Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Отношение современного общества к андеграунду в искусстве на примере города Иркутска

 

Написание курсовой работы под названием "Андеграунд как социокультурный феномен" и изучение этой темы потребовало проведения самостоятельного исследования с целью выявления общественного мнения к андеграунду в искусстве.

Проведенное исследование было направлено на выявление позитивных или негативных эмоций, по отношению к нестандартному видению искусства, в зависимости от возраста, уровня образования и специфики деятельности опрашиваемых.

В исследовании приняли участие люди в возрасте от 18 до 37 - 20 человек, от 38 до 54 - 20 человек, после 55 - 20 человек.

Исследование можно разделить на три основных информативных блока: насколько часто и какие культурные мероприятия респонденты предпочитают посещать; знают ли что такое андеграунд в искусстве; как относятся к андеграунду в искусстве.

По первому блоку сделаны следующие выводы: провести свободное время предпочли бы на работе - 6% человек (после 55 лет); в развлекательно-увеселительных заведениях - 29% (18-37 лет); на природе либо в спортзале - 40%; в театре, кинотеатре, музее, на выставке - 25%.

Культурные мероприятия не посещают всего лишь 7% опрашиваемых; посещают, но очень редко - 13%; посещают периодически - 25%; посещают довольно-таки часто - 40%: посещают при первой же возможности - 15%. Театры выбирают 21% респондентов; кинотеатры - 30%; выставки - 35%; музеи - 14%.

Наиболее чаще в кинотеатры и на выставки ходят люди в возрастной группе от 18 до 37 лет, а в театры и музеи - от 38 до 54.

Результаты, полученные по второму блоку: на вопрос: "Знаете ли Вы, что такое инсталляция?"

10% - нет 25% - знают примерно

10% - что слышали 35% - знают в общем, но не точно

20% - знают в полной мере.

"Имеете ли Вы представление о таком понятии как Арт-хаус?"

8% - нет 25% - знают примерно

10% - что слышали 30% - знают в общем, но не точно

27% - знают в полной мере.

"Имеете ли Вы представление об андеграунде в искусстве?"

6% - нет 15% - знают примерно

9% - что слышали 40% - знают в общем, но не точно

30% - знают в полной мере.

По результатам этих вопросов выясняется, что наиболее осведомлены люди гуманитарной и просветительской сфер деятельности, в возрасте от 18 до 37 лет и от 38 до 54 лет.

Результаты, полученные по третьему блоку: выбирая куда пойти (театры, кинотеатры, выставки, музеи) особенно ничем не руководствуются - 10%;

отдают предпочтение классическим направлениям - 30%;

любят разнообразие и сравнение - 30%;

отдают предпочтение современным общепризнанным направлениям - 21%;

отдают предпочтение течениям андеграунда - 9%. Приверженцами классики являются граждане в возрасте после 55, задействованные в просветительской либо гуманитарной деятельности.

"Обстоятельства сложились так, что Вы оказались на довольно-таки ‘‘странной’’ современной театральной постановке по мотивам классического произведения, ваши действия?"

17% - скорее всего откажутся от просмотра

23% - посмотрят ровно столько, на сколько их хватит (скорее всего недолго)

30% - постараются досмотреть до конца

20% - посмотрят до конца, а после этого составят своё мнение

10% - будут рады, всегда посещают подобного рода постановки.

В результате проведённого исследования становится понятно, что течения андеграунда в искусстве наиболее приемлемы людям в возрасте от 18 до 37 лет, преимущественно трудящимся в гуманитарной или просветительской сфере. Ярко выраженный негатив к нестандартному искусству испытывают люди в возрасте после 55 лет, между прочим которые тоже чаще всего заняты в гуманитарной или просветительской деятельности. В возрастной группе 38 - 54 мнения делятся в зависимости от сферы деятельности.


Заключение

 

Итак, изначально термин "андеграунд" в культурном пласте обозначал примерно то же самое, что и контркультура и, прежде всего, подразумевал противопоставление масс-культуре. При этом следует обратить внимание, что в андеграундном искусстве появлялись настоящие шедевры, которые просто не могли найти широкого круга почитателей.

Возможно, именно из-за этой разноплановости андеграундного искусства при переходе в русский язык это слово сначала немного изменило свое значение. Большое количество людей приняло его в свой лексикон в значении "темное, грязное, низкое искусство". Конечно, и эти прилагательные можно в некоторых случаях и с известной долей допущения отнести к первоначальному значению underground - "подземка". Однако при этом терялась такая значительная часть семантики слова "андеграунд", как противопоставление масс-культуре, которую при всей ее общепризнанности нельзя отнести к "высокой" культуре.

