Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общественная инициатива в развитии технического образования в России середины XIX – начала ХХ вв. (на примере Русского Технического Общества)




  

Интересы экономического развития страны, востребованность в квалифицированных кадрах для торговли, промышленности, сельского хозяйства, транспорта требовали широкого распространения специального (технического) образования. А меры, принимаемые правительством в этой области, не могли удовлетворить всех потребностей промышленности, поэтому правительство выступало с широкой поддержкой частной инициативы в распространении специального (технического) образования, особенно обществ, которые ставили перед собой цель – способствовать распространению технических знаний, развитию коммерческому, сельскохозяйственному образованию, повышение общей и профессиональной грамотности рабочих.

Наиболее дальновидные представители правительственных кругов не могли не понимать, успехи экономического процветания страны невозможны без подготовленных специалистов в рамках производства и все это нашло отражение в деятельности обществ и организаций, занимавшихся вопросами образования рабочих /23, с. 38-39/.

Технические общества имеют целью содействовать развитию техники и фабрично-заводской промышленности. Деятельность этих обществ заключается в анализе предлагаемых проектов и изобретений, в сообщении правительству о желательных законодательных актах, в координации позиции ученых техников и промышленников, в обнародовании новых способов и приемов производства, в устройстве технических учебных заведений, выставок, съездов и т.д. Первое техническое общество было учреждено во Франции в 1801 году и по его образцу впоследствии были созданы технические общества и в других государствах /37, с. 123/.

История этих обществ в России неразрывно связана с историей развития техники, науки и промышленности. Первым официально зарегистрированным обществом в России было Вольное экономическое общество (1765 год), которое занималось вопросами экономики и сельского хозяйства. В XIX веке появились общества, объединявшие интересы ученых гуманитарных и естественных наук:

Ø Московское общество истории и древностей российских (1804 год);

Ø Московское общество испытателей природы (1805 год);

Ø Географическое общество (1845 год);

Ø Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии (1863 год);

Ø Русское историческое общество (1866 год) и др.

Однако все эти общества, занимаясь полезной научно-практической деятельностью, не затрагивали сферу техники и промышленности.

Как отмечает В.А. Кричко, первым и наиболее крупным обществом, объединившим представителей техники, науки и промышленности стало Русское Техническое Общество (РТО) /20, с.4/.

РТО было создано по инициативе группы профессоров и инженеров Петербурга, а именно Е.Н. Андреева, М.Н. Герсеванова, П.П. Мижуева, М.М. Окунева, П.Н. Алексеева, И.П. Балабина, В.Н. Бестужева-Рюмина, А.В. Фрибеса, Н.И. Козакова, А.А. Корнилова и др.  в 1866 году. Торжественное открытие общества состоялось 20 ноября 1866 года, на котором выступил Е.Н. Андреев с докладом, который был посвящен предпосылкам создания РТО /13,с. 27/. Анализ этого доклада позволяет сделать вывод о том, что в основу создания общества закладывался принцип интеграции знаний различных отраслей промышленности и что появление общества было обусловлено проявившимися противоречиями в российской промышленности:

- между происходящим разделением труда и необходимостью привлекать в рамках одной специальности знаний из различных областей промышленности;

- между уровнем развития российской промышленности и уровнем образования специалистов, которые должны были обслуживать эту промышленность;

- между реальной разрозненностью специалистов технической стороны производства и необходимостью совместной работы по определению оснований для обеспечения оптимальной работы технических предприятий и развития промышленности страны.

Основной целью РТО выступало содействие развитию промышленности в России, а содержание деятельности можно представить через работу следующих отделов: 1) химических производств и металлургии, 2)механической технологии, механики и машиностроения, 3) строительства, горного искусства и архитектуры, 4) судостроения, морской техники, артиллерии и оружейного производства /32, с. 289-290/.  Следует понимать, что количество отделов не было постоянным, так например, к началу ХХ века при РТО насчитывалось уже 14 отделов /20, с. 5/.

Русское техническое общество устраивало публичные лекции о технических предметах, выпуск периодических изданий для распространения технических знаний, содействие разрешению технических вопросов, интересующих отечественную промышленность, с назначением медалей и премий за лучшее их разрешение, выставки мануфактурных и и заводских изделий, осуществляло исследование материалов, изделий и способов работы, учреждало техническую библиотеку, химическую лабораторию и технический музей, содействовало распространению иностранной продукции, ходатайствовало перед правительством о мерах, которые могли быть полезны для развития отечественной промышленности /32, с. 289/.

