Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Профессиональная мотивация




Перейдем теперь к рассмотрению вопроса о профессиональной мотивации и ее влиянии на учебную успешность учащихся. В настоящее время уже не вызывает сомнения отсутствие дилеммы в вопросе: обусловлена учебная успеваемость учащихся их способностями или же развитием у них учебной мотивации. Известно, что здесь существует сложная система взаимосвязей и что при определенных условиях (в частности, при высоком интересе личности к конкретной деятельности) может включаться в действие так называемый компенсаторный механизм. В этом случае, как мы уже говорили выше, некоторый недостаток способностей может компенсироваться развитием мотивационной сферы (интерес к предмету, осознанность выбора профессии и др. ) и, что приводит, как следствие такой компенсации, к достижение высоких результатов в учебной деятельности. Однако дело не только в том, что два этих фактора (способности и мотивация) находятся в диалектическом единстве и каждый из них определенным образом влияет на уровень успеваемости.

Исследования, проведенные в вузах, показали, что сильные и слабоуспевающие студенты отличаются вовсе не уровнем интеллекта, а именно развитием у них профессиональной мотивации. Конечно, из этого вовсе не следует, что способности не являются значимым фактором учебной деятельности. Указанные факты могут быть объяснены тем, что существующая система конкурсного отбора в вузы так или иначе проводит селекцию абитуриентов на уровне способностей. Выдержавшие отбор и попавшие в число первокурсников являются в целом близкими по уровню общих интеллектуальных способностей. И в этом случае на первое место выступает фактор профессиональной мотивации, то есть одну из ведущих ролей в формировании «отличников» и «троечников» начинает играть система внутренних побуждений личности к учебно-познавательной деятельности в вузе. В самой сфере профессиональной мотивации важнейшее место принадлежит положительному отношению к профессии, так как этот мотив связан с конечными целями обучения. Положительное отношение к профессии (при условии, что оно сочетается с компетентным представлением о ней) детерминирует формирование и других, более частных мотивов. Это положение экспериментально подтверждается исследованиями, выполненными и в системе начального профессионального образования, и в высшей школе.

Во многих конкретных экспериментальных исследованиях, в том числе и в наших, на материале вузов различных городов России было установлено, что максимальная удовлетворенность избранной профессией наблюдается у студентов 1-го курса. Однако в дальнейшем удовлетворенность профессией постоянно снижается вплоть до 5-го курса. По нашим данным (А. Реан, 1988), удовлетворенность профессией на выходе системы «вуз» хотя и является наименьшей, но отношение к профессии остается положительным. Снижение удовлетворенности профессией можно, конечно, связывать с уровнем преподавания в конкретном вузе, и это было бы вполне логично. Однако, с нашей точки зрения, факт максимальной удовлетворенности профессией именно на 1-м курсе не следует переоценивать. Нами было установлено, что студенты-первокурсники часто удовлетворены не реальной, а некоторой гипотетической профессией, а потому по мере формирования в процессе обучения реального представления о будущей профессиональной деятельности вполне закономерным будет и некоторое снижение удовлетворенности профессией. Более важным является следующий момент. Анализ ответов на вопрос «Почему профессия нравится? » показывает, что ведущей причиной выступает представление о творческом содержании будущей профессиональной деятельности (называются: «возможность самосовершенствования», «возможность заниматься творчеством» и т. п. ). Однако в реальном вузовском учебном процессе — при изучении профилирующих для специальности дисциплин — только незначительное число студентов-первокурсников (менее 30%) ориентируются на творческие методы обучения. Таким образом, с одной стороны, высокая удовлетворенность профессией и намерение по окончании вуза заниматься творческой деятельностью, а с другой — желание приобрести основы профессионального мастерства преимущественно в процессе репродуктивной по своей основе учебной деятельности. Но в психологическом плане эти две позиции несовместимы, так как творческие умения

могут формироваться только в адекватной им творческой деятельности, в том числе и учебной. Очевидно, создание устойчивого положительного отношения к будущей профессии предполагает формирование у студентов уже на младших курсах реального представления о ней, а также о способах овладения данной профессией.

