Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Политическое устройство современного Китая.




Династия Чжоу

Династия Чжоу (кит. упр. 周朝, пиньинь: Zhōu Cháo, палл.: Чжоу; с 1045 до н. э. по 221 до н. э. [1]) — китайская династия и период в истории Китая. Династия Чжоу свергла династию Шан и прекратилась после победы династии Цинь.

Хотя династия длилась формально около 800 лет, этот период был неоднородным, и историки делят его на несколько периодов.

1.Западная Чжоу (1045 до н. э. — 770 до н. э.) — когда дом Чжоу владел территорией в бассейне Средней Хуанхэ.

2.Восточная Чжоу (770 до н. э. — 256 до н. э.) — когда дом Чжоу постепенно утрачивал гегемонию, а территория Китая была поделена между отдельными царствами.

2.1 Вёсны и Осени (период) (Чуньцю), соответствующий хронике (чуньцю) царства Лу, которую редактировал Конфуций, период заканчивается в 481 г. до н. э.,а берет своё начало еще в 722 г. до н. э..Тогда на территории Китая существовало большое число отдельных владений (часть из них было китайскими, а часть — создана другими народами). Правитель (ван) царства Чжоу обладал центральной властью — сначала реальной, потом всё более номинальной.

2.2 Период Сражающихся царств (Чжаньго) начиная с 403 г. до н. э. и далее до 221 г. до н. э., когда Царство Чжоу было уже уничтожено - политику в Китае определяли другие царства.

При этом, говоря о Восточной Чжоу, имеют в виду скорее само царство Чжоу, превратившееся к тому времени в удельное царство и утратившее главенство, а периоды Чуньцю и Чжаньго рассматривают с точки зрения взаимоотношения всех государств и удельных княжеств на территории Китая.

Первой столицей государства Чжоу стал город Хао (кит. упр. 鎬, пиньинь: Hào, палл.: Хао) на реке Вэйхэ, в непосредственной близости от современного города Сиань.

Государство Чжоу при этом продолжало культурную традицию предыдущего государства Шан, расширяя своё культурное влияние и увеличивая империю.

 

Династия Цинь

Династия Цинь (кит. упр. 秦朝, пиньинь: Qín Cháo, палл.: Цинь чао) — китайская династия, правившая всем Китаем в период между династиями Чжоу и Хань (221 до н. э. — 206 до н. э.). С конца IX в. до н. э. представители носили титул гунов (князей), с 325 до н. э. — ванов (царей), с 221 до н. э. — ди (императоров).

Основатель династии — Цинь Шихуан — объединил Китай под своей властью в 221 до н. э., разделив страну на 36 провинций, управлявшихся чиновниками, назначаемыми императором. Император Цинь Шихуан создал централизованное, управляемое государство на основе легизма, при этом проводились репрессии против сторонников конфуцианства: так, в 213 до н. э. был издан указ о сожжении недозволенных сочинений, находящихся в частном владении, а в 212 до н. э. были казнены 460 конфуцианцев и значительное число было «сослано на границы».

Цинь Шихуан объявил о прекращении всех войн навек, собрал от князей оружие и переплавил, построив 12 больших монументов. Он упорядочил меры и веса, ввёл стандартное написание иероглифов, организовал жёсткую бюрократическую систему правления.

Правление Цинь Шихуана характеризовалось большим количеством общественных работ, на которых были задействованы миллионы граждан. В этот период была начата постройка Великой Китайской стены длиной 8851,8 км, построены уникальная гробница Цинь Ши Хуана, в которую входила Терракотовая армия, огромнейший императорский дворец Эпан. Сеть дорог общей длиной 7500 км опоясывала страну, дороги были шириной 15 м с тремя полосами, причём центральная полоса предназначалась для императора.

Смерть Цинь Шихуана в 210 до н. э. наступила во время поездки по стране, в которой его сопровождали его младший сын Ху Хай, начальник канцелярии Чжао Гао и главный советник Ли Сы. Опасаясь волнений, они скрыли смерть императора и, вступив в сговор, сфабриковали от имени императора письмо, в котором престолонаследником объявлялся не старший сын Фу Су, а младший - Ху Хай. В этом же письме содержался приказ о «даровании почётной смерти» Фу Су и военачальнику Мэн Тяню.

Ху Хай в 21-летнем возрасте вступил на трон под именем Эр Ши-Хуанди, однако фактически оставался марионеткой Чжао Гао и через три года был принуждён к самоубийству по его приказанию.

