Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды рисунка ( не помню номер, но на 3 странице ищи)

ПРИНЦИП НАУЧНОСТИ

В процессе обучения школьники должны усвоить систему достоверных, научно обоснованных знаний, В "Великой дидактике" Я. А. Коменский указывал: "Подкреплять все основаниями разума — это значит всему учить, указывая на причины, '".Принцип научности обязывает педагога, передавая знания, подкреплять их научными положениями. Это означает, что педагог не только показывает, каким образом строится данная форма, но также и объясняет, почему она не может строиться иначе.

Преподавание рисования в школе должно ставить перед учащимися целый ряд учебных задач, которые углубляют и обогащают представления об окружающей действительности. Эти задачи раскрывают закономерность строения форм природы, указывают на гармоническую слаженность конструктивного строения формы, на разнообразие и красочность окружающей действительности.

Научные основы учебного рисунка базируются на целом ряде наук, таких, как перспектива, цветоведение, теория теней, где изучаются законы светотени, анатомии и др.

Некоторые учителя, пренебрегающие принципом научности, в подобных случаях любят говорить: "Зачем ребенку навязывать свое видение? В детском рисунке нас восхищает, прежде всего, непосредственность восприятия. Так пусть ребенок изображает природу, как ему самому хочется Это ложная точка зрения на методику преподавания искусства в школе. Законы строения форм природы и явлений действительности остаются одни и те же, независимо от того, кто их наблюдает. В каждом явлении, в каждом предмете, каким бы он ни казался ученику, существует определенная закономерность строения, объективно и независимо от наших ощущений. Не вещи существуют благодаря ощущениям, а ощущения — благодаря вещам.

ПРИНЦИП НАГЛЯДНОСТИ

Принцип наглядности состоит в том, что учащиеся идут к достоверным

знаниям, обращаясь к самим предметам и значениям как к источнику

познания.Психологические основы наглядности заключаются в том, что в сознании

человека решающую роль играют ощущения, т. е. если человек не видел, не

слышал, не ощущал, у него нет необходимых данных для суждения. Чем

больше органов чувств участвует в восприятии, тем познание предмета у

человека глубже и вернее.

Педагогу необходимо чаще обращаться к чувствам ребенка, так как первая

его реакция на окружающее бывает почти всегда в основе своей правильна.

Учителю рисования постоянно приходится использовать средства наглядности. Процесс рисования с натуры начинается с чувственного, зрительного восприятия изображаемого предмета, с живого эмоционального наблюдения. Поэтому надо добиваться того, чтобы сама натурная постановка привлекала внимание рисующего к главному.

Наглядность тесно связана с правильной организацией наблюдения и анализа натуры, что существенным образом влияет на правильность суждения о предметах и явлениях, а следовательно, и на качество построения изображения. Особенно большое значение наглядность имеет на первоначальной ступени обучения.

Принцип наглядности требует такого преподнесения учебного материала, при котором понятия и представления учащихся становятся более ясными и конкретными. Наглядность, как правило, оказывает более эффективное действие, чем словесное объяснение. Не случайно Я. А. Коменский провозгласил принцип наглядности "золотым правилом дидактики". Одним из эффективных приемов наглядного обучения является рисунок педагога. Когда педагог демонстрирует перед учениками процесс работы над рисунком, то усваивается не только учебный материал, но и возможности техники исполнения. Педагог добивается особенно большого эффекта, когда наглядно перед глазами ученика проделывает все это своей рукой

Главным в данном случае должны быть пояснения педагога, рисунок лишь дополняет слова.

Говоря о наглядности обучения, необходимо отметить и такую форму наглядности, как кино. С помощью кино можно продемонстрировать методическую последовательность выполнения рисунка, приемы работы карандашом, акварельными красками и т. п., показать технику наложения штриха. Средствами кино можно ярко раскрыть методику отдельных процессов построения рисунка. Быстрые процессы — движения руки, нанесение штриховки, приемы работы кистью. Соблюдая принцип наглядности, преподаватель должен вести дело так,

чтобы всем ученикам было разъяснено и показано на примерах применение

тех или иных законов и правил рисования.