С обсуждаемой здесь проблемой формирования реального представления о будущей профессиональной деятельности у студентов связаны и следующие факты. В результате проведения крупных комплексных исследований по проблеме отчисления из высшей профессиональной школы было установлено, что наибольший отсев в вузах дают три предмета: математика, физика и иностранный язык. При этом было выявлено (и это очень важно), что данное обстоятельство объясняется не только объективными трудностями усвоения указанных дисциплин. Важнейшее значение, как оказалось, имеет и то, что студенты часто плохо представляли роль и место этих дисциплин в их будущей профессиональной деятельности и, соответственно, мало связывали успеваемость по этим предметам (Положение с иностранным языком в настоящее время иное. ) с результативностью своего труда как специалиста. Следовательно, необходимым компонентом в процессе формирования у студентов реального образа будущей профессиональной деятельности является и аргументированное разъяснение значения тех или иных общих дисциплин для конкретной практической деятельности выпускников.

Таким образом, формирование положительного отношения к профессии является важным фактором повышения учебной успеваемости студентов. Но само по себе положительное отношение не может иметь существенного значения, если оно не подкрепляется компетентным представлением о профессии (куда входит и понимание роли отдельных дисциплин для успешности профессиональной деятельности) и плохо связано со знанием способов овладения ею.

В круг психологических проблем, связанных с изучением отношения студентов к избранной профессии, включены, с нашей точки зрения, следующие вопросы: удовлетворенность профессией, ее динамика от курса к курсу; исследование различных факторов, влияющих на формирование удовлетворенности (социально-психологических, психолого-педагогических, дифференциально-психологических, в том числе и полововозрастных); неразрывно связанные с предыдущими проблемы профессиональной мотивации — исследования системы и иерархии мотивов, определяющих позитивное или негативное отношение к избранной профессии.

Именно потому, что указанные здесь моменты в отдельности и отношение к профессии в целом влияют на эффективность учебной деятельности студентов (причем неоднозначно), в конечном счете существенно сказываясь на общем уровне профессиональной подготовки, данная проблема входит в число вопросов педагогической психологии и социальной педагогической психологии в частности. Вместе с тем необходимо отметить и наличие обратной зависимости: влияние на отношение к профессии различных стратегий, технологий, методов обучения, влияние группы и преподавателя. При этом заметим, что если диагностика отношения к профессии, выявление внутренних причин, его обусловливающих, представляет собой собственно психологическую проблему, то формирование отношения к профессии не может считаться компетенцией лишь педагогической психологии и психологии в целом.

Акцентируя внимание на роли психологии в процессе профессионального самоопределения молодежи, Е. А. Климов (1984) абсолютно справедливо подчеркивает, что нельзя полагать, будто можно произвести существенные сдвиги в сознании молодежи, не меняя, скажем, реальных условий труда в материальном производстве, не повышая культуры самого производства.

Значение удовлетворенности профессией. Удовлетворенность профессией является тем интегративным показателем, который отражает отношение субъекта к избранной профессии. Это не является показателем отдельных, парциальных причин этой удовлетворенности, но как обобщенная характеристика он совершенно необходим и чрезвычайно важен практически. Уровень удовлетворенности профессией прямо влияет на уровень удовлетворенности трудом. Т. В. Кудрявцев и другие исследователи подчеркивают, что низкая удовлетворенность профессией в значительном числе случаев становится причиной текучести кадров, которая, в свою очередь, приводит к негативным экономическим последствиям (Т. В. Кудрявцев, А. В. Сухарев, 1985).

Кроме того, от удовлетворенности избранной профессией в немалой степени зависит и психическое здоровье человека.

Заметим, что на психическом здоровье может сказываться не только перманентное переживание неудовлетворенности, но и невысокий уровень профессионализма, ибо низкая удовлетворенность профессией в процессе профессионального обучения вероятнее всего приведет и к ее освоению на поверхностном уровне. А это не безразлично для здоровья с той точки зрения, что высокая профессиональная подготовка является одним из определяющих условий преодоления психологического стресса. Таким образом, изучение удовлетворенности профессией, ее влияние на процесс профессионального обучения, выявление в этой области определенных закономерностей — все это актуальные психологические задачи.

В свое время нами был проведен цикл эмпирических исследований (А. А. Реан, 1992, 1999), направленный на изучение удовлетворенности избранной профессией как у учащихся системы начального профессионального образования, так и у студентов высшей школы.

