Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Совместная деятельность логопеда и воспитателя




I. Речевое развитие

1. Развитие импрессивной речи:

• развитие пассивного словаря;

• формирование и совершенствование грамматического
строя речи;

• развитие фонематической системы речи;

• формирование умения вслушиваться в речь, развитие по­
нимания простых предложений и коротких текстов (ска­
зок, потешек).

2. Развитие экспрессивной речи:

• развитие экспрессивного словаря;

• формирование и совершенствование грамматического
строя речи;

развитие фонематической системы речи;

развитие фонетической стороны языка;"

• формирование разговорной (диалогической) речи и рече­
вого общения.

II. Познавательное развитие

• Сенсорное развитие;

• развитие психических функций (развитие слухового и зри­
тельного внимания, памяти, наглядно-действенного и на-
глядно-образного мышления);


ознакомление с окружающей действительностью; ознакомление с художественной литературой; формирование пространственных, временных и элемен­тарных математических представлений.

III. Креативное развитие

Развитие мелкой моторики и конструктивного праксиса; художественно-творческая деятельность; музыкальное развитие; игровая и театрализованная деятельность.

IV. Физическое здоровье и развитие

Всестороннее полноценное развитие двигательных способ­ностей, обогащение двигательного опыта детей; укрепление здоровья, закаливание организма; развитие выносливости, быстроты, силы, координации движений, двигательных умений с целью укрепления и развития мышц; профилактика плоскостопия; формирование правильной осанки.

V. Нравственное воспитание

Формирование навыков адекватного поведения в различ­ных ситуациях;

воспитание доброжелательного отношения к окружающим; воспитание вежливости.

VI. Трудовое воспитание

формирование навыков самообслуживания.


Занятия с детьми



 


Организация развивающей среды и проведение коррекционно-развивающей работы

Занятия с детьми

В логопедической группе для детей младшего дошкольного возраста проводится всего 13 занятий в неделю продолжитель­ностью 10—15 минут:

• ознакомление с окружающим ~- 1 занятие;

• развитие элементарных математических представлений —
1 занятие;

• рисование (чередуется с аппликацией, конструированием,
лепкой) — 1 занятие;

• физкультурные — 2 занятия;

• музыкальные — 2 занятия;

• лечебная физкультура (для нуждающихся) — 2 занятия;

• подгрупповые логопедические — 4 занятия.

При этом занятия лечебной физкультурой можно считать лечебными процедурами и вынести за сетку занятий.

Примерный режим дня

Прием детей, игры, утренняя гимнастика.............................. 7.30—8.20

Подготовка к завтраку.......................................................... 8.20—8.30

Завтрак................................................................................ 8.30—8.50

Подготовка к занятиям........................................................ 8.50—9.00

11ервое занятие воспитателя и первое логопедическое занятие

(Проводятся по подгруппам)................................................ 9.00—9.15

Второе занятие воспитателя и второе логопедическое занятие

(проводятся по подгруппам)................................................. 9.25—9.40

Третье мод1 рупповое логопедическое занятие, индивидуальная

работа логопеда с детьми, игры, подготовка к прогулке 9.40—10.20

Прогулка, индивидуальная работа логопеда с детьми 10.20—12.00

Возвращение с прогулки. Подготовка к обеду. Обед. 12.00—12.45

Подготовка ко сну. Сон................................................ 12.45—15.10

Подъем. Бодрящая гимнастика.................................... 15.10—15.30

Подготовка к полднику. Полдник................................ 15.30—16.00

Индивидуальная работа по заданию логопеда, игры

и свободная деятельность, подготовка к прогулке..... 16.00—16.40

Прогулка. Уход домой................................................. 16.40—18.00


 


В младшей логопедической группе особое внимание сле­дует уделять сбалансированности занятий и свободного вре­мени малышей. Дети должны получать возможность играть и отдыхать в специально организованной предметно-простран­ственной развивающей среде и в первой, и во второй полови­нах дня. Для игр и отдыха в первой и второй половинах дня выделяется по 40 минут. В это время воспитатель осуществля­ет наблюдение за детьми, оказывает им необходимую помощь, становится партнером по играм, а во второй половине дня еще и проводит индивидуальные занятия по заданию логопеда. В первой половине дня в этой деятельности может принимать участие и логопед, если он решит заменить индивидуальные занятия живым общением с детьми.

