Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Желтая Страна. Легенда о Золотом Веке




Желтая Страна

В этой стране все желтое — земля,

вода, мглистый воздух, даже небо,

на котором солнце едва просвечи­вает

сквозь поднятую пыль.

 

Элизе Реклю. «Человек и земля»

Мань-и жили в покрывавших Великую Равнину лесах, в низовьях великих рек — Янцзы, Хуайхэ и Хуанхэ. Самой северной из этих рек была Желтая Река, Хуанхэ. Истоки Хуанхэ и ее главного притока, реки Вэй, находились в горах Куньлунь. Вэйхэ текла прямо на восток, а Хуанхэ поворачивала на север и, описав по степени дугу в пять ты­сяч ли, возвращалась к своей дочери Вэй. Там, в степи, Хуанхэ и ста­новилась Желтой Рекой. На протяжении многих дней пути она текла по Желтой Стране, огромному лессовому плато, «где солнце едва просвечивает сквозь поднятую пыль». Это была плоская равнина,

_______

* Юань Кэ [74, с 186].

 изрезанная, словно ущельями, многочисленными оврагами. Порошкообразная почва засушливой лесостепи была необычайно легкой, дожди смывали ее в реки — и обе большие реки, Хуанхэ и Вэй, превращались в мутно-желтые потоки, У скал Чжи-чжу оба потока сливались и. с ревом прорываясь через Ущелье Трех Ворот, вы­ходили на поросшую лесами Великую Равнину. На Великой Равнине жили мань-н, а в Желтой Стране охотничьи племена, предки китайцев.

В начале IV тысячелетия, когда мань-и расселялись по рекам Великой Равнины, флотилии каноэ подошли к Ущелью Трех Ворот. За ущельем лежали непривычные лесостепи, и лишь немногие роды рискнули перейти через пороги и поселиться в Желтой Стране, Ко­лонисты быстро смешались с охотниками, передав им некоторые черты южных народов, и самое главное — навыки к земледелию. Рис плохо плодоносил в засушливом климате, поэтому народ Желтой Страны предпочитал возделывать просо. Так же, как и мань-и, он разводил свиней, знал керамику и занимался рыболовством. Жи­тели Желтой Страны переняли некоторые обряды маней, в том числе поклонение змею-дракону. В остальном же это был другой народ и другая цивилизация. Этот народ жил не в свайных домах, а в небольших полуземлянках — так, как когда-то сино-тибетцы. Жел­тая Страна была изолирована от Запада пустыней н отделена от Вос­тока горами и ущельями — поэтому ее цивилизация была самобыт­ной. Особенно это проявлялось в разноцветной расписной керамике, так непохожей на посуду мань-и.

Оторванный от мира Желтый народ понемногу осваивал долину Вэйхэ. В конце IV тысячелетия здесь существовали уже довольно крупные земледельческие поселки с общественными зданиями и укреплениями Желтая Страна становилась тесной, и переселенцы продвигались на восток, вниз по течению Хуанхэ. К середине III тысячелетия они заселили долину Желтой Реки вплоть до Кайфына, где она поворачивает к морю. Здесь, на Великой Равнине, Желтый народ столкнулся с продвигающимися на север полчищами «вели­канов с бычьими головами». По-видимому, это была первая большая война в истории Поднебесной. Древняя легенда говорит, что северя­нами предводительствовал Хуан-ди, Желтый император. Он собрал под свои знамена медведей, барсов, ягуаров, тигров — это были тотемы северных племен. Сначала Хуан-ди терпел неудачи, но в конце концов захватчики были отброшены, а их предводитель Чи-ю захва­чен в плен и казнен. Неизвестно, так ли все это было в действитель­ности, но вторжение мань-и в долину Хуанхэ не вызывает сомнений: они принесли на север и передали Желтому народу многие дости­жения дальних стран.

Легенда говорит, что Хуан-ди ввел в употребление (перенял у захватчиков) повозку, лодку, поклонение нефриту. Его жене Лэй Цзу приписывается разведение шелковичных червей. В это же время

некто И Ди стал изготовлять сладкое вино, а Бо И научил людей рыть колодцы. В Желтой Стране начали разводить буйволов и при­менять гончарный круг. Замкнутая в себе цивилизация Желтого народа вступила в общение с окружающим миром.

Легенда о Золотом Веке

 

Создали прежде всего поколение людей золотое

Вечно-живущие боги, владельцы жилищ олимпийских...

Жили те люди, как боги, с спокойной и ясной душою

Горя не зная, не зная трудов. И печальная старость

К ним приближаться не смела... Добра недостаток

Был им ни в чем не известен. Большой урожай и обильный

Сами давали собой хлебодарные земли.

           Гесиод

Война Хуан-ди с Чи-ю предвещала будущее, но в те времена она казалась лишь эпизодом, нарушившим спокойное течение веков. Ве­ликая Равнина была огромна, земли хватало для всех, и у людей не было причин для вражды. Новые поколения строили новые деревни, «слушали друг у друга пение петухов и лай собак» и не ставили час­токолов от врагов.

«Тогда осуществлялись принципы всеобщей справедливости, — говорит трактат «Лицзы», — в Поднебесной все было общим, выдвигали мудрых и способных, поступали честно, поддерживали согласие и мир. Вот почему старики имели приют, взрослые находили при­менение, малолетних заботливо воспитывали, за всеми был прис­мотр, — за старыми вдовцами и вдовами, сиротами, бездетными ста­риками, немощными. Каждый мужчина имел свое занятие, девушки своевременно могли выйти замуж. Продукты нельзя было бросать на месте, но и не было необходимости прятать их у себя. Считалось зазорным не участвовать в труде, но трудились не для себя лично. Вот почему злые намерения не осуществлялись. Не было обмана, не было воровства и разбоя, поэтому не запирали наружные двери до­мов. Все это называлось Великим Единением».

