Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рекомендации по совершенствованию экологической безопасности на нефтедобывающих предприятиях

 

До настоящего времени не разработано общепринятых нормативных документов, позволяющих регламентировать деятельность геолого-геофизических организаций в периоды полевых работ по минимизации воздействия на ОС. Поэтому при написании данного раздела воспользуемся тем немногим материалом, который накоплен при проведении геофизических исследований за 40-летний период работ в Тюменской области, а также опытом проведения полевых работ в других районах Сибири и в Арктике.[40]

Применяемые в настоящее время геофизическая аппаратура и оборудование позволяют свести брак полевых материалов до минимума, что, в свою очередь, минимизирует количество перебуриваемых взрывных скважин, лишнее передвижение тяжелой техники и уменьшает негативное воздействие на ОС.

Основанием для проведения геолого-разведочных работ, включая геофизические, являются проект работ, прошедший согласование в природоохранных и других компетентных органах, а также договор, заключенный с местной администрацией.

Перед началом работ должно быть изучено фоновое состояние ОС и произведена оценка воздействия на нее предстоящими работами. По этим результатам определяют наименее устойчивые к техногенному воздействию экосистемы, а также оптимальные сроки проведения полевого периода.

В план работ предприятия должна входить реализация следующих мер:

• информирование местной администрации и населения о видах, времени и местах работ;

• определение оптимальной схемы маршрутов облета территории района, высоты полета, чтобы избежать беспокойства животных;

• экологическая подготовка персонала;

• определение способов и методов проведения работ, позволяющих избежать излишней вырубки леса и удаления растительного покрова, передвижения вездеходного транспорта по незащищенной поверхности тундры, замена традиционного транспорта на транспорт с минимальным давлением на грунт;

• выбор места базирования партий с учетом их воздействия на ОС, устойчивости экосистем, их способности к самовосстановлению.

Разработанный проект организации работ должен включать этап пионерного выхода, транспортную схему, указание мест базирования.[41]

В договоре и других документах на проведение геолого-геофизических, геодезических, изыскательских работ обязательно фиксируются сроки проведения работ, размеры платежей за использование земельных участков, обязанности природопользователя по возмещению убытков и приведению земель в состояние, пригодное для их использования по целевому назначению.

Во всех крупных организациях, проводящих геологосъемочные, геофизические и геодезические работы, в технических проектах на производство данных работ содержится раздел "Охрана окружающей природной среды" с оценкой воздействия видов работ на природу. В нем рассматриваются следующие направления природоохранной деятельности: охрана атмосферного воздуха от загрязнения; охрана поверхностных и подземных вод; охрана растительного и животного мира; нарушение почв, восстановление (рекультивация) земельного участка, использованного под полевой лагерь; работа с ГСМ и др.

Охрана атмосферного воздуха от загрязнения подразумевает прежде всего оценку выбросов ЗВ от стационарных источников (электростанции, склады ГСМ и электросварочные посты в полевом лагере сейсморазведочной партии) и от передвижных источников (автотранспорт, гусеничный транспорт и буровое оборудование).

Основной вклад в загрязнение атмосферы вносят передвижные источники, которые в процессе полевых работ рассредоточены на большой удаленности друг от друга. Расчеты уровня загрязненности атмосферы позволяют утверждать, что при имеющемся количестве техники не образуются долговременные концентрации, превышающие предельные нормативы содержания ЗВ в воздухе с учетом способности рассеивания атмосферой. Мероприятия по уменьшению выбросов ЗВ в атмосферу заключаются в осуществлении контроля и своевременной регулировки двигателей автотракторной техники и других агрегатов. Технические осмотры автомашин и спецтехники проводятся в установленные сроки, содержание СО и других ЗВ должно соответствовать ГОСТу. Заправка ГСМ должна производиться насосами с использованием воронок и поддонов, исключающих попадание ГСМ на почву и их последующее испарение. [42]

Для уменьшения негативного воздействия на растительность при проектировании сейсморабот сетка профилей закладывается с учетом уже существующих профилей и трасс, квартальных просек лесоустройства и подъездных путей. При проектировании также должно учитываться возможное обустройство месторождения в будущем. Профили закладываются таким образом, чтобы в дальнейшем их можно было использовать под коридоры коммуникаций, не вырубая для этого дополнительные просеки.