В империи начались восстания, возглавленные Чэнь Шэном, У Гуаном и Лю Баном (конец 209 - начало 208 до н. э.). В октябре 207 до н. э. столица империи Сяньян была взята армией Лю Бана, провозглашённого императором и ставшего основателем династии Хань.

В январе 206 до н. э. генерал Сян Юй повторно взял столицу, которую ему уступил Лю Бан, разрушил город и массово истребил жителей, последний правитель Цинь был казнён.

 

Династия Хань

Династия Хань (кит. трад. 漢朝, упр. 汉朝, пиньинь: Hàn cháo, палл.: Хань чао; 206 до н. э.-220) — китайская династия и период истории Китая после династии Цинь перед эпохой Троецарствия. Свидетельством успеха ханьской внутренней политики стало то, что она просуществовала дольше любой другой правящей династии в китайской истории. Правление и институты этой династии послужили чтимым образцом для всех последующих. Более того, основная этническая группа китайцев по имени династии стала называться хань.

Династию основал род Лю. Начальный период (206 до н. э.-9 н. э.) со столицей Чанъань носит название ранней династии Хань кит. 前漢 или западной династии Хань кит. 西漢. История этой династии изложена в хронике Ханьшу. Династия прервалась на 16 лет в 8-23 гг. в результате захвата власти узурпатором Ван Маном (династия Синь).

Второй период (25-220) со столицей Лоян называется поздней династией Хань кит. 後漢 или восточной династией Хань кит. 東漢. История этой династии излагается в хронике Хоу Ханьшу.

 

Династия Тан

Династия Тан (18 июня 618 — 4 июня 907, кит. 唐朝, Танчао) — китайская императорская династия, основанная Ли Юанем. Его сын, император Ли Шиминь, после окончательного подавления крестьянских восстаний и сепаратистских феодальных сил начал проводить прогрессивную политику. Именно эпоха династии Тан традиционно считается в Китае периодом наивысшего могущества страны, когда она опережала остальные современные ей страны мира в своём развитии.

С приходом к власти в 618 н.э. династии Тан начался один из самых славных периодов в китайской истории. Деятельный и гуманный характер правления основателей династии - Гаоцзу и его сына Тайцзуна позволили восстановить империю.

Так называемые Западные регионы были присоединены к владениям Китая, к императорскому двору направляли свои посольства Персия, Аравия и другие западноазиатские государства. Кроме того, были расширены границы на северо-востоке страны; к имперским владениям была присоединена Корея. На юге была восстановлена власть Китая над Аннамом. Поддерживались отношения с другими странами Юго-Восточной Азии. Таким образом, территория страны по своим размерам стала почти равной территории Китая периода расцвета Ханьской династии.

 

В те времена Китай считался не только самой мощной, но и самой гостеприимной державой в мире. Религиозные деятели и философы, вынужденные покинуть родину, находили в Китае убежище и покровительство со стороны императора. Не только религии, распространенные в Персии, но и одна из христианских сект, а именно несторианская церковь, приобрела в Китае немало последователей. Буддисты из Кореи и Японии регулярно совершали паломничество к святым местам в Китае, а китайские буддисты поддерживали связи с буддийскими центрами в Индии.

Танская эпоха была свидетельницей расцвета китайского искусства и литературы. Большинство танских императоров активно покровительствовали поэзии, театральному искусству и музыкальному творчеству, а многие сами проявляли творческие способности.

Экономические и административные нововведения династии Суй были восприняты и закреплены в танскую эпоху. Был введен в действие новый порядок долговременного владения землей, в соответствии с которым образование крупных земельных владений было ограничено, а крестьяне получили возможность поддерживать стабильный уровень жизни. Наиболее значимым достижением стала созданная в Танскую эпоху правовая система, которая в конечном счете порвала с нигилизмом периода Цинь. Был сформулирован обязательный свод социальных традиций и правил поведения, пропитанных духом конфуцианства.

 

Вместе с тем первым танским императорам не удалось установить полный контроль над армией. Сильные императоры еще пользовались лояльностью военачальников, однако ослабление трона позволило приграничным сатрапам распространить военную власть на местную гражданскую администрацию. В 755 н.э. один из командующих, согдиец по происхождению, почти уничтожил императорскую династию. Это был Ань Лушань, положивший конец правлению императора Сюаньцзуна и нанесший серьезный урон престижу императорской власти. В стране началась длительная гражданская война, и в целях восстановления династии императорам пришлось опираться на войсковых командиров, а также на наемные войска, состоявшие из иностранцев преимущественно тюркского происхождения.

