Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

IV. По дисциплине «Социальная психология»




 

Курсовая работа по дисциплине «Социальная психология» являетсяпрактико-ориентированным исследованием, включающим проведение социально-психологического исследования сущности межгруппового взаимодействия и закономерностей поведения людей, обусловленных социальной деятельностью, анализ эмпирических данных и формулирование психологических рекомендаций. Объем курсовой работыдолжен составлять 40-45 машинописных страниц (компьютерный набор).

Основными целями курсовой работы по «Социальной психологии» являются:

- применение системы полученных теоретических знаний в практике решения социально-психологических задач;

- формирование навыка социально-психологического исследования феноменов общественной и групповой жизни личности;

- изучение специфики исследования социально-психологической реальности в различных сферах межличностного и межгруппового взаимодействия.

Примерная тематика курсовых работ по социальной психологии представлена в Приложении А.4.

Последовательность выполнения курсовой работы по социальной психологии носит традиционный характер и включает в себя те же этапы и структурные элементы как и при выполнения курсовой работы по психодиагностике:

Введение целесообразно писать после того, как будет написана основная часть курсовой работы. Во введении обосновывается актуальность темы, ее практическая значимость; определяются объект, предмет, цель и задача исследования; формулируется гипотеза исследования; рассматриваются методы, с помощью которых оно проводилось; раскрывается структура работы, приводятся сведения о базе исследования и выборке испытуемых

Основной текст работы по «Социальной психологии»содержит две главы, каждая из которых может состоять из нескольких логически связанных между собой параграфов.

В ГЛАВЕ I отражаются результаты теоретического анализа литературы по изучаемой проблеме, подходы к ее решению в отечественной и зарубежной психологической науке. Текст первой главы может состоять из 3-4-х параграфов. Каждый параграф целесообразно завершать небольшим резюме, отражающим содержание параграфа. В конце первой главы формулируются выводы.

В ГЛАВЕ II представляются результаты социально-психологического исследования, которая в свою очередь может быть разделена на 2-3 параграфа.

Традиционно в параграфе 2.1 приводят методику проведения констатирующего эксперимента – описать цель, этапы эмпирического исследования, специфику выборки, базу исследования и методический аппарат исследования. Объем выборки определяется в зависимости от специфики исследования и согласовывается с научным руководителем.

В качестве отправных фразеологических оборотов в параграфе 2.1 могут стать следующие фразы: «С целью проверки выдвинутой рабочей гипотезы о том, что…….был проведен констатирующий эксперимент. Задачами эксперимента стали:

1. определить …..для выбранного контингента испытуемых;

2. изучить особенности ………..;

3. исследовать …………..;

4. установить характер зависимости между………..

Эксперимент осуществлялся на базе ……… в период с …….. 2012 года по ……. 2013 года. В обследовании приняли участие ……..

В качестве диагностических методик для решения поставленных задач применялись…….

Далее следует описание используемых в работе методик.

В параграфе 2.2 в обобщенном виде приводятся результаты эмпирического исследования и их психологическая интерпретация. Наглядность результатов обеспечивается табличным и графическим представлениями: в таблицах, рисунках, диаграммах, графиках, схемах. При этом, в таблице могут быть отражены результаты исследования как по отдельной методике, так и всем методикам одновременно. Каждая таблица и рисунок должны сопровождаться текстовым описанием с акцентом на сущностных проявлениях изучаемых социально-психологических феноменов.

Ниже приводятся примеры представления результатов эмпирического исследования. Так, например, в Таблице 1 представлены результаты самооценки показателей социально-психологического климата сотрудниками рекламного агентства.

Таблица 1

Самооценка показателей СПК сотрудниками рекламного агентства

Уча стни ки Показатели СПК  
Ответствен ность Коллек тивизм Сплоченность Контактность Открытость Организо ванность Информи рованность
1.   3,3 3,1 3,9 1,7 1,4    
2. 1,7 3,3 3,3   3,9 1,8 3,3  
3. 2,1 4,3 2,5 2,9 5,1 2,8    
4. 1,9 3,3 3,8 3,8   3,3 1,9  
5. 1,6 3,6 3,3 3,2 1,9 1,2    
6. 2,9 2,6 2,1 4,2 4,8      
7. 2,7 2,1 2,3 2,3   4,2 4,4  
8. 2,2 4,9 2,5 4,3 4,8   5,4  
9. 2,7 2,2 2,9 4,1 4,7 2,3    
10. 2,8 4,2 4,7 5,1 4,1   2,7  
Ср. зн. 2,1 3,4 3,1 3,5 3,6 2,4 3,8 21,9
Общий уровень СПК 3,1

 

Анализ результатов может быть выполнен на количественном и качественном уровнях. Весомость выносимым диагностическим суждениям придает использование в анализе результатов методов математической статистики.