Охрана животного мира направлена главным образом на снижение вероятности браконьерской охоты и уменьшение фактора беспокойства животного мира. Наиболее действенной мерой является запрет на применение охотничьего оружия и других орудий промысла на территории работ. При продвижении бригад, производящих рубку и отработку сейсмопрофилей, происходит постепенное вытеснение животных с территории, подвергающейся воздействию. Однако по мере уменьшения фактора беспокойства увеличивается вероятность возвращения животных и восстановления их прежней численности. Проживание собак в полевом лагере разрешается только с целью охраны материальных ценностей, причем содержать их следует на привязи.

Следует отметить, что прорубка трасс сейсмопрофилей не уменьшает кормовую базу животных, а порой делает ее более разнообразной за счет разрастания на трассах поросли лиственных пород и злаков, повышения урожайности ягодниковых кустарничков (черники, брусники). Фактор беспокойства относится в основном к зимнему периоду, при этом он непродолжителен и не вызывает существенной миграции основных охотопромысловых животных.

Нарушение почв, восстановление (рекультивация) земельного участка под полевым лагерем. Применяемые технологии вырубки трасс и последующие геофизические работы в большинстве случаев не оказывают существенного влияния на живой напочвенный покров и поверхность почвы.

Взрывные скважины целесообразно заполнить порубочными остатками после помещения в них заряда для уменьшения выброса грунта при взрыве.

При использовании вибрационных генераторов необходимо принимать меры по максимальному сохранению растительного покрова и минимизации разлива гидравлической жидкости.

Существующая нормативно-техническая база, состоящая из совокупности ранее разработанных нормативно-технических документов (ведомственные регламенты, нормы, правила, отраслевые и государственные стандарты), регулирующих различные аспекты исследовательской, проектной, хозяйственной деятельности, носит довольно бессистемный характер, во многом устарела и нуждается в существенной переработке.

1. Совершенствование экологической безопасности должно основываться на принципах, принятых Государственной системой стандартизации Российской Федерации и международными организациями по стандартизации, при обеспечении необходимой гармонизации и сопоставимости с международными стандартами и стандартами технически развитых зарубежных стран в области охраны природной окружающей среды.

2. Система нормативного обеспечения должна представлять собой совокупность взаимосвязанных документов, принимаемых органами управления предприятием и согласованных со специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области техники безопасности, пожарной безопасности, охраны труда и окружающей природной среды, для применения на всех этапах проектирования, создания и эксплуатации нефтепромысловых и других объектов промышленной инфраструктуры нефтедобывающего комплекса в целях:

- обеспечения безопасности для жизни и здоровья людей в процессе строительства и эксплуатации промысловых объектов;

- зашиты объектов и людей от неблагоприятных воздействий природной среды с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций;

- охраны природной окружающей среды, обеспечения надежности и качества строительных конструкций и оснований, систем технологического и инженерного оборудования;

- выполнения экологических требований, рационального использования природных, топливно-энергетических и трудовых ресурсов;

- взаимопонимания при осуществлении всех видов совместной деятельности и устранения технических барьеров в международном сотрудничестве.

3. Система нормативов экологической безопасности должна формироваться как открытая для дальнейшего развития единая система норм, правил и стандартов, а также других нормативных документов в отрасли или предприятиях, разрабатываемых на общей методической основе и определяющих комплекс организационных, технических и финансовых мер. Организация разработки нормативных документов должна предусматривать порядок согласования проектов документов со всеми специально уполномоченными федеральными или региональными организациями,

4. Развитие нормативного правового регулирования в области промышленной и экологической безопасности требует разработки и принятия нормативных, правовых актов, регулирующих:

- порядок и условия применения технических устройств на опасных производственных объектах;

- организацию производственного контроля за соблюдением требований безопасности;

взаимодействие процедур экологической экспертизы и экспертизы промышленной безопасности;

- социальные и экономические гарантии безопасности и др.

4. Развитие нормативного правового регулирования в области промышленной и экологической безопасности требует разработки и принятия нормативных правовых актов, регулирующих:

- порядок и условия применения технических устройств на опасных производственных объектах;

- организацию производственного контроля за соблюдением требований безопасности;

- взаимодействие процедур экологической экспертизы и экспертизы промышленной безопасности;

- социальные и экономические гарантия безопасности и др.

5.Также необходимо разработать в рамках Системы стандартов.

безопасности Общие требования по безопасности и охране труда при работах на нефть, приняв их в качестве соответствующего Государственного стандарта.

