Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Практическая часть работы.




Планирование и разработка психодиагностического эксперимента производится в соответствии с задачами, гипотезой исследования и базируется на основных методологических принципах психодиагностического обследования – принципах стандартизации, взаимодополнения объективных и субъективных методов исследования личности, репрезентативности, достоверности, объективности.

Основополагающими нормами деятельности психолога при организации психодиагностического исследования выступают этические принципы.

Сбор экспериментальных данных завершается процедурами обработки и обобщения результатов.

Решение практических задач исследования предполагает выполнение следующих этапов:

1. определение цели экспериментального исследования (в отдельных случаях реализация цели может требовать выполнение нескольких задач);

2. определение базы исследования и выборки испытуемых;

3. подбор методик для исследования;

4. разработка психодиагностического сценария;

5. собственно диагностический эксперимент;

6. анализ полученных результатов;

7. написание практической части курсовой работы.

При планировании эксперимента целесообразно составить психодиагностическую программу исследования ( Таблица 1), отражающую референты исследуемого феномена, используемые методики, а также анализируемые показатели. Такая программа позволяет не только логично и более точно спланировать эксперимент, но и оптимизировать количество анализируемых диагностических показателей.

Таблица 1.

Диагностическая программа анализируемого феномена

Составляющие изучаемого психического феномена (сферы, процесса, свойства, психического образования и проч.) Методики, направленные на исследование структурной составляющей Диагностический показатель
     
     
     
     

 

Так, например, в работе, посвященной изучению особенностей развития метафорических способностей у студентов-психологов, на основании теоретического анализа выделяются следующие составляющие способностей к метафорообразованию: ассоциативное мышление, воображение и понимание. В этом случае психодиагностическая программа будет иметь следующий вид:

Таблица 2

Диагностическая программа исследования метафорических способностей

Составляющие метафорических способностей Методики, направленные на исследование структурной составляющей Диагностический показатель
1. Ассоциативность 1. Методика «Создать метафору»;   2. Тест вербальных ассоциаций (авт. Медник)   - беглость; -оригинальность; - беглость; -конструктивная активность по форме; - конструктивная активность по функции; - конструктивная активность по другим признакам;
2. Воображение 1. «Предложение из трех слов» - беглость; -оригинальность;
3. Понимание 1. Интерпретация сказки «Курочка Ряба» - участие; - оригинальность трактовки по частоте;  

 

Разработка психодиагностического сценария и проведение обследования неразрывно связаны с этическими аспектами деятельности психодиагноста.

Базовыми этическими нормами психодиагностического обследования выступают:

♦ благополучие обследуемого индивида;

♦ ответственность, в основе которой объективность, честность и поддержание высоких норм в своей работе;

♦ корректность и сдержанность в публичных заявлениях;

♦ конфиденциальность, гарантирующая сохранность информации об индивиде;

♦ отношения с обследуемым, основанные на доверительности, информировании его о цели обследования и о последующем характере использования результатов;

♦ меры предосторожности в обследованиях;

♦ ограничения в публикациях методик;

♦ полная и правильная интерпретация диагностических результатов.

Если диагностическое обследование выполняется в научных целях, то основным способом обеспечения тайны личности испытуемого является анонимность результатов. Задача, с которой в этой ситуации сталкивается психолог, состоит в том, чтобы заранее объяснить испытуемому процедуру, обеспечивающую анонимность и получить от него так называемое информационное согласие. Но анонимность не решает проблемы сохранения тайны во всех случаях. Например, некоторые испытуемые могут быть недовольны тем, что информация о них становится известна тем, кто проводит диагностическое обследование. Поэтому психолог должен стремиться к установлению отношений сотрудничества с испытуемыми, убеждая их в научной ценности предоставляемой ими информации, а также в честности и компетентности исследователей. Как правило, подобные объяснения приводят к согласию большинства на участие в диагностическом обследовании.

Следует иметь в виду, что любой человек имеет право отказаться от участия в диагностировании, и это право должно соблюдаться и охраняться самим психологом.

Проблема конфиденциальности, с которой сталкивается психолог в ходе психодиагностического обследования, связана с преодолением противоречия – с одной стороны, необходимостью неразглашения информации об индивидах, с другой стороны, возможности разглашения диагностической информации третьим лицам и сохранения диагностических данных.

Если диагностика проводится в целях научного исследования в каком-либо учреждении (вузе, школе, детском дошкольном учреждении, производственном предприятии и пр.), индивид должен быть заранее проинформирован о целях и способах использования диагностических результатов, а также о том, кому они будут доступны, кто в них заинтересован. Если испытуемый не согласен на передачу информации заинтересованным лицам, то диагностическое обследование не проводится.

