Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принципы мировой политики, тенденции и проблемы ее осуществления.




Под мировым сообществом понимается вся сово­купность государств, государствоподобных образований, на­ций и народов, борющихся за свою независимость, междуна­родных организаций, являющихся субъектами международно­го права, устанавливающих между собой политические, эконо­мические, правовые и иные отношения.

Мировой правопорядок суть система общественных пла­нетарных отношений, формирующихся на основе общегуманистических и естественно-правовых начал и функционирующих в соответствии с общепризнанными принципами и нормами меж­дународного и внутригосударственного права.

Факторы, обусловливающих возможность станов­ления и развития мирового правопорядка

1. Универсальность и абсолютность права. Принцип разумности (разума), принцип справедливости, принцип равенства (равной свободы), принцип свободы воли и поведения.

2.Нормативность, формальная определенность, системность, обеспеченность авторитетом и силой.

3. Функционирование различных правовых институтов, конструкций, технологических юридических процес­сов.

Т.о право - явление общечеловеческое и оно едино по своей изначальной сущ­ности как мера свободы воли и поведения человека. Это одинизважнейших факторов мирового интеграционного процесса, который благодаря своим гуманистическим качествам способствует взаимопониманию и сотрудничеству людей, принадлежащих к раз­личным социально-политическим, религиозным, идеологическим системам, что позволяет взаимодействовать нормам внутригосударственного и междуна­родного права в деле формирования мирового правопорядка.

Термин международные отношения подразумевает комплекс проблем: место и роль государства и национальных интересов в формировании мировой политики, государственный суверенитет, направленность международной политики, развитие правовой базы международных взаимодействий. Особую роль в рамках этих проблем играют участники международных отношений – суверенные государства, международные организации, создаваемые государствами, объединения, создаваемые негосударственными структурами.

Содержание и предназначение системы международных отношений состоит в том, чтобы находить пути и способы разрешения противоречий и конфликтов между государствами и их союзами, возникающих прежде всего в результате столкновения их реальных, но нередко и превратно понятых или трактуемых национальных интересов.

Субъектами международных отношений являются государства.

Наибольшее влияние в решении международно-политических проблем, которыми ныне признаются США, Великобритания, Германия, Франция, Италия, Канада, Япония.

Важные субъекты в международных отношениях – международные организации, межправительственные и неправительственные. Они создаются в экономической, политической, культурной, национальной областях. Например:

-региональные организации (АСЕАН

,ЕЭС)

-организации экономического характера (Международный валютный фонд)

-Организации в области отдельных отраслей мирового хозяйства (МАГАТЭ)

-Профессиональные организации (МОЖ, Интерпол)

-Демографические организации (МДФЖ)

-Организации в области культуры и спорта (Международный олимпийский комитет)

-Военные организации (НАТО, АНЗЮС)

- Международное общество Красного Креста и Красного Полумесяца

- Экологические организации (Гринпис).

Самую значительную роль в системе международных отношений играет ООН

Огромным влиянием на мировой арене пользуются международные монополии, или транснациональные корпорации (ТНК); религиозные организации

Тенденции:

- Интернационализация политики. Размывание границ между внешней и внутренней политикой (самостоятельные связи регионов с регионами соседних стран или иностранными государствами в целом; непосредственное влияние международной жизни на внутриполитические процессы в том или ином государстве)

- Демократизация международных отношений. Наблюдается во всех странах независимо от господствующего типа политического режима. Политизация масс – всемирно-распространённое явление

- Рост государств – членов мирового сообщества. Связано с расширением состава и ростом многообразия политических актов. В результате прогрессирующего разрыва в уровнях экономического развития, качества жизни между богатыми и бедными странами; Появления на мировой арене новых суверенных государств (распад СССР и мировой Социалистической системы)

- Изменения состояния стратегической безопасности. Изменение в содержании угроз международному миру. Расширение понятия безопасности. Угрозы стратегического характера - несовместимость целей участников политического процесса. Угрозы параметрического характера – деградация окружающей среды.

Новый миропорядок должен характеризоваться гармоничным взаимодействием и взаимопониманием происходящих в мире политических процессов, отказом от войн и вражды между государствами.

