Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Довоенный, военный и послевоенный период развития советской судебной системы




 

В рассматриваемый период судебная система РСФСР претерпела некоторые изменения. В 1924-1925 гг. в Республике вводилось новое административное деление на основе экономического районирования. Вместо губернского, уездного и волостного деления в отдельных местах появилось краевое (областное), окружное и районное деление. Цель районирования - упрощение и удешевление государственного аппарата.

Договор об образовании Советского Союза предусмотрел учреждение при ЦИК СССР Верховного Суда Союза. Верховный Суд давал руководящие указания верховным судам республик по вопросам общесоюзного законодательства; рассматривал и опротестовывал перед ЦИК по представлению прокурора Верховного Суда постановления, решения и приговоры верховных судов союзных республик в случаях противоречия их общесоюзному законодательству или интересам других союзных республик; давал заключения по предложению ЦИК СССР о законности постановлений ЦИК, СНК союзных республик и СНК СССР с точки зрения соответствия Конституции Союза; разрешал судебные споры между союзными республиками; рассматривал уголовные дела по обвинению высших должностных лиц СССР в должностных преступлениях.В 1926 году Президиум ЦИК СССР отнес к компетенции Верховного Суда также толкование общесоюзного законодательства. Позднее, в 1929 году появляется новое Положение о Верховном Суде, которое предоставило ему право законодательной инициативы, расширило компетенцию в области общего надзора, возложило на него обязанность разъяснять общесоюзные законы по предложению ЦИК СССР и по запросам СНК СССР.

августа 1926 г. было принято постановление ЦИК и СНК СССР, которое предусмотрело, что Верховный Суд СССР является кассационной инстанцией и по делам, рассмотренным военными трибуналами.

Военные трибуналы состояли при революционных военных советах округов (фронтов), корпусов и дивизий. Они действовали под общим контролем Наркомюста и Верховного Суда и рассматривали дела о воинских преступлениях и преступлениях, направленных на ослабление боевой мощи Красной Армии. В местностях, где не было других судов, военные трибуналы рассматривали все уголовные дела.

Верховный Суд СССР по Положению 1923 года в своем составе имел Пленум, гражданскую, уголовную, военную и военно-транспортную коллегии (в 1926 году военно-транспортные трибуналы и военно-транспортная коллегия были упразднены; в 1930 году организованы транспортная и воднотранспортная коллегии). Упразднение в 1934 году судебной коллегии ОГПУ вызвало создание в Верховном Суде специальной коллегии.

Еще одним органом, возникшим в рассматриваемый период, стали товарищеские суды. Еще 5 апреля 1921 г. СНК РСФСР утвердил Положение о дисциплинарных товарищеских судах "в целях поднятия трудовой дисциплины и производительности труда". Они могли применять различные взыскания, вплоть до увольнения с работы и направления в исправительно-трудовой лагерь на срок до 6 месяцев. Однако в 1923 году в связи с новой экономической политикой это Положение было отменено.

октября 1933 г. ВЦИК и СНК утвердили Положение о кочевых общественных судах в национальных округах и районах северных окраин РСФСР.

Принятие VIII Чрезвычайным съездом Советов Конституции СССР 1936 года оказало влияние и на дальнейшее развитие судебной системы.

Задачи суда наиболее полно были сформулированы в Законе о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик, принятом Верховным Советом СССР 16 августа 1938 г. Он установил единую судебную систему страны, состоящую из судов СССР и судов союзных республик.

К первой группе судебных учреждений были отнесены Верховный Суд Союза ССР и специальные суды - военные трибуналы, линейные суды на железнодорожном транспорте и линейные суды на водном транспорте. Вторая группа включала верховные суды союзных республик, краевые и областные суды, суды автономных республик и автономных областей, окружные и народные суды.

Закон о судоустройстве четко отделил функции судебного управления от функций правосудия. Вся организационно-подготовительная работа была сосредоточена в системе Наркомата юстиции СССР. В Законе о судоустройстве были более полно сформулированы задачи советского правосудия. Особое внимание Закон о судоустройстве обратил на воспитательную роль советского правосудия. Советский суд, говорилось в Законе, применяя меры уголовного наказания, не только карает преступников, но также имеет своей целью их исправление и перевоспитание.

Основным звеном судебной системы по-прежнему оставался народный суд. На практике он рассматривал до 90% всех уголовных дел, поступающих в судебные органы. Новым стало то, что Закон о судоустройстве обязывал судей отчитываться перед избирателями о своей работе, что преследовало цель повышения ответственности судей и являлось важным элементом правового воспитания граждан.

Вторым звеном в судебной системе являлся краевой, областной, окружной суд, суд автономной области, а также Верховный суд автономной республики. Они рассматривали отнесенные к их ведению уголовные и гражданские дела.

Судебное управление в стране возглавил Народный комиссариат юстиции СССР, созданный в соответствии с постановлением ЦИК и СНК СССР от 20 июля 1936 г. Положение о нем устанавливало следующую структуру центрального аппарата Наркомата юстиции СССР: управление общих судов, управление военных трибуналов, отдел линейных судов железнодорожного и водного транспорта, управление учебными заведениями, управление кадров, кодификационный отдел, отдел адвокатуры, отдел нотариата, отдел статистики и др. В ведении Народного комиссариата юстиции СССР состояли Всесоюзный институт юридических наук и юридическое издательство.