Ответственность психолога за соблюдение конфиденциальности распространяется и на сферу хранения информации. Так, в частности, для долговременного хранения рекомендуется использовать многоступенчатое кодирование при создании банка диагностических данных.

Большое значение имеет вопрос предоставления результатов обследования испытуемым. Общими рекомендациями передачи информации могут быть:

♦ диагностическая информация должна сообщаться в форме содержательной и пригодной для использования (передавать информацию в виде баллов, процентов и других числовых показателей нежелательно);

♦ ее нужно сопровождать объяснениями.

При сообщении диагностических результатов желательно принимать во внимание индивидуальные особенности того человека, которому передается информация, такие, как уровень образования, знания психологии, эмоциональные характеристики и некоторые другие.

Одновременно с соблюдением этики психодиагностического обследования необходимо принимать во внимание совокупность психодиагностических переменных, влияющих на достоверность результатов. К числу таких переменных относятся:

- ситуативная переменная (эмоциональные и поведенческие барьеры в ситуации обследования, стереотипные представления испытуемых о целях диагностики, влияние незапланированного «соучастия других», уровень исходной мотивации, степень социального одобрения и т.д.)

- переменная личности испытуемого (наличие прошлого опыта психодиагностического обследовании);

- переменная личности психолога-диагноста (на качество сбора эмпирических данных и их интерпретацию влияют степень профессиональной компетентности, эмоциональная регуляция, толерантность, одновременное сочетание беспристрастности и доброжелательности, профессиональная культура, установка на объективность).

Следует учитывать также и факторы, влияющие на достоверность выносимых психодиагностических суждений, среди которых:

- ошибки сбора данных (ошибки наблюдения и регистрации, инструментальные ошибки (недостаточное владение методикой);

- ошибки интерпретации (переоценка первичной психодиагностической информации, ошибки атрибуции, познавательные радикализм и или консерватизм).

Диагностический эксперимент завершается этапом обработки и обобщения эмпирического массива данных и интерпретацией результатов.

Представление полученных данных целесообразно в табличной форме. При этом, в таблице могут быть отражены результаты исследования как по отдельной методике, так и всем методикам одновременно.

Ниже приводятся примеры представления результатов психодиагностического эксперимента, выполненного при групповой форме обследования.

Так, например, в Таблице 3 представлены результаты обследования способности к антиципации у студентов-психологов, а в Таблице 4 приведены данные об особенностях мыслительной деятельности студентов по методикам «Исключение понятий», «Сложные аналогии», «Выявление общих понятий»

Таблица 3

Выраженность мыслительных составляющих способности к прогнозированию

по методике Л.А.Регуш

№ п/п глубина 2б аналитичность 2б осознанность 2б гибкость 4б. перспективность 3б. доказательность 3б уровень развития антиципационных способностей
              высокий
              высокий
              высокий
              средний
………………………………………………………………………………………………………
              средний
              средний
              средний

 

Таблица 4

Данные обследования особенностей мышления психологов по методикам «Исключение понятий», «Сложные аналогии», «Выявление общих понятий»

№ п/п Методика «Исключение понятий» (макс. - 9б.) Методика «Сложные аналогии» (макс. - 5 б.) Методика «Выявление общих понятий» (макс. - 9 б.)
       
       
       
…………………………………………………………………………………………..
       
       
       
       
       

 

Анализ результатов может быть выполнен на количественном и качественном уровнях. Весомость выносимым диагностическим суждениям придает использование в анализе результатов методов математической статистики.

Так, например, для выявления влияния фактора возраста на оценку тяжести эмоционально трудных ситуаций был проведен сравнительный анализ рангов ситуаций эмоциональной нагруженности в группах студентов различных возрастов. В первую группу вошли студенты со среднегрупповым показателем возраста – 20, 5, во вторую – со средним показателем 34.

В Таблице 5 приведены результаты сопоставления ранговых частот значимости эмоциональной ситуации для двух групп.

Таблица 5

Оценка проблемной нагруженности эмоционально трудных ситуаций

в группах студентов-психологов

  Вопросы анкеты, отражающие эмоционально трудные ситуации для студентов-психологов   1 группа (20 лет) Ранги 2 группа (34 года) Ранги
1 Я не знаю, что мне делать по окончанию института. 8. 12.
2. Я не уверен в том, что выбранная профессия мне подходит. 12. 13.
3. Меня пугает ситуация экзамена. 3. 10.
4.Меня беспокоит, что я могу когда-нибудь оказаться профессионально несостоятельным. 13. 7.
5.Я конфликтую с родными и близкими. 1. 11.
6.Я боюсь остаться в одиночестве. 9. 6.
7.Мне страшно потерять любимого человека. 2. 1.
8.Я боюсь болезней. 5. 3.
9.Я боюсь предательства со стороны близких. 7. 4.
10.Я боюсь смерти своей и своих близких. 4. 2.
11. Меня пугает ситуация, когда все внимание обращено только к моей персоне. 11. 9.
12. Меня беспокоит, смогу ли я совместить учебу и профессию со вступлением в брак. 14. 14.
13.Меня пугают материальные проблемы. 10. 5.
14. Меня пугает ситуация смены коллектива, учебного заведения, рабочего места. 6. 8.

