Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 3. Трудовые ресурсы и занятость




ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА

 

Методические указания к проведению практических занятий

для студентов направления менеджмент

дневной и заочной формы обучения

 

 

Одобрено

редакционно-издательским советом

Балаковского института техники,

технологии и управления

 

 

Балаково 2012

 

 
 
 


ВВЕДЕНИЕ

Дисциплина «Экономика и социология труда» занимает важное место в системе подготовки специалистов по управлению персоналом. Она тесно увязывается с дисциплиной «Экономика предприятия», «Менеджмент»

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель изучения дисциплины «Экономика и социология труда» - освоение студентами теоретических основ экономики и социологии труда и овладение практическими навыками по разработке мероприятий в части рационального использования и развития человеческих ресурсов. Формировать у студентов адекватные представления об экономических и социальных явлениях и процессах протекающих на рынках труда.

Задачи изучения дисциплины. В процессе изучения дисциплины «Экономика и социология труда» студенты должны:

─ знать содержание таких категорий как: труд, трудовые ресурсы, трудовой потенциал, человеческий капитал и т. д.;

─ иметь представление о функционировании рынка труда;

─ знать сущность социально-трудовых отношений и систему их регулирования;

─ иметь представление о способах повышения производительности труда, мотивации и стимулирования труда в организациях;

─ уметь рассчитывать социально-экономические показатели;

Методические указания составлены в соответствии с учебным планом по направлению «Менеджмент». Включают в себя основные теоретические положения дисциплины «Экономика и социология труда», а также темы рефератов к практическим занятиям, задачи и вопросы для подготовки к зачету, список рекомендованной к изучению литературы.

Предназначены для студентов 2 курса очной и заочной формы обучения по направлению «Менеджмент».

 

 

Тема 1. Труд как общественно-полезная деятельность

Вопросы для обсуждения:

1. Предмет экономики и социологии труда и ее связь с другими науками.

2. Социально-экономическая сущность труда и его основные категории.

3. Организация труда в обществе.

Темы рефератов и докладов:

1. Эволюция общественной организации труда в разных системах управления экономикой: традиционная, рыночная, административно-командная и смешанная.

2. Развитие науки о труде в теоретических взглядах: Фредерика Тейлора, Генри Форда и Анри Файоля.

3. Вклад отечественных ученых в развитие научной организации труда и производства?

Вопросы для самопроверки:

1. Что является предметом исследования экономики и социологии труда?

2. Назовите основные проблемы изучения экономики и социологии труда.

3. Перечислите дисциплины, с которыми у экономики и социологии труда сложились тесные взаимосвязи.

4. Дайте определение понятию труд. Что является объектом и субъектом труда

5. Раскройте смысл основных функций труда: физиологическая, психоло-гическая, социальная, экономическая.

6. Что представляет собой трудовой процесс? Раскройте содержание основных понятий связанных с трудовым процессом: рабочая сила, предметы и средства труда, условия, содержание и характер труда.

7. Какие виды труда Вы знаете? Охарактеризуйте их.

8. Назовите методы привлечения людей к труду.

9. В чем на Ваш взгляд заключается роль труда в развитии человеческого общества? В чем ее социально-экономическая сущность?

10. Что понимается под организацией труда? Назовите основные принципы и задачи организации труда.

11. Какой вклад в развитие научной организации труда внесли Фредерик Уинслоу Тейлор, Генри Форд, Анри Файоль,?

12. Какой вклад в развитие научной организации труда и производства внесли отечественные ученые?

13. Поясните, чем отличается общественная организация труда в традиционной, рыночной, административно-командной и смешанной системах управления экономикой?

14. Перечислите основные элементы организации труда на предприятии.

15. Что означает разделение труда и для чего она нужна? Назовите ее виды

16. Что представляет собой кооперация труда, и в каких формах и видах она проявляется?

17. В чем различие между специализацией и разделением труда? В каких формах она проявляется?

18. Что означает концентрация производства, и для каких целей она применяется? Назовите ее виды и формы.

19. Раскройте содержание понятий интеграция и диверсификация.

Контрольные задания

Задание 1. Машиностроительное предприятие занимается производством газо-турбинных двигателей. Затраты на производство годового объема продукции составили (в млн. руб.): Административное здание - 50, внутрихозяйственные дороги - 7, автомобили - 10, тележки - 3, электроэнергия - 5, мазут - 6, газ - 7, цеха: литейный - 40, обрабатывающий - 50, сборочный - 45, ремонтный - 35, инструментальный - 15, инструменты - 2, заготовки - 30, электродвигатели - 30, комплектующие изделия - 10, приспособления - 1, склады - 25, тара -1, металло-обрабатывающие станки - 60, запчасти - 5, станки с ЧПУ - 50, малоценка - 2, электросети - 4, прессы - 50, измерительные приборы - 20, теплосети - 5, вычислительная техника - 1, газовые сети -3. Скорректируйте базовые значения показателей на порядковый номер в журнале (сложить). Определите стоимость израсходованных средств труда, предметов труда и средств производства.

