Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

О проникновении европейцев в Японию.




КИТАЙ, ЯПОНИЯ, ИНДИЯ

Своеобразие Нового времени для стран востока состоит в том, что если они до этого развивались в руслах своих традиций, в соответствии со своими особенностями религии, культуры, то в новое время они во многом начинают развиваться под влиянием столкновения со странами Запада. Это период проникновения тех или иных черт, связанных с западной цивилизации. Эти 3 страны представляют собой 3 возможности развития и 3 пути, по которому прошли не только эти страны, но и целый ряд других.

Про Индию все прекрасно знают, что она была колонией Великобритании, управлявшуюся английскими колониальными властями.

Япония к концу 19-началу 20 века превратилась в одну из крупных держав. Суверенная, сильная держава. Ни о какой колонии речи быть не могло. Наоборот, Япония перешла к созданию своей колониальной империи.

Китай – срединный путь. В китайской историографии общество, сложившееся в Китае в 19 веке называется полуколониальное полуфеодальное общество. Это полуколония, которая сохранила свои органы управления, свою императорскую династию, чиновничью-бюрократическую систему. Китай до такой степени был опутан кабальными статьями неравноправных договоров, что ни о каком суверенитете речи не шло.

Многие другие страны Востока так или иначе стали или колониями, или полуколониями. Только Японии удалось увернуться. С этой точки зрения путь Японии особенно интересен.

При подготовке к зачету или экзамену – не надо заморачиваться датами и именами. Но лучше возьмите карты, посмотрите где страны находятся, с кем они граничат. Где что расположено, есть ли выход к морю.

Подумайте, в чем своеобразие каждой страны, чем она отличается от других стран. Представьте весь процесс, причины, его последствия, взаимовлияние запада и востока.

Нужно знать разницу между шиитами и суннитами.

Не надо говорить глупостей типа того, что в Китае главная религия ислам.

Нужно, чтобы вы отвечали разумно, как люди, читающие газеты и книги.

 

Напомню вам о своеобразии каждой страны, чем сходны и чем различались эти 3 страны.

ИНДИЯ. Для этого региона, потому что до начала нового времени Индию даже трудно назвать страной, хотя там существовала династия великих Моголов. Тем не менее, сами индийцы себя не воспринимали индийцами, гражданами одной страны. И со стороны это тоже трудно было воспринять. Это огромная территория, по размеру как Европа, без России. Там различия между регионами может даже большие, чем между странами Европы, потому что в Европе как минимум христианская культура. А в Индии основная религия индуизм, внутри которого много различных течений. Но там есть и ислам. А индуизм от ислама существенно отличается. Абсолютно отличается. Это абсолютно разные языки. Разные культурные традиции, и религиозные, и бытовые. Это огромный полуостров, который населен разными этническими, лингвистическими обществами.

Для Индии характерно то, что в остальном мире не наблюдается, это кастовая система. Это абсолютно социально немобильное общество. В какой касте человек рождается, в той и умирает. Никакой переход из касты в касту невозможен. Общение между представителями разных каст чрезвычайно затруднено. Вплоть до того, что если тень неприкасаемого случайно упадет на тень брахмана, то этого неприкасаемого надо убить. Никогда члены разных каст не будут есть вместе.

Эта разница лингвистическая, этническая, конфессиональная и кастовая в значительной степени облегчает завоевание страны. Потому что создание единой общности, и участие вместе в национально-освободительном движении чрезвычайно затруднено в такой ситуации.

Мусульман в Индии по сравнению с индуистами меньшинство, но это все же существенная часть населения, 10-14%. В связи с кастовой системой ислам притягивал и низы кастовой системы. Ислам – мировая религия, в которую можно вступить. Индуизм – не мировая религия. Индуистом, как и иудеем, надо родиться.

Распространенная ошибка: первой религией Индии называют буддизм. Это не так. Буддизм зародился в Индии, но в самой Индии буддистов мало сейчас, меньше 1%. А в самой Индии основные религии – индуизм и мусульманство. И целый ряд других религий – христиане, сикхи.

 

КИТАЙ. Здесь ситуация другая. К началу нового времени по уровню социально-экономического развития Китай и Индия примерно на одном уровне стояли, к началу 18 века. Но в Китае ситуация другая. При том, что в Китае и сейчас 56 национальностей, там 90% населения – одной национальности ханьсы, это то, что мы называем китайцы.