Занятия логопеда с подгруппами из 3—4 человек в младшей логопедической группе проводятся по понедельникам, вторни­кам, четвергам и пятницам. Продолжительность занятия со­ставляет 10—15 минут. Каждое занятие содержит 2—3 задания или игры продолжительностью 4—5 минут. По средам лого­пед проводит только индивидуальные занятия с детьми в утрен­ние часы или индивидуальные занятия с детьми с одновремен­ным консультированием родителей в вечернее время.

Примерное расписание работы логопеда

Первое подгрупповое занятие.............................................. 9.00—9.15

Втрое подгрупповое занятие................................................ 9.25—9.40

Третье подгрупповое занятие.............................................. 9.50—10.05

Индивидуальная работа с детьми...................................... 10.05—12.30

Участие логопеда в режимных моментах.......................... 12.30—13.00

Индивидуальная работа логопеда с детьми занимает все остальное время. Логопед проводит ее с детьми и во время Прогулки. Продолжительность индивидуального занятия не Превышает 10 минут. Чтобы восполнить ушедшее на индиви­дуальные занятия время утренней прогулки, в логопедической Группе выход на вечернюю прогулку происходит на 10 минут раньше, чем в младшей группе массового типа1. Иногда, по

11рогр;шма воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой — М., Мозаика-Синтез, 2005.



Организация развивающей среды и проведение...


Развивающая среда



 


решению специалиста, возможна замена индивидуальных за­нятий во время прогулки на живое общение с детьми, прове­дение разученных ранее игр на свежем воздухе.

Присутствие логопеда в групповом помещении с 12.30 до 13.00 позволяет ему участвовать в «оречевлении» режимных моментов, живом общении с малышами, что позволяет спе­циалисту быстрее вызвать каждого ребенка на контакт, по­строить с ним доверительные отношения.

Обучение в младшей логопедической группе можно услов­но разделить на три периода:

I период — сентябрь, октябрь, ноябрь;

II период — декабрь, январь, февраль;

III период — март, апрель, май, июнь.

В сентябре проводится обследование состояния речи и не­речевых психических функций детей для определения этиопа-тогенеза нарушения формирования речи; заполняются схемы обследования на каждого ребенка.

Октябрь: Ноябрь: Декабрь: Январь:

В октябре начинаются индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми. Вся дальнейшая работа в младшей логопе­дической группе строится на материале следующих лексиче­ских тем.

1-я неделя — 2—3-я недели 4-я неделя — 1-я неделя — 2—3-я недели 4-я неделя — 1-я неделя — 2—3-я недели 4-я неделя - 1—2-я недели

«Семья»;

— “Игрушки
«Части тела и лица».

«Туалетные принадлежности»;

— Одежда
«Обувь».

«Обувь»;


«Новый год. Елка».

—у детей зимние каникулы,проводится только индивидуальная работа,

3-я неделя 4 я педеля

«Продукты питания»; «Посуда».


Февраль: 1-я неделя — «Посуда»;

2—3-я недели — «Домашние птицы»; 4-я неделя — «Домашние животные».

Март: 1-я неделя — «Мамин праздник»;

2-я неделя — «Домашние животные»; 3—4-я недели — «Дикие птицы».

Апрель: 1—2-я недели — «Дикие животные»;

3—4-я недели — «Транспорт»;

Май: 1-я неделя — у детей весенние каникулы,

проводится только индиви­дуальная работа;

2-я неделя — «Лето. Цветы»;

3-я неделя — «Лето. Насекомые»;

4-я неделя — «Лето. Летние игры {с водой и песком)».