Изменение политического климата совпало с переменами в административной системе, которые часто рассматриваются как важная эпоха в истории Китая. Города, бывшие прежде административными центрами, превратились в арену деятельности растущего класса буржуазии, который завоевал экономические позиции в результате расширения производства и торговли. Попытки двора сохранить контроль хотя бы над внешней торговлей путем создания в главных торговых портах инспекционных контор, обслуживаемых евнухами, потерпели неудачу. Частные торговцы быстро научились обходить или даже прибирать к рукам эти учреждения.

 

Позиции двора ослабевали, а могущество местных военных лидеров продолжало расти. Итогом этого процесса стали восстания и мятежи, которые в конечном счете привели к крушению династии Тан. Одним из них, охватившим обширную территорию и получившим наибольшую известность, было восстание под руководством Хуан Чао, который во второй половине 9 в. провозгласил себя императором и разграбил торговый город Кантон, уничтожив при этом более 100 тыс. обосновавшихся в нем арабов. Один из местных военачальников убил танского императора (это событие обычно относят к 906 н.э.), принудил наследника отречься от престола и основал новую династию - Лян. Последняя, как и несколько последующих династий, правила страной недолго, в течение т.н. периода "Пяти династий", когда число военных группировок, претендовавших на трон, доходило до 20.

Династия Сун

Империя Сун (кит. упр. 宋朝, пиньинь: Sòng Cháo, палл.: Сун Чао) — государство в Китае, существовавшее с 960 по 1279. Правящая династия — Чжао (趙), по фамилии рода государей.

Основание империи положило конец раздробленности Китая, продолжавшейся со времени падения династии Тан (唐朝) в 907 году. Появлению империи предшествовала Эпоха пяти династий и десяти царств (五代十国). Переломным пунктом в истории династии является 1127, когда войска чжурчжэньского государства Цзинь захватили столицу империи, Кайфэн. Императорский дом был уведён в плен в Маньчжурию, но одному из сыновей отрекшегося монарха удалось бежать на юг, в Цзяннань. Он перенёс столицу в Линьань (современный Ханчжоу), а его военачальник Юэ Фэй остановил дальнейшее продвижение чжурчжэней на юг. Таким образом, история Сун делится на Северный и Южный периоды, соответственно, до и после переноса столицы.

Императору Тай-цзу и его преемникам на протяжении 150 лет удавалось вполне успешно управлять объединенным государством. Сун не смогла подчинить себе лишь обширные территории на севере страны (Ляо) и на северо-западе, где тангуты создали могущественное царство Ся, а также земли на юго-западе, находившиеся под властью бирманских и тибетских племен. В 1126 году племена тангутов из Маньчжурии, заключившие союз и назвавшие себя чжурчжэнями, напали на Кайфын и взяли в плен императорский дом. Последний император Северной Сун закончил свои дни в нищете в жалкой хижине.

 

Одному из братьев молодого императора удалось бежать на юг в Цзяннань. Перенеся столицу в Линьань (современный Ханчжоу), царевич основал новую династию Южная Сун. Несмотря на то, что новая империя существовала в усеченном виде (окитаизированный север находился в руках чжурчжэней, основавших династию Цзинь), Южная Сун обладала огромной экономической мощью.

Империя Сун стала одним из самых цивилизованных государств своего времени и перешла от средневековья к современности. Во многом росту благосостояния населения и развитию искусства способствовала стабильность власти: так, в Северной Сун было всего 7 императоров, а средний срок правления составлял 20 лет. Именно в эпоху Сун в Китае сформировалась беспрецедентная по своему охвату экзаменационная система, призванная обеспечить государственный аппарат высокообразованными чиновниками. Значительно выросло количество типографий и библиотек, среди которых крупнейшая императорская библиотека насчитывала более 80 000 томов.

 

Помимо всестороннего развития образования, империя Сун достигла также успехов в области социальной политики: были созданы приюты для стариков и бездомных, государственные больницы, противопожарные службы, государственные зернохранилища. Благодаря появлению новых орудий труда, развивалось сельское хозяйство. Значительные успехи были достигнуты в промышленности, особенно в горном деле и производстве керамики. Именно в сунскую эпоху был доведен до совершенства бело-синий фарфор. Новых высот достигла фармакология и наука, как фундаментальная, так и прикладная: были изобретены шлюзные ворота, водяные часы, геодезические инструменты, изобретенный в предыдущую эпоху порох стали использовать в военных целях.