Полученные результаты могут быть представлены также и в графическом виде – в виде гистограмм, диаграмм, дискограмм и др. Например, наглядным вариантом отражения зависимости показателей социально-психологического климата коллектива от стиля руководства может стать гистограмма (рисунок 1).

 

Рис.1.Показатели социально-психологического климата в исследуемых коллективах

 

 

Процентное распределение уровней выраженности анализируемого признака в исследуемой выборке испытуемых наглядно может быть представлено также с помощью дискограммы.

 

 

Рисунок 2. Показатели распределения супружеских пар по степени удовлетворенности браком

 

Таблицы и рисунки можно размещать в тексте работы, но если они громоздки или касаются темы лишь косвенно – их следует оформлять в виде приложений. Все приложения должны иметь порядковую нумерацию и названия, которые отвечают их содержанию. Нумерация листов с приложениями продолжает общую нумерацию страниц основного текста работы.

По результатам исследования разрабатываются психологические рекомендации.

Традиционно завершают курсовую работу ВЫВОДЫ по ГЛАВЕ II, Заключение, Список ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ и Приложения.

В Заключении в краткой форме отражено содержание всей работы с выводами по теоретической и практической частям работы.

Список литературы при написании курсовой работы по психодиагностике должен включать не менее 30 источников.

 

Приложение А

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА курсовых РАБОТ

Приложение А.1

Примерная тематика курсовых работ по дисциплине «Общая психология»

 

  Тема курсовой работы
  Проблема высших психических функций в общей психологии
  Проблема соотношения сознания и бессознательного в рамках общей психологи
  Структура сознания в общей психологии
  Проблема бессознательного в общей психологии
  Проблема структуры деятельности в общей психологии
  Основные виды деятельности и их характеристика в общей психологии
  Деятельность как фактор развития личности
  Теоретические основы деятельностного подхода в психологии
  Общение как фактор развития личности
  Психологические особенности зрительных ощущений в общей психологии
  Законы зрительного восприятия в общей психологии
  Проблема представлений в общей психологии
  Теории мышления в зарубежных психологических школах.
  Теории мышления в отечественных психологических школах
  Взаимосвязь различных видов мышления в общей психологии.
  Виды речи и их характеристики в общей психологии
  Проблема интеллекта в общей психологии
  Проблема внимания в общей психологии
  Теории внимания в общей психологии
  Проблема памяти в общей психологии
  Проблема воображения в общей психологии
  Проблема соотношения мотива и мотивации в общей психологии
  Физиологические основы эмоций в рамках различных теорий
  Проблема психических состояний в общей психологии
  Подходы к классификации психических состояний в общей психологии
  Волевые качества и психологические условия их развития у личности
  Концепции личности в зарубежной психологии
  Концепции личности в отечественной психологии
  Проблема структуры личности в отечественной психологической науке
  Проблема направленности в общей психологии
  Структура направленности и ее характеристики
  Теории мотивации в отечественных психологических школах
  Теории мотивации в зарубежных психологических школах
  Проблема взаимосвязи темперамента и характера в рамках общей психологии
  Проблема темперамента в общей психологии
  Теории темперамента в рамках общей психологии.
  Проблема характера в общей психологии
  Типологии характера в общей психологии
  Проблема способностей в общей психологии
  Проблема взаимосвязи задатков и способностей в общей психологии
  Самосознание: его структура и сущность
  Самооценка и уровень притязаний в структуре самосознания личности
  «Я - концепция» и ее структура

 

* Это лишь примерная тематика. Конкретную тему курсовой работы необходимо согласовать с научным руководителем.

 

 

Приложение А.2

Примерная тематика курсовых работ по дисциплине «Возрастная психология»

 

