Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 12. Коммуникативная компетентность. Совместимость в общении (5 часов)




Коммуникативная компетентность.

Факторы, влияющие на интерпретацию сообщения:

а) общая, социально «заданная» ситуация общения;

б) индивидуальные особенности проявления (выражения) своих психических состояний каждым из участников общения;

в) пол (гендерная специфика);

г) возраст (возрастные особенности);

д) степень личностной и/или социальной значимости партнёров по общению друг для друга;

е) те культурные нормы выражения индивидуальных особенностей личности, которых придерживается человек.

Коммуникативная компетентность как способность продуктивно устанавливать и поддерживать необходимые для активной общественной жизни социальные контакты с другими людьми.

Коммуникативная компетентность как система внутренних психологических качеств, необходимых для построения эффективной коммуникации в определённом круге ситуаций межличностного взаимодействия.

Характеристики эффективной коммуникации: достижение взаимопонимания партнёров по общению (взаимодействию), лучшее понимание ситуации и предмета общения (достижение большей определённости в понимании ситуации способствует разрешению проблем, обеспечивает результативность целей с оптимальным расходованием ресурсов).

Причины контрпродуктивной коммуникации:

· 1) разного рода стереотипы – упрощённые мнения относительно каких-либо лиц, ситуаций или проблем, – в результате нет объективного анализа и понимания людей, ситуаций, проблем;

· 2) предвзятые представления – склонность отвергать всё, что противоречит собственным взглядам, что ново, необычно («Мы верим тому, чему хотим верить», «Мы редко по-настоящему осознаём, что толкование событий другим человеком столь же оправданно, как и наше собственное»);

· 3) негативное отношение, – в тех случаях, когда отношение человека к кому-то (чему-то) враждебное, его очень трудно убедить в правоте «неприятеля» (в справедливости чего-то);

· 4) отсутствие внимания и интереса собеседника, – интерес возникает тогда, когда человек осознает значение информации для себя: с помощью этой информации можно получить желаемое или предупредить нежелательное развитие событий;

· 5) пренебрежение фактами, – т.е. привычка делать выводы или заключения опираясь не на фактическое положение дел, а на своё личное мнение о положении дел;

· 6) ошибки в построении высказываний, – неправильная речь, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность и т.п.

· 7) неверный выбор стратегии и/или тактики общения с партнёром.

Совместимость и сработанность людей между собою в процессе общения, понимаемого в качестве совместной деятельности людей.

Указание на то, что разнообразные приёмы и способы вербальной и невербальной коммуникации обеспечивают результативный обмен информацией, необходимой людям для эффективного общения и для организации совместной деятельности в процессе общения.

Очерк того, что в связи с указанными социальными явлениями архиважное значение имеют феномены совместимости и сработанности.

Межличностная совместимость как личностное принятие партнёров по общению в контексте осуществления ими совместной деятельности.

Раскрытие того, что принятие основано на оптимальном сочетании деятельностно значимых для межличностного взаимодействия индивидуально-психологических характеристик партнёров по общению (ценностных ориентаций, социальных установок, интересов, мотивов, потребностей, характеров, темпераментов, темпа и ритма психофизиологических реакций и т.п.).

Обрисовывание того, что оптимальное сочетание данных характеристик в одних случаях предполагает их сходство, в других случаях – взаимодополняемость, а в третьих, – и то и другое.

Отражение того аспекта, что индивидуально-психологические свойства не существуют «сами по себе», а проявляются в поведении и поступках человека.

Описание того, что хорошая межличностная совместимость характеризуется положительным эмоциональным отношением: возникновением взаимной симпатии, уважением, уверенностью в благополучном исходе будущих контактов между партнёрами по общению.

Заострение того аспекта, что на межличностном уровне макрорезультатом успешной психологической совместимости является формирование мотивации на совместное решение жизненных проблем, на то, чтобы быть вместе.