В июне логопедом проводится только индивидуальная ра­бота с детьми, по возможности на свежем воздухе. В этот период закрепляется и повторяется весь материал, пройден­ный за учебный год. В конце июня логопед дает индивиду­альные рекомендации родителям каждого ребенка на лето.

Развивающая среда

При формировании высших психических функций у ре­бенка с проблемами в развитии очень важное значение имеет правильная организация предметно-пространственной разви­вающей среды как в кабинете логопеда, так и в групповом помещении. Известно, что предметно-пространственная раз­бивающая среда создает возможности для расширения опыта эмоционально-практического взаимодействия дошкольника со взрослыми и сверстниками в наиболее важных для ребенка сферах жизни и позволяет включить в активную познаватель­ную деятельность одновременно всех детей группы. В ней они реализуют свои способности. Среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе.



Организация развивающей среды и проведение...


Развивающая среда



 


В групповом помещении она должна представлять собой

хорошо оборудованные полузамкнутые микро пространства для игр детей поодиночке или небольшими подгруппами. Не следует перегружать уголки оборудованием, так как это за­трудняет выбор игр ребенком, — лучше менять оборудование раз в неделю. Неформальное общение со сверстниками и пе­дагогом при игровом взаимодействии положительно влияет на развитие речи ребенка и его интеллектуальное развитие в целом, так как осуществляется в форме игры, интересной ре­бенку, предоставляющей ему полную свободу действий.

При организации предметно-пространственной развива­ющей среды в младшей группе нужно учитывать, что дети младшего дошкольного возраста плохо реагируют на про­странственные изменения обстановки и предпочитают в этом смысле стабильность (Полякова М. Н.), -поэтому не следует часто переставлять мебель в группе, менять местоположение и количество развивающих центров.

На четвертом году жизни резко возрастает двигательная активность малышей. Причем у детей с тяжелой речевой па­тологией движения плохо скоординированы, дети моторно не­ловки, не обладают быстротой реакции. Поэтому пространст­венная организация среды должна одновременно и обеспечи­вать безопасность, и стимулировать двигательную активность. В центре группового помещения рекомендуется оставлять свободное место для езды на трехколесном велосипеде, ката­ния в большом грузовике, катания кукол в коляске, сооруже­ния модульных конструкций. С учетом того, что в этом воз- расте у детей формируются сенсорные способности (в первый период работы акцент делается на развитие слухового и зри­тельного восприятия), в групповом помещении должно быть достаточное количество постоянно заменяемых звучащих иг­рушек и предметов-заместителей.

Помня о том, что развитие речи непосредственным обра­зом связано с развитием мелкой (пальцевой) моторики, педа­гогам следует оснащать развивающую среду в младшей лого­педической группе большим количеством игр и пособий для развития мелкой моторики. Дети младшего дошкольного воз- раста предпочитают крупные яркие игрушки, которые должны


быть сделаны из различных материалов чистых цветов и не­сложных форм. При этом в логопедической группе не должно быть неестественно окрашенных игрушек, так как у детей формируются первичные представления об окружающем.

Дети четвертого года жизни с общим недоразвитием речи, в отличие от своих нормально развивающихся сверстников, пред­почитают игры не «вместе», а «рядом», для чего также должны быть созданы все условия. При этом начинающееся формиро­вание коммуникативных навыков в игре предполагает создание обстановки для сюжетно-ролевых игр. Также особое значение в младшей логопедической группе необходимо уделять играм-драматизациям и театрализованным играм, проводимым, ко­нечно, пока на самом элементарном уровне. Это требует долж­ного оборудования (костюмы, маски, атрибуты) для обыгрыва­ния сказок «Репка», «Курочка Ряба», «Волк и козлята».

В младшей логопедической группе обязательно оборудует­ся уголок «Учимся говорить».