Если рассмотреть современное состояние слова "андеграунд" в отношении культуры, то чаще всего оно употребляется именно в приложении к музыке.

Андеграунд неуловим, он не поддается четким системным определениям. Тем более людей андеграунда по жизни неизбежно сопровождает искаженное восприятие. Воображают: мрачные клошары, аутсайдеры, никому неведомые и не пользующиеся никаким влиянием.

На деле сегодняшний русский андеграунд - сообщество талантливых и вполне состоявшихся граждан (состоявшихся, причем, в том обществе, которое они не принимают, то бишь злобной мстительности у них не наблюдается), творческие ходы которых с интересом воспринимает культурный мэйнстрим. Во всяком случае, откровенных цитат из произведений андеграундных авторов в сегодняшних "творениях" деятелей культурного истеблишмента очень много.

В заключении попытаемся сделать предположение: что же такого есть в андеграунде, что нравится людям?

Думается, больше искренности и свободы. Все условно, конечно, но там больше свободы выражения, экспериментов. Меньше оглядок на требования рынка, хотя и они есть, безусловно. В целом андеграунд привлекает своей непредсказуемостью и отказом следовать каким-то жестким правилам. Но к сожалению данные моего исследования показывают что андеграунд воспринимается современным обществом настороженно и с невеликим восторгом.

В любом из путей андеграундная позиция способствует большей независимости творчества от диктата сиюминутной конъюнктуры. И поддержка андеграундного творчества как и любого экспериментального искусства, необходима. Только вот постоянно жить "в подполье" тяжело.


Список использованной литературы

 

1. Айзенберг М. К определению подполья. // Знамя. 1998. № 6.

2. Байтов Н. Название Андеграунд вечен - как вечны новации и поиск. М., 2002.

3. Гребенкин В.А. Подполье. М., 1998.

4. Ерасов Б.С. Социальная культурология.2-е изд.М., 1996.

5. Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1996.

6. Кармин А.С. Основы культурологии: Морфология культуры. СПб., 1997.

7. Культура: теории и проблемы / Под ред. Т.Ф. Кузнецовой. М., 1995.

8. Курицын В. Маканин и Цветков ищут героя внизу // Октябрь. 1998. № 8.

9. Михайлова Л.И. Социология культуры: Учебное пособие. М., 1999.

10. Паперный В. Подпольный андеграунд // Знамя. 1998. № 6.

11. Плотинский Ю.М. Теоретические и эмпирические модели социальных

12. процессов: Учебное пособие. М., 1998.

13. Разговоры об андеграунде // Культура. Воронеж, 2003. №4.

14. Савицкий А. Андеграунд. М.: Новое литературное обозрение, 2002.

15. Семидесятые как предмет истории русской культуры. М., 1998.

16. Скоропанова И. Феномен андеграунда. М., 2000.

17. Уланов А. В начале ответа (Рец. на ст. Савицкого "Андеграунд") // Знамя. 2003. № 2.

18. Файбисович С. Три андеграунда // Знамя. 1998. № 6.

19. Эпштейн М. Парадоксы новизны. М., 1988.

20. http://www.relcom. culture. underground.

21. http://www.socialism.ru.


[1] Например, поэты-метафористы (М. Шатуновский, Е. Бунимович, Ю. Арабов, Н. Искренко, В. Друк и др.), творческое лидерство в среде которых принадлежало культовым фигурам «новой волны» – А. Парщикову, И. Жданову и А. Еременко – в 1981 году объединились под руководством К. Ковальджи в студии при редакции журнала «Юность».

[2] Поэты-концептуалисты (Д. Пригов, Л. Рубинштейн, Т. Кибиров, С. Гандлевский, М. Айзенберг и др.) обитали на приватной территории кухонь и мастерских. М. Айзенберг, подробно описывая специфику литературного бытования круга своих друзей, четко разграничивает его с кругами «новой волны».

[3] О. Седакова: «...описывая “другую” поэзию, я заметила странную вещь: в качестве “других”, или “новых”, мне приходилось называть самые привычные свойства нормальной поэтической традиции: во всяком случае, авторской европейской поэзии, какой она дошла к нашему веку».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...