При том что основную часть населения Китая составляют ханьсы, тем не менее языковые, культурные различия на территории Китая очень велики. В те времена в каждой местности говорили на своем диалекте. При этом то, что китайцы называли диалектами, гораздо сильнее отличается друг от друга, чем русский от польского языка. Т.е. китайцы друг друга понять не могут, это взаимо-непонимаемые языки.

Но Китай с древности связывала письменная традиция. Т.е. письменный язык один. Он очень сложен, его знали только образованные люди, чиновники. Но они могли управлять государством, пользуясь единой письменной традицией.

Религиозная ситуация в Китае в корне отличается от индийской. Там 3 основные религии: конфуцианство, буддизм и даосизм. Напомню, что конфуцианство не считается религией, это социально-политическое учение. Если в других странах, называя религии, мы имеем в виду, что они взаимно не проникают, то в Китае абсолютно не так. Эти 3 религии существуют в синтетическом единстве. Один и тот же человек позовет буддийского священника служить заупокойные ритуалы, а если кто-то заболеет, позовет даосского священника изгонять злых духов; в домашней жизни руководствуется конфуцианскими установлениями. Из-за этого по сравнению с другими странами происходит очень большая веротерпимость. Сильной испепеляющей вражды между адептами этих трех религий нет.

При этом социальная мобильность в Китае на порядок выше, чем в Индии и даже во многих европейских странах. Повысить свой статус в Китае всегда можно было через экзаменационную систему. Любой человек, который разбогател, мог выучить сына, то мог сдать экзамены, стать чиновником. Таким образом, семья повышала свой статус. Барьеров для повышения или понижения статуса в Китае практически не было.

 

ЯПОНИЯ. Островное государство, с преобладанием японского населения. Не такое социально закрепленное, как Индия, но и не такое социально мобильное, как Китай.

Самураи – наследственная профессия. Некоторые переходы почти невозможны, хотя такой кастовой системы как в Индии, там не было.

 

ИНДИЯ.

В Индии к середине 17 века существовала империя Великих Моголов. (не путать с монголами). Великий султанат был основан великим Бобуром в 16 веке. Почти весь Индийский полуостров был занят державой Великих Моголов. Частично туда входили и афганские земли. На севере и северо-востоке были независимые княжества.

Во главе государства стоял падишах. Он обладал всей полнотой власти: административной, судебной, военной, налоговой.

Государство было разделено на области. В областях управляли наместники падишаха. Они осуществляли административную, военную, судебную власть. И войска были в их распоряжении.

Сейчас вышли 2 книги про Индию, написанные индийцами. «История Индии», и «История Индии для юных», там все простенько, но все понятно.

Начнем рассказ на рубеже конца 17-начала 18 века. (в России это время Петра 1).

В Индии правил Рансеп. При нем начался существенный распад империи Великих Моголов. При Моголах никакой частной собственности на землю не было. Вся земля принадлежала падишаху. Естественно, что он напрямую всей этой землей не управлял, налоги напрямую не взимал. Были 4 основные формы управления землей.

1 форма – джагир – когда кусок земли дается как бы в кормление военачальнику. Он собирает с нее налоги, и на эти деньги содержит войско. Т.е. военачальники, которые за службу получают право на присвоение земельного налога с определенной территории. А часть налога они обязаны тратить на содержание войска соответственно их рангу.

Джагиры не передавались по наследству. Подавляющая часть владельцев этих джагиров были мусульманами, потому что подавляющая часть офицерского состава были мусульмане. И вообще у власти в империи Великих Моголов стояли мусульмане. В администрации было много персов, арабов.

2 форма – заминдарство. Это территория, с которой собирается земельный налог с крестьян в пользу падишаха. За услуги владелец этого заминдарства 10% оставляет себе. Т.е. он налоги собирает падишаху, но часть этого налога оставляет себе. Владельцы заминдарств происходили в основном из индусской аристократии.

Разница между индийцами и индусами: индус – это индуист, а индиец – это …

Заминдарства чаще всего передавались по наследству, семья так и собирала налоги.

3 форма – инам. Земля, подаренная за заслуги. Весь налог идет владельцу инама. Чаще всего после смерти владельца, заново утверждался наследник. Чаще всего инамы дарились мусульманскому духовенству за религиозные заслуги.