6.Разработать и ввести в действие Примерный устав предприятий и организаций, производящих работы по разведке и разработке месторождений нефти, установив:

- обязанность операторов по разработке в составе эксплуатационной документации, предъявляемой при сдаче-приемке в эксплуатацию объектов нефтедобычи, уставов для этих сооружений на основе Примерного устава;

- обязательность требований Устава сооружения для всех работников, временно или постоянно находящихся на сооружениях, связанных с разведкой и разработкой месторождений нефти.


Заключение

 

1. Проведенный анализ техногенеза, процессов и объектов нефтедобычи на элементы природной и социальной среды показал, что технологические объекты разработки нефтегазовых месторождений оказывают негативное влияние на все элементы природной среды: атмосферу, гидросферу, почву, растительность и животный мир, социальные условия жизни населения, а основную экологическую опасность представляют аварийные ситуации, связанные с взрывопожаробезопасностью и разливами жидких углеводородов.

2. Анализ экономических условий природоохранной деятельности на нефтегазодобывающих предприятиях определяет единственную область экономического регулирования в сфере природопользования - решение задач эколого-экономического баланса в рамках хозрасчетного нефтегазодобывающего предприятия по критерию «затраты - эффективность».

3. Реализацию эколого-правовых принципов оптимального управления природоохранной деятельностью нефтегазовых предприятий в условиях ограниченности материальных и финансовых ресурсов предлагается осуществлять за счет средств, расходуемых в настоящее время на штрафы природоохранным организациям.

4. Для создания благоприятных условий жизни настоящего и будущих поколений коренного населения, проживающего на территориях нефтегазовых предприятий, разработан и предложен к внедрению комплекс мероприятий по формированию и компенсации изменившихся социально-экономических условий.

5. Также установлено, что современная нормативно-правовая база регулирования природоохранной деятельности на объектах нефтедобычи характеризуется многочисленными пробелами и противоречиями, игнорированием экономических аспектов безопасности при анализе, оценке и выборе вариантов обеспечения безопасности.

6. Анализ экономики природоохранной деятельности на нефтегазодобывающих предприятиях определяет единственную область экономического регулирования в сфере природопользования.


Список литературы:

 

Нормативные акты:

 

1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. // Российская газета. N 237, 25.12.1993;

2. Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ.// Собрание законодательства Российской Федерации от 5 июня 2006 г. N 23 ст. 2381.;

3. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ. // Российская газета, 27.07.2002, N 137;

4. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ.// Собрание законодательства Российской Федерации от 29 октября 2001 г., N 44, ст. 4147.

5. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая.// Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 32, ст. 3301;

6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года N 63-ФЗ. (вступил в силу 1 января 1997 г.). // Российская газета. N 113, 18.06.1996, N 114, 19.06.1996.

7. Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".// Собрание законодательства Российской Федерации от 14 января 2002 г., N 2, ст. 133;

8. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании"(с изменениями от 9 мая 2005 г.).// Собрание законодательства Российской Федерации от 30 декабря 2002 г. N 52 (часть I) ст. 5140.;

9. Федеральный закон "О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории" от 10 июля 2001 г. N 92-ФЗ.// Собрание законодательства РФ. - 2001. - N 29. - Ст. 2947;

10. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".// Собрание законодательства Российской Федерации от 13 августа 2001 г. N 33 (Часть I) ст. 3430.;

11. Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" // Собрание законодательства РФ, 1999, N 18, ст. 2222;

12. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (с изменениями от 7 августа 2000 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г., 9 мая 2005 г.).// Собрание законодательства РФ от 28 июля 1997 г. N 30, ст. 3588;

13. Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире" (с изменениями от 11 ноября 2003 г., 2 ноября, 29 декабря 2004 г., 31 декабря 2005 г.).// Собрание законодательства Российской Федерации от 24 апреля 1995 г., N 17, ст.1462.;

14. Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе".// Собрание законодательства Российской Федерации от 27 ноября 1995 г., N 48, ст. 4556.;

15. Закон РФ от 21 февраля 1992 г. "О недрах".// Российская газета от 17 января 1996 г.;

16. Закон РФ от 5 марта 1992 г. N 2446-I "О безопасности" (с изменениями от 25 декабря 1992 г., 24 декабря 1993 г., 25 июля 2002 г., 7 марта 2005 г., 25 июля 2006 г.).// Российская газета от 6 мая 1992 г. N 103.;

17. Указ Президента РФ от 13 июня 1996 г. N 884 "О доктрине развития российской науки" (с изменениями от 1 августа 2003 г., 25 августа 2004 г., 23 февраля 2006 г.).// Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 г., N 25, ст. 3005.;

18. Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" (с изменениями от 21 января, 29 мая 2006 г.).// Собрание законодательства Российской Федерации от 9 августа 2004 г. N 32 ст. 3348.;

19. Методика исчисления размера ущерба от загрязнения подземных вод (утверждена Госкомэкологии РФ, МПР РФ, Минфина РФ 11 февраля 1998 г., 31 мая, 1 июня 1999 г.).