Развитие международных отношений контролируется деятельностью международных организаций, учреждений (ООН, ЮНЕСКО, НАТО, СБСЕ и т.д)

 

ЕВРОПЕЙСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО (ЕЭС), одна из основных региональных интеграционных организаций, входящая в состав Европейских сообществ. Создана в 1957, иногда называется «Общим рынком». Цель ЕЭС — создание единого экономического пространства путем повышения уровня экономического развития его участников.

МЕЖДУНАРОДНОЕ АГЕНТСТВО ПО АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ (МАГАТЭ), создано в 1957 для развития международного сотрудничества в области мирного использования атомной энергии. Объединяет (1990) 113 государств. Местопребывание — Вена.

АССОЦИАЦИЯ ГОСУДАРСТВ ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ (АСЕАН; основана в 1967 в составе Индонезии, Малайзии, Сингапура, Таиланда и Филиппин.. Цели — экономическое, социальное, культурное и политическое сотрудничество. С сер. 80-х гг. предпринимаются шаги по созданию в регионе зоны мира и нейтралитета, а также безъядерной зоны.

ОРГАНИЗАЦИЯ СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКОГО ДОГОВОРА (НАТО; англ. North Atlantic Treaty Organization — NATO), военно-политический союз, созданный на основе Североатлантического договора, подписанного 4 апреля 1949 в Вашингтоне США, Великобританией, Францией, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом, Канадой, Италией, Португалией, Норвегией, Данией, Исландией. В 1952 + Греция и Турция, в 1955 + ФРГ, в 1982 +Испания.

АНЗЮС (англ. Australia, New Zealand, United States — ANZUS), военно-политический блок в составе Австралии, Нов. Зеландии и США; договор о союзе подписан в сентябре 1951 и вступил в силу в апреле 1952

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ (ООН), международная организация государств, создана в целях поддержания и укрепления мира, безопасности и развития сотрудничества между государствами. Устав ООН подписан 26 июня. Главные органы ООН: Генеральная Ассамблея ООН, Совет Безопасности, Экономический и Социальный совет, Совет по опеке, Международный суд и Секретариат. Генеральный секретарь ООН (с 1 января 1992) — Б. Гали (Египет); с 1 января 1997 — Кофи Атта Аннан (Гана). Штаб-квартира в Нью-Йорке. Официальными языками ООН являются английский, испанский, китайский, русский и французский; в Генеральной Ассамблее, Совете Безопасности, Экономическом и Социальном советах официальным является также арабский язык.

 

27. Глобальные проблемы современности.

!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

 

 

28. Избирательные системы и политические технологии. Выборы и типология избирательных систем.

 

Избирательное право – это система государственно-правовых норм регулирующих условия, порядок проведения выборов в представительные учреждения и занятость выборных государственных должностей. Бывают активные и пассивные (меня выбирают). Принципы избирательного права – всеобщность, равенство и тайна голосования.

 

 

Выборы в законодательно исполнительные органы власти являются наиболее характерными для демократических систем

Выборы регламентируются законодательными нормами:

1. Равенство возможностей для всех участвующих кандидатов

2. Должен существовать институт регистраций претендентов на должности (избирком)

3. Институт регистрации избирателей

 

Избирательные системы могут быть различные в зависимости от условий и традиций страны. Самые распространённые системы в мире:

1. Пропорциональная– это порядок определения результатов голосования при котором распределение мандатов между партиями выставляемых на выборах происходит в соответствии с количеством набранных голосов. Способствует существованию независимых партий.

2. Мажоритарные

-абсолютного большинства. Победившим считается тот, кто набрал более 50% +1голос

-относительного большинства (большее число голосов)

-унономинальные (1 депутат от округа)

-полиноминальные

3. Смешанная

 

 

29. Уровни, форма и структура власти.

Уровни

Специфика общественно-политической власти состоит в том, что она распространяется только на членов конкретных политических организаций (движений) и осуществляется в рамках членства. Можно выделить несколько уровней и подсистем функционирования общественно-политической власти.

