Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обзор методов обучения информатике. Учебные проекты как метод обучения информатике




Информатика как наука и учебный предмет. Место курса информатики в системе учебных дисциплин.

Под информатикой понимают науку о методах накопления, передачи, хранения и обработки информации. Появление и начальное становление информатики как науки относится ко 2-ой половине ХХ века.

Информатика как прикладная дисциплина занимается:

* изучением закономерностей в информационных процессах (накопление, переработка, распространение);

* созданием информационных моделей коммуникаций в различных областях человеческой деятельности;

* разработкой информационных систем и технологий в конкретных областях и выработкой рекомендаций относительно их жизненного цикла: для этапов проектирования и разработки систем, их производства, функционирования и т.д.

Задачи информатики состоят в следующем:

* исследование информационных процессов любой природы;

* разработка информационной техники и создание новейшей технологии переработки информации на базе полученных результатов исследования информационных процессов;

* решение научных и инженерных проблем создания, внедрения и обеспечения эффективного использования компьютерной техники и технологии во всех сферах общественной жизни.

 

Введение основ информатики в содержание школьного образования было обусловлено необходимостью осуществления "всеобщей компьютерной грамотности молодежи". Эта задача фактически определяла содержание курса информатики на первом этапе его введения в школу. Курс был ориентирован на изучение основ программирования, а впоследствии на освоение и применение средств информационных технологий.

Обучение информатике в школах началось в 1985 году сразу после введения первого пробного учебника информатики А.П.Ершова. В связи с отсутствием в школах страны компьютеров обучение информатике в школах велось без ЭВМ.

Преподавание информатики в школах с компьютерными практикумами с офисными пакетами и практикумами решения задач на языке Бейсик начались в конце 80-х годов после появления первых пробных учебников информатики Каймина в 1989г.

Информатика как учебный предмет открывает школьникам для систематического изучения одну из важнейших областей действительности – область информационных процессов в живой природе, обществе, технике. Развивая единый подход к их изучению, обосновывая общность процессов восприятия, передачи, преобразования информации в системах различной природы, информатика вносит существенный вклад в формирование современного научного представления о мире, его единстве.

В процессе изучения информатики учащиеся овладевают такими современными методами научного познания, как формализация, моделирование, компьютерный эксперимент и т.д. Информатика привносит в учебный процесс новые виды учебной деятельности, многие умения и навыки, формируемые при ее изучении, носят в современных условиях обще-учебный, обще-интеллектуальный характер. Исключительно велика роль информатики в подготовке выпускников школы к труду, профессиональной деятельности, профессиональному самоопределению молодежи. Основная цель изучения основ информатики в школе – обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися основ знаний о процессах получения, преобразования, передачи и использования информации. На этой основе раскрыть учащимся значение информационных процессов в формировании современной научной картины мира, роль информационной технологии и вычислительной техники в развитии современного общества, привить им навыки сознательного и рационального использования компьютеров в своей учебной, а затем профессиональной деятельности.

Методическая система обучения информатике. Цели обучения информатики.

. Методическая система обучения – это совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных методов, форм и средств планирования и проведения, контроля, анализа, корректирования учебного процесса, направленных на повышение эффективности обучения школьников

Характерные черты современной методической системы обучения:

- научно обоснованное планирование процесса обучения;

- единство теоретической и практической подготовки;

- высокий уровень сложности и быстрый темп изучения учебного материала;

- максимальная активность и достаточная самостоятельность обучающихся;

- сочетание индивидуальной и коллективной деятельности;

- насыщенность учебного процесса техническими средствами обучения;

 

 

В наиболее общем виде цели обучения информатике в общеобразовательной школе представляют собой:

1. Формирование основ научного мировоззрения. В данном случае формирование представлений об информации (информационных процессах) как одного из трех основополагающих понятий: вещества, энергии, информации, – на основе которых строится современная научная картина мира; единстве информационных принципов строения и функционирования самоуправляющих систем различной природы; роли новых информационных технологий в развитии общества, изменении содержания и характера деятельности человека.

2. Развитие мышления школьников. В современной психологии отмечается значительное влияние изучения информатики и использования компьютеров в обучении на развитие у школьников теоретического, творческого мышления, а также формирование нового типа мышления, так называемого операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений. В ряде психологических исследований указывается на создание возможностей при использовании компьютеров в учебном процессе эффективного формирования у школьников модульно-рефлексивного стиля мышления.

3. Подготовка школьников к практической деятельности, труду, продолжению образования. Реализация этой задачи связана сейчас с ведущей ролью обучения информатике в формировании компьютерной грамотности и информационной культуры школьников, навыков использования НИТ, важнейших компонентов подготовки к практической деятельности, жизни в информационном обществе. Эти компоненты и связанные с использованием компьютера новые средства и методы познавательной деятельности играет в современных условиях важную роль и в подготовке учащихся к продолжению образования в профессиональной школе.

 

Обзор методов обучения информатике. Учебные проекты как метод обучения информатике

При организации учебной деятельности учащихся сочетаются различные методы. При выборе и сочетании методов обучения учителю информатики необходимо руководствоваться соответствием методов целям и задачам обучения и каждого конкретного урока, содержанию изучаемого материала, возрастным особенностям школьников, возможностям учителя и условиям, в которых протекает процесс обучения. При этом целесообразно учитывать и особенности самих методов. Одни из них позволяют систематизировать большой по объему материал и обеспечить высокий уровень его изложения, но не формируют практические умения и навыки (словесные методы). Другие методы, обеспечивая доступность восприятия учениками содержания материала, не развивают их речь, мышление (наглядные методы). Третьи – используются для формирования практических умений и навыков, но не решают должным образом задачу вооружения школьников теоретическими знаниями (практические методы).