В состав РТО входили:

Ø почетные члены (лица, имевшие особые заслуги в рамках развития технических работ, оказавшие особую помощь обществу, высокие правительственные чины). Такими почетными членами были известные ученые и инженеры – Д.И. Менделеев, Н.Е. Жуковский, Т.А. Эдисон, А.Г. Эйфель, Д.К. Чернов и др.

Ø Действительные члены - лица, которые занимались какой либо отраслью промышленности, среди которых было много представителей высшего общества, видных промышленников и инженеров, таких как: Н.И. Путилов, Л.Э. Нобель, С.И. Мамонтов, М.И. Герсеванов, В.Д. Кирпичев, И.А. Вышнеградский, В.И. Ковалевский, П.А. Кочубей, К.П. Посьет и др.

Ø Члены-соревнователи – лица, которые интересовались какой либо отраслью промышленности, техническим вопросом.

Ø   Члены-корреспонденты избирались из числа иногородних, содействие которых было признано полезным для общества /20, с. 6-7/.

Внутреннее устройство РТО представлено деятельностью совета, отделов, общего собрания, разнообразных комиссий. Совет определял общую стратегию деятельности и решение общих вопросов: учреждение комиссий, запросы правительству, организация выставок, лекций и т.д. Отделы рассматривали специализированные вопросы, отслеживали развитие своей отрасли. Общие собрания решало неотложные вопросы: утверждение членов, назначение комиссий, выбор должностных лиц, утверждение отдельных инструкций и т.д.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что:

1. Создание РТО было исторически обусловлено с позиции востребованности и перспективности;

2. В основе создания РТО находились проявляющиеся противоречия в российской промышленности (отсутствие интеграции знаний, разрозненность специалистов технической части, отсутствие должного уровня образования специалистов обеспечивающих развитие промышленности);

3. Анализ структурно-организационной работы общества позволяет говорить об универсальном (интегративном) характере общества;

4. Деятельность РТО ориентирована на привлечение общественного интереса к проблемам техники, промышленности, технического образования и др.

Деятели РТО (Е.Н. Андреев, А.Г. Неболсин, И.А. Анопов, С.Я. Мясоедов, М.И. Герсиванов и др.) справедливо отмечали, что невозможно обеспечивать развитие промышленности и техники без организации образования рабочих и с самого начала своей деятельности с необходимостью обеспечивать не только решение технических вопросов, но и вопросов технического образования. Это приводит к тому, что уже в 1868 году была организована специальная Постоянная комиссия по техническому образованию, призванная решать вопросы технического образования рабочих.

Деятельность этой комиссии можно рассматривать по нескольким направлением:

· административное: устройство и ведение училищ, школ, курсов и т.д., деятельность по распространению технического образования;

· разработка теоретических вопросов технического образования;

· разработка и совершенствование методик преподавания, введение новых предметов и т.д. /19, с. 9-10/.

По сути дела речь идет об административной работе, педагогической работе и методической работе.

Уже в 1869 году комиссией разрабатывается «План преподавания в низших технических школах», где в качестве цели учебных заведений была сформулирована следующая – подготовка мастеров для ремесел, заводов и фабрик, машинистов, десятников для строительного дела. Школы предполагалось разделить на два уровня:

1. Предоставление технического образования лицам, окончившим курс уездного училища, где осуществлялся прием учеников в возрасте с 13 лет. Подготовка велась по трем направлениям: механическому, химическому, строительному. Курс обучения составлял два года, за время которого изучались: арифметика, геометрия, рисование, черчение, физика и химия, практическая механика, механическая технология дерева и металлов (условия и режимы обработки материалов, инструменты, части машин и т.д.), химическая технология (свойства материалов, процессы при различных приемах работы), технология (ткачество и прядение – получение волокнистых веществ), строительное дело (учение о материалах), печное дело, каменное дело, плотническое дело, морская техника. Подготовка велась по трем направлениям: механическому, химическому, строительному. В качестве практических работ выступали: лепка из глины, приготовление моделей из гипса, определение состава и свойств материалов, произведение проб.

2. Предоставление образования, лицам, не имеющим подготовки на уровне уездного училища. На данном уровне предусматривалось сочетание общеобразовательных и специальных дисциплин. Особое внимание уделялось Закону Божьему, арифметике, геометрии, физике, химии и механике, производствам, характерных для региона /13, 1869 №3, с. 41-48/.