1. Общественный (охватывающий наиболее сложные социальные и политические отношения)

2. Публичный (объединяющий коллективы и отношения в них, общественные организации, союзы, производственные и иные коллективы)

3. Частные и малые группы.

 

Формы На всех этих уровнях власть оформляется или институционализируется в специализированных учреждениях (или аппаратах власти), должностях, иерархиях правящих сил, лидеров, работников управления и т.д.

Власть оформляется также в легальных официальных формальных структурах и в нелегальных неофициальных неформальных структурах.

Совокупность всех уровней и форм образует общую структуру власти, имеющую форму пирамиды

 

Реальная

формальная власть

 

Господствующие классы и силы

 

 

Всё общество

 

Основным принципом существования власти является принцип разделения властей:

Законодательную, исполнительную, судебную

На законодательном уровне власть едина и неделима

Источником власти в любом демократическом государстве является народ.

В монархическом государстве источником власти является монарх, но народ или монарх не может сам осуществлять всю власть, поэтому он избирает своих представителей, которым передаёт часть своих полномочий и обязывает осуществлять свою волю на трёх уровнях власти.

Координатором или арбитром в разных формах власти является:

Монарх (в монархическом государстве)

Президент (в демократическом государстве)

Премьер министр, парламент или спец орган, верховный суд или конституционный суд????

Конституционный суд обязан следить за соблюдением всеми законов государства, но прежде всего конституции. Суд имеет право остановить деятельность любого предприятия, не соблюдающего конституцию

 

Структура власти включает в себя три взаимодействующих уровня

1.Макрополитическая система высших органов власти парламент. Президентская власть, правительство)

2.Власть среднего или промежуточного уровня.Представлена аппаратами власти, бюрократией.

3. Микроуровень власти, охватывающий непосредственное политическое общение людей, малых групп, местное самоуправление. На этом уровне проявляется политическая культура, складываются политические убеждения, мнения и т.п.

Совокупность уровней, форм и структур власти обеспечивает способность власти выполнять свои функции

 

 

*********

 

(из учебника)

 

1. Власть конкретных политических объединений (партий, организаций, движений). Она реализуется через их организационные руководящие структуры. Этот уровень наиболее зримый и реальный. По вертикали это местный, региональный (субъекты федерации) или общефедеральный масштаб.

 

2. Коалиционный уровень власти. Совокупность властных устремлений нескольких социально однородных политических организаций или блока политических партий, или блока партий и объединений, отражающих интересы различных социальных общностей. Власть реализуется через временные или постоянные органы (круглые столы, советы парламентских фракций). По вертикали это также - местный, - региональный (субъекты федерации), - общефедеральный масштаб.

 

3. Общий для страны общественно-политический уровень власти. Здесь концентрируются результаты политического консенсуса различных политических сил, общественно-политических институтов с государственно-политическими структурами. Если такие результаты отражены в нормативно-правовых актах, то общественно-политическая власть совпадает с государственно-политической властью и осуществляется государством.

30. Реформа политической власти в России.

!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

 

31. Проблемы формирования политической культуры в России.

На протяжении многих веков существовало центра­лизованное Российское государство, которое предопреде­ляло политическое развитие общества и индивида.

Основопола­гающие ценности прошлого политического развития - идеи самодержавной государственности, позволяющей существо­вать и развиваться различным регионам, народам и национальным общностям. Характерным было слияние с государ­ством церкви, которая сыграла значительную роль в формировании многонациональной Российской империи, духа соборности, Русского мессианства, который стал неотъемлемой чертой политического мышления того времени.

Особый отпечаток на политическую жизнь, культуру нало­жила коллективная форма общежития русского крестьянства — община, препятствовавшая становлению индивидуального начала в хозяйственной и духовной жизни.

В 60-е гг. XIX в возникают благоприятные условия для развития политической культуры:

- ликвидировано крепостное право,

-началось формирование новых социальных сил: буржуазии и разночинной интеллигенции,

- осуществлялась масштабная правовая реформа.

Революция 1917 г. остановила данный процесс.

- Политическая культура приобре­ла сугубо авторитарный, этатистский характер.