4 форма - ______. Земля, доход с которой идет на содержание мечетей, духовных училищ, медресе.

Социально-экономическая основа индийского общества в этот период во многом оставалась – община. Причем индийские общины были неоднородными. Земля внутри джагиров и заминдарств фактически управлялась общинами. Причем эти общины были неоднородными по составу, т.е. фактически управление землей, управление жизнью в общине производили несколько семей, принадлежащих высшей касте. Т.е. внутри одной общины были люди, принадлежащие к разным кастам, от верха до низа, и во главе стояли выходцы из высших каст, они обладали всей полнотой владельческих прав. Они раскладывали земельный налог на всех общинников, следили за его сбором. Осуществляли судебную власть внутри общины. Был староста, избранный из высших каст. Были обычные общинники, крестьяне, и были ремесленники и судьи. Причем им не платилось за каждое изделие или услугу, а с ними расплачивались частью урожая. А они взамен делали все, что нужно для общины.

В общинах существовала прослойка временных арендаторов, постоянных арендаторов. Это сложный организм, весь опутанный нитями обычного права. Конечно, все решалось с помощью обычного права. Возможно, это жизнь осложняло, но с другой стороны, если привыкнуть в этом жить, то это и большая помощь. Потому что с точки зрения обычного права и традиций, если неурожай, то налоги собираются меньше или вообще не собираются. Даже владелец земли должен оказать помощь. Т.е. никто не заинтересован в том, чтобы разорить крестьяне.

Т.е. внутри этой общины человек пользуется защитой обычного права. С другой стороны, если его из этой общины вытолкнут, больше он никому на свете не нужен, потому что другая община его не примет, родня его не примет.

Были внутри общины и неприкасаемые, это рабы…

В 17 веке в Индии кроме сельского хозяйства продолжало развиваться ремесло, в особенности ткачество. Спрос на ткани индийского производства был очень высок в странах юго-восточной Азии. Ткани продавались и на азиатских и на европейских рынках. Все отрасли, связанные с производством тканей, очень хорошо в 17 веке в Индии развивались. Это прядение, набойка, окраска тканей. Соответственно росло ремесленное население в городах, поселках. Начинали появляться скупщики, которые давали под производство кредиты, потом подчиняли себе ремесленников. Капитал как-то внедрялся в ремесло. Т.е. происходили процессы, которые потихоньку ведут к образованию мануфактуры. Все это шло и до проникновения англичан в хозяйство Индии.

Считается, что в конце 17-начале 18 века уже в производстве тканей появились первые зачатки мануфактур.

Этот период в конце 17-начале 18 века – уже более менее явно стал проявляться распад династии Великих Моголов, и территориально, и по слоям. Нарастали центробежные тенденции, сепаратизм. Разные территории пытались отложиться, и многим это даже удавалось, и они уже не подчинялись власти падишаха. А условные землевладельцы, которые взимали налог с территории, они пытались, например, джигиндары (владельцы джагиров) пытались уже по наследству передавать джагиры; заминдары пытались уже налог оставлять себе. Т.е. власть очевидно слабела. Распад региональный происходил и слабел аппарат управления.

Собираемость налогов падала, и падишахи пытались увеличить налог на тех землях, которыми они непосредственно управляли, на казенных землях. Налоги в общем росли. И в начале 18 века с этим связывают некоторые голодовки в Индии.

Степень экономической и политической власти падала. В 17-начале 18 века в Индии произошла серия восстаний против власти центра, что было связано во многом и с достаточно жесткой политикой падишаха Рансеба (?). Падишахи в этой династии были разные, в основном мусульмане. Но их политика религиозная отличалась. Наиболее умные проводили мягкую политику. А Рансеб был суннитом правоверным, и он проводил политику на подавление всех религий, кроме суннитского ислама, включая даже шиизм. Запрещены были шиитские праздники. Было запрещено то, что важно для индуистов – употребление вина, музыка, танцы, живопись. Всем было запрещено носить знаки отличия, ездить на слонах. А для индуистов это очень важно.

