);

7) политическая наука.

Подобная многозначность термина «политика» всякий раз требует уточнять значение, в котором он употребляется: в научном или обыденном.

В массовом сознании политика обычно отождествляется с управлением каким-либо процессом. Например, «экономи-


веская политика» или «политика в области образования» означает, что проблемы, накопившиеся в экономике и образовании, требуют внимания и контроля со стороны государства. Это внимание выражается в формировании задач развития, определении средств, которыми могут быть решены постав-" денные задачи, исходя из возможностей государства.

Другой смысл термина «политика», свойственный для обыденного сознания,связан с такими характеристиками активного человеческого начала, как способность сознательно ставить цели и определять средства для их достижения, а также умение соизмерять затраты и результаты. В данном смысле политика отождествляется с понятием «стратегия*.

Естественно, что значения термина «политика» в массовом сознании не следует отвергать, поскольку они указывают на важные стороны этого сложного явления. В частности, они характеризуют такие функции политики, как целеполагание, достижение согласованных решений с помощью власти. Однако подобные интерпретации политики оказываются недостаточными. Прежде всего потому, что узкопрагматическое, прикладное понимание политики оставляет вне поля зрения ее ценностные, смысловые начала. Кроме того, политическую.сферу вряд ли можно ограничивать только государственным управлением, поскольку часто негосударственные структуры имеют не меньше, а подчас даже больше власти и влияния. Например, средства массовой информации, различные лобби и т. д.

Для выявления целостного понимания политики рассмотрим процесс ее формирования как важного социального явления, выполняющего в обществе определенные функции.

Происхождение политики

Политика существовала не всегда. Ее появление отражает процесс усложнения социальной жизни, обусловленного постоянным развитием человеческих потребностей и общественного разделения труда.

Так, примитивные общества охотников и собирателей не зна-. ли политики. Неразвитость материального производства обусловливала примитивность потребностей, сводившихся к возможности физического выживания. Нерасчлененность потребностей объяснялась неспособностью отдельных индивидов к самостоятельному существованию, их зависимостью от «целого» (рода, племени). Сами эти общества еще не выделились из природы, а существовали, приспосабливаясь к ней и используя готовые таю-


ды (пища, естественные жилища и т. д.). Взаимодействия внутри подобных образований были основаны на естественных связях (кровнородственных отношениях), регулировались религиозными нормами, обычаями, традициями.

Постепенное выделение из природы и создание искусственной среды обитания разрушали естественно-природный характер взаимосвязей внутри примитивных обществ. Господство «целого» над отдельным индивидом ослабевало по мере перехода от присваивающего хозяйства к производящему и постепенного разложения родоплеменной организации. Уже в садоводческих обществах (4 тыс. до н. э.), по мнению американских социологов Г. Ленски и Дж. Ленски,появляются политические структуры, отражающие процесс социальной, этнической, культурной и религиозной дифференциации. Эти общества включают от двух до четырех социальных слоев, множество кланов. Хотя доминирующее значение в организации социальной жизни сохраняли кровнородственные связи, но уже начали формироваться политические институты (лидеры, советники, аппарат принуждения).

Политика становится самостоятельной сферой в аграрных обществах, где дальнейшее совершенствование орудий производства (в частности, создание металлического плуга) и использование животных в качестве тягловой силы позволили производить продуктов больше, чем было необходимо для непосредственного потребления. Прибавочный продукт заметно расширил возможности человека по развитию экономики. Его производительное использование способствовало развитию обмена, торговли, ремесел, городов. Выделение частной собственности стало принципиально важным моментом в развитии социальной жизни - оно привело к обособлению отдельного человека, который превращался в автономную личность, независимую от власти «целого» (рода, племени). Самостоятельный индивид с его интересами и потребностями стал основой формирования гражданского общества, пришедшего на смену «естественному обществу».

Поведение автономной личности уже не определяется жестко родственными связями, религиозными нормами, обычаями, поскольку социальные взаимосвязи вышли за пределы общины, рода. Социальный статус обособленного человека определяется его экономическими возможностями, богатством, престижем. Однако обособление личности с необходимостью требует формирования и развития общественных институтов, направленных на обеспечение ее прав, свобод и самостоятельности.


Дифференцированная структура интересов и потребностей (прежде всего по признакам собственности, престижа профессии, классовым различиям) разрушила некогда монолитное единство первобытных обществ и потребовала иных средств регуляции социальных взаимоотношений. Если прежде возникавшие щютиворечия разрешались на основе кровнородственных связей, обычаев, нравов, традиций, религиозных норм, то в дифференцированном обществе эти механизмы регуляции оказываются недостаточными для преодоления конфликта интересов. А между тем потребность в защите и обеспечении прав и свобод самостоятельного индивида, в упорядоченном взаимодействии ©го с другими индивидами значительно возрастает. Следовательно, там и тогда, где и когда нет естественного согласия, но существует потребность в согласованном поведении, возникает политика.