 

Научная литература:

 

1. Абанина Е.Н., Зенюкова О.В., Сухова Е.А. Комментарий к Федеральному закону от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" - Система ГАРАНТ, 2005 г.

2. Андреева В.Н., Жегалина Л.Ф., Жаринова О.В., Самарин В.А., Сергеева С.А. Реальные возможности спутникового мониторинга для государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды. – М. 2001.

3. Базилевич Н.И. Биологическая продуктивность экосистем северной Евразии. - М.: Наука, 1993.

4. Байдаков С.Л. Лицензирование как правовое средство регулирования природопользования и охраны окружающей среды / С. Л. Байдаков // Байдаков, С.Л. Правовое обеспечение охраны окружающей среды и экологической безопасности: Учеб.-практ. пособие / С.Л.Байдаков, Г.П.Серов. - М., 2003.

5. Билавски Е. Знания коренного населения и наука в Арктике. Перспективы Севера, т.20(1):5-8. Комитет по ресурсам Канадской Арктики (на англ.яз.). Оттава Канада, 1992.

6. Боголюбов С.А. Правовая защита российских природных ресурсов.// Журнал российского права. 2005. № 12.

7. Бринчук М.М. Экологическое право: Учебник. М.: Юристъ, 2003.

8. Быков А.А., Мурзин Н.В. Проблемы анализа безопасности человека, общества и природы. - СПб.: Наука, 1997.

9. Васецкий Н.А., Краснов Ю.К. Российское законодательство на современном этапе. Государственная Дума в формировании правового пространства России (1994-2003) - Издание Государственной Думы РФ, М., 2003.

10. Васильев С.В., Воздействие нефтедобывающей промышленности на лесные и болотные экосистемы. – М. 2001.

11. Временная инструкция по экологическому обоснованию хозяйственной деятельности в предпроектных и проектных материалах. - М: Минприроды РФ, 1994.

12. Галиновская Е.А. Под особой охраной.// Эж-ЮРИСТ. 2004. N 41.

13. Детков С.П., Детков В.П., Астахов В.А. Охрана природы нефтегазовых районов. - М.: Недра, 1994.

14. Ерохин Г.Н.Ерохин Г.Н. Информационно-космические технологии для экологического анализа воздействий нефтедобычи на природную среду. – М. 2002.

15. Захаров А.И. Виды и масштабы воздействия нефтедобывающей промышленности на леса Среднего Приобья. - Материалы I Всесоюзной конференции.// Экология нефтегазового комплекса. 1989, вып.1, часть 2.

16. Инструкция по внедрению комплексной экономической оценки природных ресурсов в качестве нормативов платежей при нецелевом использовании земель в административных районах ХМАО (Нефтеюганский район). - Екатеринбург, 1995.

17. Комментарий к Федеральным законам от 03.06.2006 N 73-ФЗ и N 74-ФЗ./ Консультант. Комментарии к документам для бухгалтера. 2006. №16.

18. Комплексная оценка земель Ханты-Мансийского АО (Нефтеюганский район). Отчет НИР по теме №1.93. Фонды ИЭ УО РАН.

19. Медведев В.С. Топливный комплекс России: мифы и реальность.// Нефтяное хозяйство. 2001. № 3.

20. Методика расчета концентраций вредных веществ в атмосферном воздухе предприятий. ОДН-86. - Л.: Гидрометеоиздат, 1987.

21. Мисник Г.А. Правовые проблемы оценки экологического риска.// Законодательство и экономика. 2006. № 7.

22. Молоштанова М.Ю. Информативность гидрогеохимических показателей при оценке уровня техногенной нагрузки в районах нефтедобычи. – М. 2004.

23. Мурзакаев Ф.Г. Химизация нефтегазодобывающей промышленности и охрана окружающей среды./ - М. 1999.

24. Нефтяная промышленность. Приоритеты научно-технического развития./ Под ред. Шафраника Ю.К. - М. 1996.