Был установлен налог на неверных, на немусульман – джизья. Когда-то он был в Индии, потом отменен. И теперь при Рансебе был восстановлен. И в ответ на эти преследования и на ухудшение экономического положения начались восстания против власти падишаха в целом ряде территорий. Все большее количество населения Индии стало воспринимать центральную власть как нечто чужеродное, подавляющее, оскорбляющее их религиозные чувства. И ни о какой защите этой власти перед лицом внешней опасности и речи быть не могло. Напротив, к тому моменту, когда Англия серьезно заинтересовалась Индией, это была уже не единая держава, а нечто распавшееся на территории.

Восстания хорошо описаны в учебнике. Было восстание сикхов в Пенджабе. Там эта война долго продолжалась, и завершилась победой сикхов и созданием их государственности в форме конфедерации. Они уже не подчинялись падишаху.

Было еще восстание военно-земледельческой касты джатов.

Восстания против власти центра происходили на самых разных уровнях.

В ходе распада государства стали выделяться некоторые центры, которые стали вокруг себя собирать кое-какие территории. Первыми независимости добились и стали создавать более-менее власть маратхи. Часть из них жила на территории державы Великих Моголов, а часть в других независимых султанатах. Видимо, там в 17 веке шел процесс консолидации и формирования Маратховской нации во главе с лидером Шиваджи. В 1650е годы 17 века он начал действовать, создал наемную армию, как и все армии того времени. Но воинов оплачивала казна, а не отдельные военачальники. В этом была сила маратховской армии. Там была введена строгая система субординации. Все, добытое непосильным трудом во время походов на соседей, отдавалось в казну. И казна распределяла жалованье. Шиваджи удалось объединить вокруг себя значительные территории. Причем это были не только те территории, где проживали маратхи, но и соседние территории. При этом налог был сравнительно легким. Но казна еще пополнялась за счет того, что наместники падишаха в соседних областях выплачивали маратхам четверть налогов, которые поступали ранее моголам.

Поначалу армия Шиваджи пользовалась большой поддержкой населения. Но чем дальше они от территории своего проживания уходили, тем меньше была эта поддержка.

К 1й половине 18 века все-таки существовало единое государство Маратхов, маратхский союз княжеств, в котором маратхи составляли правящее меньшинство.

Из истории Англии вы знаете, что вот-вот в этот момент начнется колониальное закабаление в Индии, поэтому важно знать, что в это время происходило в Индии. Потому что если бы эти маратхи или кто-то еще подчинил себе основную часть территории Индии, успело бы сложиться единое сильное государство, это был бы один разговор. А если единое государство не сложилось, а там рассыпанные княжества самостоятельные – это другой разговор.

В 1й половине 18 века держава Великих Моголов распадалась. Бенгалия отпала, и целый ряд красивых княжеств. Главными претендентами на власть во всей Индии оказались маратхи. И они уже продвигались с юга к столице Дели, которая ближе к северу Индии. Но так получилось, что Дели в это время было захвачено правителем Ирана, Надир-шахом. А после убийства Надир-шаха в 1747 году образовалось независимое Афганское государство во главе с Ахмад-шахом Дуррани. Этот афганский шах тоже любил «прогуляться до Индии за продуктами и прочим». Несколько раз он вторгался в Индию. Наибольшее сопротивление ему оказали сикхи.

Так случилось, что решающая битва состоялась между маратхами и войсками афганского шаха. Маратхам был нанесен сокрушительный удар, все военачальники погибли. Но афганцы после этого ушли в Афганистан, чтобы пополнить войска. Потом умер Ахмад-шах, афганцы не вернулись. Но так получилось, что эти события не позволили мартахам объединить Индию, их могущество было подорвано. В то же время и Ахмад-шах тоже этого не сделал.

в 18 веке Могольская империя распадалась и одновременно теряла свою независимость по частям. При этом проникновение в Индию началось значительно раньше. Даже Ост-Индская кампания получила хартию Елизаветы в 1600 году. Первыми в Индию проникли португальцы. Потом голландцы, датчане.

Основные события связаны с англичанами, и в некоторой степени поначалу с французами.

В 16 веке европейцы имели на территории Индии только еще опорные пункты, склады товаров. Торговлю вели еще не державы, а Ост-Индские кампании. В 17 веке там появились фактории, поселения европейцев. А в 18 веке началось покорение индийских государств.

