Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правовое регулирование в области социальной поддержки прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей




 

На сегодняшний момент российская государственная социальная поддержка и защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ориентируется на международные нормативные акты, конвенции и декларации. Это, например: Конвенция о правах ребенка, принятая Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 20 ноября 1989 г., Всеобщая Декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. и др.

Таким образом, в основу российского законодательства о детях положены важнейшие международно-правовые документы Организации Объединенных Наций, содержащие основные требования государственной политики в отношении детей. Учтены также положения Международного пакта инвалидов и Стандартные правила по обеспечению равных возможностей для инвалидов, конвенции ВОЗ и МОТ, регламентирующие защиту детского здоровья, духовных ценностей, труда подростков, их прав и свобод, Европейская социальная хартия. Российская Федерация присоединилась к Пекинским правилам, определяющим порядок содержания несовершеннолетних в местах с ограничениями свободы.

Основным же нормативно-правовым актом в области поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является Федеральный Закон от 21 декабря 1996 г. №159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. ФЗ от 22 августа 2004 г. №122 - ФЗ).

Предметом правового регулирования Закона являются гарантии государства по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. Закон консолидирует нормы, касающиеся предоставления государственных социальных гарантий таким лицам, содержит соответствующий понятийный аппарат, позволяющий системно регулировать данные общественные отношения.

Задачами, которые ставились при принятии данного закона являлись:

закрепление гарантий государства по социальной защите детей-сирот в едином законодательном акте;

системное построение норм законодательства, регулирующих отношения в сфере предоставления детям-сиротам государственных гарантий по социальной защите;

устранение пробелов в правовом регулировании;

обеспечение равных прав детей-сирот на государственное обеспечение и иные гарантии по социальной защите.

Несомненным достоинством Закона является системное построение и законодательное определение используемой терминологии. В статье 1 Закона впервые даны четкие определения терминам «дети-сироты», «дети, оставшиеся без попечения родителей», «лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», «учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Нормативно определены термины: опека и попечительство; приемная семья; полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; выпускники учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; дополнительные гарантии по социальной поддержке. При этом в Федеральном Законе установлено, что эти дополнительные гарантии обеспечиваются и охраняются государством и являются расходными обязательствами Российской Федерации.

Государственный контроль и ответственность за соблюдение дополнительных гарантий, установленных для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей возложена на должностных лиц органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. При этом неисполнение данных обязанностей влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Содержание гарантий государства по социальной защите детей-сирот отражено в ст. 6-9 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», при этом под дополнительными гарантиями по социальной поддержке понимаются в соответствии со ст. 1 ФЗ - законодательно закрепленные дополнительные меры по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, во время получения ими очного профессионального образования. Подробнее каждая из групп социальных гарантий будет рассмотрена ниже.

Таким образом, данный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Реализация данного закона должна способствовать эффективному выполнению государством возложенной на него задачи защиты детства и созданию стройной, логичной системы российского законодательства в области социальной защиты детей-сирот в целом.

Помимо указанного Федерального закона немаловажную роль в регулировании отношений по поводу защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей играют такие нормативно-правовые акты, как:

. Гражданский Кодекс Российской Федерации - закрепляющий институты опеки и попечительства;

. Семейный Кодекс Российской Федерации в нем есть отдельный, VI раздел «Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей», который посвящен правовым вопросам воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Защита их прав и интересов возлагается на органы местного самоуправления, которыми являются органы опеки и попечительства (ст. 126 СК). Семейный Кодекс РФ детально регулирует процедуру усыновления (удочерения), дает перечень форм семейного устройства - усыновление (удочерение), опека и попечительство, приемная семья, патронатная семья (последняя - в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ). В нем впервые введена глава, регулирующая вопросы устройства детей в организации. Следует отметить расширение перечня таких организаций: в него включены образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, некоммерческие организации, если указанная деятельность не противоречит целям, ради которых они созданы).

. Федеральный Закон от 16 апреля 2001 г. №44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей». В соответствии с эти законом гражданин, желающий принять ребенка на воспитание в свою семью, сам предоставляет сведения о себе региональному оператору или федеральному оператору.

. Федеральный Закон «Об опеке и попечительстве» от 24 апреля 2008 г. №48-ФЗ, который внес ряд корректив в нормативную основу организации деятельности по семейному устройству, в частности был введен институт предварительной опеки, введены нормы, касающиеся подготовки приемных родителей.

Во исполнение федерального законодательства принят ряд целый ряд подзаконных актов, таких как Постановление Правительства РФ «О приемной семье», Постановление Правительства РФ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием», Постановление Правительства РФ «Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью», Постановление Правительства РФ «О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением».

Многие регионы развивают, на основе федерального законодательства, свою нормативно-правовую базу организации семейного устройства. В частности, в соответствии с нормой п. 1 ст. 123 Семейного кодекса РФ, предоставлявшей субъектам РФ право предусматривать, помимо усыновления (удочерения), опеки (попечительства) и приемной семьи, иные формы устройства (эта норма утратила силу с 1 сентября 2008 года), во многих регионах были приняты законы о патронате (патронатном воспитании) как отдельной форме устройства. В субъектах РФ действуют также нормативные акты, регулирующие вопросы организации и деятельности органов опеки и попечительства. Многие регионы определяют на своем уровне различные меры поддержки приемных семей.

Кроме того, важное значение имеют и такие нормативно-правовые акты, которые конкретизируют дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, остававшихся без попечения родителей, как:

Постановление Правительства РФ от 7 ноября 2005 г. №659 «Об утверждении норм материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся и воспитывающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, несовершеннолетних, обучающихся и воспитывающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях - специальных профессиональных училищах открытого и закрытого типа и федеральном государственном учреждении «Сергиево Посадский детский дом слепоглухих Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»;

Письмо Минобразования РФ от 9 июня 1999 г. №244/26-5 «О дополнительных мерах по защите жилищных прав несовершеннолетних»

Постановление Минтруда РФ от 10 февраля 1998 г. №5 «Об утверждении Порядка работы территориальных органов Министерства труда и социального развития Российской Федерации по вопросам занятости населения с детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и ряд др.

Нельзя не упомянуть и о Типовом положении об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей утвержденном Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. №676 (в ред. Постановления Правительства от 10.03.2009 №216).

Данное Типовое положение регулирует деятельность государственных, муниципальных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.На основе Типового положения образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее именуется - учреждение), разрабатывает свой устав, который утверждается учредителем.

Нужно отметить, что при коллизии федеральных законов, определяющих дополнительные гарантии социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предпочтение отдается Федеральному закону «О дополнительных гарантиях» как специальному закону.

В процессе модернизации российского образования противоречия между федеральными законами, определяющими гарантии социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны быть устранены. Ревизия законодательства в этой области должна также устранить терминологические разночтения и нормы, из года в год не обеспеченные финансированием из федерального бюджета.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...