Тема курсовой работы
1. Развитие речи у детей раннего возраста
2. Психологические особенности адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению
3. Психологические особенности протекания кризиса трех лет
4. Особенности развития мышления в дошкольном возрасте
5. Развитие творческого воображения в старшем дошкольном возрасте
6. Пути активизации воображения дошкольников
7. Особенности эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
8. Развитие произвольного поведения дошкольников в сюжетно-ролевой игре
9. Особенности агрессивного поведения дошкольников
10. Развитие памяти в старшем дошкольном возрасте
11. Пути активизации воображения у детей дошкольного возраста
12. Становление и развитие общения со сверстниками в дошкольном возрасте
13. Психологические особенности развития интеллектуальной сферы у детей младшего дошкольного возраста
14. Психологические особенности развития интеллектуальной сферы у детей старшего дошкольного возраста
15. Особенности развития памяти детей в младшем дошкольном возрасте
16. Особенности развития внимания у детей дошкольного возраста
17. Особенности развития памяти у детей младшего школьного возраста
18. Развитие творческого воображения в младшем школьном возрасте
19. Особенности развития учебной мотивации в младшем школьном возрасте
20. Особенности развития волевых качеств личности в младшем школьном возрасте
21. Психологические особенности развития эмоциональной сферы в младшем школьном возрасте
22. Психологические особенности диалогического взаимодействия в младшем школьном возрасте
23. Особенности проявления тревожности в младшем школьном возрасте
24. Особенности развития внимания у детей младшего школьного возраста
25. Психологические причины школьной неуспеваемости подростков
26. Развитие познавательных процессов в подростковом возрасте
27. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте
28. Особенности развития самосознания в подростковом возрасте
29. Особенности социальной ситуации развития подростков
30. Развитие эмоционально-волевой сферы подростков
31. Психологические особенности общения в юношеском возрасте
32. Особенности развития личности в раннем юношеском возрасте
33. Особенности развития самооценки в юношеском возрасте
34. Особенности проявления кризиса идентичности в юношеском возрасте
35. Психологические особенности учебной деятельности студентов
36. Особенности развития интеллектуальной сферы взрослых
37. Особенности кризиса среднего возраста
38. Развитие психических процессов в период взрослости
39. Психосоциальное развитие взрослых
40. Основные стрессоры старости
41. Психологические особенности развития личности в пожилом возрасте
42. Особенности интеллектуального развития в пожилом и старческом возрасте
43. Эмоциональные переживания в старости

 

Приложение А.3

Примерная тематика курсовых работ по дисциплине «Психодиагностика»*

 

Тема курсовой работы
1. Изучение страхов у детей рисуночными методами
2. Диагностика волевой готовности шестилетних детей к школьному обучению
3. Диагностика интеллектуальной готовности шестилетних детей к обучению в школе
4. Изучение мотивационной готовности ребенка к школьному обучению
5. Изучение эмоционально-волевой готовности ребенка к школьному обучению
6. Изучение межличностных отношений ребенка
7. Диагностика опосредованного запоминания у детей
8. Диагностика страхов у детей дошкольного возраста
9. Диагностика агрессивного поведения дошкольников при помощи проективных методов
10. Диагностика отношения ребенка к семейной ситуации
11. Диагностика стилей детско-родительских отношений
12. Экспериментальное исследование школьной дезадаптации у младших школьников
13. Изучение особенностей развития памяти у детей младшего школьного возраста
14. Диагностика тревожности у детей младшего школьного возраста
15. Изучение мотивации учения у младших школьников
16. Сравнительный анализ ценностных ориентаций в подростковом возрасте
17. Изучение особенностей эмоциональной сферы у подростков
18. Диагностика агрессивности у подростков
19. Изучение самооценки у подростков
20. Диагностика творческого мышления у подростков
21. Изучение межличностных отношений подростка
22. Диагностика ценностных ориентаций в подростковом возрасте
23. Изучение гендерных особенностей агрессивного поведения подростков
24. Исследование творческих способностей у подростков
25. Изучение акцентуаций характера у подростков
26. Диагностика подростковой застенчивости
27. Диагностика ценностных ориентаций старшеклассников
28. Изучение мотивов профессиональной деятельности студентов
29. Изучение учебной мотивации студентов
30. Диагностика эмпатических способностей студентов разных специальностей
31. Диагностика мышления у студентов
32. Изучение мыслительной деятельности первокурсников
33. Изучение стратегий конфликтного поведения студентов первого и пятого курсов обучения
34. Изучение межличностных отношений студентов
35. Изучение групповых характеристик студенческого коллектива
36. Методы экспериментального исследования самооценки и уровня притязаний у первокурсников
37. Диагностика эмпатических способностей студентов разных специальностей
38. Диагностика агрессивности у взрослых
39. Диагностика тревожности у взрослых
40. Методы экспериментального исследования самооценки и уровня притязаний
41. Экспериментальное исследование креативности
42. Диагностика направленности личности
43. Изучение особенностей интеллектуальной деятельности пожилых людей.

* - предлагаемые темы могут быть уточнены по усмотрению научного руководителя.