За этот период и сильно изменилась империя Моголов. Если в 16 веке это было сильное государство, с которым надо было уважительно разговаривать, то в 18 веке это уже была слабая власть, воюющие государства на территории Индии. Причем сама Индия большая, как Европа, и княжества, и жители этих княжеств на тот период едва ли ощущали себя представителями единой нации. Это облегчало в значительной степени работу англичан. Потому что люди разных княжеств в своих соседях видели врагов. В англичанах они видели представителей княжества, с которым можно вступить в союз. Они не могли понимать сущности англичан, они не могли осознать, что англичане стратегически мыслят, рассчитывают с кем сейчас вступить в союз, а с кем потом, и когда кого предать. Индийцы были наивны. А с англичанами они вступали в союз тем легче, что они соседей считали не своими, не близкими себе людьми, а как людьми другого чужого государства.

В значительной степени эта ситуация облегчала достижение целей англичан. А для англичан и других представителей западных держав индийская торговля была довольно сложным дорогим предприятием. Они создавали Ост-Индские кампании, купцы создавали, причем эти кампании в той или иной степени получали поддержку правительств, но в разной степени. И как раз эта разница и сказалась на результатах борьбы основных держав на территории Индии. Голландия, Дания присутствовали. Португальская колония была вплоть до 1960 года. Но основные события разворачивались между Англией и Францией.

Английская и французская Ост-Индские кампании были по сути очень разные. Английская кампания была создана купцами, но в значительной степени она получала поддержку парламента и правительства. Большие слои английского капитала были в ней заинтересованы, и торгового и промышленного капитала. Это были большие массы акционеров. Англия обладала и неплохим флотом.

Во Франции Ост-Индская кампания была другой. Она обслуживала в основном королевский двор, закупала предметы роскоши. Поэтому большой массы людей, которая была бы кровно заинтересована в успехах этой французской Ост-Индской кампании, во Франции не было. Кроме того флот был послабей. К концу 18 века французам уже было чем заняться вне Индии.

Французы были в Индии разбиты в те годы, когда были войны за Австрийское наследство, 7-летняя война. Тогда уже часть военных действий происходила в Индии, тогда уже Франция потерпела поражение. Хотя французы первыми придумали делать то, что англичане практически сразу у них переняли. Есть такое название «сипаи» - это индийцы-солдаты на службе у англичан. А поначалу эти сипайские отряды начали создавать французы, нанимать индийцев. Эти сипайские отряды очень хорошо себя показали, и англичане практически сразу этот опыт переняли, стали создавать сипайские отряды уже в 1740е годы 18 века.

Что вывозили из Индии? Англичане имели опорные пункты-фактории, т.е. под защитой крепостей, в Бенгалии, это северо-восток Индии. Бангладеш – это бывшая восточная Бенгалия. В 47 году (в 1947?), когда Индия разделилась на Индию и Пакистан, Бенгалия поделилась на 2 части, часть стала Бангладеш, часть осталась у Индии.

Подчинение Индии англичане начали с Бенгалии. Бенгалия была наиболее развитой территорией, с наиболее развитым хозяйством, товарно-денежными отношениями. Там заминдары пользовались значительной независимостью и превратили заминдарства в частные феодальные владения. Из Бенгалии вывозили в основном хлопчатобумажные ткани, шелковые ткани, шелк-сырец, селитру, сахар, опиум, индиго (краситель), топленые и растительные масла, рис.

Ввозили в Индию изделия ремесла, олово, латунь, шерстяные ткани.

Поначалу торговля оказывалась, как и в большинстве стран востока, более выгодной для Индии. Европейские страны очень быстро почувствовали необходимость изменить эту структуру торговых связей. Для Индии получилось так, что ее удалось завоевать, и просто на месте изымали земельный налог и на эти деньги закупали то, что надо в Европе. Потом удалось изменить это соотношение экспорта и импорта. Для Китая удалось найти товар, который хорошо шел, имея в виду опиум.

Поначалу англичане пользовались в Бенгалии посредничеством местных торгово-ростовщических кругов, закупали нужные товары и даже в значительной степени в начале 18 века это привело к большому росту ткацко-ремесленного производства в Бенгалии в связи с ростом спроса. Служащие Ост-Индской компании принимали участие и во внутренней торговле Бенгалии, а не только во внешней.

