Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лидер и руководитель в формальной и неформальной структуре подросткового класса

ВВЕДЕНИЕ

 

Проблема лидерства в подростковой среде занимает далеко не последнее место в ряду школьных проблем. Одна из граней этой проблемы – взаимодействие и взаимоотношения лидера с классным руководителем. Дальнейшая жизнь подростка потребует от него не только умения строить свою жизнь, но и, диктуемые временем, навыки лидерского поведения, выступающие условием жизненного успеха. В современном мире от будущего взрослого требуются поистине лидерские качества: инициативность, настойчивость, вера в себя и успех дела. И взаимоотношения с руководителем займут не последнее место в жизни вчерашнего подростка.

Современная психология выделяет официальную и неофициальную структуру взаимоотношений в коллективе. Официальная структура представляет собой систему позиций, заданных извне, обществом и необходимых для функционирования данного коллектива. Эти позиции характеризуются определенными предписаниями: занимающие эти позиции имеют более или менее определенные представления о правах и обязанностях, связанных с данными позициями. В современном школьном классе это могут быть какие угодно должности. Например, командира, председателя. В нашем исследовании – это президент.

В неофициальной, межличностной системе отношений позиции определяются индивидуальностью каждого школьника и особенностями данного класса. Уже в начальной школе наблюдается стремление детей занимать в классном коллективе определенные, привлекающие их позиции: вожака, лучшего ученика, лучшего спортсмена. В подростковом возрасте различные позиции в классе выделяются особенно рельефно. В этом возрасте дети отчетливо понимают, что официальные и неофициальные руководящие, лидирующие позиции не совпадают.

Исследование этой проблемы имеет психолого-педагогический смысл. Педагогу, выступающему в роли классного руководителя, необходимо знать эффективные способы воздействия на весь классный коллектив. Давно выяснено, что наибольшее социализирующее влияние взрослый может оказать на коллектив через его лидера. Но остаются не вполне ясными условия эффективного взаимодействия и взаимоотношений лидеров класса и классного руководителя. Выявлению параметров эффективных взаимоотношений и посвящена наша работа.

Объектом данной курсовой работы является классный коллектив

Предметом данной курсовой работы являются взаимоотношения лидера и классного руководителя.

Цель курсовой работы: выявить степень позитивности взаимоотношений лидера и классного руководителя.

Цель достигается посредством решения следующих задач:

1. Исследовать научную психологическую литературу по проблеме лидерства и руководства;

2. Провести исследование, позволяющее оценить взаимоотношения лидера и классного руководителя;

3. Исследовать полученные данные и описать результаты

4. Сделать выводы на основании полученных результатов.


Глава 1. Структура и управление классным коллективом

 

Лидер и руководитель в формальной и неформальной структуре подросткового класса

 

В каждой социальной группе существует схема взаимо­действия ее членов в зависимости от положения в группе. Положение в группе определяется, в основном, статусом и набором ролей для каждого члена группы. Любая группа, даже демократического характера, в статусно-ролевом отношении иерархиризированна. Иерархия взаимоотношений членов группы сказывается на двух несовпадающих структурах – формальной и неформальной. Формальная груп­повая дифференциация – это взаимосвязь формально-ролевых положений. Глава формальной структуры называется руководителем. Неформальная групповая дифференциация предполагает взаимосвязи членов группы, скорее по личным симпатиям-антипатиям. Во главе неформальной структуры стоит лидер. Группа не может долгое время функционировать без лидера. Функциональная теория лидерства утверждает, что лидерство – это функция группы[1]. А синтетическая теория лидерства, что лидерство – это, скорее функция личности[2]. Лидер обладает самым высоким статусом в группе и выполняет самые ответственные социальные роли в групповой деятельности. В любом коллективе можно выделить не только лидеров, но другие статусно-ролевые позиции, например, «звезд», «предпочитаемых», «отвергаемых», «изолированных». Формальная и неформальная структуры группы, как правило, не совпадают.