Приложение А.4

Примерная тематика курсовых работ по дисциплине «Социальная психология»

 

Тема курсовой работы
1. Исследование социально-психологической компетентности личности
2. Имидж как средство эффективной коммуникации
3. Способы преодоления и профилактики межгрупповых конфликтов
4. Особенности межличностного восприятия и понимания в процессе общения.
5. Особенности психологии малых групп и межгруппового взаимодействия.
6. Влияние личностных особенностей управленцев на стиль руководства коллективом.
7. Исследование интеракций в семейных отношениях.
8. Изучение стратегий совладания в критических ситуациях у представителей различных профессий.
9. Причины некритичного виктимного поведения людей старческого возраста.
10. Взаимосвязь стратегий поведения в конфликте с типом виктимного поведения подростков.
11. Зависимость выбора стратегий совладания в критических ситуациях от индивидуально-личностных особенностей.
12. Исследование гендерных различий агрессивных проявлений старшеклассников.
  Гендерные различия проявлений некритичного виктимного поведения.
  Исследование эмоциональности в контексте родительских отношений
15. Эмоциональные состояния членов семьи с разными типами совместной адаптации
16. Социальная готовность ребенка к школьному обучению
17. Возрастные кризисы как причина супружеских конфликтов
18. Общение со сверстниками как фактор развития дошкольников
  Гендерные особенности социализации в период молодости
20. Исследование семейных конфликтов с помощью проективных методик
21. Влияние стиля межличностного взаимодействия супругов на внутрисемейные конфликты.
22. Социально-психологический климат коллектива и его обусловленность стилям руководства
  Самосознание подростков с отклоняющимся поведением.
24. Влияние стиля воспитания в семье на личностное развитие ребенка.
  Социально-психологические аспекты удовлетворенности жизнью в среднем возрасте.
26. Изучение профессионального выгорания в трудовом коллективе
27. Изучение эмоционального выгорания в семье
28. Изучение социальных ролей в трудовом коллективе
29. Психологический феномен в больших социальных группах
30. Диагностика социально-психологических характеристик личности
31. Гендерные стереотипы в социальных представлениях студентов
32. Гендерный аспект ценностных ориентаций молодежи
33. Роль семейных факторов в формировании аддиктивного поведения у подростков
34. Исследование представлений о смысле жизни у старшеклассников
35. Изучение механизмов психологических защит у младших школьников
36. Изучение копинг-стратегий у студентов
37. Изучение гендерной идентичности подростков
38. Причины и способы разрешения родительско – детских конфликтов
39. Изучение родительско-детских конфликтов с помощью проективных методик
40. Влияние стиля межличностного взаимодействия супругов на удовлетворенность браком

* - предлагаемые темы могут быть уточнены по усмотрению научного руководителя.

Приложение Б

Образец оформления титульного листа

 

 

Севастопольский городской гуманитарный университет

 

Кафедра общей психологии

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по социальной психологии

на тему:_____________________________________________________

____________________________________________________________

 

  Студента (ки) ___курса _____группы____ специальности 7.03010201 «Психология»
    ______________________________________ (фамилия и инициалы)
  Руководитель ______________________________________ ______________________________________ (должность, ученое звание, научная степень, фамилия и инициалы)
  Национальная шкала ________________ Количество баллов: ____Оценка: ECTS ___  
Члены комиссии ________________ ____________________ (подпись) (фамилия и инициалы)
  ________________ _________________ (подпись) (фамилия и инициалы)
  ________________ _______________________ (подпись) (фамилия и инициалы)

 

Севастополь 2013 г.


Приложение В

 

Образец оформления содержания

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ  
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ СТИЛЯ РУКОВОДСТВА НА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ КОЛЛЕКТИВА  
1.1. Стиль руководства и основные направления его исследования  
1.2. Характеристика социально-психологический климат коллектива  
1.3. Факторы влияющие на социально-психологический климат в организации  
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СТИЛЯ РУКОВОДСТВА НА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ КОЛЛЕКТИВА  
2.1. Определение методов и организация экспериментального исследования  
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента  
2.3. Рекомендации по улучшению психологического климата коллектива  
ЗАКЛЮЧЕНИЕ  
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ  
ПРИЛОЖЕНИЯ  

 


Приложение Г

 

Образец оформления содержания

 

Приложение Г.1

 

Автореферат курсовой работы по дисциплине «Общая психология

 