Наглядность в обучении рисованию с натуры мы рассматриваем не как

вспомогательное средство обучения, а как ведущее. Принцип наглядности

должен пронизывать всю систему обучения изобразительному искусству.

ПРИНЦИП СИСТЕМАТИЧНОСТИ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ

ОБУЧЕНИЯ

Педагогическая наука требует, чтобы каждое новое положение или новая задача основывались на знаниях и навыках, усвоенных ранее, чтобы нарастание трудностей было постепенным. Процесс усвоения знаний и навыков предопределяет непрерывность между последующими знаниями и предыдущими, связь нового материала с пройденным, последовательное расширение и углубление знаний. Принцип систематичности и последовательности состоит в том, что новый учебный материал вызывает в памяти ранее воспринятое, уточняет его и дополняет.

Для соблюдения принципа систематичности и последовательности большую помощь учителю оказывают рабочие и тематические планы, методические разработки, иллюстрированные годовые планы, позволяющие наглядно проследить за системой последовательного усложнения учебных задач.

Принцип систематичности в обучении рисунку требует строгого правила — не переходить к новому учебному материалу, пока не усвоен и не закреплен предыдущий. Школьник должен последовательно закреплять отдельные разделы учебного рисунка, так как каждый предыдущий раздел входит составной частью в последующий.

Особое внимание должно быть уделено принципу систематичности и последовательности при обучении основам живописи и композиции.

В практике принцип систематичности и последовательности по этим дисциплинам соблюдается формально: по живописи — в порядке перечисления и усложнения натюрмортных постановок, по композиции — в порядке усложнения тематики.

ПРИНЦИП ДОСТУПНОСТИ И ПОСИЛЬНОСТИ ОБУЧЕНИЯ

Принцип доступности обучения требует от педагога четкого установления степени сложности и глубины освещения учебного материала для каждого класса, для каждого возраста детей Необходимохорошо знать, какие знания и навыки могут быть доступны детям того или иного возраста, что они могут усвоить и выполнить за отведенное время., необходимо учитывать и индивидуальные способности каждого школьника. Вместе с тем преподавателю не следует занижать возможности учеников. Школьников нужно нацеливать на посильную активную работу, чтобы они могли преодолевать известные трудности

 

 

№14 Воспит. каких нравственных, гражданских и деловых качеств человека возможно на уроках изобр искусства. Развитие волевые свойства личности на уроках ИЗ0

Воля личности — это совокупность различных волевых проявлений и свойств. Воля проявляется в целеустремленности, самостоятельнос­ти, решительности, настойчивости, вы­держке и самообладании.

Целеустремленность является важнейшим свойством личности, выражающимся в способности человека осуществлять жизненные цели.

Самостоятельностьпроявляется в умении оп­ределять и совершать действия, поступки без помо­щи других, руководствуясь только своими убеждени­ями, взглядами и основываясь только на своих зна­ниях, умениях и навыках.

Необходимое условие развития и формирова­ния самостоятельности — участие в той или иной де­ятельности.

Решительностьвыражается в умении своевре­менно и без колебаний принимать обдуманное ре­шение и претворять его в жизнь.

Решительность проявляется на всех этапах вы­полнения действия — при принятии решения, процессе его выполнения, при завершении действия. Действия решительного человека характеризуются продуманностью и быстротой, смелостью, уверенно­стью в своих поступках.

Выдержка и самообладаниеесть умение владеть собой, своими действиями, поступками и настрое­ниями в любую минуту, даже при неудачах и боль­ших удачах.

Выдержанный человек — это человек, постоян­но контролирующий себя, свои действия, поступки, человек, который умеет противостоять мимолетным влечениям, желаниям, настроениям, отвлекающим от главного, основного и способным привести к не­нужным поступкам.

Настойчивость выражается в умении добиваться поставленной цели, преодолевая трудности на пути к ее достижению.

Дисциплинированностьозначает осознанно подчинение своего поведения общественным правилам и нормам поведения.

Дисциплинированный человек сознательно без принуждения берет обязательства соблюдать правила современного общества и затем не только сам выполняет их, но и следит за их выполнением други­ми членами коллектива, общества.

