Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Право через призму философии Сократа




АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Юридический факультет

СОВМЕСТНЫЙ СБОРНИК МАГИСТРАНТОВ С ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ «ФИЛОСОФИЯ ПРАВА В ТРУДАХ МЫСЛИТЕЛЕЙ»

(часть 1)

Барнаул, 2014

Редакционная коллегия:

кандидат исторических наук, доцент В.В. Русанов

 

Вашему вниманию представляется Сборник научных статей по философии права. Данный сборник может быть интересен и полезен также при подготовке к занятиям по теории государства и права, политическим и правовым учениям. Его оригинальность состоит в том, что это первый сборник магистрантов с преподавателем по изучаемой дисциплине. Сборник включает философско-правовые взгляды мыслителей разных эпох. Структурно сборник состоит из трех разделов: философия права древнего мира, философия права нового и новейшего времени, философия права отечественных мыслителей. В рамках одного сборника невозможно охватить всех представителей различных эпох, и в дальнейшем планируется продолжить практику подобных сборников.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Философия права древнего мира ………………………………………….…..5

Е.И. Хазова, В.В. Русанов

УЧЕНИЕ СОФИСТОВ……………………………………………………………………….….5

 

В.В. Кеслер, В.В. Русанов

ПРАВО ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ФИЛОСОФИИ СОКРАТА………………………………………...8

 

М.В. Солдатов, В.В. Русанов

ФИЛОСОФИЯ ПРАВА ДЕМОКРИТА……………………………………………………….11

 

Е.И. Блек, В.В. Русанов

ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ ПЛАТОНА……………………………………...14

 

Т.В. Ерошок, В.В. Русанов

ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВЫЕ ВОЗЗРЕНИЯ АРИСТОТЕЛЯ………………………………20

 

Д.Г. Малыхина, В.В. Русанов

ЦИЦЕРОН И ФИЛОСОФИЯ ПРАВА ДРЕВНЕГО РИМА……………………………….....24

 

Т.А. Богданова, В.В. Русанов

ФИЛОСОФИЯ ПРАВА АВГУСТИНА БЛАЖЕННОГО……………………………………31

 

К.А. Корягина, В.В. Русанов

ФИЛОСОФИЯ И ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ ФОМЫ АКВИНСКОГО……………………....37

 

Философия права нового и новейшего времени...........................................43

Г.А. Озюменко, В.В. Русанов

ФИЛОСОФИЯ ПРАВА ФРЕНСИСА БЭКОНА……………………………………………...43

 

В.В. Потресаева, В.В. Русанов

ФИЛОСОФИЯ ПРАВА ГУГО ГРОЦИЯ…………………………………………………..….47

 

И.Е. Домашенко, В.В. Русанов

ФИЛОСОФИЯ ПРАВА В ТРУДАХ ТОМАСА ГОББСА……………………………………53

 

Л.С. Нефедова, В.В. Русанов

ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ ДЖОНА ЛОККА………………………………..…58

 

А.И. Назырова, В.В. Русанов

ФИЛОСОФИЯ ПРАВА ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ – ШАРЛЬ-ЛУИ МОНТЕСКЬЕ……..62

 

Е.О. Воронкова, В.В. Русанов

ПРАВО В ТРУДАХ ЖАН-ЖАКА РУССО……………………………………………..…….67

 

Г.В. Жилкин, В.В. Русанов

АБСОЛЮТНЫЙ ИДЕАЛИЗМ ПРАВА ГЕГЕЛЯ……………………………………………71

 

А.М. Алиев, В.В. Русанов

ФИЛОСОФИЯ ПРАВА ГАНСА КЕЛЬЗЕНА…………………………………………….….78

А.С. Лукашова, В.В. Русанов

ФИЛОСОФ И ТЕОРЕТИК ПРАВА Г. ХАРТ……………………………………….………..82

 

Философия права в работах отечественных мыслителей ……………………89

 

А.А. Долгов, В.В. Русанов

ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЕ МИРОВОЗРЕНИЕ В.Н. ТАТИЩЕВА………………………….89

 

П.В. Павлов, В.В. Русанов

ФИЛОСОФИЯ ПРАВА К.А. НЕВОЛИНА……………………………………………….…..94

 

Е.В. Доронкина, В.В. Русанов

ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ В.Д. КАТКОВА……………………………………………….…..102

 

Т.В. Чернусь, В.В. Русанов

ТЕОРЕТИК ФИЛОСОФИИ ПРАВА – Б.Н. ЧИЧЕРИН…………………………………….107

 

Н.В. Мерц, В.В. Русанов

УЧЕНЫЙ ПРАВОВЕД, ПУБЛИЦИСТ - А.Д. ГРАДОВСКИЙ………………………….…111

 