У разных народов эта эпоха именовалась по-разному: Великое Единение, Эра Истины, Золотой Век. То было время великого благоденствия, подаренного людям богами земледелия: золотящиеся колосья сделали всех сытыми на несколько тысяч лет. «Во времена Шень-нуна небо пролилось на землю просом, — говорит «История Чжоу». — Шень-нун вспахал землю и посеял семена... » Так просто раскрывается беспокоившая умы философов загадка Золотого Века: «В те времена небо пролилось на землю просом... » Как странно выг­лядел этот мир в глазах пропахшего потом и кровью охотника. Изобилие изменило облик людей: ушла в прошлое эпоха отчаянной борьбы за существование, эпоха голода и яростных схваток —

каменный топор против копья с обожженным концом... «Причина в том, какой год. Если год урожайный, то люди становятся гуманными и добрыми», — писал великий философ Мо-цзи. В те времена все годы были урожайными. «С поля высшего качества один мужчина кормит девять человек, с поля низшего качества один мужчина кормит пять человек», — свидетельствует старая летопись.

Люди были добрыми, и такой же казалась им окружающая при­рода:

 

Не было на земле несправедливости,

Не разбойничал крокодил,

Не кусалась змея

Во времена предвечных богов...

Так говорит древнеегипетская сказка. «Тогда можно было без­боязненно дергать за хвост тигров, наступать ногой на змей, — до­бавляет китайская легенда. — Приветливой была весна, солнечным лето... »

Таков был мир в Золотом Веке, в IV и III тысячелетиях до нашей эры. Он был мал, прост и безыскусен. Люди тогда довольство­вались достатком в пище и не представляли, что такое роскошь — она появилась гораздо позже. Знаменитый мудрец Хань Фэй писал, что в древности жили в хижинах из необтесанных бревен, питались низкосортным зерном, ели и пили из грубой глиняной посуды, одеж­ду не меняли до тех пор, пока она полностью не износится. Всего этого было вполне достаточно, чтобы люди чувствовали себя счастливыми: ведь они были сыты, весна была приветлива и солнечным было лето. Ритм жизни был размеренным и спокойным, как стихи Цюй Юаня:

Согласно древним обычаям,

Мы бьем во все барабаны,

Кудесницы пляшут пляски,

Сменяя одна другую,

Поют прелестные девушки —   

Как они беззаботны!

Весной цветут орхидеи,

Осенью — хризантемы.          

Так и обряды наши         

Тянутся непрерывно...

 

Даже древнее название союза китайских племен было наполнено миром и покоем. Этот союз назывался Хуася — «цветущие, изо­бильные племена Ся».

В Золотом Веке не было ни богатых, ни бедных — все были равны друг другу и не было места зависти. Когда-то, в древние времена за­гонной охоты, люди усвоили коллективный способ ведения хозяйства. Коллективный труд и выборность вождей составляли древнюю тради­цию охотничьей жизни. Эта традиция продолжалась и в Золотом Ве­ке. Коллективную охоту сменила коллективная обработка земли на поле, которое так и называлось: Общее Поле, «Гунь-тянь». Как и

раньше пища потреблялась сообща или делилась на примерно равные доли, и лишь старейшинам, вероятно, предназначалась двойная доля. В остальном же старейшины были обычными общинниками и тру­дились вместе со всеми на Общем Поле. Хуан-ди звали «Желтым им­ператором», но кто знает, какой смысл имело тогда слово «импе­ратор»? Его преемники — легендарные вожди Яо, Шунь и Юй выступают в преданиях как простые крестьяне. «Когда Юй правил Поднебесной, он сам шагал впереди народа с сохой и заступом, бедра у него были тощими, на голенях не было ни волоска, — говорит Хань Фэй. — Он трудился только на не возделывавшейся ранее зем­ле, родившемуся сыну не дал имени, а проходя мимо ворот своего дома, занятый делами, не заходил туда. Его тело наполовину высох­ло, а руки и ноги покрылись мозолями. Когда он получил титул вождя, который уступил ему Шунь, то хотя у него и были прекрасная печать и корона, он жил в жалкой лачуге... »

Позднее, когда III тысячелетие стало Золотым Веком, выборные вожди тех времен превратились в великих вождей и легендарных им­ператоров династии Ся. Им приписывали множество сказочных деяний: они прорубали горы и усмиряли наводнения. Они правили прекрасным и счастливым миром, а после смерти возносились на небо. Ореол Золотого Века поблескивал над головой простого крес­тьянина Юя, погребенного в пещере на горе Гуйцзы. Птицы приле­тели туда, чтобы поклониться могиле и очистить ее от сорняков; люди приходили туда, чтобы поразмыслить о прошлом и будущем, — о том, что было и что стало. И из века в век они задавали себе один и тот же вопрос:

Почему? Почему же Золотой Век окончился катастрофой?

 

* * *

 

«Мой достославный предок получил повеление Неба и обос­новался на землях Юя», — гласит надпись на ритуальном сосуде «Цинь гун гуй». В этих словах чувствуется арийский акцент с примесью металла и крови. «Мой достославный предок получил по­веление Неба... » Быть может, лучше сказать «повеление Судьбы», но белокурый воин жесток и точен: он получил повеление Неба. «Риг-веда» говорит, что Небо и Земля были его отцом и матерью, двумя великими родителями» ариев. Они ушли от людей и стали богами, но к ним можно было обратиться с помощью шаманских заклятий, «мантр». И тогда они открывали потомкам свою волю.

Именно так, по воле Неба, арии ворвались на Великую Равнину и положили конец Золотому Веку.

Откуда же они пришли и кем были?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...