Мужество и смелостьпроявляются в готовнос­ти и умении бороться, преодолевая трудности и опас­ности на пути к достижению цели. Мужественные поступки — это преодоление не­взгод, страданий, лишений, это смелый вызов опас­ности, неуклонное продвижение вперед к намечен­ной цели.

В результате неправильного воспитания, отри­цательных условий жизни у человека могут развить­ся качества, противоположные волевым качествам. Так, в противоположность самостоятельности ино­гда формируется внушаемость.Внушаемость выража­ется в неумении человека самостоятельно принять решения, самостоятельно организовать свои дейст­вия, в быстром, беспрекословном и некритическом принятии мнения других людей. Внушаемость про­является у слабовольных людей.

Противоположной чертой решительности яв­ляется нерешительность.

Противоположностью выдержке является не­умение сдерживать себя. Неумение сдерживать себя обычно объяс­няется отсутствием специального воспитания, отсут­ствием высоких морально-нравственных оценок и убеждений.

Формирование перечисленных волевых свойств личности определяется главным образом целенаправленным воспитанием и неразрывно с вос­питанием ее идейных взглядов, идеалов, убеждений, мировоззрения. Воспитание воли неотделимо от вос­питания чувств, сознания личности. Воля, чувства, сознание составляют единый комплекс, который приковывает к себе всю систему воспитания.

В процессе формирования личности художни­ка особое значение имеет развитие целеуст­ремленности, настойчивости; изобразительная дея­тельность, как и любая другая деятельность челове­ка, требует постоянного, упорного и настойчивого труда. Только при этом условии возможен успех в изобразительной деятельности и возможно успешное формирование личности художника.

Воспитание волевых черт характера ребенка, его упорства, настойчивости проходит под постоянным контролем его сознания и тесно связано с его моральными принципами, чувст­вами.

Формирование идейно-политической убежденности С пер­вых шагов занятий рисованием ребенок должен понять роль и значение искусства в жизни общества, в чем заключаются прин­ципы партийности и народности искусства. Изобразительное ис­кусство является одним из действенных средств воспитания нравственных, гражданских и деловых качеств народа. По силе воздействия на чувства и умы людей оно не имеет себе равных.

Искусство стоит вне политики, а творчество художника развивается лишь на осно­ве его субъективного отношения к жизни и реальной действитель­ности, что художник якобы независим от общества и всегда как бы возвышается над ним. Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя.

Творчество — это уникальное явление, а потому оно не может развиваться в интересах общества.

Художники-формалисты, как правило, подменяют в своем твор­честве отражение реальной жизни произвольным субъективным вымыслом, игрой своего воображения. Такой метод художествен­ного творчества приводит к необходимости умышленно искажать и разрушать реальную форму предметов, уводить зрителя от об­разов реальной действительности в мир бессмысленных, ало­гичных иллюзий.

Когда утверждают, что в учебном академическом рисунке нет индивидуальности, что все рисуют совершенно одинаково,

потому что выполняют одни и те же требования, то забывают, что каждый человек индивидуален и неповторим. Тот «ценностно-личностный аспект» действительности, который открывается ху­дожнику, а потом выражается в рисунке, неповторим, нов и «пер­вичен», хотя художник и хорошо усвоил многовековую культур­ную традицию. Кроме того, надо понять, что правила, схемы, законы академического рисунка не дают возможности точно пере­дать образ объекта наблюдения, они только помогают художнику понять характерные особенности этого объекта и он должен твор­чески эти законы использовать.

Основная задача художественно-графических факультетов — активно способствовать формированию духовного мира будущего педагога, его прочных идейных убеждений. Современный худож­ник не может ограничиваться решением лишь чисто профессио­нальных задач, он должен уметь раскрыть в своем творчестве и идейное содержание. Оно может быть выражено и в учебной поста­новке. Чем содержательнее будет идейная окраска учебной пос­тановки, тем более она сможет содействовать активизации твор­ческой деятельности ученика, так как будет пробуждать его мысль, стремление найти для воплощения столь сложной тема­тики яркую художественную форму, запоминающиеся образы, вести поиск этих форм и образов.