В 1869 году постоянной комиссией по техническому образованию было основано первое училище при обществе, вначале для детей рабочих, а затем и для самих рабочих при СПб. станции варшавской железной дороги. Несмотря на успешную деятельность общества по учреждению училищ, положение этих училищ было неопределенно: не существовало единых принципов разработки учебных программ, недостаточность финансирования, отсутствие законодательной базы для устройства учебных заведений.

Положение училищ стало устойчивым только после 1876 года, когда их передали в ведение Министерства Финансов, а управленческая деятельность была передана комиссии по техническому образованию /19, с. 10/. Это означало, что правительство брало на себя часть расходов по содержанию учебных заведений при РТО, но в тоже время требовало строгой отчетности (в итоге вопросы педагогических кадров тоже перешли к министерству финансов).

В 1878 году разрабатывается и принимается «Проект положения о школах для рабочих и их детей Императорского Русского Технического Общества», где говорится о том, что школы создаются для подготовки мастеров, машинистов, чертежников, рабочих по различным ремеслам для заводов, фабрик, железных дорог, строительного дела. В рамках РТО предусматривалось создание школ для обучения отдельным ремеслам, вечерние и воскресные школы для рабочих и работниц с предоставлением общего начального и элементарного технического образования, курсы и публичные лекции по предметам техническим, технические библиотеки и музеи для распространения технических знаний в рабочей среде. В школы для детей рабочих принимались лица обоего пола не моложе 7 лет, а в школы для рабочих – лица, состоящие на действительной работе не моложе 12 лет.

В школах для детей рабочих в течение двух лет традиционно предусматривалось изучение – Закона Божьего, русского языка, письма, арифметики, естественной истории, географии, рисования и рукоделия (для девочек – шитье и вязания). В школах для взрослых рабочих за четыре года обучения осуществлялась общеобразовательная подготовка (Закон Божий, русский язык, арифметика, черчение, рисование, пение, физика, химия, естественная история, география, история) и специальная подготовка (Закон Божий, физика, история, русский язык, химия, фабричное производство, механика, сопротивление материалов, технология: механическая и химическая, по отдельным видам производства, в зависимости от специфики региона /34, 1877/1878 гг., с. 61-88/.

Русское техническое общество, затрагивая вопросы образования, не могло остаться в стороне от рассмотрения вопроса о женском профессиональном образовании. Это выразилось в разработке в 1878 году отдельного положения о женских профессиональных (ремесленных) училищах и курсах Императорского Русского Технического Общества. Женские ремесленные училища и курсы предназначались для обучения ремеслам, полезным как в домашнем хозяйстве, так и обеспечивающих женщинам самостоятельный заработок. В низший класс принимали девушек всех сословий не моложе 12 лет и не старше 14 лет, имеющих начальное образование: знание молитв, четыре арифметических действия, умение писать и читать. В случае необходимости признавалось возможным создавать подготовительные классы для девочек не моложе 10 лет. Срок обучения в училище составлял 4 года. На отдельные курсы принимались ученицы не моложе 14 лет. Срок обучения в рамках этих курсов специально не оговаривался.

Содержания обучения в училище можно разделить на две составляющие: общеобразовательную и специальную. Общеобразовательную составляющую (первые два года) представляли дисциплины: Закон Божий, русский язык с чистописанием и скорописью, арифметика, отчизноведение, естествознание в приложении к гигиене, домоводство, торгово-ремесленное законоведение, черчение и геометрия, рисование, хоровое пение, гимнастика, обучение ремеслам, необходимых в домашнем хозяйстве: вязание на спицах и крючком, кройка, шитье и починка домашнего белья, стирка белья, глажка, уборка комнат, кулинарное искусство, огородничество, садоводство, уход за домашней птицей и скотным двором, введение приходорасходной книги, вышивание, плетение простых кружев, изготовление цветов из бумаги. Специальную составляющую (последние два года) представляли такие предметы как – белошвейное дело (кройка, ручное и машинное шитье белья, метка гладью и крестами), швейное и портняжное дело (кройка и шитье верхней одежды: шуб, пальто; перчаточное дело, корсетное дело, башмачное дело), модное дело (головные уборы, искусственные цветы, парикмахерское дело), вышивание, плетение, вязание (вышивание шелком, золотом, бисером по различным тканям, плетение кружев, вязание тамбурное, филейное, реставрация кружев, плетений и вышивок), переплетное и картонажное дело (брошюровка, переплеты, картонаж, лаковое дело, плетение из соломы, прутьев камыша и т.д.), мозаичное дело (мозаика из стекла, камня, дерева), типография и гравюра (типографское дело, гравюра на металле, дереве и камне), домоводство, садоводство и огородничество, кулинария, уход за детьми. Следует отметить, что выбор специальности осуществлялся ученицей самостоятельно при переходе в третий класс.