Организация развивающего пространства в логопедическом кабинете, как правило имеющем небольшие размеры, является очень сложной задачей. Во-первых, в кабинете должны быть созданы комфортные, обеспечивающие безопасность детей ус­ловия для занятий. Во-вторых, создавая развивающую среду, логопед обязан учитывать такой фактор, как эмоциональное благополучие ребенка. Кабинет логопеда должен быть местом, куда малыш идет с радостью и удовольствием. А значит, особое инимание следует уделять цветовой гамме, в которой будет вы­держан интерьер, оформлению мест для занятий за столом и у зеркала. Пастельные тона в оформлении интерьера, достаточ­ный уровень освещенности, удобная мебель, яркие картинки и интересные игрушки — немаловажные детали для создания комфортного состояния и детей, и логопеда.

Помимо эстетической и психологической составляющих для правильного оснащения кабинета рекомендуется соблю­ла и, и следующие технические условия. Так, логопедический кабинет должен представлять собой хорошо освещенное по- мощение площадью не менее 10 м2. На одной из стен кабинета Крепится большое зеркало с лампой дополнительного местно- го ос вещения. Под зеркалом располагается полка для картотек



Организация развивающей среды и проведение...


Совместная деятельность логопеда и воспитателя



 


предметных картинок и речевого материала (уточнение про­изношения в звукоподражаниях, произношения гласных и со­гласных раннего онтогенеза). Перед зеркалом устанавливается скамеечка, рассчитанная на подгруппу детей.

Для проведения артикуляционной и мимической гимнасти­ки, а также для того, чтобы приучить детей к занятиям у зеркала и сделать эти занятия привлекательными, следует иметь набор игрушек. Малыши с удовольствием учатся широко открывать рот вместе с заводной собачкой, распластывать язычок вместе с меховой кошечкой, показывать зубы вместе со смешным ди-нозавриком. С такими одной-двумя игрушками-«помощница~ ми» для выполнения каждого упражнения артикуляционной и мимической гимнастики логопеду быстрее удастся добиться от детей точности выполнения движений.

Пол логопедического кабинета обязательно должен быть покрыт ковром или ковровым покрытием, т. к. работу над ды­ханием рекомендуется начинать с положения лежа. Кроме того, в младшей группе на ковре можно проводить большую часть подгрупповых занятий, уложив детей на животики или посадив их по-турецки.

Для занятий с подгруппой детей в логопедическом каби­нете должна быть пара детских столиков и несколько детских стульчиков.

Игры, игрушки и пособия размещаются в шкафах или на стеллажах. Причем полки на уровне роста детей должны быть открытыми, с тем чтобы на них размещался сменный матери­ал по разным разделам работы для свободной деятельности детей. Материал обновляется по мере изучения каждой новой лексической темы. Это и позволяет организовать развива­ющую среду в стенах логопедического кабинета. Этому же способствует размещение на стенах кабинета или на дверцах шкафов магнитной доски, наборного полотна, коврографа, на которых малыши могут рисовать, складывать разрезные кар­тинки или плоские сборные игрушки.

В кабинете логопеда младшей логопедической группы ре­комендуется создать особую сенсорную зону, содержащую иг­рушки и пособия для развития слухового и зрительного вос­приятия, формирования первичных представлений о цвете и


форме предметов, а также уголок с пособиями для развития моторной сферы. Здесь же обязательно должны быть оборудо­ваны отдельные уголки с развивающими играми и игрушками для мальчиков и девочек.

Организуя места для свободной деятельности детей, следу­ет учитывать особенности их развития и не перегружать угол­ки оборудованием.

На закрытых полках в шкафах в специальных папках или коробках хранится сменный материал по всем изучаемым лек­сическим темам. В каждой папке или коробке должны быть крупные предметные и сюжетные картинки, настольно-печат-ные дидактические игры и пособия для уточнения и расши­рения словаря, формирования и совершенствования грамма­тического строя речи, фонетико-фонематических представле­ний, связной речи, зрительного гнозиса и конструктивного праксиса, неречевых психических функций.

Кроме того, в кабинете должны быть наборы муляжей, крупные и мелкие игрушки по всем лексическим темам, кон­структоры, мозаики, кубики, пирамидки, матрешки и другие сборные игрушки, настольный материал для обыгрывания предусмотренных программой сказок.