Потребность в согласовании различающихся групп интересов, обеспечении целостности общества и эффективности его функционирования привела к формированию институтов публичной власти:государства с бюрократическим аппаратом, армией и т. д. В отличие от других социальных институтов.(например, морали) политика служит удовлетворению не личных потребностей, а общезначимых групповых интересов, реализация которых невозможна без власти государства. Следовательно, появление специальных институтов, обладающих возможностью обеспечить общеобязательные формы социального поведения для всех, вызвано тем, что удовлетворение потребностей одной группы (например, повышение зарплаты, • снижение налогов и т. д.) неминуемо влечет за собой ущемление интересов и социального положения других слоев населения. Взаимодействия групп, общностей оказываются политическими тогда, когда становится очевидным, что их притязания не могут быть реализованы без вмешательства государства.

Эффективность и осязаемость политики как социального института, в отличие от других регуляторов общественных отношений (морали, религии, традиций и т. д.), обусловлена наличием такого ее элемента, как власть.

Первоначально власть не была политической по своему характеру - она исходила от рода,который формировал органы общественной власти на своих собраниях. Власть старейшин, военачальников, жрецов была основана на их авторитете (выбирались самые сильные, умные, ловкие) и на выполнении определенных функций (например, религиозных). Тогда власть


имела общественный характер, поскольку регулировала в основном совпадающие интересы и потребности рода. Обособление отдельного индивида на основе частной собственности и становление его как автономной личности обусловили несовместимость его интересов с интересами других, таких же обособленных индивидов, породили противоречивость и антагонистичность их интересов. На смену неполитической форме существования общества пришла политическая организация жизнедеятельности человека.

Политическая власть имеет более осязаемые источники согласования различающихся интересов и потребностей, материализованные в системе специальных институтов: государстве, бюрократии, армии, идеологии и т. д. Однако власть не представляется вещью, обладая которой можно делать все, что угодно. Политическая власть - это отношения, причем волевые, формирующиеся сознательно между субъектом (тем, кто влияет) и объектом (тем, на кого влияют).Властные взаимоотношения групп и общностей происходят на основе политически осознанных интересов и потребностей, т. е. таких притязаний, реализация которых требует использования государственной власти. Это обусловлено тем, что в противном случае удовлетворение потребностей одних групп и общностей существенно изменяет социальные возможности других. Следовательно, политическую власть можно рассматривать как способность государства, других социальных институтов (партий, групп давления, средств массовой информации и т. д.), выражающих общие интересы, решительно воздействовать на поведение индивида, групп, общества с помощью имеющихся средств.

Содержание и структура политики: теоретические подходы

Объем и содержание политики существенно менялись в процессе эволюции человеческого общества. В зависимости от исторических условий, экономической и культурной зрелости конкретного общества внимание акцентировалось либо на ее социальном предназначении, либо на средствах и способах реализации ее функций.

Одним из первых подходов была коммуникативная интерпретация политики, в рамках которой она рассматривалась как универсальное средство обеспечения целостности и механизм регулирования конфликтов в социально дифференцированном обществе. Политика первоначально трактовалась рас-


ширительно - как социальная этика,задающая общезначимые нормы поведения и устанавливающая правила взаимоотношения между правителями и подданными. Сами же правила диктовались потребностью найти цивилизованные формы общности людей. Поскольку разделения на государство, общество и индивида не было, постольку политика отождествлялась с деятельностью государства. Главной задачей государства являлось обеспечение целостности и единства всех его членов на основе приоритета общих интересов. Следовательно, сущность политики, по Аристотелю,состоит в объединении людей для достижения высшего блага государства и человека. Жизнь в разумном государстве (по мнению античных философов, им был древнегреческий полис) основана на таких принципах, как прекрасное и справедливое.

Чем дальше углублялась экономическая, социальная, культурная дифференциация общества, тем больше в анализе политики выделялись ее интегративные начала, способность к согласованию интересов. Так, в XVII в. Томас Гоббс рассматривал политику как деятельность по выражению общего интереса. Носителем этого общего интереса является государство, которое преодолевает хаос и «войну всех против всех* утверждением общего согласия, опирающегося на добровольную передачу гражданами части своих естественных прав правителю в обмен на закон. Традиция интерпретации политики как механизма обеспечения целостности и согласия активно развивалась в науке и сохранилась в настоящее время. В частности, американский социолог Т. Парсонс видит назначение политики в интеграции общества, обеспечении эффективности общей деятельности и реализации общих целей.