Выполнил(а) студент(ка) Фамилия Имя Отчество
Тема:
Научный руководитель: Фамилия Имя Отчество
Объект:
Предмет:  
Цель:  
Задачи: 1. 2. 3.    
Краткие выводы по работе: 1.     2.     3.     4.     5.    
Количество использованных источников – (указывается в соответствии со списком использованных источников)

 

 

Приложение Г.2

 

Автореферат курсовой работы по дисциплине «Возрастная психология»

 

 

Выполнил(а) студент(ка) Фамилия Имя Отчество
Тема:
Научный руководитель: Фамилия Имя Отчество
Объект:
Предмет:  
Цель:  
Задачи:
Гипотеза: Примечание: гипотеза формулируется в зависимости от специфике темы по согласованию с научным руководителем  
Методики: 1. 2. 3.  
Краткие выводы по работе: 1.   2.     3.   4.  
Количество использованных источников – (указывается в соответствии со списком использованных источников)

 

 


Приложение Г.3

 

Автореферат курсовой работы по дисциплине «Психодиагностика»

 

Выполнил(а) студент(ка) Фамилия Имя Отчество
Тема:
Научный руководитель: Фамилия Имя Отчество
Объект:
Предмет:  
Цель:  
Задачи:
Гипотеза:    
Методики: 1. 2. 3. 4. 5. 6.
Использование математических методов обработки данных: 1. 2.  
Аннотация к работе. Примечание: С описанием системы коррекционных (профилактических, реабилитационных) мероприятий (что включает в себя разработанная система мероприятий). Например: Предложена (разработана) программа тренинга эколого-психологического тренинга для старшеклассников с целью развития экологического мышления. Тренинг включает в себя 10 занятий по 1,5 часа и направлен на развитие: - мотивационно-потребностной сферы; - навыков саморегуляции; - интеллекта и креативности. В программу тренинговых занятий включены интерактивные методы обучения и развития: ролевые игры, мозговой штурм, психогимнастические упражнения по развитию сензитивности и рефлексии.
Краткие выводы по работе: 1.   2.   3.   4.   5.
Количество использованных источников – (указывается в соответствии со списком использованных источников)

Приложение Г.4

 

Автореферат курсовой работы по дисциплине «Социальная психология»

 

Выполнил(а) студент(ка) Фамилия Имя Отчество
Тема:
Научный руководитель: Фамилия Имя Отчество
Объект:
Предмет:  
Цель:  
Задачи:
Гипотеза:  
Методики 1. 2. 3. 4. 5…
Использование математических методов обработки данных: 1. 2.  
Аннотация к работе.  
Краткие выводы по работе: 1. 2. 3. 4. 5.
Количество использованных источников – (указывается в соответствии со списком использованных источников)

Приложение Д

Контрольные точки исследования. (по В. С. Безруковой)

Операции Формы исследования Дата
    1. курсовая 2. курсовая. 3 и 4 курсовая.  
  Выбор темы + + +  
  Первичное ознакомление с научными источниками + + +  
  Определение возможностей исследования темы     +  
  Первичное ознакомление с экспериментальной базой     +  
  Корректировка и утверждение темы + + +  
  Разработка научного аппарата исследования + + +  
  Разработка программы исследования     +  
  Разработка примерного плана написания работы + + +  
  Изучение литературы, конспектирование + + +  
  Анализ теоретических подходов + + +  
  Разработка плана обобщения опыта работы     +  
  Разработка программы эксперимента     +  
  Подготовка экспериментального материала     +  
  Обработка теоретического материала + + +  
  Написание теоретических глав работы + + +  
  Обсуждение глав с научным руководителем + + +  
  Проведение констатирующего эксперимента     +  
  Обработка экспериментального материала     +  
  Описание эксперимента     +  
  Написание эмпирической главы   + +  
  Написание практических рекомендаций     +  
  Подготовка приложения   + +  
  Согласование глав   + +  
  Разработка заключения + + +  
  Составление списка использованных источников + + +  
  Обработка и литературная правка всего текста + + +  
  Чтение работы научным руководителем + + +  
  Доработка по замечаниям + + +  
  Предзащита     +  
  Оформление работы + + +  
  Представление к защите + + +  
  Оформление документов (отзывы, рецензии)     +  
  Подготовка выступления к защите + + +  
  Публичная защита работы + + +  

Приложение Е

№ п/п Назва- ние теории Авторы Исследова тельский метод Фактичес-кий материал Теоретиче-ские взгляды (представле-ния) о механизмах развития) Позитив-ные стороны Негатив-ные стороны
               
1.              
2.              
3.              
4.              
5.              
6.              
7.              

Схема анализа теоретических концепций.

 

 

Приложение Ж

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...