Объяснительно-иллюстративный метод используется при ознакомлении обучаемых с новым теоретическим материалом, формировании у них первоначальных умений работы с компьютером, программными средствами, при выработке навыков работы с клавиатурой компьютера. В частности, учитель может прибегнуть к. рассказу, когда необходимо в готовом виде сообщить учащимся определенные факты. Например, при работе с текстовой или графической информацией целесообразно рассказать учащимся о возникновении письменности и графических изображений, об эволюции передачи графической информации. При первоначальном знакомстве с любым программным обеспечением (ПС) учитель сообщает необходимые команды, объясняет назначение клавиш, демонстрирует клавиши, нажатие которых приводит к результату, дает образец упражнения для последующей работы, выполняемой учащимися самостоятельно.

Репродуктивный метод на уроках информатики используется при работе с программами-тренажерами (например, клавиатурный тренажер), обучающими и контролирующими программами (например, принцип работы компьютера, контроль знаний теоретического материала), выполнении различных видов вводных, тренировочных упражнений, упражнений с комментированием. Вводные упражнения используются при первоначальном знакомстве с программным средством и выполняются, как правило, под руководством учителя.

Проблемный метод целесообразно использовать при работе с ПО. Например, если применяется графический редактор GRIN, то следует обратить внимание учащихся на отсутствие в нем пиктограммы "Ластик". Когда возникает необходимость затереть весь экран или часть рисунка, то перед учащимися следует поставить вопрос: "Можно ли затереть часть рисунка, пользуясь имеющимися пиктограммами редактора? Если «да», то как это осуществить на практике?". Ученики могут предложить произвести затирание закрашенным прямоугольником, предварительно установив требуемый цвет фона.

Приведем пример создания проблемной ситуации при работе обучаемых с электронной таблицей.

Учащимся предлагается представить, что они участвуют в подготовке школьной ярмарки для продажи самодельных товаров. От продажи планируется получить Х рублей. Требуется рассчитать, как получить запланированную сумму. Для этого необходимо определить:

а) какую цену установить на каждый товар;

б) сколько изделий каждого типа нужно продать.

Метод программированного обучения заключается в использовании на уроках информатики обучающих программ. Этот метод особенно эффективен при изучении тем "Цифровые основы вычислительной техники", "Программное обеспечение". В обучающих программах изучаемый материал подается в строгой последовательности. Каждый кадр содержит порцию нового материала, контрольный вопрос или задание.

Программированное обучение в информатике предполагает:

а) правильный отбор и деление учебного материала на небольшие порции;

б) контроль знаний и умений (каждая порция учебного материала заканчивается контрольным вопросом или заданием);

в) переход к следующей порции лишь после верного ответа, или ознакомления учащегося с характером допущенной ошибки или правильным ответом;

г) обеспечение каждому ученику возможности работать со свойственной ему скоростью усвоения материала.

Метод "нисходящего проектирования" — декомпозиция, расчленение сложной задачи на более простые, которые в свою очередь могут быть подвергнуты декомпозиции. В основе метода лежит анализ. Этот метод способствует грамотному использованию программного обеспечения, развитию структурированности мышления учащихся.

 

В начале XX века Д. Дьюи разработал «метод учения посредством делания». У. Килпатрик определил такой подход к обучению как проектный, и метод получил название «метода проектов». Появились экспериментальные школы, в которых акцент обучения переносился на личность ребенка, на развитие в нем активных творческих начал. Более века назад педагоги осознали, что жесткое регламентирование интеллектуальной деятельности грозят стать тормозящим фактором, ограничивающим инициативу и творческие возможности обучающегося.

Главная идея, заложенная в проектную деятельность американскими учеными, состоит в следующем: с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая выбрана им самим свободно, и эта деятельность должна строиться не в русле учебного предмета. Лозунг этой деятельности «Все из жизни, все для жизни». Поэтому проектный метод предполагал использование окружающей среды как лаборатории, в которой происходит процесс познания.

В основе использования метода проектов лежат три базовых принципа:

•свобода ребенка;

•взаимодействие его с группой детей;

•гибкое распределение учебного времени.

Декларированная и реально предоставляемая учащемуся свобода, обеспечивалась возможностью выбирать для себя собственный темп обучения. Реализация второго принципа осуществлялась контактами в разновозрастных группах. Полное отсутствие жесткого контроля в распределении учебного времени снимало психологический прессинг и повышало личную ответственность каждого за использование времени. Положительными сторонами метода проектов являются: направленность на индивидуализацию обучения; активизацию учения; стимулирование инициативы и роста творческих возможностей. К слабым сторонам данного метода можно отнести: недостаточность формирования теоретического мышления учащихся; сведение роли учителя только к консультационной; невозможность выработать общие подходы к решению задач.

Соединение общих принципов формирования проекта с вариативностью (развитие авторской идеи, выдвигаемой на основе анализа конкретной ситуации) позволяет использовать исходные темы проектов многократно.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...