 

Сравнение рангов в двух экспериментальных группах (в работе использовался коэффициент ранговой корреляции Спирмена) не выявил статистически значимой связи, что позволило констатировать отсутствие влияния фактора возраста на субъективную оценку восприятия проблемности эмоционально трудной ситуации.

Для оценки особенностей саморегуляции студентов-психологов с различным уровнем успешности учебной деятельности было проведено сравнение показателей с использованием критерия Стьюдента. В таблице 6 представлены результаты сравнения показателей саморегуляции студентов по методике В.П.Моросановой «Опросник саморегуляции поведения».

 

Таблица 6

Выраженность показателей саморегуляции в двух экспериментальных группах

Составляющие саморегуляции Группа «успешных» (средне-групповое значение, баллы) Группа «неуспешных» (средне-групповое значение, баллы) t-критерий Стьюдента
Планирование 5,1 3,8 1,10
Моделирование 4,8 4,2 0,34
Программирование 3,4 2,9 0,21
Оценивание результатов 4,0 4,1 0,07
Гибкость 5,9 4,3 1, 40
Самостоятельность 6,1 5,8 0,71
Общий уровень саморегуляции     0, 34

 

Полученные результаты могут быть представлены также и в графическом виде – в виде гистограмм, диаграмм, дискограмм и др.

Например, наглядным вариантом отражения динамики развития какого-либо психического свойства может стать гистограмма (рисунок 1).

 

Рисунок 1. Динамика развития смысловой памяти в процессе обучения студентов-психологов

 

Процентное распределение уровней выраженности анализируемого признака в выборке испытуемых наглядно может быть представлено с помощью дискограммы.

 

 

Рисунок 2. Процентное распределение уровней наблюдательности у студентов первого курса.

 

Рисунки и иллюстрации можно размещать в тексте работы, но если они громоздки или касаются темы лишь косвенно - их следует оформлять в виде приложений. То же самое справедливо и для таблиц. Все приложения должны иметь порядковую нумерацию и названия, которые отвечают их содержанию. Нумерация листов с приложениями продолжает общую нумерацию страниц основного текста работы.

Формулы печатаются или выписываются аккуратно, черным цветом. Их нумеруют в пределах главы арабскими цифрами. Например, (2.1) (первая формула второй главы), в ссылке на формулу номер формулы указывается в скобках, например: «В формуле (2.1)...». Значения принятых в формуле символов и коэффициентов приводятся непосредственно под формулой в той последовательности, в какой они даны в формуле. Каждое из них начинается с новой строки, первая строка начинается со слова "где". Например:

Формула 2.1

 

Где x1 - среднее по Х объектов со значением единица по Y

x 0 - среднее по Х объектов со значением нуль по Y

Sx - стандартное отклонение всех значений по Х

n1 - число объектов с еденицей по Y

n0 - число объектов с нулем по Y

Результаты психодиагностического эксперимента представляются в практической части работы – ГЛАВА II, которая в свою очередь может быть разделена на 2-3 параграфа. В параграфе 2.1. желательно отразить методику проведения эксперимента – описать цель, этапы эмпирического исследования, специфику выборки, базу исследования и методический аппарат исследования.

В параграфе 2.2 – представляется количественный и качественный анализ диагностических результатов. Количественный анализ результатов может содержать элементы описательной статистики (процент выраженности анализируемого свойства в группе, частота проявления признака и проч.).

В зависимости от выбранной темы исследования, студентом может быть проведено как индивидуальное, так и групповое обследование.

Объем выборки определяется в зависимости от специфики исследования и согласовывается с научным руководителем. При индивидуальной форме обследования и экспериментальной выборке до 5-ти человек результаты отражаются в комплексном психологическом заключении на каждого испытуемого.

По результатам экспериментального обследования формулируются выводы по ГЛАВА II.

Заключительной частью работы является написание общих выводов и ЗАКЛЮЧЕНИЯ. Список литературы при написании курсовой работы по психодиагностике должен включать не менее 25 источников.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...