Будущий учитель средней общеобразовательной школы должен знать, как, какими методами можно активизировать творческую деятельность своих учеников, как надо составлять (компоновать) натурную постановку, чтобы она содействовала решению задачи идейного воспитания. Уже на академических занятиях рисунком студенту следует подумать, почему педагог для очередной постановки натюрморта выбрал именно эти предметы, а не другие, для чего он скомпоновал их в таком виде и почему освещение он направил на пред­меты с данной позиции. При наблюдении за тем, как педагог составляет натурную постановку, студент должен понять, ради чего он все это делает, чтобы затем использовать этот опыт.

Помня о важности идейной направленности учебных поста­новок, студенту художественно-графического факультета следует уже на первом курсе попробовать свои силы в композиционном решении натюрморта, в котором бы идейное содержание было вы­ражено ярко и убедительно. В педагогических институтах, где педагогическая практика начинается с первого курса, такая ме­тодическая и художественно-педагогическая подготовка становит­ся просто обязательной.

Проблема развития творческих способностей особо острой становится на завершающем этапе обучения (IV—V курсы), когда студенты приступают к выполнению дипломной работы. Здесь отк­рывается широкое поле для творческой деятельности и молодой художник может направить свою творческую деятельность на воплощение современной тематики, раскрытие ее идейной направ­ленности. Студент, который берет тему сегодняшнего дня и ака­демический рисунок выполняет с большим подъемом, старается заострить свое внимание на наиболее характерных особенностях натуры.

В наши дни искусство призвано, как никогда ранее, воздей­ствовать на сложные процессы преобразования действительности, на нравственный облик и поступки людей, воспитывать их в духе коммунистических идеалов, активно бороться за мир во всем мире)

ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО – ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К МИРУ Соотношение обучения и воспитания — фундаментальная пробле­ма педагогики. Ее разрешение ложится и на учителя рисования. Он также должен, обучая искусству, воспитывать.

Реализация задач воспитывающего обучения требует от каждого педагога владения методами обучения и воспитания как единой ме­тодикой учебно-воспитательного процесса.

Когда мы приобщаем детей к искусству, мы должны полнее раскрывать цели и задачи искусства, в особенности принципы реали­стического искусства — принцип народности.

Отражая жизнь в художественных образах, давая ей эстетическую оценку, изобразительное искусство является могучим инструментом освоения прекрасного в самой действительности, своеобразной шко­лой жизни. Эмоционально воздействуя на человека, оно развивает, формирует и разум, и чувства человека. Зная эти качества и особенно­сти изобразительного искусства, учителю рисования надо умело ис­пользовать их в воспитательных целях.

Учитель может включить в иллюстративный материал для этих бе­сед такие произведения, как "Бурлаки на Волге" и "Арест пропаган­диста" И.Репина, "Ленин в Смольном" И. Бродского, "Оборона Пе­трограда" А. Дейнеки, "Допрос коммунистов" Б. Иогансона, "Ленин у прямого провода" И. Грабаря, "Утро индустриальной Москвы" К.Юона, "Рабочий и колхозница" В.Мухиной, "Фашист пролетел",А.Пластова, "Мать партизана" С. Герасимова, "Оборона Севастопо­ля" А. Дейнеки, "Конец" Кукрыниксов, "Хлеб" Т. Яблонской, "На просторах подмосковных строек" и "Космонавты" А. Дейнеки. При этом педагог одновременно коснется истории становления и развития Советского государства и обратит внимание учащихся на патриотизм, героизм советского народа, проявленные в Великой Отечественной войне.

Особое внимание в таких бе­седах следует уделять эстетической стороне, умению художника под­метить и выразить красоту и величие идеи, которая вдохновила его на создание этого произведения.

Преподавание изобразительного искусства в школе должно помо­гать детям, познавать окружающую действительность, видеть и пони­мать прекрасное в человеческих отношениях, формировать стремле­ние заботиться о красоте своего края, дома, своего облика.

Художественное воспитание должно рассматриваться и как эмо­циональное воспитание, воспитание чувств, умения глубоко пере­жить, красочно и образно выразить средствами рисунка свои мысли и чувства об окружающей действительности.