К.И. Слепцова, В.В. Русанов

ФИЛОСОФИЯ ПРАВА М.М. КОВАЛЕВСКОГО……………………………………….…115

 

А.Е. Николаева, В.В. Русанов

РУССКИЙ ЮРИСТ, ЦИВИЛИСТ – Г.Ф. ШЕРШЕНЕВИЧ………………………………..120

 

М.Н. Гомлякова, В.В. Русанов

УЧЕНИЕ О ПРАВЕ П.И. НОВГОРОДЦЕВА…………………………………………….…126

 

С.В. Иванова, В.В. Русанов

ФИЛОСОФИЯ ПРАВА В ТРУДАХ И.В. МИХАЙЛОВСКОГО…………………………..130

 

М.А. Куренкова, В.В. Русанов

ДУХОВНО-РЕЛИГИОЗНЫЙ МЕТОД Н.А. БЕРДЯЕВА В ФИЛОСОФИИ ПРАВА…....137

 

ФИЛОСОФИЯ ПРАВА ДРЕВНЕГО МИРА

Е.И. Хазова

магистрант юридического факультета

Алтайского государственного университета

В.В. Русанов

к.и.н., доцент кафедры теории и истории государства и права

Алтайского государственного университета

 

УЧЕНИЕ СОФИСТОВ

Софи́сты (от др.-греч. σοφιστής — «умелец, изобретатель, мудрец, знаток, мастер, художник, создатель») — древнегреческие платные преподаватели красноречия, представители одноименного философского направления, распространенного в Греции во 2-й половине V — 1-й половине IV веков до н. э. Изначально термин «софист» служил для обозначения искусного или мудрого человека, однако уже в древности приобрёл уничижительное значение. Софистами также иногда называют представителей древнекитайской школы имён (мин цзя) (Дэн Си, Хуэй Ши, Гунсунь Луна и др.).

 

Вовлечение политико-правовой темы в круг широкого обсуждения связано с именами софистов, выступивших в V в. до н. э. в условиях укрепления и расцвета античной демократии. Они не составляли какой-либо единой школы и развивали различные философские, политические и правовые взгляды.

Уже в древности различали два поколения софистов: старших и младших. К числу старших относятся Протагор, Горгий, Гиппий, Антифон, Продик; к числу младших – Ликофрон, Фрасимах, Калликл, Алкидам, Критий. Старшие софисты придерживались прогрессивных взглядов и были сторонниками демократии. Среди младших наряду с представителями демократического направления встречались и защитники авторитарных взглядов и течений (аристократии, тирании). Сочинения софистов до нас не дошли, за исключением некоторых отдельных отрывков. Сведения об их учениях содержатся главным образом в трудах других античных мыслителей, в частности, Платона и Аристотеля.

Одним из известнейших софистов старшего поколения, блестящим оратором являлся Протагор (481—411 до н. э.). Основная концепция Протагора, разделявшаяся многими софистами, звучит так: «Мера всех вещей — человек, существующих, что они существуют, а несуществующих, что они не существуют». Из этого положения Протагор делал выводы о правомерности и справедливости демократического строя. Демократическая идея Протагора состоит в том, что существование государства предполагает причастность всех его членов к человеческой добродетели, к которой он относит справедливость, рассудительность и благочестие. Суждения о добре и зле, по Протагору, относительны и противоречивы, т.к. возможны два противоположных мнения об одном и том же поступке, все зависит от точки зрения того, кто высказывает суждение. Исходя из этого, Протагор подчеркивает также условность и изменчивость юридических норм. Он предпринимает попытку освободить представления людей о государстве и праве от всяких предрассудков, представить государство и право как продукт развития человеческого общества. Отмечая разнообразие норм права у различных народов, Протагор обосновывает мысль об условности всяких суждений о справедливом и праведном. Государство само устанавливает, что считать справедливым и прекрасным. Закон - это изменчивый и весьма условный продукт человеческого творчества – политического искусства.

Наряду с Протагором одним из наиболее знаменитых софистов был Горгий (около 483—375 до н. э.). Высоко оценивая достижения человеческой культуры, он относит к их числу и писаные законы. От них Горгий отличал неписаную «справедливость», которая характеризуется им как «сущность дел», «божественный и всеобщий закон». Однако это не подразумевает наличия между ними он, вместе с тем, саму справедливость ставит по ценности выше их.

Гиппий из Элиды (460—400 до н. э.) первым среди софистов в духе естественно-правового учения резко противопоставил природу и полисный закон. Природа вещей в его трактовке предстает в качестве того истинного, естественного права, которое противостоит ошибочному, искусственному, полисному закону.