25. Николаев С. В бочке дегтя — хоть ложка меду. // Энергия. 2006. №4.

26. Полищук Ю.М., Ященко И.Г. Физико-химические свойства нефтей: Статистический анализ пространственных и временных изменений. – Новосибирск: Изд-во СО РАН, Филиал «Гео», 2004.

27. Разведка на нефть и газ и их добыча на сухопутных месторождениях в Арктике и Субарктике. Руководство по природоохранным мероприятиям. - МСОП, Глан, Швейцария и Кембридж, Великобритания, Форум РиД, Лондон, 1993.

28. Самсоненко В.Г. Охрана окружающей природной среды при производстве сейсморазведочных работ..// Налоги. Инвестиции. Капитал. 2004. №1.

29. Семьянова А.Ю. Экологическое право. Курс лекций. – М. ЗАО Юстицинформ, 2005.

30. Тангиев Б.Б. Правовое регулирование отношений в области охраны окружающей среды.// Гражданин и право. 2006. № 1.

31. Фриман М. Сущность и использование традиционных экологических знаний. Перспективы Севера, т.20 (1):9-12. Комитет по ресурсам Канадской Арктики (на англ.яз.). Оттава Канада, 1999.

32. Хаустов А.П., Редина М.М. Охрана окружающей среды при добыче нефти. – М. Изд. «Дело». 2006.

33. Шемшученко Ю.С. Национальные интересы и экологическое право.// Журнал российского права. 2005. №12.

34. Экологическая платформа природопользования. Препринт Ин-та проблем освоения Севера СО АН СССР - Тюмень-Свердловск,1989.

35. Экологическое право. Учебник под ред. Боголюбова С.А. М. 2003.

36. Экологическое право. Учебник под ред. Ерофеева Б.В. М. 2003.

37. Экологическое право. Учебник под ред. Маковика Р.С. М. 2003.

38. Юмаев М.М. Платежи за пользование природными ресурсами. М. "Статус-Кво 97", 2005.


[1] Указ Президента РФ от 13 июня 1996 г. N 884 "О доктрине развития российской науки"(с изменениями от 1 августа 2003 г., 25 августа 2004 г., 23 февраля 2006 г.).// Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 г., N 25, ст. 3005.

 

[2] Мурзакаев Ф.Г. Химизация нефтегазодобывающей промышленности и охрана окружающей среды./ - М. 1999. С.35

[3] Хаустов А.П., Редина М.М. Охрана окружающей среды при добыче нефти. – М. Изд. «Дело». 2006. С.41

[4] Там же. С.42

[5] Полищук Ю.М., Ященко И.Г. Физико-химические свойства нефтей: Статистический анализ пространственных и временных изменений. – Новосибирск: Изд-во СО РАН, Филиал «Гео», 2004. С.12

[6] Медведев В.С. Топливный комплекс России: мифы и реальность.// Нефтяное хозяйство. 2001. № 3. С.39

[7] Детков С.П., Детков В.П., Астахов В.А. Охрана природы нефтегазовых районов. - М.: Недра, 1994. С.52

[8] Медведев В.С. Топливный комплекс России: мифы и реальность.// Нефтяное хозяйство. 2001. № 3. С.40

[9] Николаев С. В бочке дегтя — хоть ложка меду. // Энергия. 2006. №4. С.17

[10] Фриман М. Сущность и использование традиционных экологических знаний. Перспективы Севера, т.20 (1):9-12. Комитет по ресурсам Канадской Арктики (на англ.яз.). Оттава Канада, 1999. С.68

[11] Молоштанова М.Ю. Информативность гидрогеохимических показателей при оценке уровня техногенной нагрузки в районах нефтедобычи. – М. 2004. С.19

[12] Андреева В.Н., Жегалина Л.Ф., Жаринова О.В., Самарин В.А., Сергеева С.А. Реальные возможности спутникового мониторинга для государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды. – М. 2001. С.47

[13] Ерохин Г.Н.Ерохин Г.Н. Информационно-космические технологии для экологического анализа воздействий нефтедобычи на природную среду. – М. 2002. С.54

[14] Васильев С.В., Воздействие нефтедобывающей промышленности на лесные и болотные экосистемы. – М. 2001. С.101

[15] Мурзакаев Ф.Г. Химизация нефтегазодобывающей промышленности и охрана окружающей среды./ - М. 1999. С.44

[16] Закон РФ от 21 февраля 1992 г. "О недрах".// Российская газета от 17 января 1996 г.