При организации курсов основное внимание уделялось специальной составляющей с добавлением рисования, стенографии, иностранных языков, коммерческого счетоводства. Ученицы специальных классов посещали образцовые магазины, мастерские и фабрики, представлялась работа в мастерских, но не более 8 часов в день без прекращения учебных занятий. Учебные занятия в первые два года продолжались не менее 4 часов в день, и в последние два года – не менее 5 часов в день. /13 1878 №6 с. 9-16/

Окончательным обоснованием учебных заведений при РТО явилось утверждение мнения Государственного Совета от 25 мая 1882 года «Об училищах Императорского Русского Технического Общества», которое определило, что: РТО разрешается открывать училища при заводах и фабриках, рабочих местностях с целью распространения в их среде технического образования; эти школы делились на два разряда – специальные (технические, чертежные, рисовальные), общеобразовательные с курсом начального общего и элементарного технического образования /19, с. 11/.

В целом можно говорить, что в основе деятельности постоянной комиссии по техническому образованию были следующие положения: 1) все школы должны составлять преемственную систему; общее образование должно предшествовать специальному и быть ему основой /3, с. 1/.

Все это предопределило создание при РТО различных групп учебных заведений, а именно:

1. Школы специальные, к которым можно отнести школу строительных десятников, школу печатного дела, ремесленное училище, школу электротехников, железнодорожные курсы, химико-техническая школа, курсы для кочегаров, воскресная школа книгопродавческого дела, часовая школа Щербинского, учебная мастерская музыкальных инструментов. Ярким представителем этой группы являлась школа десятников по строительному делу, основанное в 1874 году для подготовки строительных рабочих, предоставления обучаемым специальных знаний, необходимых в строительных работах разного рода. В школу принимались строительные рабочие, занятые по специальности не менее четырех лет, с уровнем начального образования: умение читать, писать, решать простейшие арифметические задачи. Курс обучения составлял два года, в программу обучения включались – Закон Божий, русская грамота, история, география, арифметика, геометрия, строительные материалы, архитектура зданий, печное дело, основы железных и проезжих дорог, землемерие, сопротивление материалов, черчение, рисование, моделировка и чистописание /34, 1896/1897 гг., с. 47-48/.  Ученики проводили в школе до 10 часов в день /19, с. 16/.  

Другим значительным представителем этой группы учебных заведений выступала школа печатного дела, созданная в 1884 году с целью предоставления основательных знаний технических приемов различных отраслей этого дела, ознакомления обучаемых, посредством элементарного технического образования с основами печатного дела. Школа предназначалась для учеников, состоящих на действительной службе. В школу принимались мальчики не моложе 14 лет, при сдаче экзамена за курс начальный училищ. Курс обучения был двухлетним, за время которого ученики изучали Закон Божий, русский язык, арифметику, историю, географию, чтение греческого, немецкого, латинского, французского и английского текста, математические и химические знаки и формулы, техника печатного дела, черчение, рисование и пение. Во время каникул ученики должны были заниматься в типографиях, литографиях и других предприятиях печатного дела /13, 1880 №1, с. 12-14/. Ученики не получали свидетельства об окончании школы пока они не предоставляли уведомления об успешном прохождении практического курса обучения. В школе активно использовались литературные чтения, посещение Эрмитажа, Публичной библиотеки, Бумажной фабрики, Гальванопластических мастерских и др. /19, с. 17-18/.  