Последнее достижение не смогло уберечь империю от падения. В 1985 году к власти у монголов пришел Чингисхан, завоевавший тангутское царство Ся на границе с Китаем. Его внук Мунке в 1268 году начал наступление на Южную Сун. После его смерти войну продолжил его брат – хан Хубилай. Несмотря на отважное 6-летнее сопротивление защитников сунских городов, армия Хубилая достигла юго-восточных районов империи, где недалеко от Кантона в 1279 году утонул последний император династии Сун. Империя была полностью завоевана монгольской династией Юань.

 

Династия Мин

Великая Минская империя (кит. трад. 大明帝國, упр. 大明帝国, пиньинь: Dà Míng Dìguó, палл.: да мин диго) — государство под властью династии Мин (кит. упр. 明朝, пиньинь: Míng Cháo, палл.: мин чао), правившей в Китае после отделения Китая от монгольской империи Юань с 1368 года по 1644 год. Несмотря на то, что минская столица Пекин пала в 1644 году в результате восстания Ли Цзычэна, часть страны оставалась под контролем лояльного к минской семье режима (Южная Мин) до 1662 года.

В империи Мин был построен флот и создана постоянная армия, общая численность которой достигала 1 млн человек. Частный сектор земельных владений в результате продолжительных войн сократился до одной трети всей обрабатываемой площади, в противовес чему возрос государственный сектор. По сути, в империи победила надельная система, хотя её установление формально и не было объявлено. Была проведена жёсткая централизация управления, предпринимались попытки регламентировать все сферы жизни граждан. Несмотря на успешное правление первых двух императоров — Чжу Юаньчжана и его сына Чжу Ди — со временем в государственном аппарате империи появились признаки разложения, и к началу XVII века он уже был насквозь пропитан коррупцией, императоры мало интересовались политикой, и вся высшая власть была сосредоточена в руках их многочисленного окружения (родственников, евнухов и придворных). Кризис затронул также аграрные отношения: после тотальной приватизации земли приближёнными императоров государственный сектор практически исчез. Минский Китай начал проводить политику самоизоляции. В это время на северо-восточных окраинах Китая возникло молодое, но сильное государство маньчжуров под властью клана Нурхаци. Воспользовавшись крестьянским восстанием Ли Цзычэна, они захватили Пекин и присоединили Китай к маньчжурской империи Цин.

После падения столицы и смерти императора Чжу Юцзяня, покончившего жизнь самоубийством, властители оставшихся под контролем Мин Нанкина, Фуцзяня, Гуандуна, Шаньси и Юньнаня так и не смогли скоординировать свои действия и к 1662 году один за другим пали под натиском маньчжуров. Один из главнокомандующих Южной Мин, Чжэн Чэнгун, сознавая бесперспективность борьбы против маньчжуров на материке, решил оставить материк (сохранив за собой две базы — Сямэнь и Цзиньмэнь (en)), изгнать голландцев с Тайваня и превратить этот остров в основную базу войны против завоевателей. Формально Тайвань стал считаться частью империи Мин, но после казни последнего законного минского императора Чжу Юлана Чжэн не хотел больше никого признавать в качестве монарха. Так возник редко встречающийся в мировой истории курьёз — «монархия без монарха»; вся реальная власть на острове принадлежала «главнокомандующему-усмирителю» Чжэн Чэнгуну, фактически основавшему новую династию. Чжэны правили Тайванем и воевали с маньчжурами под флагом империи Мин ещё двадцать лет.

 

Династия Цин

Дина́стия Цин, или империя Цин (дайцин гурунь, кит. упр. 清朝, пиньинь: Qīng Cháo, палл.: Цин чао) — многонациональная империя, созданная и управлявшаяся маньчжурами, в которую позже был включен Китай. Согласно традиционной китайской историографии — последняя династия монархического Китая. Была основана в 1616 г. маньчжурским кланом Айсин Гёро на территории Маньчжурии, в настоящее время называющейся северо-восточным Китаем. Менее чем через 30 лет под её властью оказался весь Китай, часть Монголии и часть Средней Азии.