В 1750е годы 18 века англичанам удалось удачно вмешаться в борьбу за престолонаследие в Бенгалии. Там пришел к власти довольно молодой набаб Бенгалии. От слова набаб произошло слово набоб. В какой-то момент он потребовал, чтобы англичане убрали пушки из фактории в Бенгалии. Он занял эту английскую факторию, потом занял факторию в Калькутте. Это вызвало шум в английской прессе и стало поводом для введения войск. Англичане вошли в сговор с родственником этого набаба. Состоялась знаменитая битва при Плесси в 1757 году. На самом деле название этой местности индийское. Англичане одержали победу. Их ставленник стал набабом Бенгалии. С этой битвы, с 1757 года обычно считается установление господства Англии в Индии.

Англичане получили от нового набаба большие суммы. И дальше они вмешивались в вопросы престолонаследия. С того момента началась перекачка индийских богатств в Англию, прежде всего из Бенгалии. Привело это к довольно быстрой перестройке хозяйственной жизни Бенгалии, смене политических и экономических центров. Набаб находился в одном городе, но он стал клониться к упадку. А развиваться стал город Калькутта, где была основная база Ост-Индской компании. Служащие Ост-Индской компании получили права беспошлинной торговли на территории Бенгалии. Это право они продавали своим индийским агентам.

Была попытка освободиться от ига Ост-Индской компании. Один из набабов не мог отменить льготу, которую он дал англичанам, но он тогда распространил ее на всех, он индийцам тоже дал право беспошлинной торговли. В ответ Ост-Индская кампания двинула войска, посадила другого набаба. В дальнейшем сажали несовершеннолетних набабов, малолетних, которые не вмешивались в дела управления.

Ост-Индская кампания потребовала, чтобы ей даровали права финансового управления, сложилась система двойственного или совместного управления, т.е. сбором налогов ведала Ост-Индская компания, а гражданскими делами, судом, поддержанием порядка, ведала бенгальская местная власть.

Ост-Индская компания в этот период – это не то же, что правительство Англии. Колонией Англии Индия стала значительно позже. А тогда она была колонией Ост-Индской компании. Основным источником прибыли Ост-Индской компании стал земельный налог. Эти средства они вкладывали в покупку индийских товаров. Часть средств шла на финансирование войн в других частях Индии, вывозилась в Англию.

В результате усилилась эксплуатацию. Налоги стали собираться гораздо жестче. Уже довольно скоро в Бенгалии начались голодовки. В 1750 году был страшный голод в Бенгалии, погибли миллионы.

Как только понятно стало, что Ост-Индская компания это очень серьезный игрок в Индии, отношение к ней в Англии изменилось. В 1773 году был принят акт об управлении Индией, по которому компания признавалась не просто торговой организацией, а владетелем индийских территорий. И наблюдение за ее политической деятельностью переходило к английскому правительству. Т.е. если поначалу Ост-Индская компания поступала так, как она считала нужным, в соответствии с решениями совета директоров и акционеров, то с 1773 года парламент стал назначать генерал-губернатора и 4х советников – это так называемый Бенгальский совет, который решал все вопросы большинством голосов.

Захват Бенгалии привел к целому ряду последствий. Изъятие налогов стало гораздо жестче производиться. Кроме того, были разорваны экономические связи Бенгалии с другими частями Индии и со странами юго-восточной Азии. Потому что до прихода англичан это не был отсталый уголок земли, там шла бурная торговля. А тут и морская торговля, и внутренняя торговля перешли в руки англичан. Индийцы стали вытесняться из торговой и из финансовой сферы. Представители индийского крупного финансового капитала стали вкладывать деньги в землю, в покупку имений, в ростовщическую деятельность.

Лекция № 7

АЗИЯ И АФРИКА

8 ноября 2007 года

 

Мы говорили об истории Индии.