Еще одним представителем этой группы учреждений является ремесленное училище, открытое в 1874 году с целью основательного обучения первоначальным техническим приемам того или иного мастерства по механической части, ознакомления посредством элементарного технического образования с научными основаниями изучаемого мастерства. В училище принимались мальчики всех сословий не моложе 13 лет, при сдаче экзамена по программе трехлетнего училища при РТО. Курс обучения составлял два года с разделением занятий на практические и теоретические, причем все занятия были обязательными для учеников. В программу обучения входили следующие предметы: Закон Божий, русский язык, арифметика, геометрия, физика, химия, механика, технология металлов, технология дерева, черчение, рисование, учение о гигиене, пение и гимнастика. Ученики посещали заводы и фабрики для ознакомления с постановкой производства в технических предприятиях. На практические занятия отводилось не менее 5 часов в день, а на теоретические – не более 3 часов в день. Аттестат об окончании училища можно было получить только при успешном прохождении практики на технических предприятиях /13, 1878 №1, с. 1-6/.  По сути дела, училище занималось подготовкой специалистов для технических заведений, изготовляющих различного рода машины и после окончания училища выпускники поступали на машиностроительные заводы /19, с. 18-19/.   

Ярким примером этой группы учебных заведений также выступает школа электротехников, основанная в 1896 году с целью предоставления рабочим производств и предприятий электротехнического характера подготовку к исполнению обязанностей старших рабочих. В школу принимались лица не моложе 14 лет при сдаче экзамена в объеме начального училища. Курс обучения составлял два года. Занятия проводились ежедневно кроме субботы. Обучение в школе предусматривало изучение таких дисциплин как: арифметики, геометрии, техническое черчения, электротехники, физики и химии. Интересно, что в рамках электротехники изучали аккумуляторы, химические и физические процессы, происходящие в элементах, громоотводы, динамомашины, электромоторы, передача электричества, паровые и газовые двигатели, электротехнические установки, расчеты сети и различные способы прокладки, инструменты и приборы в электротехнических работах, теорию и устройство гальванометров, счетчиков электрической энергии /34, 1896 год, с. 28-34/. В школу поступали только работники различных фирм, электротехнических заводов, незнакомые с работой не принимались. По окончании обучения выпускники обязаны были продолжать работать по специальности /19, с. 20/.

2. Классы черчения и рисования, к которым можно отнести Василеостровские (1898 год), Лиговские (1900 год), Малоохтенские (1897 год). В качестве основной задачи этих учебных заведений выступало обучение техническому черчению и рисованию. Классы преимущественно обеспечивали вечерние обучение, где отсутствовали общеобразовательные дисциплины /19, с. 25-26/.

3. Учебные мастерские, которые представлены – Лиговскими мастерскими (1897 год), Путиловскими мастерскими (1897 год), которые были основаны с целью обучения первоначальным приемам ремесла, ознакомления посредством элементарного технического образования с главными научными сведениями по изучаемым ремеслам  /19, с. 26/.  В таких мастерских в качестве ремесел выступали:  столярное дело (опиливание, шлифовка, пригонка, рубка, обточка, нарезка винтов, изготовление изделий по шаблонам), кузнечное и паяльное дело (подготовка к работе инструментов, паяние медью, производство работ по шаблону), столярное дело (пиление, строгание, соединение и пригонка брусьев, точение, изготовление моделей /34, 1876/1877 гг., с. 122-124/.  Кроме этого изучались Закон Божий, русский язык, арифметика, геометрия, история, география, физика, механика, технология, черчение, рисование, пение.

4. Рукодельные классы: при Василеостровском училище (1899 год), Нарвские (1900 год), Нобелевские (1909 год), Путиловские (1898 год), Классы трубчатого завода (1901 год), созданные с целью обучения с целью обучения девочек не старше 16 лет, кройке и шитью белья за два – три года обучения. Программа обучения включала изучение шитья гладью, вязания чулок, мелких изящных работ, а также: русского языка, арифметики, географии, истории, рисования и пения /19, с. 26-28/.

5. Подготовительно-профессиональные классы: Васильевские (1897 год), Нарвские (1900 год), Смоленские (1901 год), Нобелевские (1905 год), которые создавались с целью закрепления сведений, на уровне начального училища, сообщения первоначальных сведений в будущей профессии. В процессе обучения за два года изучались Закон Божий, арифметика, геометрия, физика, география, история, черчения, рисование, ручной труд, а для девочек – рукоделие. Срок обучения составлял два года /19, с. 28-29/.

