Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Бюджетный дефицит и методы его финансирования




 

Практическое использование бюджетных отношений для реализации возложенных на государство функций позволяет говорить о трех возможных состояниях бюджетного фонда - дефицитном, профицитном и сбалансированном. Они отражают различное соотношение доходной и расходной частей бюджета. Когда расходы бюджета превышают его доходы, образуется отрицательное бюджетное сальдо, или дефицит бюджета. Профицит - положительное сальдо бюджета - представляет собой обратное соотношение, т.е. превышение доходов над расходами. Сбалансированным является бюджет, в котором расходная и доходная части равны.

В 2000 г. впервые был достигнут Профицит федерального бюджета, который составил 173,5 млрд. руб., или 2,5% ВВП.

Дефицит бюджета - категория денежного хозяйства, которая выражает объективные экономические отношения, возникающие между участниками воспроизводственного процесса при использовании государством денежных средств сверх имеющихся бюджетных доходов. Конкретные причины отставания темпов роста бюджетных доходов по сравнению с увеличением бюджетных расходов могут быть различными, в частности:

·   кризисные явления в экономике;

·   неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране;

·   чрезвычайные обстоятельства (войны, крупные стихийные бедствия);

·   милитаризация экономики в мирное время;

·   осуществление крупных централизованных вложений в развитие производства и изменение его структуры;

·   чрезмерное увеличение темпов роста социальных расходов по сравнению с темпами роста валового внутреннего продукта.

По поводу влияния бюджетного дефицита на развитие экономики существуют противоречивые мнения. Сторонники концепции дефицитного финансирования бюджетных расходов считают, что:

·   бюджетный дефицит не является деструктивным фактором;

·   для состояния национальной экономики он не представляет опасности, так как все расходы, в том числе превышающие доходы, совершаются на территории данного государства и способствуют росту благосостояния страны;

·   дефицит бюджета означает увеличение доходов хозяйствующих субъектов и населения (получателей бюджетных средств), что стимулирует рост покупательской способности, производительности труда и расширение национального производства. Это, в свою очередь, приводит к росту налоговых поступлений.

Экономисты, придерживающиеся противоположной позиции, высказывают следующие опасения по поводу бюджетного дефицита:

·   хронические дефициты неизбежно потребуют более высоких налогов в будущем, что равнозначно переложению текущего экономического бремени на будущие поколения;

·   для покрытия дефицита должны привлекаться экстраординарные доходы - эмиссия денег, расширение заимствований, что приведет к расстройству денежно-кредитной системы, девальвации национальной валюты, к росту внутреннего и внешнего долга государства;

·   повышение процентных ставок по государственным ценным бумагам, неизбежное при росте дефицита бюджета, вызывает эффект вытеснения частных инвестиций, нарушает естественный ход рыночного саморегулирования экономики.

До недавнего времени ежегодно балансируемый бюджет считался одной из главных целей финансовой политики государства. Однако при ближайшем рассмотрении становится очевидным, что такое состояние бюджета в основном исключает или уменьшает в значительной степени эффективность государственных мероприятий, имеющих стабилизационную направленность.

Концепция сбалансированности бюджета в ходе экономического цикла предполагает возможность одновременно достичь соответствия между доходами и расходами бюджета (на протяжении экономического цикла) и осуществить антициклическое воздействие на рыночные процессы. Основная проблема, возникающая в ходе практической реализации данной концепции, заключается в том, что спады и подъемы в экономическом цикле могут быть неодинаковыми по глубине и продолжительности.

Еще одна концепция связана с так называемой идеей функциональных финансов. В соответствии с этим подходом целью финансовой политики государства должна выступать сбалансированность экономики, а не бюджета. При этом достижение макроэкономической стабильности может сопровождаться как устойчивым положительным сальдо, так и растущим бюджетным дефицитом.

Теория дефицитного финансирования требует сосредоточения дефицита в бюджете развития. В этом случае рост дефицитного финансирования способен привести к инвестиционному и инновационному росту. Данная теоретическая посылка учтена при разработке Бюджетного кодекса РФ, которым установлено, что текущие расходы бюджета субъекта РФ, местного бюджета не могут превышать объем доходов соответствующего бюджета. При этом размер дефицита бюджета субъекта РФ не может превышать 5% объема дохода его бюджета. Размер дефицита местного бюджета не может превышать 3% объема доходов местного бюджета. Размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ.