Первоначально династия была названа «Цзинь» (金 — золото), в традиционной китайской историографии «Хоу Цзинь» (後金 — Поздняя Цзинь), по империи Цзинь — бывшему государству чжурчжэней, от которых выводили себя маньчжуры. В 1636 году название было изменено на «Цин» (清 — «чистый»). В первой половине XVIII в. цинскому правительству удалось наладить эффективное управление страной, одним из результатов чего было то, что в этом веке наиболее быстрые темпы роста численности населения наблюдались именно в Китае. Цинский двор проводил политику самоизоляции, что в конце концов привело к тому, что в XIX в. входивший в состав империи Цин Китай был насильно открыт западными державами и превратился в полуколониальную страну.

Последующее сотрудничество с западными державами позволило династии избежать краха во время восстания Тайпинов, проводить сравнительно успешную модернизацию и т.о. просуществовать до начала 20 в., однако оно же послужило причиной растущих националистических (антиманчжурских) настроений.

В результате Синьхайской революции, начавшейся в 1911 г., империя Цин была уничтожена, входившие в неё страны получили право на самоопределение. В частности, была провозглашена Китайская Республика — национальное государство ханьцев. Вдовствующая императрица Лунъюй отреклась от трона от имени тогда малолетнего последнего императора, Пу И, 12 февраля 1912 года.

 

Цы Си

Цыси́, Цы Си (кит. упр. 慈禧太后, пиньинь: Cíxǐ Tàihòu; 29 ноября 1835 — 15 ноября 1908, Пекин) — вдовствующая Великая императрица цинского Китая, с 1861 по 1908 сосредоточившая в своих руках верховную власть. Наложница императора Ичжу (правил под девизом «Сяньфэн»), потом вторая жена (после рождения Цзайчуня — наследника престола).

Регентша в 1861—1873 гг. (при малолетнем сыне Цзайчуне) и в 1875—1889 гг. (при малолетнем племяннике, императоре Цзайтяне). С 1898 г., в результате государственного переворота, вновь сосредоточила всю власть в своих руках.

Ихэтуаньское восстание

Вдовствующая императрица неоднозначно относилась к событиям восстания. Ихэтуани восставали против разрушения старого китайского патриархального быта и имели чёткую антизападную направленность; тем не менее, они также выступали против манчжурской династии, завоевавшей Китай. Формально Цыси поддерживала то одну, то другую сторону, в зависимости от разворачиваемых событий. Для правительницы главным делом было защита интересов маньчжурской династии при дворе. В начале восстания, 28 мая 1900 г. Цыси выпустила указ о поддержке восстания. За убитых иностранцев были назначены награды. С 20 июня по 14 августа продолжалась Осада Посольского квартала в Пекине, где находились 900 иностранцев и около 3000 китайцев-христиан. 21 июня 1900 г. Цыси уже открыто объявила войну иностранным государствам. Была издана «Декларация о войне».

Ихэтуаньцы представляли для маньчжурской верхушки не меньше опасности, чем иностранные войска. Цыси опасалась, что китайцы после разгрома иностранцев возьмутся за уничтожение маньчжуров. Тем более что активно шло «братание» между государственными войсками и восставшими китайцами. Она решила выжидать в надежде, что обе стороны, враждуя между собой, ослабят друг друга.

В результате на помощь Цыси пришло войско от 8 иностранных государств для подавления бунта[1].

В ночь на 13 августа коалиционные войска подошли к Пекину. Цыси, хотя накануне говорила, что скорей умрёт, нежели покинет столицу, спешно начала собираться. Император Гуансюй мог представлять опасность для императрицы в случае, если он попадёт в руки иностранцев. Было решено взять его с собой. Цыси решила направиться на запад, в город Тайюань, откуда при необходимости можно было попасть в Сиань, куда доступ для захватчиков был осложнён природными условиями. Цыси распорядилась выехать в закрытых паланкинах, переодевшись в простую одежду. Она остригла ногти, волосы были связаны в пучок.

Во время сборов любимая наложница Гуансюя умоляла оставить его в Пекине. По приказу Цыси наложницу Чжен Фэй (en:Imperial Consort Zhen) сбросили в колодец недалеко от дворца Спокойствия и Долголетия.

10 сентября 1900 г. кортеж императрицы добрался до г. Тайюань, затем продолжил путь до г. Сиан. В переговорах о прекращении огня от лица императрицы в Пекине выступал Ли Хунчжан. Цыси теперь открыто призывала подавить восстание ихэтуаньцев самым жестоким образом. 7 сентября с Альянсом восьми держав 1901 г. был подписан Заключительный протокол. Императрица начала долгий путь назад. В г. Вэйфан она отметила своё 66-летие.