- Роль и функции которые в обосновании русской государственности выполняло православие, перешли к марксизму-ленинизму, единствен­ной и безраздельно господствовавшей государственной идеологии.

- Интересы отдельной личности, полностью подчинялись интересам государства. Советская правовая система в целом базировалась на идее обязательства человека перед государством.

-Роль закона была сведена практически на, нет, так как принципиальные поло­жения устанавливались партийными директивами, а конкретные вопросы правовой регламентации разрешались в ведомственных нормативных актах, органов, управления.

 

Формирование новой политической культуры фактически началось с принятия 12 декабря 1993 г. Кон­ституции Российской Федерации.

Низкий уровень политической культуры объясняется

- идеологическими факторами,

- отсут­ствием опыта демократического участия в управлении и принятии политических решений, поскольку многие институты гражданско­го общества находятся в процессе становления.

Сегодня, как и многие годы назад, политическая культура России страдает антиномичностью, так как каждый базовый ее элемент имеет свою антитезу (этатизм и анархизм, боязнь власти и нарушения законов, верноподданичество и крайний радикализм).

Она является внутренне противоречивой, ибо наряду с сохраняю­щимися ценностями общинного коллективизма, групповой спра­ведливости устанавливаются нормы, ориентирующие на развитие индивидуальной творческой, предпринимательской инициативы и активности.

Характерными чертами российской политической культуры являются:

- ориентация значительной части населения на лич­ности политических деятелей,

- кампанейский подход к решению политических проблем,

-склонность к несанкционированным формам политического протеста

3. События последних лет, в частности становление правовой системы, развитие федерализма, совершенствование законотвор­ческого процесса, поиски компромисса между законодательной и исполнительной властью, функционирование многопартийной си­стемы и другие позитивные элементы, позволяют сделать оптими­стический прогноз развития политической культуры в России.

Важнейшими направлениями в этом плане должны стать:

- последовательное укрепление индивидуальной и общественной духовной свободы,

-создание реальных механизмов для проявления гражданской политической активности людей,

-вовлечение их в управление государством

-и контроль задея­тельностью государства.

 

Необходимо шире и интенсивнее использовать по­литический опыт, накопленный как внутри страны, так и вне ее.

Перспективы развития российского общества зависят от достижения органического сочетания рыночной экономики, политической демократии, исторических традиций государственности, гуманис­тических естественно-правовых начал

 

АНТИТЕЗА (от греч. antithesis — противоположение), стилистическая фигура, сопоставление или противопоставление контрастных понятий, положений, образов («Я царь, — я раб, — я червь, — я бог!», Г. Державин).

 

ЭТАТИЗМ (от франц. etat — государство), направление общественной мысли, рассматривающее государство как высший результат и цель общественного развития.

 

 

АНТИНОМИЯ (греч. antinomia — противоречие в законе), противоречие между двумя суждениями, одинаково логически доказуемыми. Различают антиномии, являющиеся логическим отражением противоречий самой действительности, и антиномичные суждения — парадоксы, обусловленные историческим уровнем развития знания.

 

 

32. Конфликты в политической жизни: типология и способы разрешения.

Вся политическая жизнь состоит из противоречий, расхождений, конфликтов.

Конфликт - реальная борьба между людьми, группами, государствами.

Противоречие перерастает в конфликт, если:

1. Участники осознали противоположность своих интересов

2. Произошло увеличение объёма подавляемых базовых инстинктов большинства населения

3. Неравенство социальных положений заставляет людей вступить в борьбу

4. Несовпадение целей и интересов престает сдерживаться существующими законами и толкает людей на насильственные действия.

 

Конфликты классифицируются по сферному принципу:

-политические,

-экономические

-духовные

-межнациональные и т.д.

Конфликты в политической сфере всегда связаны с властью и являются заключительной стадией экономического или духовного конфликта.

Развитие политических конфликтов может идти по пути

1. Цивилизованному

2. Нецивилизованному

 

?? Признание сторонами права другой стороны на собственную оценку ситуации.

?? Переговоры на разные интересы.