Литература: [2], [3], [4], [5], [7], [8], [9], [10], [11], [12], [13], [14].

Тема 2. Рынок труда

Вопросы для обсуждения:

1. Сущность, особенности и виды рынка труда.

2. Модели рынка труда: конкурентный рынок труда; модель монопсонии; модель рынка труда с учетом действия профсоюзов; модель двусторонней монополии.

3. Государственная политика на рынке труда.

Темы рефератов и докладов:

1. Американская модель рынка труда. Преимущества и недостатки.

2. Шведская модель рынка труда. Преимущества и недостатки.

3. Японская модель рынка труда. Преимущества и недостатки.

4. Особенности российского рынка труда.

5. Роль и направления деятельности профсоюзов на рынке труда.

Вопросы для самопроверки:

1. Дайте определение понятию «рынок труда» и перечислите его основные компоненты. Чем отличается рынок труда от других рынков товаров и услуг?

2. Охарактеризуйте следующие элементы рынка труда: спрос и предложение рабочей силы, цена рабочей силы, емкость рынка труда, конъюнктура рынка труда, резервы рабочей силы, конкуренция на рынке труда.

3. Перечислите виды рынка труда. Поясните их особенности.

4. Какую роль играет заработная плата на рынке труда, и существуют ли границы величины заработной платы?

5. Каким образом люди принимают решения о выходе или невыходе на рынок труда и как осуществляется выбор между работой и досугом?

6. Что означает правило использования ресурсов? Чем отличается совокупный продукт от предельного продукта, совокупный доход от предельного продукта в денежной форме?

7. Почему спрос на труд является производным от спроса на готовые товары и услуги, и от чего зависит спрос на труд?

8. В чем разница между изменением спроса на ресурс и изменением количества ресурса, на который предъявляется спрос? Какие конкретно факторы могут вызвать изменение спроса на ресурс?

9. Тест (верно/неверно). Ответ пояснить на примере.

Эластичность спроса на ресурс (труд) будет тем больше, чем:

а) меньше уровень снижения предельного продукта труда;

б) больше число имеющихся заменителей ресурса;

в) ниже эластичность спроса на продукцию;

г) больше доля данного ресурса в совокупных издержках производства.

10. Тест (верно/неверно). Ответ пояснить на примере.

а) если ресурсы А и Б являются взаимозаменяемыми, то снижение цены ресурса А уменьшит спрос на ресурс Б, если эффект объема производства превышает эффект замещения.

б) если ресурсы С и Д являются взаимодополняющими, то наблюдается только эффект замещения, и изменение цены ресурса С изменит спрос на ресурс Д в том же самом направлении.

11. Поясните, как выглядит кривая спроса на труд в условиях совершенной и несовершенной конкуренции, и почему кривая MRPL одновременно является и кривой спроса на труд?

12. Объясните, используя график, механизм установления равновесной цены на конкурентном рынке труда, на котором рабочие не объединены в профсоюзы. Сравните кривую предложения труда для отдельной фирмы с кривой предложения труда для всего рынка и объясните разницу.

13. Объясните, используя график, механизм установления равновесной цены на монополистическом рынке труда, на котором рабочие не объединены в профсоюзы.

14. Объясните, используя графики, механизм установления равновесной цены на рынке труда с учетом действия профсоюзов. Опишите используемые профсоюзами методы повышения заработной платы. Оцените необходи-мость каждого из них с точки зрения профсоюза и общества в целом.

15. Объясните, используя график, механизм установления равновесной цены на рынке труда при наличии двусторонней монополии. Почему в этом случае повышение ставки заработной платы будет сопровождаться возрастанием числа нанятых рабочих?

16. Приведите аргументы за и против установления МРОТ. Какая точка зрения является правильной.

17. Какие цели преследуют профсоюзы и получают ли в среднем рабочие – члены профсоюза более высокую заработную плату, чем рабочие, не объединенные в профсоюзы?

18. Назовите причины дифференциации заработной платы.

19. В чем специфика российского рынка труда, и чем она отличается от американской, японской и скандинавской модели рынка труда?

20. Перечислите методы государственного регулирования рынка труда, и в какой степени эти методы применяются в России?