Характер

Вдовствующая Императрица Цыси вызывала и вызывает много диспутов по поводу её мотивов и стиля правления, и вплоть до недавнего времени распространённым было её представление в качестве безжалостного и жестокого диктатора, узурпатора трона, отравительницы и тирана[2]. Эта точка зрения является популярной как у историков из коммунистического Китая, так и у историков Тайваня гоминьдановской направленности, которые возлагают именно на неё ответственность за крушение династии Цин.

По словам профессора РГГУ Натальи Ивановны Басовской, Цы Си «была жестока, беспощадна к любому, кто мог угрожать ее власти»[3], а также была символом «бесконечного властолюбия и аномальной, даже для среднего человеческого существа жестокости»[1]. По словам современников, Императрица, будучи при смерти, якобы сказала, что за весь долгий период правления не принесла стране никакой пользы[1].

Некоторые современные исследователи придерживаются иной точки зрения насчёт правления Вдовствующей Императрицы Цыси, не делая её козлом отпущения за все проблемы империи, которые ей были просто неподвластны, и не представляют её более жестокой, чем другие правители её периода Императрица интересовалась фотографией и была одним из первых в Китае фотографов-любителей. Сохранилась коллекция сделанных ею фотографий, часть из них выставлена в Летнем дворце в Пекине

Внешняя и внутренняя политика

Результатами полувекового правления Цыси, наполненного нескончаемой кровопролитной борьбой за власть, были несколько подавленных восстаний, несколько проигранных войн, ослабление авторитета власти и отсталость страны в технике и экономике.

Отстранённый Цыси от власти император Цзайтянь (правил под девизом «Гуансюй») скончался за день до неё (возможно, отравленный по её приказу); его преемником стал 2-летний Пу И. Китайская монархия ненадолго пережила императрицу; в 1911 династия Цин была низложена после Синьхайской революции.

 

9. Политика самоусиления в Китае

Войны и жестокое подавление народных движений в Китае в новое время привели к массовому истреблению населения, порче ирригационных сооружений, разрушению сельского и городского хозяйства. Цинским властям пришлось принимать меры по восстановлению разрушенной экономики, бесплатно или по льготным ценам сдавать пустующие земли в аренду, временно снижать земельный налог. Однако эти меры не касались городского трудящегося населения и купечества. Они по прежнему подвергались жестокому налоговому гнету. Китайские товары при перевозке из одного пункта в другой подвергались многократному налоговому обложению, на бесчисленных внутренних таможенных заставах. В то время как товары иностранного происхождения освобождались от внутренних налогов и пошлин в соответствии с неравноправными договорами

Политика самоусиления.

После поражения во второй опиумной войне в правящих кругах Китая возникла потребность еще раз попытаться найти выход из сложившейся неблагоприятной ситуации которая грозила превратить его, крупнейшее государство Востока в придаток западных держав. В результате была выработана новая линия развития, получившая в историографии название «политика самоусиления - «цзы цян». Выделяются три основных этапа в ее проведении. 1861 - 70 гг. главное внимание правящих кругов было сосредоточено на подавлении сопротивления китайских крестьян, и национальных меньшинств. 1870 – 85 гг. характеризуется образованием в правящем лагере двух основных группировок боровшихся за свое влияние на проведение внутренних преобразований. 1885 - 1895 гг. победа группировки Ли Хунчжана, и последующее отстранение ее лидера от власти после поражения Китая в войне с Японией. Идея заимствовать у иностранцев, и внедрить у себя лучшие достижения в области науки и техники стала основной в период реформ 60 – 70 гг. 19 в. Своими корнями она уходит в теорию «усвоения заморских дел». В Январе 1861 г. в Пекине была создана Канцелярия по общественному управлению делами различных стран. Она стала высшим консультативным советом Китайской империи. В августе 1861 г. скончался император И Чжу и на престол взошел его малолетний сын Цзай Шунь. Мать нового правителя Ехэнара более известная как Цыси сумела договориться со сводными братьями нового императора князьями Гунном и Чунем о совместном регентстве. Одновременно был ликвидирован прежний регентский совет прежний регентский совет, обвиненным в нежелании в годы второй опиумной войны идти на компромисс с иностранцами, и тем самым способствовавшим разрушению Пекина. В течении последующих 10 лет вплоть до самой смерти Цзай Шуня страной фактически правила группировка Цы Си Главные ее усилия были направлены на реформирование армии с целью добиться решающего перелома в действиях против внутреннего мятежа.