Однако обеспечение целостности общества можно осуществлять не только согласованием интересов, но и подчинением одних групп другим. Трактовка политики как сферы господства классов и групп, подавления ими других общностей с помощью государственной власти представляется альтернативным направлением анализа в политической науке. Обозначим данный подход как силовую трактовку политики,возникновение которой связано с именем итальянского философа и общественного деятеля Н. Макиавелли. Существенное влияние на формирование данного подхода оказала раздробленность Италии того периода, когда на Апеннинах отсутствовало единое государство и полуостров сотрясали междоусобные войны. Для объединения Италии Макиавелли допускал возможность использования самых жестоких методов.


Дальнейшее развитие данный подход нашел в работах К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина,которые рассматривали государственную власть как выразительницу интересов экономически господствующего класса. Так политика стала интерпретироваться как сфера борьбы классов за власть.

С точки зрения марксизма-ленинизма,для того, чтобы обеспечить целостность общества, необходимо уничтожить те классы, интересы которых противоположны интересам пролетариата. Узкоклассовая трактовка политики была отвергнута опытом истории как антигуманная, напоминая о себе миллионами репрессированных соотечественников, последствиями «холодной войны» и конфронтации в международных отношениях. Однако в целом силовая интерпретация политики сохраняет свое значение по сей день, хотя и не связывается с классами. Ее актуальность обусловлена нарастающим в различных странах обострением конфликтов, природа которых перемещается в такие достаточно сложные и тонкие сферы общественных отношений, как национальное cat мосознание, культура, религия.

Этнонациональные, религиозные и социокультурные факторы все больше становятся детерминантами политических взаимодействий, предпочтений, на основ» которых различные социальные группы оценивают их властно значимые интересы. Боязнь потерять свою культурную, этническую, языковую идентичность оборачивается политическим радикализмом и экстремизмом. Поэтому взвешенное, реалистическое использование силовых методов в политике сохранит свою актуальность и в будущем.

Однако политику можно характеризовать не только в контексте ее социального смысла и предназначения в обществе, но и с точки зрения средств и методов, обеспечивающих ее эффективность. Основным инструментом политики является власть. Из этого исходит инструменталистская трактовка политики, позволяющая представить ее зримо, осязаемо и предметно.

Способность власти обеспечивать принятие обществом общеобязательных форм социального поведения связана с тем, что она опирается на развитую систему институтов (законодательные, исполнительные, судебные органы, армию, бюрократию), на материальные, финансовые, военные и иные ресурсы, на принуждение, идеологию, право. Потому и реализация групповых интересов более эффективна с помощью власти. В связи с этим политику рассматривают как отношения по поводу государственной власти - борьбы с нею или использование ее для реализации интересов определенных слоев общества.


Однако сегодня политическая власть уже не концентрируется исключительно в руках государства, а рассредоточена среди реальных (партий, движений, средств массовой информации), а также скрытых политических сил (нелегитимных структур, мафиозных организаций, ассоциаций и т. д.). В данной интерпретации политика, проникая во все сферы общества, способна контролировать поведение групп, индивида. И если власть легитимна, то подобный контроль будет выражаться в добровольном подчинении индивида власти, а если нет - он будет основан на страхе возможного принуждения.

Расширительное понимание политики - «политика везде, где есть власть» - имеет свои положительные и отрицательные стороны. Достоинством такого подхода является эффективность своевременного решения возникающих проблем и конфликтов как на макро-, так и на микроуровне, поскольку хорошо известна природа возможных противоречий. Недостаток подобной интерпретации заключается в излишней политизации общества, в стирании грани между политической системой и гражданским обществом..

Обозначенные интерпретации подетгаки продуктивны как в теоретическом, так и в практическом плане. При этом внимание йкцентируется на одной из сторон политики: либо природе (в основе политики лежат властные отношения), либо содержании (призвана выражать общие интересы групп и обеспечивать целостность общества), либо функциях (мобилизация, согласование и баланс интересов, регуляция социальных взаимодействий).

Однако понимание противоречий и подчас абсурдной логики политики невозможно без уяснения субъективных мотивов политического поведения. Дело в том, что осознание индивидом принадлежности к той или иной группе и, следовательно, осознание им собственных политически значимых интересов происходит не в форме безусловного принятия ценностей данной общности, а путем соотнесения их с его индивидуальными представлениями. С точки зрения позитивно-социологической интерпретации политики власть рассматривается в качестве самостоятельной ценности и смыслообразующего мотива политического участия, определяющего социальный статус и престиж группы или личности.

Исходя из этого, немецкий социолог М. Вебер трактовал политику как стремление участвовать во власти или оказывать влияние на распределение власти между группами внутри государства. В политику он включал «все виды деятельности по самостоятельному руководству». В основе данного стремления


лежит понимание того, что именно власть в определяющей мере влияет на социальное положение и престиж группы или индивида, на их возможности оказывать воздействие на общество путем распределения ресурсов и реализации своей воли, несмотря на возражения других общностей.