Рассмотрение того, что особое значение психологическая совместимость приобретает в сложных условиях совместной жизнедеятельности, когда достижение общей цели происходит при дефиците средств, времени, пространства и количества необходимых участников совместной деятельности (имеются в виду многочисленные случаи труда в специфических условиях, выполняемого специалистами разных профессий особого риска).

Различение четырёх основных уровней совместимости людей: психофизиологического, психологического, социально-психологического и социологического.

Психофизиологический уровень совместимости, основывающийся на взаимодействии темпераментов, потребностей и других психофизиологических характеристик.

Психологический уровень совместимости, включающий сочетаемость характеров, мотивов и стереотипов поведения.

Социально-психологический уровень совместимости, предполагающий согласование функционально-ролевых ожиданий и действий.

Подчёркивание того, что на социальном уровне совместимости важно совпадение или сходство интересов, ценностных ориентаций партнёров в совместной деятельности.

Освещение того, что когда в процессе совместной деятельности у партнёров по общению появляются неприязнь, антипатия, негативные эмоции, то это могут быть как ситуативные, т.н. рабочие моменты, так и показатели межличностной несовместимости, – в таких случаях возникает столкновение разных субъективных и объективных тенденций в мотивах, действиях, поведении партнёров, которое ведет к конфликтам.

Детализация того, что от психологической совместимости людей следует отличать сработанность людей, под которой понимается согласованность в работе (в совместной трудовой деятельности) между её участниками (творческий коллектив, рабочая группа и т.п.).

Согласованность в работе как единомыслие, общность точек зрения, единодушие, дружеские отношения.

Подробности того, что если совместимость характеризуется субъективным удовлетворением партнёров от общения друг с другом, то сработанность определяется эффективностью их деятельности, непременным условием которой является также профессионализм.

Подчёркивание того, что для совместимости необходим высокий уровень взаимных сопереживаний, которые сопровождаются эмоционально-энергетическими затратами.

Повествование о том, что сработанность совсем не обязательно должна сопровождаться сильным сопереживанием, оно может быть минимальным, так как здесь более существенно наличие у партнёров навыков и умений, а в профессиональной деятельности – высокий уровень мастерства и способность к сотрудничеству в решении совместных задач.

Подытоживание, выраженное в свидетельствовании о том, что, таким образом, сработанность – это результат взаимодействия конкретных людей в конкретной деятельности.

Информационное отражение того, что сработанность отличается от совместимости меньшей степенью эмоционально-энергетических затрат партнёров по общению как совместной деятельности.

Итоговое анализирование того, что совместимость является условием и результатом возникновения межличностных симпатий, устойчивых положительных взаимоотношений, и что совместимость не связана с продуктивностью, успешностью деятельности в отличие от сработанности, в которой продуктивность является главным компонентом.

Анализ того, что понятие «сработанность» следует отличать от понятия «сплочённость», хотя они и близки по своему значению.

Подчёркивание того, что при сработанности взаимное удовлетворение партнёров взаимодействием опосредовано деятельностью, предполагающей определённую степень её успешности и эффективности.

Подробности того, что у партнёров возникает удовлетворенность не только собой, но и партнёрами, совместно выполняющими определённую работу в группе.

Детали того, что для определения социально-психологического понятия (явления) «сплочённость» кроме удовлетворённости взаимодействием партнёров по общению, опосредованной совместной деятельностью, привносится фактор, который удерживает людей именно в данной группе – фактор «групповой динамики».

Рассказ о том, что чувство сплочённости, принадлежности к группе людей, понимающих тебя и принимающих тебя таким, каков ты есть, решающих те же проблемы, что и ты, – вот далеко не полный перечень того, что формирует потребность в общении именно с данной группой.

Обсуждение того, что, таким образом, групповая сплочённость – это своего рода результирующая тех сил, которые удерживают людей в данной группе.

Информация о том, что к числу основных факторов групповой сплочённости относят сходство ценностных ориентаций членов группы, ясность групповой цели, демократический стиль управления группой, относительно небольшую величину группы и её престиж.

Упоминание о том, что имеются социометрические методики определения степени групповой сплочённости.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...