В своих действиях член группы ориентируется на свой ста­тус и на статусы других членов группы. Он строит свои дей­ствия в связи с групповыми ожиданиями. «Несоответствие пове­дения членов группы групповым ожиданиям порождает груп­повые конфликты. Если поведение человека противоречит груп­повым ожиданиям, он подвергается отрицательным санкциям, принудительному воздействию. Человек, чье поведение явля­ется образцовым, вызывает положительную санкцию — одоб­рение, поощрение»[3]. То есть от каждого члена ожидается определенное поведение, соответствующее тем требованиям, которые предъявляются к исполняе­мой им социальной роли.

Внутриколлективная позиция лидера связана с успешностью выполнения задач, стоящих перед группой. «Если в классе никто фактически не является вожаком, т. е. никто на занимает позицию лидера (а, допустим, только считается им), то такой класс, как правило, является «серым», «бесцветным»[4].

Именно лидеры определяют нормы и ценности данного коллек­тива. Лидер в силу авторитетности своей позиции обладает боль­шими возможностями для внушения. Подражание подростков школьни­кам-лидерам происходит из самого факта доверия им. От того, кто является лидером, в большей степени зависит успешность функционирования коллектива, достижения им целей, ради которых он был создан. Именно от лидера зависит, сможет ли член коллектива, стоящий ниже на иерархической лестнице, раскрыться как личность, реализовать не просто статус в ролевом исполнении, а свои ценности, смыслы, убеждения, взгляды. Будет ли чувствовать себя развивающейся личностью или будет включен в группу, только потому что боится остаться один.

Следует отметить, что нельзя раз и навсегда определить черты личности, характерные именно для лидеров. Но в подростковом возрасте особо обостряются требования и ожидания, которые предъявляют друг другу школьники в системе межличностных отношений. «В этих обстоятельствах лидер старше­классников часто является эталоном, наиболее референт­ным лицом в классе, с помощью которого все другие оцени­вают свои и чужие поступки»[5]. Иногда педагоги и родители исходят из предвзятого мнения, что положение лидера в классе занимают отличники учебы. Если для этого заключения есть определенные основания, когда речь идет об учениках младших классов, то в старших классах прямая зависимость между статусами отлични­ка и лидера не прослеживается.

Лидер в подростковой группе выступает для ребят как носитель личностных качеств, становящихся образцом и ориентиром для подражания и следования. При этом личностные качества лидера отвечают ценностям, которые принимаются и признаются в дан­ной возрастной группе. Экспериментально установлено, что стар­шеклассники оценивают своих ровесников в связи с теми ка­чествами, которые не только признаются особо ценными в этом возрасте, но и являются у них самих слабо развитыми или вовсе отсутствующими. «Обладающие подобными качествами товарищи оказываются наиболее влиятельными и имеют наибольшие осно­вания обрести авторитет, стать лидерами класса»[6]. Поэтому психологическая наука выделяет различные типы лидеров по различным критериям, при помощи которых можно наиболее полно описать жизнь группы, коллектива. «Типы лидеров выделяют по содержанию деятельности, по стилю руководства, по характеру деятельности, по внутриколлективным функциям, по сфере взаимоотношений».[7] Исходя из этой классификации, можно заключить, что в коллективе может быть много лидеров, тем более что различные обстоятельства выдвигают временных, ситуативных лидеров. Когда в коллективе много лидеров, это явление положи­тельное, но при обязательном условии: их нравственные ценности не должныпротиворечить друг другу.Разнообразие лидеров обес­печивает разнообразную жизнь коллектива.