Доминирование в обществе таких ценностей, как власть, богатство, престиж, индивидуализм или коллективизм, имеет своей предпосылкой, по М. Веберу,социокультурную систему. В конкретных обществах именно социокультурная система определяет смыслообразующие ценности и мотивы политического участия. Так, по М. Веберу,западные демократии развиваются на основе протестантской этики, поощряющей трудолюбие, принцип «честной наживы», стремление к успеху и богатству, бережливость, автономность личности, терпимость. Влиянием религии М. Вебер объяснял организацию экономической, социальной и политической систем общества, динамику их развития. Следовательно, мотивация политического поведения может быть как рациональной (осмысленной), так и иррациональной (бессознательной, чувственной), испытывающей влияние субъективных качеств личности. Порой жажда власти, желание повелевать и господствовать становится для иных политиков главным смыслом и самоцелью.

Будучи сферой выявления и реализации общих интересов больших групп, политика предполагает, что степень участия в этом процессе различных субъектов неодинакова. Так, профессионально занимаясь политикой, элиты определяют политический курс и принимают важнейшие политические решения по его реализации. Их исключительная роль в политике выражается в зависимости прогресса общества от качества элиты (ее компетентности, профессионализма, элементарной порядочности). Однако элита не может не замечать воли и запросов избирателей, способных оказывать обратное влияние посредством формулирования своих интересов партиями, движениями, выражая их на выборах. Поэтому политику как сферу взаимодействия различных групп, реализующих свои интересы с помощью институтов политической власти, можно представить как взаимодействие трех систем: мотивационной (политическое сознание), коммуникационной (политические отношения) и институциональной (политическая организация).

Степень политического участия и его результативность зависят от осознания групповых потребностей, их отличия от интересов других групп и знания возможностей использования


властных структур для их осуществления. Реализация осознанных интересов предполагает взаимодействие с другими группами, имеющими иные потребности, и институтами власти. Характер взаимодействия участников политической жизни (конфронтация между ними или согласие и терпимость, политическая борьба или сотрудничество) зависит от зрелости политической культуры субъектов, состояния общества (его процветания, стабильности или кризиса).

Возникающие и постоянно изменяющиеся социальные потребности групп и индивидов требуют своевременного представительства и удовлетворения. Система институтов законодательной, исполнительной, судебной властей обеспечивает стабильность и развитие общества благодаря способности адекватно реагировать на политически значимые потребности и реализовывать их в форме управленческих решений, т. е. регулировать социальные процессы и управлять ими. Однако эффективность управленческих решений1 в значительной мере зависит от наличия зрелой системы представительства интересов (партийной системы, общественно-политических организаций и движений, групп давления и т. д.), которые могут четко сформулировать действительные потребности групп и довести их до властных структур в виде требований, программ.

4. Функции политики

Значение и роль политики как социального института обусловлены функциями, которые она выполняет в обществе. Количество функций может быть различным. Чем более многочисленны функции политики в конкретном обществе, тем менее развито общество и сама политическая сфера, подминающая под себя другие сферы.

В идеале общество представляет собой сбалансированную и внутренне согласованную систему взаимодействия различных сфер жизнедеятельности человека. В каждой сфере конкретные потребности реализуются с помощью органически присущих ей методов. Например, потребности в продуктах питания, товарах широкого потребления удовлетворяются экономической системой с помощью материальной заинтересованности производителя. Однако в традиционных или переходных обществах незрелость отдельных сфер компенсируется чрезмерным влиянием политики. Она выполняет не свойственные ей функции, вмешиваясь в различные сферы гражданского общества, зачастую подменяя его». Тем самьм сокращаются воз-


можности самореализации личности. Но общества, развивающиеся на основе политико-идеологических методов, имеют ограниченный ресурс развития, хотя и способны достичь впечатляющих успехов. Эти общества формируют внешнюю мотивацию деятельности (страх, насилие), совсем не развивают внутреннюю мотивацию личности (интересы и потребности).

В современных обществах политика выполняет следующие наиболее значимые функции, без которых они не могут развиваться нормально:

1) функцию обеспечения целостности и стабильности обще ства. Она осуществляется благодаря тому, что политика опре деляет проекты будущего, социальные ориентиры и направ ленность развития, обеспечивает их ресурсами;

2) функцию мобилизации и эффективности общей деятель ности. Формулируя ценностно значимые цели поступатель ного развития, политика обеспечивает их реализацию путем создания развитого мотивационного механизма, предоставляя индивиду эффективные возможности удовлетворения социальных потребностей, изменения социального статуса с помощью власти;


3) управленческую и регулятивную функции. Выражая властно значимые интересы и потребности различных групп общества, политика обеспечивает их взаимодействие и осуществляет влия ния на них путем принятия по

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...