?? Уровень организации сторон стр100

Фазы конфликта:

1. Заявление интересов каждой из сторон

2. Наличие инициатора и выявление причины действия

3. Готовность сторон к переговорам

4. Использование силы, либо угрозы

Выход

I. установление политического консенсуса

1.готовность большинства населения следовать принимаемым законам, установленным нормам

2.позитивное восприятие большинством политических институтов, призванных претворять эти законы

3. наличие у различных категорий граждан чувства принадлежности к общности (нации), что сглаживает различия в их интересах

II. Заключение компромисса – соглашения, достигнутого путём взаимных уступок сторон.

III. Политический переворот – открытая попытка замены господства одних политических сил другими.

 

Фактор сдерживающий конфликт – оппозиция.

1. внешняя и внутренняя

2. явная и латентная (скрытая)

3. легальная и нелегальная

4. Умеренная (конструктивная) и деструктивная

5. правая и левая

6. парламентская и внутрипартийная

 

Россия находится на переходном этапе от тоталитарного к демократическому. Развитие страны признаётся большинством населения. Ругать власть имущих, не выполнять законы. Надежды на появление честных благородных политиков.

Отечественные конфликты возникают и разрешаются на уровне небольших групп теневого характера. Борьба идёт за традиционные ценности: власть, богатства

 

33. Политическая социализация личности.

 

Ценности правового общества, гражданские качества возникают не в процессе наследования, а в процессе приобретения знаний, навыков, умений политического поведения.

Процесс приобретения ценностей и норм политической культуры данного общества называется политической социализацией.

Различают первичную и вторичную политическую социализацию.

Первичная. Знания и навыки политической ориентации приобретены в детстве.

Вторичная. Приобретаемая в юности, когда стандарты и нормы политической жизни воспринимаются в их реальном противоречии.

Модели политической социализации

1. Гармоническая. Существует однородность, общая приверженность элиты, власти и индивида одним и тем же ценностям. Это позволяет ослабить разногласия, конфликты и сохранить режим диалога между властью и гражданами

2. Плюралистический тип. Близок к 1

3. Конфликтный. Существует непримиримость различных интересов, напряжённость и конфликтность в обществе.

 

34. Место и роль СМИ в политическом процессе.

 

СМИ – один из важнейших институтов современного общества, оказывающий влияние на общество. Является одним из важнейших инструментов реализации политических процессов.

Пресса, массовые справочники, радио, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись, Интернет.

СМИ играют роль внесения в массовое сознание идеологических установок, определённого взгляда на условия и цели общественного развития.

Семья, церковь, школа закладывают первичный уровень политического сознания, а СМИ его поднимают.

Функции СМИ

1. Развлекательная

2. Информационная

3. Постановка общественных проблем

4. Контроль за деятельностью властей

5. Проведение политических дискуссий

6. Проведение политической социализации

 

В XX веке появился термин «4-ая власть», который относился к самым влиятельным СМИ. В отличие от прессы, электронные СМИ вещают на всех потребителей в доступном виде.

Особенности влияния СМИ

1.Способствуют лучшему освоению (м.б. усвоению) и доведению до слоёв населения проблем, альтернатив, предлагаемых различными партиями и кандидатами

2. Позволяют манипулировать настроениями людей

38. Правовое государство: его сущность и характерные черты

Правовое государство – это такой тип государства, в котором функционирует режим конституционного правления, существует непротиворечивая правовая система и эффективная судебная власть, а так же развит социологический контроль политики и власти.

Признаки:

1. верховенство законов, выражающих волю народа

2. суверенитет народа

3. гарантия основных прав и свобод граждан. Основная гарантия – наличие частной собственности

4. разделение властей

5. иерархия юриспруденции.

 

Условия правового государства:

1. наличие гражданского общества

Новый тип правового государства – это социалистическое государство. Оно стремится обеспечить каждому гражданину достойное существование и одинаковые жизненные шансы для самореализации. Основа – индивид.

Социалистическое государство выполняет след функции:

1. перераспределяет доход в пользу менее обеспеченных

2. реализует политику занятости и охраны прав

3. социальное страхование, поддержка семьи и материнства

4. образование, культуру, здравоохранение доступны для всех

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...