Составляя еженедельные задания воспитателям, логопед может давать им не только методические рекомендации, но и обеспечивать их необходимыми играми и пособиями из своего кабинета, что позволит эффективно осуществлять преемствен­ность в работе и закреплять с детьми пройденный материал.

На двери кабинета или на отдельном стенде логопед по­мещает график и расписание работы, список детей по под-группам (который регулярно обновляется), советы и методи- ческие рекомендации родителям.

Совместная деятельность логопеда и воспитателя

Взаимосвязь специалистов в логопедической группе имеет очень важное значение и является залогом успешности коррекционно-развивающей работы. Особенно значимым является ежедневное взаимодействие логопеда и воспитателя. В младшей логопедической группе оно осуществляется при


20 Организация развивающей среды и проведение...

участии специалистов в режимных моментах, при обсуждении планов работы на неделю, месяц, период, при совместном выборе приемов и методов работы. Одним из средств осущест­вления взаимосвязи специалистов являются задания логопеда воспитателю.

Задания должны соответствовать плану-про грамме работы группы и иметь следующие составляющие: логопедические пятиминутки, подвижные игры и упражнения, рекомендации по индивидуальной работе с детьми, а также список литера­туры, рекомендуемой для чтения детям. Задания даются вос­питателям раз в неделю, и только рекомендации по индиви­дуальной работе логопед предлагает им ежедневно.

Логопедические пятиминутки служат для логопедизации занятий воспитателя и содержат игры, упражнения и задания для закрепления материала, отработанного с логопедом. Они способствуют развитию всех компонентов речевой системы, а также неречевых психических функций у детей. В играх и уп­ражнениях, рекомендуемых логопедом, развивается импрес-сивная и экспрессивная речь: формируется, расширяется и t уточняется словарь; формируется и совершенствуется грамма­тический строй речи; развиваются фонематическая и фонети­ческая системы речи, развивается понимание речи, а затем формируются диалогическая речь, развивается речевое обще­ние. Логопед предлагает воспитателям игры и упражнения для развития слухового и зрительного внимания и восприятия, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, па­мяти, подвижные игры.

Логопедом подвижные игры и упражнения проводятся на подгрупповых занятиях, воспитателями — на занятиях в каче­стве физкультминуток или в свободное время, родителями — во время домашних занятий, что позволяет усилить их кор-рекционное воздействие и осуществлять взаимосвязь между всеми участниками педагогического процесса. Подвижные игры и упражнения, приведенные в приложении к Программе, разрабатывались специально для детей четвертого года жизни с речевой патологией. Они способствуют всестороннему пол­ноценному развитию двигательных способностей малышей, обогащают их двигательный опыт, развивают координацию


 

 

Работа логопеда с родителями

движений, подражательность, совершенствуют чувственный опыт. Короткая строка и простая лексика речевого материала позволяют малышам сначала договаривать, а потом и прого­варивать вместе с педагогом текст игры, что способствует и развитию памяти, и развитию речи.

Индивидуальная работа воспитателя предполагает занятия с тремя детьми. Логопед дает подробные методические реко­мендации по проведению индивидуальных занятий, указыва­ет, какие приемы может использовать коллега.

Список рекомендуемой литературы помогает воспитателю выбирать соответствующие возрасту и уровню развития детей произведения для слушания и договаривания детьми.

Еженедельные задания даются логопедом начиная с пер­вой недели октября, когда завершено обследование детей, проведена диагностика, утвержден план коррекционной рабо­ты группы.

Работа логопеда с родителями

В последнее время в дошкольном воспитании все больше Внимания уделяется вопросу взаимосвязи детского сада и семьи. Современная наука пришла к выводу, что личность ребенка формируется прежде всего в семье и семейных отноше­ниях. В дошкольных учреждениях проводится большая работа по привлечению родителей к образовательно-воспитательному процессу, участию в занятиях, спортивных праздниках, викто­ринах, исчерах досуга.