 

Бюджеты субъектов РФ

 

Бюджеты субъектов РФ - это фонды денежных средств, предназначенных для реализации задач и функций, возлагаемых на органы государственной власти соответствующих субъектов РФ (ст. 15 Бюджетного кодекса РФ).

В Российской Федерации 85 субъектов, что означает существование 85 региональных бюджетов. Региональным бюджетом следует считать консолидированный бюджет, в который входят областной бюджет и бюджеты муниципальных образований.

Областной бюджет - это бюджет региональных органов власти, т.е. бюджет областного правительства. Региональный бюджет по своей структуре зависит от того, чем является регион: республикой, краем, областью или округом. Города Москва и Санкт-Петербург - субъекты Российской Федерации.

Структура доходов и расходов бюджетов субъектов Федерации следует рассматривать в увязке с их полномочиями в области бюджетных отношений и распределением доходов и расходов между бюджетом регионального округа власти и местными бюджетами.

Формирование доходной части региональных бюджетов происходит за счет трех групп доходов:

·   налоговые доходы - федеральные налоги и сборы, региональные налоги и сборы, местные налоги и сборы.

·   неналоговые доходы - доходы от использования имущества, находящегося в региональной собственности, суммы штрафов, конфискации и компенсации;

·   безвозмездные перечисления - поступления средств от бюджетов других уровней, поступления от нерезидентов, поступления от организаций.

Начиная с 2000 г. создаются и консолидируются в бюджете целевые резервные фонды: территориальный дорожный фонд; территориальный экологический фонд; территориальный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы.

Статья 86 Бюджетного кодекса предусматривает перечень конкретных расходов, финансируемых исключительно из бюджетов субъектов Федерации:

·   обеспечение функционирования органов законодательной и исполнительной власти субъекта РФ;

·   обслуживание и погашение государственного долга субъекта РФ;

·   проведение референдумов в субъекте РФ;

·   обеспечение реализации региональных программ;

·   содержание и развитие учреждений и организаций ЖКХ;

·   прочие цели, связанные с реализацией полномочий субъекта РФ.

В расходах консолидированного бюджета области основная доля приходится на содержание социально-бытовой инфраструктуры: жилищно-коммунального хозяйства - около 17%, образования - 21%, здравоохранения и физической культуры - почти 14%.

Расходы бюджетов региональных органов власти делятся на бюджет текущих расходов и бюджет развития.

Бюджет развития используется для кредитования, инвестирования и предоставления государственных гарантий под инвестиционные проекты.

Местные бюджеты играют важную роль в социально-экономическом развитии, обеспечении финансирования детских дошкольных учреждений, школ, медицинских и социальных учреждений.

августа 1995 г. был принят Федеральный закон «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» №154-ФЗ. Этот закон определил роль местного самоуправления и его экономические и финансовые основы. На основании этого закона появилось понятие «муниципальное образование».

Муниципальное образование - городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, в которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность и местный бюджет.

Понятия «местный бюджет», «бюджет муниципального образования», «бюджет органов местного самоуправления» следует рассматривать как синонимы.

Более определенно финансовые аспекты местного самоуправления были установлены Федеральным законом «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» от 25.09.97 г. №126-ФЗ.

Доходы местных бюджетов состоят из:

·   закрепленных доходов, включающих в себя доходы от сдачи в аренду, штрафы, госпошлины, местные налоги и сборы (земельный налог, налог на имущество других лиц, налог на рекламу, налог на наследство и дарение, местные лицензионные сборы, прочие собственные доходы);

·   регулирующих доходов, включающих в себя федеральные налоги (акцизы, налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, лесные подати, плату за пользование водными объектами, экологические платежи, лицензионные сборы, плата за пользование недрами, налог на игорный бизнес, прочие федеральные регулирующие налоги); налоги субъекта РФ (налог на имущество организаций, налог с продаж, единый налог на вмененный доход, прочие регулирующие налоги субъекта РФ);

·   финансовой помощи, включающей в себя дотации, субвенции, средства фонда поддержки муниципальных образований, средства по взаимным расчетам.

Размеры минимальных долей (в%) федеральных налогов, закрепляемых за муниципальными образованиями на постоянной основе, определяются законодательными (представительными) органами субъектов РФ.

Расходная часть местных бюджетов включает расходы, связанные с:

·   решением вопросов местного значения, установленные законодательством РФ и законодательством субъекта РФ;

·   осуществлением отдельных государственных полномочий, переданным органам местного самоуправления;

·   обслуживанием и погашением долга по муниципальным займам;

·   обслуживание и погашение муниципального долга по ссудам.