Актуальной проблемой для подросткового коллектива является ценностные ориентиры коллективной деятельности. Подростки еще не всегда могут отличить дурное от хорошего, просоциальное от антисоциального, часто не имеют юридических знаний, не говоря уже о личностной и социальной незрелости, являющихся возрастным признаком. У преступной, девиантной, с низкой культурой развития взаимоотношений, групп тоже всегда есть лидирующее лицо. Именно от лидера будет зависеть заняты ли будут члены группы общественно полезными делами, или будут ориентированы на незаконную деятельность. Чтобы проиллюстрировать нашу мысль приведем слова А.С.Макаренко: «Митягина необходимо было удалить как можно скорее.

 Может быть, ничего особенно порочного и не было в баштанных делах или в ограблении пасеки, но постоянное внимание колонистов к этим де­лам... знаменовали полную остановку развития нашего тона, зна­меновали, следовательно, застой. И на фоне этого застоя для вся­кого пристального взгляда уже явными сделались непритязатель­ные рисунки: развязность колонистов, какая-то специальная коло­нистская вульгарность по отношению и к колонии, и к делу, утоми­тельное и пустое зубоскальство, элементы несомненного циниз­ма... Все это отразилось и на внешнем облике колонистов и всей колонии: разболтанное движение, неопрятный и неглубокий позыв к остроумию, небрежно накинутая одежда и припрятанная по уг­лам грязь»[8].

 Руководство описывает группу несколько иначе. Классный руководитель – это, прежде всего, агент социализации. Он представляет социальные организации и институты. Он является носителем общественных норм, правил, ценностей, способов поведения, культуры. Фактически, классный руководитель – это представитель общества.

 Очень интересной и наглядной является схема Г.М.Андреевой, сравнивающей лидерство и руководство[9].


Таблица 1.1.

Руководство Лидерство
Элемент макросреды, отвечающий системе доминирующих в ней социальных отношений Феномен микросреды, соответствующий потребностям и установкам группы
Средство регулирования отношений в рамках социальной организации Связано с регулированием внутригрупповых, межличностных отношений, носящих неофициальный характер
Процесс целенаправленной и контролируемой деятельности социальных организаций и институтов Возникает и функционирует преимущественно стихийно
Более стабильное явление, менее подверженное перепадам во мнениях и настроениях группы Подвержено влиянию установок и настроений группы
Характеризуется применением достаточно определенной системы административных санкций Характеризуется применением широкой системы приемов социально-психологического воздействия на личность и группу
Процесс принятия решения имеет сложный и многоэтапный характер Процесс принятия решения не нормирован
Руководитель осуществляет представительство группы в макросреде Протекает в условиях микросреды

 

 Как свидетельствует данная таблица, лидерство – это, в общем и целом, групповой феномен и групповая функция. Именно от лидера подросткового коллектива будет зависеть, как дети будут решать свои возрастные задачи. Руководитель же в подростковом коллективе необходим, чтобы направлять развитие группы и ее членов в социально одобряемое русло, необходим для того, чтобы не выросло девиантное, преступное сообщество, чтобы дети смогли правильно социализироваться, правильно решить возрастные задачи, а по мере взросления влиться в трудовое сообщество взрослых. Если лидер – это социально незрелый сверстник, то руководитель – это наставник, воспитатель, способный привить общественные ценности и нормы каждому члену группы, класса. Ввиду разницы в возрасте, социальном опыте, зрелости и функций лидер и руководитель находятся как бы по разную сторону границ группы.

Соотношение лидерства и руководства составляет особую проблему в образовательной среде, так как от эффективности и того и другого зависит, будет ли группа решать стоящие перед ней задачи. Эта проблема может быть осмыслена в терминах формальной и неформальной структуры группы. Но в школьной среде несовпадение этих структур вызвано не только социально-психологическими особенностями жизни группы, но и возрастными. Классный руководитель – это взрослый, подчас немолодой человек, для которого руководство – это работа, за которую платят. Лидер – это всегда сверстник, озабоченный теми же проблемами, что и другие члены коллектива. Таким образом, противоречие между лидерством и руководством может еще более обостриться ввиду возрастного фактора.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...