Учителя-логопеды уже давно пытаются привлечь к коррек-

ционно развивающей работе с дошкольниками их родителей

через систему домашних занятий. Педагоги могут оказать мето-

ическую помощь родителям, желающим заниматься со своими

детьми, но не имеющими для этого необходимых знаний. За-

ниматься дома с детьми, имеющими недоразвитие речи, нужно

обязательно, чтобы как можно скорее ликвидировать отстава-

ние как в речевом, так и в общем развитии ребенка. Методи-

ческие рекомендации, которые даются логопедом родителям, позволяют объединить усилия педагогов и родителей в воспи- тании гармонично развитой личности.


*


Работа логопеда с родителями



 


       
 
   

Для младшей логопедической группы разработана тетрадь с методическими рекомендациями для родителей «Занимаемся вместе»1. Занятия, приведенные в этой тетради, подскажут ро­дителям, чем и как следует заниматься с ребенком, помогут организовать совместную деятельность. Родители смогут пред­ложить ребенку поиграть в различные подвижные игры, про­ведут пальчиковую гимнастику, прочитают стихи, помогут научиться лепить и рисовать. Выполняя с ребенком предложен­ные задания, наблюдая, рассматривая, играя, взрослые разо­вьют его речь, зрительное и слуховое внимание, память и мыш­ление. Играя с ребенком, взрослый должен занимать лидирую­щую, но не доминирующую позицию, менять стратегию в зависимости от уровня развития ребенка, быть не только орга­низатором и режиссером, но и партнером и консультантом.

Использование русских народных потешек в пересказах Л. Завальнюка, Н. Колпаковой, И. Бурсова, а также авторских стихов и подвижных игр обогатит речь малышей, сделает ее более образной. Кроме того, дети лучше воспринимают рит­мически организованную речь и, услышав потешку несколько раз, пытаются проговаривать ее вместе со взрослым, что спо­собствует и развитию речи, и развитию памяти.

Материалы домашних занятий подобраны в соответствии с изучаемыми в младшей логопедической группе лексически­ми темами. Материал каждого занятия рассчитан примерно на десять дней: столько времени необходимо малышу, чтобы ус­воить новую лексическую тему.

Родителям даются рекомендации, как правильно выбрать время для занятий, чтобы ребенок не был усталым или воз­бужденным; говорится о том, что не стоит принуждать ребенка к занятиям, лучше постараться заинтересовать его, используя такие приемы: «Давай посмотрим, что интересного есть в нашей тетради. Давай немного поиграем. Мне хочется поиг­рать. Может быть, ты составишь мне компанию?»

В тетради указано рекомендуемое время для занятий:.10—15 минут —■ оптимальная временная нагрузка для ребенка данного

1 Нищева Н. В. Занимаемся вместе. Младшая группа. — СПб., ДЕТСТ­ВО-ПРЕСС, 2004.


возраста. Родители должны знать, что, если у малыша возника­ют трудности при выполнении задания, не стоит показывать своего огорчения или разочарования, а следует предложить ре­бенку помощь, дать образец выполнения задания или вернуться к нему через пару дней.

Очень важной для формирования словаря является работа по рассматриванию предметных картинок. Разглядывая кар­тинки, малыш вспоминает названия знакомых предметов и объектов, учится соотносить картинки с реальными предмета­ми и объектами, с удовольствием называет их. По сюжетным картинкам родители могут провести более сложную работу, направленную на формирование диалогической речи. Для этого в тетради даны рекомендации по организации этой ра­боты, приводятся примерные диалоги с ребенком при рас­сматривании картин. Подчеркивается активная роль взрослого при проведении пальчиковой гимнастики и подвижных игр. Кфослый должен рассказывать и показывать, как правильно выполнять движения, делать упражнения вместе с ребенком.

Материалы пособия помогают родителям правильно орга­низовать домашние занятия с детьми, сделать их увлекатель­ными, веселыми и интересными, научить детей говорить кра­сиво И правильно, закрепить и повторить все, что они узнали В детском саду. Благодаря домашним занятиям, организован­ным таким образом, родители оказываются вовлеченными в Процесс коррекционно-развивающей работы, превращаются in сторонних наблюдателей в его участников.