Естественно-правовые представления развивал (около 400 г. до н. э.) и софист Антифон. Обосновывая положение о равенстве всех людей по природе, он ссылается на то, что у всех людей одни и те же естественные потребности. Неравенство же людей проистекает из человеческих законов, а не из природы. «По природе, — говорит Антифон, — мы все во всех отношениях равны, притом (одинаково) и варвары, и эллины. Здесь уместно обратить внимание на то, что у всех людей нужды от природы одинаковы». Антифон учил, что предписания законов произвольны, веления же природы необходимы. Многое из того, что признают справедливым законом, говорил он, враждебно природе человека. Даже полезные установления закона — по сути оковы для человеческой природы, веления же природы приносят человеку свободу. Воспитание людей в духе требований природы Антифон расценивал в качестве необходимого условия достижения единства граждан в вопросе о государственных порядках и законах.

Фрасимах из Халкедона был одним из самых ярких и знаменитых софистов младшего поколения. Политика, по Фрасимаху, — это область проявления человеческих сил и интересов, сфера человеческого, а не божественного действования. Реальный критерий практической политики и принцип властвования Фрасимах видел в выгоде сильнейшего. В каждом государстве власть устанавливает законы в свою пользу: демократия — демократические законы, тирания — тиранические. Установив такие законы, власти объявляют их справедливыми. Позиция Фрасимаха по существу своему направлена не на оправдание какой-то одной определенной формы власти или критику другой, ведь во всех формах государства, по его мнению, дело обстоит одинаково и понятие «сильнейшие» одинаково характеризует правителей всех форм. Таким образом, он отметил роль насилия в деятельности государства, авторитарный характер политики и закона и, кроме того, высказал ту мысль, что и в области нравственности господствуют представления тех, в чьих руках находятся сила и государственная власть.

Сторонником аристократического правления был молодой афинский аристократ и софист Калликл. Он резко противопоставлял естественное право полисным законам и общепринятым обычаям. «По-моему, — говорил он, — законы как раз и устанавливают слабосильные, а их большинство. Ради себя и собственной выгоды устанавливают они законы, расточая и похвалы, и порицания». По природе же, утверждал он, справедливо то, что лучший выше худшего и сильный выше слабого. С позиций такого закона природы и естественного права силы Калликл критиковал демократические законы и обычаи и лежащий в их основе принцип равноправия граждан.

Софист Ликофрон характеризовал государственное общение как результат договора людей между собой о взаимном союзе. Также и закон в его трактовке оказывается простым договором, «просто гарантиею личных прав». «Личные права» человека Ликофрон считал тем естественным правом, для гарантирования которого, по его договорной теории, и было заключено людьми соглашение о создании государственной общности. В основе этой концепции лежит представление о естественном равенстве людей (и равенстве их «личных прав»). Отрицая неравенство людей по природе, он расценивал благородство происхождения как «пустой звук».

Другой софист младшего поколения - Алкидам Элейский (первая половина IV в. до н. э.), ученик Горгия, развивал мысль о равенстве всех людей, включая и рабов. Ему приписываются следующие знаменательные слова: «Божество создало всех свободными, а природа никого не сотворила рабом».

Подводя итог вышесказанному, приходим к выводу о том, что учение каждого из софистов было своеобразным, во многом отличалось от идей иных представителей данного направления. Каждый из софистов внес свой собственный вклад в развитие мысли о праве, законах и государстве, вместе же они дали обширный материал для размышлений и исследований последующим философам.

 

В.В. Кеслер

магистрант юридического факультета

Алтайского государственного университета

В.В. Русанов

к.и.н., доцент кафедры теории и истории государства и права

Алтайского государственного университета

ПРАВО ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ФИЛОСОФИИ СОКРАТА

 

Сокра́т (др.-греч. Σωκράτης; 470/469 г. до н. э., Афины — 399 г. до н. э., там же) — древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии — от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека. Его деятельность — поворотный момент античной философии. Своим методом анализа понятий (майевтика, диалектика) и отождествлением положительных качеств человека с его знаниями он направил внимание философов на важное значение человеческой личности. Сократа называют первым философом в собственном смысле этого слова. В лице Сократа философствующее мышление впервые обращается к себе самому, исследуя собственные принципы и приёмы.

В основе философского учения Сократа об объективной нравственной природе полиса и его законов лежит рационалистическое представление о том, что «справедливость и всякая другая добродетель есть знание».

И неписаные божественные законы, и писаные человеческие законы имеют в виду, согласно Сократу, одну и ту же справедливость.

«Но если ты этим не довольствуешься, то, вот, не нравится ли тебе следующее: я утверждаю, что то, что законно, то и справедливо».

С господством разумных и справедливых законов Сократ связывал саму возможность полисной свободы – «прекрасного и величественного достояния как для человека, так и для государства».

Обсуждение нравственной и правовой проблематики Сократ поднял на уровень логических дефиниций и понятий, заложив тем самым начало собственно теоретического исследования в данной области.