После того как Бенгалия попала под власть Ост-Индской компании, политика компании состояла в том, чтобы утвердить власть прочно на той территории, которую она получила, и по возможности расширить эту территорию за счет других индийских княжеств. Укреплять свое влияние в независимых княжествах. Этим занималась Ост-Индской компания в 1770-80е годы 18 века. Это делалось за счет использования системы субсидиальных договоров. Смысл в том, что княжество, которое заключало такой договор с Ост-Индской компанией, оно отказывалось от монополии на внешнеполитическую деятельность, и обязывалось все свои внешние сношения вести через Ост-Индскую компанию, и распустить все французские отряды на своей территории, не брать впредь на службу французов. По договору Ост-Индской компания посылала в княжество отряд сипаев, т.е. наиболее боеспособную на тот момент военную силу в Индии для защиты от нападений. Это лишало княжество возможности в дальнейшем выйти из-под влияния англичан. Правитель княжества обязывался субсидировать эти войска сипаев, полностью обеспечивая их содержание в размере, который полностью определялся англичанами.

Обычно сипаям выделялись округа, где они собирали налоги, и на эти налоги они содержались. Естественно, что войска полностью грабили эти округа, и княжеству приходилось или выделять новые округа, чтобы содержать войска, или брать в долг у Ост-Индской компании. Но каждый из этих путей вел в одну и ту же точку: либо бесконечно землю давать, которую они грабят; либо брать в долг у Ост-Индской компании, но результат был один – княжество разорялось, и потом включалось во владение компанией под предлогом ликвидации дурного управления.

Таким образом, в 1770-80е годы 18 века, территория, которая первоначально ограничивалась Бенгалией, значительно расширилась. Но при этом она расширялась не единым фронтом, а территории, принадлежавшие Ост-Индской компании, были как бы вкраплены, находились среди независимых княжеств.

Не все было так просто. Некоторые, наиболее сильные княжества оказывали существенное сопротивление. В частности, наибольшее сопротивление английскому сопротивлению вглубь Индии оказало княжество Майсур. Это княжество имело специфическое географическое расположение. Оно было большое, сильное, находилось в трудно доступном географически районе. Оно оказалось в стороне от войн, которые вели маратхи. И за это время оно окрепло. В княжестве добывалось железо. В 1761 году во главе княжества стал сильный правитель Хайдар Али (мусульманин). Он реорганизовал армию, завел наемную армию, которая оплачивалась из казны, а не феодалами. Привлекал на службу европейских офицеров, прежде всего французских. Завел артиллерию. Эта армия за несколько лет стала самой сильной среди индийских армий. Причем они не совершали набеги, они присоединяли завоеванные земли к княжеству Майсур. И создавался таким образом единый сильный Майсур, который объединил значительную часть территории южной Индии.

Причем Хайдар Али старался не задевать религиозных чувств индусов, формировать единое общество. Однако налоги там тоже повышались, на содержание армии.

Так или иначе, территориальная экспансия княжества Майсур привела его в столкновение с основными индийскими силами центральной и южной Индии. В результате там было 3 англо-майсурских войны. Кому интересно, почитайте учебник.

Стоит иметь в виду, что в тот период индийские княжества не воспринимали себя как нечто единое, как Индию, которая противостоит западным державам.. И это очень хорошо проявилось во время англо-майсурских войн, и во время других войн. Княжества вступали в различные союзы и между собой, и с англичанами, причем в разных конфигурациях. Ни о каком едином фронте против Ост-Индской компании речи не шло, и англичане этим пользовались. Они пользовались этими противоречиями и взаимными предательствами княжеств.

В ходе этих войн Майсур был сначала побежден, но оставлен в виде независимого государства ради противовеса другим сильным княжествам. А затем окончательно был присоединен владениям Ост-Индской компании, хотя там уже была сформирована новая династия, которая уже полностью подчинялась компании.

Майсур скорее опирался на французов, там служили французские офицеры, артиллерию налаживали французы. Интересный момент из истории Майсура, в середине 1790х годов 18 века новый правитель Мансура пытался получить поддержку Франции. Этот правитель даже завел якобинский клуб в столице Майсура, сажали дерево свободы. Но Франция в тот период реально не могла помогать Индии и соперничать с Англией. В результате Майсур пал.

Маратхи тоже сначала подписали субсидиальный договор с англичанами, а в 1818 году вся территория государства мартахов, Махараштра, была присоединена к владениям Ост-Индской компании.

К концу 1810-х годов 19 века вся Индия, за исключением Пенджаба, где жили сикхи, была завоевана. А завоевание Индии началось в Бенгалии, в 1750х годах 18 века. И постепенно центральная и южная Индия была подчинена. Через 30 лет был подчинен Пенджаб.