После подавления восстания тайпинов упор стал делаться на строительство современных машин и судов, предприятий военного назначения. Особенное рвение в этом отношении проявляли генерал Ли Хунчжан и Цзо Цзуньтан, организовавшие первые в Китае военные арсеналы и судостроительные верфи. Наиболее преуспел в этом отношении лидер аньхуэйской группировки Ли Хунчжан, назначенный после подавления тайпинсского восстания наместником столичной провинции. В нарушение указаний двора он не вывел свою армию из столичной провинции захватил контроль над внутренней и внешней торговлей в Северном Китае. Переведя свою штаб – Квартиру в Тянцзинь и разместив части своей армии во всех стратегически важных пунктах Ли Хунчжан стал усиленно расширять военные арсеналы и и приступил к созданию северной, бэйянской эскадры военно-морских сил. В этом крупнейшем портовом городе Северного Китая он установил тесный контакт с представителями иностранных консульств, банков и торговых фирм, и вскоре переключил на себя ведение большинства внешнеполитических и внешнеторговых дел. В 1877 г. его войска насчитывали около 40 тыс. чел. Вооруженных современным оружием. В армии царили строгие феодальные порядки – офицеры подбирались по земляческому принципу, и должны были хранить личную верность наместнику. Ли Хунчжан не считался с интересами центрального правительства и заботился лишь о собственном обогащении, и усилении своего военного могущества. Добился от правительства монопольных прав и привилегий для своих промышленных и транспортных предприятий, что так же приносило ему и его клике барыши.В Пекине была открыта школа иностранных языков, в которой готовились кадры дипломатических работников. Вскоре такие школы были организованы в Шанхае и Гуанчжоу.

В начале 1875 г. скончался император Цзай Шунь и на престол взошел трехлетний племянник Цыси Цзай Тянь (Гуансюй) Это обстоятельство еще больше укрепило позиции Цыси в качестве лавной фигуры в реальном управлении Китаем. Официально были провозглашены шесть главных составляющих в проведении политики самоусиления. – подготовка солдат, строительство судов, производство машин, изыскание средств на содержание вооруженных сил, привлечение к управлению способных людей и решимость к долгосрочному проведению указанных выше мероприятий. Эта линия проводилась в фактически неизменном виде вплоть до 1895 г. В первой половине 70 – х. гг. 19 в. 120 китайских юношей были направлены на учебу в США. Но тем не менее уже в начале 80 - х гг. из за опасения, что они слишком проникнуться западной идеологией их отзывали на родину. В конце 70 – начале 80 х гг. по инициативе Ли Хунчжана в Тяньцзине были открыты минно – торпедная и телеграфная школы, а так же два военных училища Здесь наряду с традиционной для Китая конфуцианской теорией преподавались и западные науки. Именно из их выпускников в Китае формировалась научно – техническая интеллигенция

 

10. Южные и Северные Династии (Нань-бэй Чао)— период истории Китая, длившийся между 420 г. — 589 г., после эпохи Шестнадцати государств и до династии Суй. (Сун (420—479), Ци (479—502), Лян (502—557), Поздняя Лян (555—587), Чэнь (557—589)

Северные династии были образованы гуннами и тобийцами, завоевавшими северный Китай и основавшими к концу 4 века государство Северное Вэй (386 – 534 гг.), объединившее под своей властью весь Северный Китай (бассейн Хуанхэ) и к концу V века в борьбе против южнокитайского государства Сун распространившее своё влияние до берегов Янцзы.
Собственно же китайское государство осталось лишь на Юге Китая (к югу от реки Янцзы), отсюда и название Южные династии. Не смотря на возможность объединения китайского народа перед очевидной опасностью дальнейших завоеваний Северного Вэй, на юге Китая за это время сменилось в общей сложности 5 династий.