21. В чем заключается активная и пассивная государственная политика на рынке труда? Как с этим обстоит дело в России?

 

Самостоятельная работа студентов:

Задание1. Предположим, что фирма, работающая в условиях совершенной конкуренции, желает нанять работников и готова платить заработную плату по ставке 45 руб./час., что на 5 рублей меньше рыночной. Согласятся ли на такие условия рабочие, или может фирме следует повысить ставку заработной платы на 5 рублей для привлечения каждого последующего рабочего? Реализовывать свою продукцию фирма планирует на конкурентном рынке по рыночной цене 10 руб./шт. Помогите предпринимателю принять правильное решение касаемо объема производства продукции, количества нанимаемого персонала и ставки заработной платы, чтобы фирма смогла максимизировать свою прибыль.

Заполните таблицы 1 и 2 предварительно скорректировав базовые значения показателей совокупный продукт, цена продукта и ставка заработной платы рабочего на порядковый номер студента(ки) в журнале (сложить).

Таблица 1

Спрос на труд для фирмы, нанимающей работников в условиях совершенной конкуренции и реализующей свою продукцию на конкурентном рынке

 

Единицы труда Совокупный продукт (в шт.) Предельный продукт (в шт.) Цена на продукт (в руб.) Совокупный (валовой) доход (в руб.) Предельный продукт в денежной форме Прибыль (в руб.)
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             

 

Таблица 2

Предложение труда для фирмы,

нанимающего работников в условиях совершенной конкуренции

 

Единицы труда Ставка заработной платы в руб. Совокупные издержки на труд (ФОТ) в руб. Предельные издержки на ресурс (труд) в руб.
       
       
       
       
и т.д.      
до 17      

 

а) Представьте графически кривые спроса и предложения труда и предельных издержек на ресурс для данной фирмы. Объясните взаимосвязь этих кривых.

б) Сравните эти данные с данными спроса на труд из таблицы 1. Какова будет равновесная ставка заработной платы и уровень занятости? Объясните почему.

Задание 2. Предположим, что фирма монополист нанимает работников и готова платить заработную плату по ставке 45 руб./час., что на 5 руб. ниже рыночной. Согласятся ли на такие условия рабочие, или может фирме следует повысить ставку зарплаты на 5 руб. для привлечения каждого последующего рабочего? Фирма продает продукцию на рынке в условиях несовершенной конкуренции. 17 ед. продукта фирма может реализовать по рыночной цене 10 руб./шт. но, чтобы реализовать предельный продукт каждого последующего работника ей придется понизить цену на 10 коп. Помогите предпринимателю принять правильное решение касаемо объема производства продукции, количества нанимаемого персонала и ставки заработной платы.

Заполните таблицы 3 и 4 предварительно скорректировав базовые значения показателей совокупный продукт, цена продукта и ставка заработной платы на порядковый номер студента(ки) в журнале (сложить).

Таблица 3

Спрос на труд для фирмы, нанимающей работников в условиях совершенной конкуренции и реализующей свою продукцию на конкурентном рынке

Единицы труда Совокупный продукт (в шт.) Предельный продукт (в шт.) Цена на продукт (в руб.) Совокупный (валовой) доход (в руб.) Предельный продукт в денежной форме Прибыль (в руб.)
             
             
до 17            

Данные о совокупном продукте взять из таблицы 1.

Таблица 4

Предложение труда для фирмы,

нанимающего работников в условиях монополии

 

Единицы труда Ставка заработной платы в руб. Совокупные издержки на труд (ФОТ) в руб. Предельные издержки на ресурс (труд) в руб.
       
       
до 17      

 

а) Представьте графически кривые предложения труда и предельных издержек на труд для данной фирмы и объясните их соотношения.

б) Какой будет равновесная ставка зарплаты и уровень занятости?

Литература: [2], [3], [4], [5], [6], [7], [8], [9], [10], [11], [12], [13], [14].

Тема 3. Трудовые ресурсы и занятость

Вопросы для обсуждения:

1. Трудовые ресурсы: понятие, структура и факторы, влияющие на формирование, распределение и использование трудовых ресурсов.

2. Занятость и безработица.

3. Трудовая мобильность: сущность, виды, причины.

Темы рефератов и докладов:

1. Инвестиции в человеческий капитал.

2. Качество рабочей силы в России.

3. Государственная политика занятости.

4. Служба занятости в России.

Вопросы для самопроверки:

1. Кто входит в состав трудовых ресурсов в России? Назовите критерии позволяющие выделить из всего населения страны трудовые ресурсы. Чем различаются общая и профессиональная трудоспособность?