С развитием рыночных принципов хозяйствования расширяются и усложняются экономические функции местных органов власти, центр тяжести проводимых реформ смещается на нижние уровни бюджетной системы. К сожалению, несмотря на передовое законодательство, адекватного упрочнения финансового потенциала муниципальных образований пока не происходит. Формирование большого числа местных бюджетов, наделение органов власти местного самоуправления широкой самостоятельностью потребуют решения вопроса о внешнем контроле за ходом бюджетного процесса на этом уровне.

Укрепление доходной базы местных бюджетов и развитие их самостоятельности - длительный процесс. Успешное разрешение этих проблем не только позволит адаптировать бюджетные отношения в России к условиям рынка, но и усилит влияние бюджета на процессы финансового оздоровления экономики страны.

 

Внебюджетные фонды

 

Государственный внебюджетный фонд - форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Государственные внебюджетные фонды предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь и имеют строгое целевое назначение.

Расходы и доходы государственных внебюджетных фондов утверждаются законодательными органами в форме закона аналогично закону об утверждении государственного бюджета. Формируются государственные внебюджетные фонды в основном за счет обязательных отчислений, уплачиваемых юридическими и физическими лицами. Средства государственных внебюджетных фондов находятся в государственной собственности.

Ранее внебюджетные фонды не включались в бюджетную систему РФ, являясь самостоятельным элементом российской финансовой системы. С принятием БК РФ федеральные внебюджетные фонды были включены в первый уровень бюджетной системы, фонды субъектов Федерации - во второй. В настоящее время принципы формирования, расходования, управления внебюджетными фондами регламентируются БК РФ; порядок составления, утверждения бюджетов государственных внебюджетных фондов, составления и утверждения отчетов об их исполнении регулируется нормами бюджетного процесса РФ. Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством РФ.

БК РФ включает в число государственных внебюджетных фондов РФ:

·   Пенсионный фонд РФ;

·   Фонд социального страхования РФ;

·   Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

Государственный фонд занятости населения РФ, следовательно, целевые федеральные бюджетные фонды, средства которых консолидируются в федеральном бюджете, это:

Федеральный дорожный фонд РФ;

Федеральный экологический фонд РФ;

Государственный фонд борьбы с преступностью;

Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы;

Фонд развития Федеральной пограничной службы РФ;

Фонд Министерства РФ по атомной энергии;

Фонд развития таможенной системы РФ;

Федеральный фонд Государственной налоговой службы и Федеральной службы налоговой полиции РФ, новым законодательством не включается в состав государственных внебюджетных фондов. Причина состоит в том, что в настоящее время средства большинства целевых фондов консолидируются в бюджет и сами фонды утрачивают самостоятельность.

Таким образом, реформирование системы внебюджетных фондов РФ идет в двух направлениях: часть внебюджетных фондов утрачивает свою самостоятельность, их средства включаются в состав бюджета. А сами фонды передаются в состав финансовых органов, вторая часть фондов сохраняет юридическую самостоятельность, но включается в состав бюджетной системы РФ. Таким образом происходит процесс централизации финансовых средств в руках государства, устраняется излишняя полицентричность финансовой системы.

 


Заключение

 

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно унитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществляется производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет. бюджет налог доход финансирование

Однако именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как ванную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.

 


Список использованной литературы

 

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. - М.: ИНФА-М, 2008;

.   Бабич А.М. Государственные и муниципальные финансы. - М.: ИНФРА, 2004.

.   Горегляд В.П. Бюджет как финансовый регулятор экономического развития. - М.: Экономика, 2003;

.   Карлик А.Е. Экономика предприятия. - СПб.: Питер, 2008

.   Лушина С.И., Слепова В.А. Финансы. - М.: РЭА, 2000;

.   Налоговый кодекс Российской Федерации: часть первая от 31 июля 1998 г. №145 - ФЗ (с изменениями и дополнениями); часть вторая от 5 августа 2000 г. №117 - ФЗ (с изменениями и дополнениями).

7. Попов А.И. Экономическая теория: Учебник для вузов. - 4-е издание. - СПб.: Питер, 2009. - 544 с.

8. Романовский М.В., Белоглазова Г.Н. Финансы и кредит: Учебник. - М.: Юрайт, 2004;

.   Романовский М.В., Врублевская О.В. Бюджетная система Российской Федерации. - М.: ЮРАЙТ, 2004;

10. Экономическая теория / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. - СПб.: Питер, 2011. - 544 с.

11. www.wikipedia.org

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...