С началом варварских вторжений на север Китая, сопровождавшихся массовым уничтожением и порабощением местного населения, до миллиона местных жителей — в первую очередь знатных, богатых и образованных, включая императорский двор, — перебрались на юг, в районы, сравнительно недавно присоединённые к империи. Пришельцы с севера, заселив речные долины, активно занялись выращиванием риса и постепенно превратили Южный Китай в основной земледельческий район империи. Уже в V веке здесь стали собирать по два урожая риса в год. Резко ускорилась китаизация и ассимиляция местного населения, колонизация новых земель, строительство новых городов и развитие старых. На юге сосредоточился центр китайской культуры. Одновременно здесь укрепляет свои позиции буддизм — на севере и юге построено уже несколько десятков тысяч монастырей с более чем 2 млн монахов. В немалой степени распространению буддизма способствует ослабление официальной религии — конфуцианства — в связи с варварскими вторжениями и междоусобицами. Первыми китайскими буддистами, способствовавшими популяризации новой религии, были приверженцы даосизма — именно с их помощью переводились с санскрита на китайский древние буддийские тексты. Буддизм постепенно стал процветающей религией.

11. Ихэтуа́ньское восста́ние (Боксёрское восста́ние) (Ихэтуань юньдун) — восстание ихэтуаней (буквально — «отрядов гармонии и справедливости») против иностранного вмешательства в экономику, внутреннюю политику и религиозную жизнь Китая с 1898 года (официально о начале восстания было объявлено в 1899 году) по 1901 год.

Цинская империя ничего не могла противопоставить технологически превосходящим её державам, в результате чего потерпела ряд дипломатических и военных поражений и к концу XIX века фактически находилась в положении полуколонии. Защититься от европейского проникновения Китаю не помогла ни традиционная закрытость общества, ни «политика самоусиления», которая проводилась по аналогии с реформами императора Мэйдзи в Японии.

В таких условиях в 1898 году на севере Китая начали активно действовать множество стихийно сформировавшихся отрядов с различными названиями: «Ихэцюань» («Кулак во имя справедливости и согласия»), «Ихэтуань» («Отряды справедливости и мира»), «Иминьхуэй» («Союз справедливых»), «Дадаохуэй» («Союз больших мечей») и др. Один из руководителей об-ва Чжу Хун-дэн выдвинул лозунг "Фань Цин, мэй ян" ("против Цинов, уничтожим иностранцев"), но в 1899 Ихэцюань принял лозунг "Фу Цин, мэй ян" ("поддержим Цинов, уничтожим иностранцев").

Отряды появились почти одновременно, и у них были общие объединяющие их признаки — это прежде всего неприязнь к иностранцам, главным образом к миссионерам, а также к китайцам-христианам. Большинство отрядов соблюдали религиозно-мистические ритуалы, заимствованные от традиционных подпольных сект. Многие участники данной организации регулярно занимались физическими упражнениями (цюань), напоминавшими кулачный бой, за что впоследствии и были прозваны европейцами «боксёрами»

В 1899 и нач. 1900 деятельность ихэтуаней проявилась в широкой антииностр. пропаганде, организации нападений на помещения религ. миссий. Движение в 1899 переросло в прямое восстание. Центр тяжести его в нач. 1900 переместился в пров. Чжили. 2 ноября 1899 года лидер недавно возникшего движения ихэтуаней призвал весь китайский народ бороться с иностранцами и династией Цин. Видную роль в руководстве восстанием играл солдат Ли Лай-чжун.

Воен. действия правительств. войск против ихэтуаней оказались безрезультатными. Губернатор Чжили Юй Лу вынужден был стать на путь переговоров с ихэтуанями. 13-14 июня ихэтуани вступили в Пекин. Империалистич. державы (Англия, Германия, Австро-Венгрия, Франция, Япония, США, царская Россия, Италия) организовали интервенцию в Китай. 17 июня их войска заняли форты Дагу. Правящая маньчжурская верхушка пошла на обманный шаг, официально объявив войну державам. Этот акт цинского пр-ва был продиктован страхом перед восставшими ихэтуанями. Оно ничего не сделало для обороны страны от империалистич. интервентов, продолжало карательные операции против ихэтуаней за пределами столицы.

В 1901 восстание было подавлено, хотя в отд. р-нах борьба продолжалась еще и в 1902. После подавления восстания империалисты навязали Китаю кабальный "Заключительный протокол". И. в. было высшим этапом в стихийной борьбе кит. крестьянства и гор. бедноты против империалистич. проникновения в Китай.

Государство Суй (581—618)

Процесс китаизации варваризованного севера и колонизованного юга создаёт предпосылки для нового объединения страны. В 581 севернокитайский полководец Чжоу Ян Цзянь объединяет под своей властью весь Северный Китай и провозглашает новую династию Суй (581—618), а после уничтожения южнокитайского государства Чэнь возглавляет объединённый Китай. В начале VII века его сын Ян Ди ведёт войны против корейского государства Когурё (611—614) и вье

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...