Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дополнительные методы исследования органов дыхания у детей




Рентгенологическое исследование органов грудной клетки дает возможность оценить состояние легочной ткани, плевры, корней легких. Рентгенологический метод позволяет вести динамическое наблюдение за течением заболевания.

Компьютерная и магнитно-резонансная томография используются для уточнения локализации, размеров, глубины, формы и протяженности патологического процесса в легких.

Бронхография – метод исследования бронхов после заполнения их рентгеноконтрастным веществом. После анестезии слизистой оболочки носоглотки вводят катетер через нос. Под рентгенологическим контролем катетер попадает в левый или правый главный или долевой бронх, затем вводят контрастное вещество. Бронхография позволяет обнаружить патологические изменения в виде расширения бронхов (бронхоэктазы), врожденные или приобретенные поражения бронхов.

Флюорография – метод рентгенологического исследования с фотографированием на пленке. Метод применяется для массовых обследований при диспансеризации.

Бронхоскопия - метод исследования трахеи и бронхов с помощью бронхоскопа, представляющего собой полую трубку с осветительным прибором или бронхоскопа с волокнистой оптикой. При бронхоскопии возможно взятие кусочка ткани (биопсия) для гистологического исследования. Лечебная бронхоскопия применяется для удаления инородных тел, отсасывания патологического содержимого бронхов (гноя, крови), промывания для введения лекарственных веществ.

 

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВНЕШНЕГО ДЫХАНИЯ

Спирография проводится аппаратом с замкнуто циркуляцией воздуха. Методика требует активного участия ребенка и применяется у детей 5 лет и старше. Метод дает возможность оценить функцию легких, определить основной легочный обьем, жизненную емкость легких, функциональную остаточную емкость легких и др.

 

ЛАБОРАТОРНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование мокроты. Оценивают количество мокроты, общий вид (серозный, гнойный, кровянистый). Проводится микроскопическое и бактериологическое исследование мокроты с определением чувствительности возбудителя к антибактериальным препаратам.

Исследование плевральной жидкости проводится при возникновении плеврита для выяснения патологического процесса. Жидкость в плевральной полости может быть воспалительной (экссудат) и невоспалительной (транссудат). Оценивают относительную плотность жидкости, содержание в ней белка, проводится цитологическое и бактериолоческое исследование.

Методы диагностики респираторной аллергии.

Детям с бронхиальной астмой проводят кожные скарификационные, внутрикожные и провокационные пробы со специфическими аллергенами, определяют содержание Ig E в сыворотке крови.

 

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ

1. Возрастные особенности органов дыхания у детей (носа, придаточных пазух, глотки, трахеи, бронхов, легких).

2. Границы легких у детей.

3. Проекция долей легких на грудной клетке.

4. Частота дыхательных движений у детей различного возраста.

5. Сегментарное строение легких.

6. Нормальный характер дыхательных шумов у детей различного возраста.

 

СЕМИОТИКА ЗАБОЛЕВАНИЙ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ

Клиническое обследование детей с патологией органов дыхания состоит из изучения: жалоб, анамнеза болезни, семейной легенды (генеалогии), анамнеза жизни, объективного обследования ребенка и оценки данных дополнительных методов исследования.

При анализе комплекса жалоб можно установить, поражение каких отделов респираторной системы имеется у данного ребенка, а данные анамнеза болезни дополнят общее представление о развитии патологического процесса.

При сборе anamnesis morbi необходимо выяснить:

- особенности начала болезни (острое, постепенное, обострение хронического процесса) и предполагаемые причины (переохлаждение, контакт с больным ОРВИ, воздействие какого-либо аллергена и др.);

- последовательность появления клинических симптомов и их динамику;

- как часто ребенок болеет ОРВИ, бронхитами, были ли в анамнезе пневмонии, их продолжительность и эффективность проводимой терапии;

- не был ли ребенок в контакте с больным туберкулезом и каковы результаты туберкулиновых проб по туберкулограмме (т. е. ежегодные результаты реакции Манту);

- аллергический анамнез (проявления атопического дерматита в раннем возрасте, аллергические реакции на пищевые продукты, лекарственные препараты, пыльцу цветов и другие аллергены);

- наследственную отягощенность, семейного анамнеза по заболеваниям органов дыхания (пороки развития респираторной системы, муковисцидоз, бронхиальная астма и др.).

Объективное обследование больного проводят в соответствии с методикой, изложенной в разделе «Здоровый ребенок». В процессе обследования необходимо выделить главные симптомы болезни, комплекс которых — синдром — отражает клиническую картину определенной нозологической формы заболевания и тяжесть состояния ребенка.

Тяжесть состояния детей при поражении органов дыхания чаще обусловлена дыхательной недостаточностью и интоксикацией. Критериями тяжести состояния являются:

— сознание (сопорозное, коматозное);

— поведение (возбуждение, угнетение);

— положение (вынужденное - ортопное, на «больном» боку, выраженная мышечная гипотония у ребенка раннего возраста);

— окраска кожи (цианоз, бледность);

— интенсивность крика (слабый, не кричит);

— синдром дыхательной недостаточности.

 

Семиотика поражения верхних дыхательных путей

Острые заболевания верхних дыхательных путей составляют большую полиэтиологическую группу, объединяемую ло­кализацией процесса. В эту группу входят как легкие формы заболевания (ринит, фарингит), так и крайне тяжелые (истинный — дифтерийный — круп и ложный круп при вирусной инфекции) со значительной летальностью.

В 95% причиной всех заболеваний верхних дыхательных путей являются вирусы (грипп, парагрипп, аденовирусы, коксаки и др.).

Из всех синдромов поражения верхних дыхательных путей наиболее часто встречаются: синдром ринита (табл. 5) и синдром ложного крупа (табл. 6).

Таблица5.

Синдром ринита

Клинические методы Основные клинические симптомы
Жалобы Затрудненное носовое дыхание, отделяемое из носа (насморк), чихание, может быть повышение температуры тела
Осмотр Носовое дыхание затруднено, ребенок дышит ртом; отечность слизистых носа, отделяемое из носа (слизистое, серозное, гнойное, геморрагическое), раздражение, мацерация крыльев носа, гиперемия и отечность зева

 

Таблица 6

Синдром ложного крупа

Клинические методы обследования Основные клинические симптомы
Жалобы Внезапное начало заболевания. Повышение температуры тела, насморк, лающий кашель, осиплость или исчезновение голоса
Осмотр Цианоз носогубного треугольника, лающий кашель, осиплость голоса, вплоть до афонии, инспираторная одышка с участием вспомогательной мускулатуры (игра крыльев носа, втяжение яремной ямки, межреберных промежутков), слизистое отделяемое из носа, гиперемия зева, задней стенки глотки
Пальпация грудной клетки Характерных симптомов нет
Перкуссия грудной клетки Дыхание не изменено или ослаблено.
Аускультация легких Вдох удлинен

 

Синдром ложного крупа обусловлен возникновением воспаления, отека и спазма гортани при вирусной инфекции.

Дополнительные методы исследования: общий анализ крови, посев слизи из зева и носа на возбудитель.

 

Семиотика поражения бронхов

Бронхит — наиболее часто встречающаяся патология у детей, при которой поражаются средние и нижние отделы воздухоносных путей, бронхи любого калибра. Все формы бронхитов (острый бронхит, острый обструктивный бронхит, острый бронхиолит) диагностируют по клиническим симптомам как самостоятельные нозологические формы. Семиотика обструктивного бронхита представлена в таблице 7.

Таблица 7

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...