С завоеванием Индии англичанами изменилось и политическое, и экономическое положение страны. Индийцы конечно не могли понимать поначалу сущности новых завоевателей. В истории каждой старой страны завоевателей было много всяких, и иностранных династий, как в Китае, так и в Индии. И в истории Индии мусульманских династий было много. Это было дело привычное. Индийцы поначалу не могли представить, насколько англичане по сути другие завоеватели. В основном все близкие соседские завоеватели потихоньку ассимилировались, даже если они сохраняли свою религию. Они принимали черты культуры завоеванной державы, перемешивались с местным населением.

Но ни о какой ассимиляции англичан речи не шло. Это был совершенно иной тип завоевателей, нацеленный в основном на извлечение богатств из Индии, которые вывозятся в метрополию, где и происходит развитие культуры, прогресс.

В Англии происходило бурное развитие промышленности, усиливалась промышленная буржуазия, которая тоже хотела участвовать в прибылях Ост-Индской компании от торговли с Индией. В Англии все более широкие слои населения были заинтересованы в индийской политике. Они лоббировали свои интересы а парламенте.

После завоевания Бенгалии усилились отрицательные последствия для населения. Усилилась бедность населения. Уже с 1770х годов был страшный голод в Бенгалии, погибло около 10 миллионов человек. И с тех пор голод был часто.

Колониальная Индия коренного улучшения своего экономического положения произвести не могла. Вся дальнейшая политическая история страны это подходы к борьбе и борьба за политическую независимость.

Англичане вывезли из Индии огромную добычу, богатства знати, казна была разграблена. Доход от торговли. Когда англичане завоевали Бенгалию, а потом и всю Индию, основным источником дохода был земельный налог. Ост-Индская компания просто собирала земельный налог, и дальше его как-то тратила или в колонии или в метрополии.

Было установлено 3 основных налоговых системы. Но в общем главное, что отличало эти новые налоговые схемы от тех, которые применялись в Индии до англичан, все традиционные сборы налогов были гибкие, они были связаны с обычным правом. При неурожае налог снижался, отменялся при стихийных бедствиях. Не в интересах хозяина, феодала разорить крестьян. Ему надо еще жить среди них, будут жить его дети, внуки. Землей владела община, и были какие-то общие земли, которыми все пользовались.

А при англичанах все эти амортизаторы были ликвидированы. Теперь человек должен был сдать определенное количество налога, независимо от обстоятельств.

Налоговые системы были введены на рубеже 18-19 веков.

1 налоговая система – Система постоянного землеустройства.

Эта система была введена прежде всего в Бенгалии. Я вам рассказывала о заминдарах, которые собирали налог в пользу падишаха, и себе оставляли часть. При этой системе они были признаны владельцами земли. Они раньше все-таки владельцами земли не считались. И при англичанах поначалу в конце 18 века это была не частная собственность на землю, но это был шаг в сторону частной собственности. Они были признаны наследственными землевладельцами на вечные времена, и должны были вносить в казну фиксированный налог, а именно 9/10 того налога, который был собран в 1790 году. Но этот закон почти зафиксировал эту землю как их частную собственность, при том, что раньше им эта земля не принадлежала, они только с нее собирали налоги. Были ликвидированы ранее существовавшие владельческие права крестьян на землю. Т.е. крестьяне превратились в арендаторов, причем не защищенные обычных правом. Можно было повышать арендную плату, можно было сгонять их с земли.

Дальше заминдары стали продавать право сбора налогов суб-арендаторам. Этот обычный процесс пошел. Он имел плачевные последствия для конечного выплачивателя налогов. Для крестьян это имело тяжелые последствия.

Появился слой заминдаров, которые жили в городе, и вкладывали капитал в землю.

В то же время у новых заминдаров жизнь тоже оказалась не сахар, потому что за невнесение налога с земли, земля продавалась с молотка за долги. А налог был фиксированный, независимо от урожая. Поэтому постепенно заминдары стали лишаться земли, и земля продавалась. В итоге эту землю покупали служащие Ост-Индской компании, чиновники, которые как-то связаны со сбором налогов. Покупали представители торгово-ростовщических касс. Для традиционной Индии это было психологически неприятно, что земля человека, принадлежащего к высокой касте, попадала в руки презираемой ростовщической касты.

Т.е. кроме экономических последствий, были и оскорбительные <

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...