6. Училища для детей рабочих, среди которых следует отметить следующие: Арсенальное (1874 год), Училище Трубчатого завода (1873 год), Василеостровское (1873 год), Нарвское (1871 год), Выборгское (1894 год), Училище Металлического завода (1903 год), Невское (1888 год), Нобелевское (1901 год), Обуховское (1894 год), Путиловское (1888 год) и т.д. В училищах обучали шитью и кройке, изучалось переплетное дело, резьба по дереву, плетение из соломы и т.д., черчение и пение, введен ручной труд, широко использовались наглядные пособия, «световые картинки», загородные прогулки, экскурсии (театры, музеи, выставки, ботанический сад, пригородные окрестности и др.) и т.д. Особое внимание уделялось ослабленным детям, для которых создавались «Школьные дачи» /19, с. 34-38/.  На основе анализа отчетов училищ за 1876/77, 1878/79, 1880/81, 1896/97 можно сделать вывод о том, что дальнейшая карьера выпускников заключалась в продолжении своего образования в общеобразовательных и специальных учебных заведениях, поступлении в качестве рабочего на заводы, фабрики, ремесленные мастерские, торговые предприятия и конторы и т.д. /34, 76/77, с. 157-195; 78\79, с. 81-115;80\81, с. 245-311; 96/97, с. 133-157/.

7. Училища для рабочих: Василеостровское (1873 год), Литейное (1874 год), Нарвское (1871 год), Обуховское (1882 год), Путиловское (1887 год), Ревельское (1885 год), Смоленское (1884) и др. В качестве основной задачи этих учебных заведений выступало предоставление общего образования в объеме начального училища, сообщение элементарных сведений технического образования, необходимого для исполнения различных работ. Училища делились на: общеобразовательные, где обучение велось в течение двух лет и изучалось – Закон Божий, русский язык, арифметика; и специальные, где в течении двух лет изучались – Закон Божий, русский язык, география, черчение, история, геометрия, техническое черчение, механика и химия. Широко применялись экскурсии на заводы,фабрики, выставки, в музеи, организации библиотек, особых лекций, загородные поездки в Саблино, Петергоф, Павловск и т.д. /19, с. 29-34/. Выпускники школ продолжали работать на фабриках, заводах, поступали на должности чертежников, работали в почтовых отделениях, сдавали экзамена на должность учителя народного училища, женщины поступали на акушерские и бухгалтерские курсы. /34, 1876/77, с. 157-195; 1878\79, с. 81-115; 1880/81, с. 245-311; 1896/97, с. 133-157/.

8. Училища для малолетних рабочих ремесленных и торговых учеников: Спасское (1891 год), Коломенское (1911 год), которые создавались для ремесленных и торговых учреждений с целью предоставления им общего образования. Возраст учеников колебался от 11 до 16 лет. В программу обучения включались следующие дисциплины: Закон Божий, арифметика, русский язык и др. /19, с. 41/.

 

Анализ организации учебных заведений при Русском Техническом Обществе позволяет сделать следующие выводы:

1. Различные группы учебных заведений были ориентированы на «сквозное» образование, начиная с начального образования и переходя к специальному;

2. Программы обучения в основном сочетали общеобразовательные и специальные дисциплины, что было вызвано отсутствием всякого образования в рабочей среде;

3. При организации процесса обучения использовались многие новаторские идеи: совместное обучение, введение ручного труда как учебного предмета, использование наглядных средств обучения (плакатов, «световых картинок» и т.д.);

4. Работа учебных заведений при РТО охватывала широкий возрастной ценз от 8 до 60 лет, что и приводит к необходимости различных групп учебных заведений;

5. Большое внимание отдавалось разработке программ преподавания Закона божьего; русского языка, где прослеживается идея упрощения орфографии; арифметики; геометрии; технического черчения; географии и истории с использованием общеобразовательных прогулок по Санкт-Петербургу; рисования, где сочетали геометрический способ преподавания с тушеванием, использование «американского способа» - рисование различных предметов с натуры в цвете; физики; естествознания, где сообщались сведения о растениях, животных и минералах с использованием пособий К.Д. Ушинского, Н.К. Герда, П.П. Краевича, организацией экскурсий в зоологический музей; механики и технологии, где изучаются материалы, наиболее употребляемых на заводе или предприятии; рукоделию (игольно-швейного);

6. Ведущими принципами организации обучения в учебных заведениях при РТО являлись: принцип наглядности, принцип доступности, принцип практикоориентированности, принцип ориентации на будущую профессиональную деятельность ученика, принцип гигиенической целесообразности, который перекликается с современной валеологической целесообразностью и др.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...