Измерение удовлетворенности профессией. Удовлетворенность профессией может быть определена по специальной методике и представлена количественно в виде индекса удовлетворенности профессией I, который задан так, что может меняться в пределах от -1 до +1, принимая в этих пределах любые значения. Причем значение, равное -1, свидетельствует о явной неудовлетворенности, а +1 — о полной удовлетворенности. Для определения коэффициента удовлетворенности используется несколько связанных между собой вопросов. Их помещают на разных страницах опросника, чтобы респондент не соотносил их друг с другом.

По нашим данным, удовлетворенность профессиями, связанными с производственной средой, значительно выше у учащихся-юношей, чем у девушек. Причем эта тенденция проявляется даже в случае различия специальностей — при условии более высокой престижности отдельных специальностей, которые осваивают девушки в учебных заведениях технического профиля. Различия в удовлетворенности профессией, связанные с половой принадлежностью, имеют определенное значение, хотя основной контингент учащихся учебных заведений технического профиля и составляют юноши (по некоторым данным, соотношение юношей и девушек, например, в профессионально-технических училищах, составляет приблизительно 7: 3).

Связь успеваемости с удовлетворенностью профессией. Особый интерес, естественно, представляет вопрос о связи успеваемости учащихся с уровнем удовлетворенности профессией. В нашем исследовании мы обратили внимание на связь удовлетворенности профессией с успеваемостью не по специальным, а по общеобразовательным предметам. В процессе исследования были выделены две полярные группы учащихся: успевающих и неуспевающих по общеобразовательному циклу дисциплин. Сопоставление величин индекса удовлетворенности профессией в этих группах не выявило различий между ними. Таким образом, успеваемость по общеобразовательным дисциплинам оказалась никак не связанной с удовлетворенностью избранной профессией. Эти данные отражают тот факт, что в сознании учащихся профессиональная и общеобразовательная подготовка представляются очень часто как две несвязанные, на параллельных курсах находящиеся цели. К сожалению, к такому отношению есть вполне объективные основания в действительности. К этому добавляется и сложившийся у значительной части учащихся профтехучилищ стереотип общего негативного отношения к школьным предметам, побуждающий формирование ожиданий «другой жизни» в профтехучилище. На эти моменты обращают внимание в своих работах психологи К. К. Платонов, Г. Г. Голубев, II. В. Кузьмина, О. С. Гребенок и др.

Данные, аналогичные полученным в средних профтехучилищах и здесь приведенные, имеются и в исследованиях по профессиональному обучению в высшей школе. Мы имеем в виду уже рассмотренные нами ранее в этой главе результаты комплексного психолого-педагогического исследования проблем отсева, где было установлено, что наибольшая неуспеваемость прослеживается по нескольким общим предметам. Причем все они в сознании студентов представляются как малозначимые или незначимые вовсе для успешности их будущей профессиональной деятельности. Очевидно, создание целевой ориентации, связанной с конечными целями обучения, осознание студентами включенности всех изучаемых дисциплин в структуру профессионального обучения, формирования личности специалиста является важнейшим фактором повышения эффективности обучения.

Динамика удовлетворенности избранной специальностью у студентов. Удовлетворенность профессией у студентов, как установлено в ряде исследований, в том числе и наших, максимальна на 1-м курсе, а в дальнейшем имеет тенденцию к снижению, вплоть до выпуска. Интерпретация этого факта может быть различной: указываются как объективные причины (уровень преподавания в конкретном вузе), так и субъективные (обнаружение теневых стороны будущей специальности, которых студент, будучи школьником, не видел). Не останавливаясь на анализе значения этих причин, отметим главное: при различных исходных показателях, несмотря на его снижение в процессе обучения, величина индекса удовлетворенности профессией и на выходе остается положительной и достаточно высокой. Аналогичное положение наблюдается и в профтехучилищах, где свыше 60% выпускников удовлетворены профессией. Однако сам индекс удовлетворенности профессией, как известно, не свидетельствует о причинах этой удовлетворенности: он говорит лишь о том, нравится профессия или нет; скрытыми оказываются профессиональные мотивы.

Наши исследования, проведенные в начальной профессиональной школе (А. А. Реан, 1992, 1999), на различных выборках (отражающих различный профиль обучения и состав выборки по полу), позволяют сделать некоторые обобщения. В нижеследующей таблице (табл. 1. 2) приведены по различным выборкам пять наиболее значимых факторов, причем их место в таблице соответствует величине коэффициента значимости.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...