Релятивизм софистов преодолевает Сократ. Требуя рационального переосмысления нравственных и правовых традиций, он одновременно выступал за их почитание.

С именем Сократа связан новый, исключительно важный поворот в философском познании сущности бытия. Сократ показал, что мышление человека и всеобщий божественный разум, о котором учили его предшественники, имеют одну и ту же сущность. Поэтому человек должен постичь самого себя.

Подчиняться установленным законам, считал Сократ, долг каждого человека. По учению Сократа, законы определяют отношение человека как к людям, так и к богам. В подчинении законам заключается справедливость.

Знающий смысл и необходимость законов обязательно будет им следовать. Справедливость, являющаяся одной из добродетелей, отождествляется со знанием.

Подчинение законам, согласно Сократу, дает возможность людям стяжать почести, пользоваться общим доверием и избегать наказаний.

Кроме писаных законов, Сократ полагает существование законов, господствующих повсюду и установленных властью бессмертных богов, как, например, закон о подчинении богам.

От наказаний за нарушение этих законов люди не могут избавиться ни силою, ни бегством, чем они иногда избавляются от наказаний за нарушение законов писаных. И писаные, и неписаные законы имеют общий источник – справедливость. Соответствие справедливости - критерий законности.

Значение Сократа в истории философии права определяется тем, что он первый рассматривает в единстве проблему человека и проблему всеобщих объективных начал права.

Сократ подробно рассматривает природу и устройство идеального государства.

Как и добродетель в целом, политическая добродетель, куда Сократ включал и представления о нравственной природе закона, – это знание.

«Он утверждал, – что справедливость и всякая другая добродетель состоит в знании, и что справедливое и все то, что совершается посредством добродетели, есть нравственно-прекрасное; что, таким образом, знающие нравственно-прекрасное не предпочтут ему ничего иного, а незнающие не произведут его; если же захотят произвести, то впадут в ошибки.

Если же справедливое и все нравственно-прекрасное совершается посредством добродетели, то, очевидно, справедливость и всякая другая добродетель есть знание».

Как неписаные божественные законы, так и писаные человеческие законы имеют в виду, согласно Сократу, одну и ту же справедливость, которая не просто является критерием законности, но по существу тождественна с ней.

«Я лично того мнения, что нежелание несправедливости служит достаточным доказательством справедливости. Но если ты этим не довольствуешься, то, вот, не нравится ли тебе следующее: я утверждаю, что то, что законно, то и справедливо»

Справедливость предполагает «надлежащую меру», определенное равенство

Различает два вида равенства: «геометрическое равенство» (равенство по достоинству и добродетелям) и «арифметическое равенство» («равенство меры, веса и числа»).

Будучи божественным по своим истокам и статусу, знание, согласно Сократу, доступно и людям.

Степень овладения знанием означает меру причастности людей к божественным началам и, следовательно, уровень справедливости и законности в общественной, политической и частной жизни.

И неписаные божественные законы, и писаные человеческие законы имеют в виду, согласно Сократу, одну и ту же справедливость, которая не просто является критерием законности, но по существу тождественна с ней.

В отличие от софистов и циников (киников), Сократ видел свое призвание в укреплении основ морали и права.

Сократ предпринял решительную попытку подчинить нравственно-правовым нормам мощь человеческого интеллекта, ввести в рамки добропорядочности впавшую в дионисийские восторги философскую мысль софистов и циников.

Им были выдвинуты два типа основ морали и права - объективные и субъективные.

Объясняя объективные основы морали и права, Сократ подчеркивал, что в основе человеческого бытия, социальной жизни и социального порядка лежат высшие божественные законы - неписаные предписания и запреты, которые имеют космическое происхождение.

Поэтому объективные и всеобщие морально-правовые нормы, существующие в обществе как производные от божественных законов, носят не относительный, а абсолютный характер.

Важнейшими субъективными основами морального и законопослушного поведения, по Сократу, является знание.

Существование объективно всеобщих моральных и правовых норм требует от человека их знания.

Только человек знающий, что такое справедливость, может быть справедливым, а знающий суть добродетели - добродетельным.

И только тот, кто научился управлять собой и во всех без исключения случаях придерживается правильного понимания, может повелевать другими и быть государственным мужем.

По Сократу, справедливость — не просто критерий законности, она по существу тождественна ей.

Сократ не стремился провозгласить новое философское учение и не вёл систематических записей.

Философия права Сократа повлияла на дальнейшее развитие права.

Влияние Сократа сказывается на высшие достижения греческой политико-правовой мысли, как политическая философия Платона и политическая наука Аристотеля.

 

 

М.В. Солдатов

магистрант юридического факультета

Алтайского государственного университета

В.В. Русанов

к.и.н., доцент кафедры теории и истории государства и права

Алтайского государственного университета

 

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...