Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Анализ проведения методики №2 (социометрия)




Методика №3.

 

Социометрия

 

Цель: изучить социометрический статус каждого учащегося в группе, особенности взаимоотношений, состав группировок.

Ход эксперимента: эксперимент проводится с учащимися всей группы. Каждому учащемуся дается лист бумаги. В правом верхнем углу учащиеся пишут свою фамилию. Учащимся зачитывается один из ниже перечисленных вопросов и предлагается ответить на него, записав фамилии трех своих одногруппников, кого они хотели бы выбрать для совместной деятельности.

Варианты вопросов

1. С кем из одногруппников ты хотел бы сидеть за одной партой?

2. Представьте, что вам предстоит идти в поход. С кем из
одногруппников ты хотел бы пойти?

3. Представьте, что вы летите в космос. Кого бы из одногруппников вы взяли?

Обработка: сначала определяется статус каждого члена коллектива. Для этого все данные, полученные в ходе опроса, заносятся в матрицу №1.

Далее следует подсчитать число выборов, полученных каждым участником эксперимента, и описать его в графе «Количество выборов». Затем на матрице отмечаются взаимные выборы и отмечается их количество в графе «Из них взаимных». Проанализировав полученные результаты, дать характеристику социометрического статуса учащихся на основе полученных ими выборов:

«социометрические звезды» 6 и более выборов,

«предпочитаемые» 4-5 выборов,

«принятые» 1-3 выбора,

«изолированные» 0 выборов.

Высказать предположения о возможных причинах того или иного статуса ученика.

Данные матрицы позволяют вычислить коэффициент взаимности выборов (КВ):

Высокий показатель взаимности 67-100%,

средний показатель 33-67%,

низкий 0-33%.

Далее следует определить уровень благополучия межличностных отношений, для чего сравнивают количество учащихся, имеющих высокий и средний статус («звезды» и «предпочитаемые») с количеством учащихся, имеющих низкий статус («принятые» и «изолированные»).

Уровень благополучия считается:

· высоким, если большинство учащихся имеют высокий статус;

· средним если учащихся с высоким статусом столько же, сколько с более низким;

· низким если число учащихся с низким статусом превышает число учащихся со средним и высоким статусом.

Уровень благополучия межличностных отношений тем выше, чем меньше коэффициент изолированности (КИ), который вычисляется по формуле:

КИ считается высоким, начиная с 15%.

 

Матрица №1

№ № Ф.И.О. учащегося
Алисейко Д.М.         +                       +   +              
Артюшенко А.В.                             +                 + +  
Атаманчук В.В.               +       +       +                    
Атаманчук И.А.           +               + +                      
Бережнова В.П. +                       +                     +    
Гомань И.А.                           +   +     +              
Горохов О.И.               +           +     +                  
Коноплич Д.Н.     +                       +   +                  
Карлашов А.С.                         + +           +            
Кашуба Е.Н.   +                                         + +    
Конек М.В.                       +       +                 +  
Лисейчиков Н.С.   +                         +                 +    
Манько Р.В.                 +                   + +            
Невмержицкий Н.М.           +                   +     +              
Плющинский П.В.                       +                         + +
Попловец Р.В.           +               +         +              
Савчик Ю.Н.             + +                   +                
Севрюк А.Н.         +   +                   +                  
Сидоренко М.И.           +       +           +                    
Ткач А.И. +                           +                     +
Трофимец В.К.               + +                   +              
Харковский А.А. +       +       +                                  
Хомутовский К.С.                   +         +                   +  
Чернушевич С.А.   +               +                           +    
Штукарь Е.А.   +                         +     +                
Ястремский Ю.Г.   +               +         +                      
  Всего выборов
  Из них взаимных

Данные социометрии могут быть использованы для определения микрогрупп в классном коллективе. Для этого на основании матрицы №1 составляется матрица №2, которая показывает микроклимат группы.

 

Техника составления матрицы №2:

1. Заготовить сетку, аналогично матрице №1.

2. Выделить в матрице №1 любого школьника, имеющего взаимный выбор с кем-либо из учеников.

3. Вписать, сохранив номер из 1-й матрицы, его фамилию в первую строчку и в первую колонку, поставить сохранившийся номер.

4. Во вторую строчку вписать фамилию ученика, оказавшегося во взаимном выборе. Фамилию вписать под тем номером, под которым он значится в матрице №1. Этот же номер проставляют во второй колонке.

5. В клетках пересечения этих двух номеров поставить знак взаимного выбора.

6. В последующих строчках и колонках вписываются фамилии и номера всех учеников, которые находятся во взаимном выборе с двумя предшествующими.

7. После того, как исчерпан круг учащихся, которые находятся во взаимном выборе, все значки, проставленные в матрице, обводятся жирной линией. Учащиеся, оказавшиеся в пределах этой линии составляют одну микрогруппу.

8. Аналогичная работа проделывается с оставшимися учащимися. В классе может быть несколько микрогрупп. Учащиеся, не имеющие взаимных выборов, записываются в конце матрицы.

 

Данная матрица позволяет определить количество микрогрупп в классе (они на матрице обведены), сопоставить официальные и неофициальные микрогруппы. После этого необходимо дать характеристику неофициальных микрогрупп: их половой состав, причину объединения детей в микрогруппу, кто является лидером в ней, на чем основано лидерство, каков характер отношений в данной микрогруппе с другими и т. д.

 

Матрица №2

 

№ № Ф.И.О. учащегося
Алисейко Д.М.   +                                                
Бережнова В.П. +                                                  
Гомань И.А..       + + +                                        
Невмержицкий Н.М.     +   +                                          
Попловец Р.В.     + +   +                                        
Сидоренко М.И.     +   +                                          
Коноплич Д.Н.               +                                    
Савчик Ю.Н.             +   +                                  
Севрюк А.Н.               +                                    
Артюшенко А.В                         +                          
Штукарь Е.А.                   +   +                            
Лисейчиков Н.С.                     +   +                          
Лисейчиков Н.С                     +                              
Карлашов А.С.                             +                      
Манько Р.В.                           +                        
Кашуба Е.Н.                                 + +                
Хомутовский                               +   +                
Чернушевич С.А.                               + +                  
Сидоренко М.И.                                                    
Ткач А.И.                                                    
Трофимец В.К.                                                    
Харковский А.А.                                                    
Хомутовский К.С.                                                    
Чернушевич С.А.                                                    
Штукарь Е.А.                                                    
Ястремский Ю.Г.                                                    

Анализ проведения методики №2 (социометрия)

«Социометрические звезды»
Плющинский П.В.
Сидоренко М.И.

 

«Принятые»
Алисейко Д.М.
Атаманчук В.В.
Бережнова В.П.
Горохов О.И.
Карлашов А.С.
Лисейчиков Н.С.
Манько Р.В.
Севрюк А.Н.
Ткач А.И.
Хомутовский К.С.
Ястремский Ю.Г.

 

«Предпочитаемые»
Артюшенко А.В.
Гром Д.И.
Коноплич Д.Н
Кашуба Е.Н.
Невмержицкий Н.М.
Попловец Р.В.
Савчик Ю.Н.
Чернушевич С.А.
Ястремский Ю.Г.

 

 

 

«Изолированные»
Атаманчук И.А.
Конек М.В.
Трофимец В.К.
Харковский А.А.

 

 

 





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.