2. Охарактеризуйте структуру трудовых ресурсов.

3. Объясните в чем различие между понятиями «трудовые ресурсы», «человеческие ресурсы», «экономически активное население», «экономи-чески неактивное население», «рабочая сила»?

4. Назовите виды и типы воспроизводства трудовых ресурсов. Какие факторы оказывают влияние на формирование трудовых ресурсов?

5. По каким критериям можно оценить эффективность распределения и использования трудовых ресурсов, и как дело обстоит с этим в России?

6. Что понимается под человеческим капиталом и чем отличается общий человеческий капитал от специального?

7. Что означают инвестиции в человеческий капитал, кто и с какой целью их осуществляет?

8. Поясните смысл понятия «трудовой потенциал», как он формируется и от чего зависит? Каким образом можно оценить количественную и качественную сторону трудового потенциала?

9. Объясните, от чего зависит качество рабочей силы, и какие требования к нему предъявляются в условиях рыночной экономики?

10. Кого можно отнести к занятым? Раскройте содержание экономической и социальной функции занятости.

11. Опишите структуру занятости в России и факторы ее определяющие.

12. Перечислите и охарактеризуйте виды занятости.

13. В чем принципиальной отличие европейской, скандинавской, американской и российской политики занятости.

14. Какую роль в распределении трудовых ресурсов играет государственная служба занятости?

15. Как влияет на уровень занятости более широкое участие в общественном труде лиц пенсионного возраста?

16. Дайте определение понятию «безработица». Кого можно отнести к безработным согласно МОТ и законодательству РФ, а кого нет? Как рассчитывается уровень безработицы и что понимается под естественным уровнем безработицы?

17. Перечислите виды безработицы. В чем их отличие?

18. Назовите причины безработицы и методы борьбы с ней. В чем выражаются социально-экономические последствия безработицы?

19. Дайте определение понятию «трудовая мобильность». Чем отличается территориальная мобильность рабочей силы от межфирменной?

20. Дайте определение понятию «миграция населения». Чем отличается внешняя миграция от внутренней? Перечислите виды и причины миграции населения. Какие социально-экономические последствия она имеет?

Самостоятельная работа студентов:

Задание 1 Предположим, что в данном году естественный уровень безработицы составлял 5%, а фактический – (9+n)%, где n - порядковый номер студента(ки) в журнале. Пользуясь законом Оукена, определите величину разрыва ВВП, в процентном выражении. Если номинальный ВВП в том же году составил (500+n) млрд. руб., какой объем продукции был потерян из-за безработицы?

Задание 2. Все население страны составляет 700 млн. чел. из них:

1. дети до 16 лет – 80 млн. чел.,

2. лица, содержащиеся в психиатрических больницах – 5 млн. чел.,

3. лица, содержащиеся в исправительных учреждениях – 35 млн. чел.,

4. студенты дневной формы обучения – 60 млн. чел.,

5. лица, занятые ведением домашнего хозяйства, и др. – 5 млн. чел.,

6. лица занятые ведением ЛПХ – 5 млн. чел.,

7. лица, прекратившие поиск работы – 15 млн. чел.,

8. лица, у которых нет необходимости работать – 10 млн. чел.,

9. безработных – 23 млн. чел.,

10. работники с неполным рабочим днем, ищущие работу с полной занятостью – 10 млн. чел.,

11. военнослужащие по призыву – 5 млн. чел.,

12. военнослужащие по контракту – 5 млн. чел.,

13. пенсионеры не занятые трудовой деятельностью – 55 млн. чел.,

14. инвалиды, получающие пенсии и не занятые никакой трудовой деятельностью – 5 млн. чел.

Скорректируйте базовые значения показателей на порядковый номер в журнале (сложить) и рассчитайте уровень занятости и уровень безработицы.

Задание 3. По данным таблицы определите численность трудовых ресурсов на начало и конец года; общий, естественный и механический приросты трудовых ресурсов, а также соответствующие коэффициенты их движения.

Показатели Значения показателей
Исходные данные на начало года, млн.чел. см. задание 2
Изменение состава трудоспособного населения в течение года:  
Число вступивших в рабочий возраст 25+n
Эмигрировало 7+n
Иммигрировало 9+n
Вовлечено для работы в народном хозяйстве пенсионеров 5+n
Количество умерших 5+n
Количество ушедших на инвалидность 15+n
Количество пенсионеров, переставших работать 2+n

где n - порядковый номер студента(ки) в журнале.

Литература: [2], [3], [4], [5], [6], [7], [8], [9], [10], [11], [12], [13], [14].

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...