Еженедельные вечерние приемы логопеда, проводимые с

целью консультирования родителей, позволяют им быть по-

гоянно в курсе того, чем занимается с детьми педагог. Как

правильно провести занятия у зеркала, организовать проведе-

ние артикуляционной и дыхательной гимнастики в игровой

форме, какие книги почитать малышу, куда сводить его в

выходные дни, а потом побеседовать по прочитанному

или увиденому – вот

вопросы, которые решаются на этих

встречах. Логопед не просто отвечает на вопросы родителей,

а в ходе индивидуального занятия с ребенком показывает,

какие приемы и методы могут быть использованы в домашних занятиях с детьми.


il


В старших группах логопеды обычно проводят для роди­телей открытые занятия во второй половине дня. Эффектив­ность такого вида работы с родителями неоспорима. Каждому родителю интересно увидеть и услышать, как работает его ребенок на занятии, понимает инструкцию взрослого, взаимо­действует со сверстниками. Именно открытые занятия помо­гают педагогам убедить родителей в необходимости домашних занятий с ребенком, так как во время занятия родители видят, в чем ребенок отстает от сверстников, чем с ним нужно по­заниматься дополнительно. В младшей логопедческой группе родителям можно предложить по очереди присутствовать на занятиях в первой половине дня, так как занятия во второй половине дня не проводятся, и присутствие нескольких роди­телей в кабинете сразу невозможно.

Еще одной формой работы с родителями являются со­вместные приемы логопеда и невролога, которые позволяют родителям понять необходимость назначенного лечения и проводимых в учреждении коррекционных мероприятий.

Присутствие родителей на праздничных утренниках и чае­питиях позволяет педагогам установить с ними более тесные, доверительные отношения.

При оформлении развивающей среды в раздевалке груп­пы логопед должен подумать о создании групповой библио­теки методической литературы для родителей, о месте, где ежемесячно будет появляться новая информация для роди­телей. Это может быть стенд «Уголок логопеда», «Советы логопеда», «Логопед советует». На стенде родители могут прочитать о том, какие лексические темы будут изучать дети в наступившем месяце, каков примерный лексикон по новой теме, какие задачи ставятся педагогами на данный период работы и в какой форме они будут решаться. Обязательно указывается список литературы, которую необходимо приоб­рести и прочитать ребенку, какие вопросы можно задать по прочитанным произведениям. Обычно логопед дает родите­лям советы по выбору приобретаемых игрушек, игр и дидак­тических пособий.

Все перечисленное позволяет родителям стать полноправ­ными участниками педагогического процесса.


Задачи и содержание

коррекционно-развивающей работы,

учебно-дидактический материал

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Развитие импрессивной рети

Развитие пассивного словаря

Работать над накоплением пассивного словаря, усвоением слов, обозначающих части тела и лица человека, предметы ближайшего окружения, простейшие игровые и бытовые дей­ствия, признаки предметов. Формировать умение соотносить предметы, действия, признаки с их словесным обозначением.

Учить понимать обобщающие слова (игрушки, туалетные принадлежности, одежда, обувь, мебель, продукты питания, по-гуда, домашние птицы, дикие птицы, животные, цветы).

Уточнять понимание личных местоимений (я, мы, ты, вы, он, она, они), определительного местоимения такой же, при- гяжательных прилагательных (мамин, папин) и местоимений ной, наш.

Учить различать глаголы и прилагательные, противопо- иожные по значению (надеватьснимать, завязывать — раз­ вязывать, большой — маленький, длинный — короткий, широ­ кий узкий, высокийнизкий).

Учить понимать предлоги и наречия, выражающие пространственныеотношения (в, на, у, здесь, вот, тут, туда, вверху, внизу, впереди, сзади, высоко, низко, слева, справа).

Формировать различение количественных числительных один, два, три).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...