[17] Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".// Собрание законодательства Российской Федерации от 14 января 2002 г., N 2, ст. 133.

[18] Абанина Е.Н., Зенюкова О.В., Сухова Е.А. Комментарий к Федеральному закону от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" - Система ГАРАНТ, 2005 г.

[19] Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ.// Собрание законодательства Российской Федерации от 5 июня 2006 г. N 23 ст. 2381.

[20] Комментарий к Федеральным законам от 03.06.2006 N 73-ФЗ и N 74-ФЗ./ Консультант. Комментарии к документам для бухгалтера. 2006. №16. С.93

[21] Тангиев Б.Б. Правовое регулирование отношений в области охраны окружающей среды.// Гражданин и право. 2006. № 1. С.20

[22] Закон РФ от 5 марта 1992 г. N 2446-I "О безопасности" (с изменениями от 25 декабря 1992 г., 24 декабря 1993 г., 25 июля 2002 г., 7 марта 2005 г., 25 июля 2006 г.).// Российская газета от 6 мая 1992 г. N 103.

[23] Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (с изменениями от 7 августа 2000 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г., 9 мая 2005 г.).// Собрание законодательства РФ от 28 июля 1997 г. N 30, ст. 3588.

[24] Мисник Г.А. Правовые проблемы оценки экологического риска.// Законодательство и экономика. 2006. № 7. С.27

[25] Боголюбов С.А. Правовая защита российских природных ресурсов.// Журнал российского права. 2005. № 12. С.33

[26] Шемшученко Ю.С. Национальные интересы и экологическое право.// Журнал российского права. 2005. №12. С.41

[27] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года N 63-ФЗ. (вступил в силу 1 января 1997 г.). // Российская газета. N 113, 18.06.1996, N 114, 19.06.1996.

[28] Галиновская Е.А. Под особой охраной.// Эж-ЮРИСТ. 2004. N 41. С.35

[29] Хаустов А.П., Редина М.М. Охрана окружающей среды при добыче нефти. – М. Изд. «Дело». 2006. С.82

[30] Там же. С.84

[31] Абанина Е.Н., Зенюкова О.В., Сухова Е.А. Комментарий к Федеральному закону от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" - Система ГАРАНТ, 2005 г.

[32] Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"(с изменениями от 29 декабря 2000 г., 10 января 2003 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 31 декабря 2005 г.).// Собрание законодательства Российской Федерации от 29 июня 1998 г., N 26, ст. 3009.

[33] Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (с изменениями от 13, 21 марта, 9 декабря 2002 г., 10 января, 27 февраля, 11, 26 марта, 23 декабря 2003 г., 2 ноября 2004 г., 21 марта, 2 июля, 31 декабря 2005 г., 27 июля 2006 г.).// Собрание законодательства Российской Федерации от 13 августа 2001 г. N 33 (Часть I) ст. 3430.

[34] Абанина Е.Н., Зенюкова О.В., Сухова Е.А. Комментарий к Федеральному закону от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" - Система ГАРАНТ, 2005 г.

[35] Байдаков С.Л. Лицензирование как правовое средство регулирования природопользования и охраны окружающей среды / С. Л. Байдаков // Байдаков, С.Л. Правовое обеспечение охраны окружающей среды и экологической безопасности: Учеб.-практ. пособие / С.Л.Байдаков, Г.П.Серов. - М., 2003. С.55

[36] Бринчук М.М. Экологическое право: Учебник. М.: Юристъ, 2003. С.251

[37] Экологическое право. Учебник под ред. Боголюбова С.А. М. 2003. С.399

[38] Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании"(с изменениями от 9 мая 2005 г.).// Собрание законодательства Российской Федерации от 30 декабря 2002 г. N 52 (часть I) ст. 5140.

[39] Мурзакаев Ф.Г. Химизация нефтегазодобывающей промышленности и охрана окружающей среды./ - М. 1999. С.49

[40] Самсоненко В.Г. Охрана окружающей природной среды при производстве сейсморазведочных работ..// Налоги. Инвестиции. Капитал. 2004. №1. С.53

[41] Хаустов А.П., Редина М.М. Охрана окружающей среды при добыче нефти. – М. Изд. «Дело». 2006. С.361

[42] Хаустов А.П., Редина М.М. Охрана окружающей среды при добыче нефти. – М. Изд. «Дело». 2006. С.362

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...