Культурно-исторические типы философии.
Восточная философия 1. Понятие культурно- исторического типа в философии. Критерии типизации. 2. Религиозно-философская мысль Древней Индии (брахманизм,индуизм, джайнизм, буддизм). 3. Философские школы Древнего Китая (даосизм и конфуцианство). Категории 2 занятия: Культурно-исторический тип, космологизм, мистицизм, сансара, брахман, Брахма, нирвана, ахимса, Дао, Дэ, золотое правило морали, принцип «недеяния». Культурно исторический тип философии – обобщенная характеристика философских взглядов, позиций с точки зрения их объединенности исторической эпохой, общекультурной основой, принципом осмысления базовых проблем. Брахманизм – религиозно-мистическая философия, возникла в Древней Индии в 8-6 веке до н.э., выводит единство мира из единого космического начала (Брахмы). Индуизм – поздняя стадия брахманизма, «обновленный брахманизм», одна из активно-функционирующих религиозно-философских школ в современной Индии. Буддизм – религиозное философское течение, возникло в середине 6 века до н.э., создатель - выходец из княжеского рода Гаутама Шакьямуни (Будда – просветленный). Главная цель буддизма – постижение истины, выход из сансары (цепи физических воплощений души) в нирвану (успокоение, освобождение духа от телесности). Джайнизм – философское течение, возникшее в Древней Индии в 6 веке до н.э. в среде кшатриев (каста воинов), включающий в нравственные правила принцип «ахимсы» («не причини вреда живому»). Даосизм – философское учение в Древнем Китае, создатель Лао Цзы (6 век до н.э.), учение о Дао и Дэ («Дао дэ цзын»). Дао – единая космическая основа, начало бытия, закон бытия, правильный путь. Принцип «недеяния» - «не делать ничего или хоть как можно меньше делать то, чего хочет тело, с тем, чтобы не заглушать того, что хочет душа» (Л.Н. Толстой)
Конфуцианство – нравственно - практическое учение, основатель Конфуций (6 век до н.э.), изложено в «Лунь юй» («Беседы и высказывания»). Принципы: знай историю своего народа, почитай род и старших, исполняй ритуал, включает учение о «благородном муже» (достоинство, милостивость, преодоление алчности, доверие, сообразительность), правило «золотой середины» - «во всем соблюдай меру»; «золотое правило морали» - «не делай другому того, чего не желаешь себе». Проблема типизации в философии. Культурно-исторические типы философского знания как отражение общности проблематики, способов обоснования, принадлежности к эпохе, культуре народов. Западная и восточная философия: общее и различное. Исторические типы философского мировоззрения: космоцентризм (Древний Восток); антропокосмизм (Древняя Греция); теоцентризм (Средневековая Европейская философия); антропоцентризм (эпоха Возрождения); взаимодействие натурализма и социологизма (Новое время); трансцендентализм (русская религиозная философия); плюрализм (западная философия ХХ века). Религиозно-философские учения древней Индии. Философские идеи в брахманизме («Упанишады»). Оппозиционные учения: джайнизм (принцип «ахимсы»); буддизм (учение о «четырех истинах»). Индуизм как «обновленный брахманизм». Главные философские школы древнего Китая: конфуцианство как нравственно практическое учение и даосизм (учение о Дао и Дэ принцип «недеяния»). Античная философия 1. Проблема первоначала мира и проблема бытия в ранней греческой философии (Милетская школа, Гераклит, Пифагор, Элейская школа, Демокрит). 2. Проблема человека в античной философии. Софисты. Сократ. 3. Философия Платона. «Теория идей» и учение о государстве. 4. Философская система Аристотеля (физика, метафизика, логика, этика, эстетика).
5. Философия эпохи эллинизма и Древнего Рима (эпикурейство, стоицизм, скептицизм, неоплатонизм). Категории 3 занятия: Антропокосмизм, природа. Космос, Онтос, Логос, Душа, Эйдос, натурфилософия, диалектика, майевтика, апория, атом, пустота, апейрон, нус, полис, метафизика. Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, 6 век до н.э.) – первая материалистическая школа, выводит картину мира из единого природного начала (вода, апейрон, воздух). Природа у греков – это Абсолют (единое целое, ни от чего не зависящее, никем не сотворенное). Натурфилософия – способ миропонимания, в котором природа играет ключевую роль, интегрирует мироздание. Элейская школа (Ксенофон, Парменид, Зенон, Эмпедокл) разрабатывают правила доказательного размышления. Антропокосмизм – принцип построения единой картины мира, где Космос и человек – тождественные сущности (Макрокосмос и микрокосмос). Космос – Вселенная, мир как структурно - организованное и упорядоченное целое; человеческий мир, но не конечный, а вечный и бесконечный. Онтос – бытие, в философию термин ввел Парменид для обозначения единого начала мира (у Парменида бытие тождественно Абсолютному разуму: «Разум и бытие – одно и то же»). Атом (греч. неделимый) – у Демокрита: мельчайшие, материальные частицы, из которых строится все многообразие чувственно воспринимаемых вещей. Логос – у Гераклита: «закон бытия, принцип мироустройства, придающий всему смысл и порядок». Эйдосы (идеи) – сверхчувственные, идеальные модели, образцы, в соответствии с которыми Демиург творит мир (у Платона). Нус – (греч. разум, мысль, дух) – у Анаксагора - разумное начало бытия; у Аристотеля – перводвигатель. Полис – город-государство в Древней Греции. Метафизика – название философских сочинений Аристотеля; другое: метод мышления, противоположный диалектике; синоним «философии»; раздел философии – учение о сверхчувственных сущностях. Диалектика – (греч. вести беседу, спор) – учение о наиболее общих закономерных связях становления и развития бытия и познания; метод, основанный на этом учении. Майевтика (с греч. повивальное искусство, рождение) – у Сократа способ размышления, направленный на постижение истины.
Апория (с греч. затруднение). Трудноразрешимая проблема, связанная с противоречиями между данными наблюдения, опыта и их мысленным анализом (например: у Зенона «Летящая стрела покоится», «Ахиллес не догонит черепаху» и др.) Предпосылки формирования античной философии: мифология и преднаука. Обоснование единства мира милетцами (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен). Представление о первоначале (вода, воздух, апейрон). Учение о космосе Гераклита. Диалектика Гераклита. Принцип Пифагора: «все есть число». Учение о бытии Парменида («бытие и мысль одно и тоже»), апории Зенона. Атомистическая концепция Демокрита. Софисты и Сократ: учение о человеке и возможностях человеческого разума (общее и различное). Релятивизм софистов и этический рационализм Сократа. Объективный идеализм Платона: «концепция общих идей», ее влияние на представления о государственном устройстве. Аристотель как систематизатор античной философии. Учение о «первоначалах бытия». Разделение науки и философии (физика и метафизика). Оформление логики, этики, эстетики в самостоятельные разделы философского знания. Нравственно-практические вопросы в учениях эпикурейцев, стоиков.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|