Основу советской судебной системы в годы Великой Отечественной войны составили военные трибуналы. Их условно можно подразделить на: 1) военные трибуналы Красной (Советской) Армии; 2) военные трибуналы Военно-Морского флота; 3) военные трибуналы войск НКВД; 4) военные трибуналы железнодорожного и водного транспорта; 5) военные трибуналы прифронтовых районов. Вся система военных трибуналов возглавлялась в те годы Верховным Судом СССР. Военная коллегия Верховного Суда СССР действовала как: а) суд первой инстанции по наиболее важным уголовным делам; б) кассационная инстанция для военных трибуналов, где в качестве меры наказания выносился смертный приговор; в) надзорная инстанция по делам всех военных трибуналов, кроме военных трибуналов железнодорожных и водных путей сообщения.

Верховный Суд РСФСР в годы войны не только рассматривал дела по первой и второй инстанции, но и вел другую разнообразную работу - обобщал судебную практику, вносил предложения в наркоматы юстиции СССР и РСФСР о даче указаний судам, проводил внеплановые ревизии. Члены Верховного Суда выезжали в освобожденные области для оказания помощи в восстановлении судебных органов на местах.

Верховный Суд вел систематическую работу с судьями нижестоящих судов, заботился о повышении квалификации судей.

Таким образом, общая судебная система в основном сохранялась и соответствовала Конституции СССР 1936 года. Не были изменены и основные принципы ее организации и деятельности. В условиях войны сохранялись такие принципы осуществления правосудия, как устность, непосредственность, гласность, право обвиняемого на защиту, независимость судей и подчинение их только закону.

Победоносное завершение Великой Отечественной войны и переход к мирной жизни поставили перед органами юстиции страны новые задачи. Во-первых, прекратило свое действие законодательство, вызванное чрезвычайными условиями военного времени. Во-вторых, требовалась реорганизация судебной системы, особенно военных трибуналов, и в связи с этим ускорение процедуры рассмотрения в них уголовных дел. В-третьих, необходимо было поднимать на новый уровень систему юридического образования, поскольку в годы войны судьями в силу понятных причин работали в основном те, кто не подлежал призыву в армию, и поэтому вопрос профессионализма судейских кадров был вынужденно отодвинут на второй план.

Большое значение для судебной системы имел Указ Президиума Верховного Совета СССР от 14 августа 1954 г. "Об образовании президиумов в составе верховных судов союзных и автономных республик, краевых, областных судов и судов автономных областей". Образование в указанных судах президиумов имело целью усилить роль этих судебных органов в осуществлении судебного надзора. Президиумы образовывались в составе председателя суда, заместителей председателя, двух членов суда и помимо судебного надзора выполняли и функции судебного управления.

С целью дальнейшего совершенствования судебной системы, устранения излишней централизации в руководстве работой судебных учреждений и органов юстиции 30 мая 1956 г. было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР, которое признало необходимым упразднить Министерство юстиции СССР, возложив его функции в отношении руководства работой судебных учреждений и органов юстиции союзных республик на Министерства юстиции союзных республик.

Президиум Верховного Совета РСФСР утвердил первое Положение о выборах народных судей 25 сентября 1948 г., второе - 29 октября 1951 г., третье - 4 октября 1954 г. В положениях отмечалось, что народные судьи избираются гражданами района сроком на три года на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании.

К подсудности народного суда, в частности, были отнесены дела о мелких хищениях государственного и общественного имущества, дела о преступлениях, предусмотренных Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1947 г. "Об усилении охраны личной собственности граждан".

Большее место в работе народных судов стало занимать разрешение гражданских дел. Переход к мирной жизни обусловил увеличение числа рассматриваемых дел, связанных с имущественными спорами, а также по вопросам трудового и брачно-семейного законодательства.

Некоторые изменения претерпела система судебных органов среднего звена. В 1948 году в составе верховных судов автономных республик, краевых, областных судов, судов автономных областей помимо судебных коллегий по уголовным и гражданским делам создавалась и упоминавшаяся коллегия по дисциплинарным делам для рассмотрения дел о проступках судей.

Что касается системы верховных судов союзных республик, то они рассматривали уголовные и гражданские дела, отнесенные законом к их ведению по первой инстанции; являлись кассационной инстанцией по делам, рассмотренным краевыми (областными), окружными судами, судами автономных областей и верховными судами автономных республик, а в республиках, не имеющих областного деления, - по делам, рассмотренным народными судами. Верховные суды союзных республик являлись и надзорной инстанцией в отношении всех нижестоящих судов.

Система специальных судов в СССР в послевоенный период состояла из военных трибуналов и транспортных судов. На военные трибуналы легла всей тяжестью работа по привлечению к ответственности пособников германского фашизма.

На вершине всей судебной системы страны находился Верховный Суд СССР. В его составе помимо судебных коллегий по уголовным делам, по гражданским делам, военной и транспортной коллегий Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 июня 1948 г. была образована также коллегия по дисциплинарным делам.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...