 

№15 Учебно-воспитательные цели и задачи урока

Программа гармоничного развития личности в нашей стране требует от общеобразовательной школы такой подготовки подрастающего поколения к жизни, чтобы она соответствовала научно-техническому прогрессу, уровню развития современной культуры. Исходя из общих задач воспитания, школьный курс изобразительного искусства ставит своей целью:

1. Готовить всесторонне развитых, образованных членов общества, способных принять активное участие в различных отраслях государственной, общественной и хозяйственной жизни страны.

2. Эстетически воспитывать детей, развивать их художественный вкус.

3. Помочь детям познавать окружающий мир, развивать их наблюдательность, приучать логически мыслить, осознавать виденное.

4. Раскрывать практическое значение рисунка в жизни человека, научить пользоваться рисунком в трудовой деятельности, в общественно полезной работе.

5. Дать учащимся знание элементарных основ реалистического рисунка. Привить навыки и умения в изобразительном искусстве, ознакомить с основными техническими приемами работы. Привить любовь к труду, воспитать аккуратность и настойчивость в работе.

6. Развить творческие способности учащихся, дать верное направление их эстетическому восприятию мира. Развить пространственное мышление, образное представление и воображение.

7. Ознакомить школьников с выдающимися произведениями русского и мирового изобразительного искусства. Привить интерес и любовь к изобразительной деятельности.

Рассмотрим эти цели и задачи более подробно.

1, Преподавание изобразительного искусства в средней школе преследует прежде всего общеобразовательные цели. Основная задача - расширить кругозор человека, воспитать разносторонне образованного члена общества.

Занятия изобразительным искусством создают богатые возможности для всестороннего развития человека. Особенно велика роль в этом деле занятий рисованием. Рисование развивает и умственно и эстетически, помогает познать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать форму предметов. Оно развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к

образному представлению. Оно учит точности расчета, учит познавать красоту природы, учит мыслить и чувствовать.

Занятия изобразительным искусством разнообразны и по видам, и по методам учебно-воспитательной работы.

В школьной программе предусмотрено четыре вида учебных занятий: рисование с натуры, декоративное рисование, тематическое ' рисование, беседы об искусстве. Рисование с натуры, в свою очередь, предусматривает занятие рисунком и живописью; декоративная работа-составление узоров, элементы художественного конструирования, декоративно-оформительскую работу. В беседах об искусстве учащиеся знакомятся с произведениями живописи, графики, скульптуры, с памятниками архитектуры и декоративно-прикладного искусства. Каждый из этих видов занятий содействует эстетическому воспитанию, развитию творческих способностей, формированию мировоззрения, т. е. всесторонне развивает личность.

2. В задачу занятий изобразительным искусством входит эстетическое и художественное воспитание.

Эстетическое воспитание - это воспитание у учащихся способности к полноценному восприятию прекрасного в жизни, природе, искусстве, науке и обществе. Прекрасное воздействует на ум, душу, волю, обогащает духовный мир человека.

Роль эстетического начала в творческой деятельности человека огромна. Эстетическое отношение к жизни является первоосновой вдохновения, способствует превращению труда в источник радости, духовного наслаждения.

Задача средне общеобразовательной школы - различными методами эстетического воспитания воздействовать на ум и чувства ребенка, пробуждая у него эстетические эмоции, приобщая его к постижению красоты, гармонии во всех ее проявлениях, а также развивая его творческие возможности, творческую активность, которая может быть проявлена в самых различных областях деятельности человека. Гармоничное воспитание ставит своей целью повысить сознательность людей, воспитать в них патриотизм, любовь к своему Отечеству. Чтобы развить у детей эстетический вкус, учитель должен прежде всего обращать их внимание на красивое в жизни, научить их замечать, чувствовать, воспринимать красоту, любоваться ею, радоваться ей. Вкус - не прирожденное качество человека, он развивается, и развивать его в школе должен, в первую очередь, учитель рисования.

3. Одна из главных задач занятий рисованием - помочь детям познавать окружающую действительность, развивать у них наблюдательность, научить правильно видеть.

Рисование в школе помогает детям шире и разностороннее видеть мир.

Обучение рисованию решает две взаимосвязанные задачи: развитие зрительного восприятия учащихся и формирования их умения осознавать увиденное.

Под развитием восприятия учащихся мы понимаем воспитание у них способности целенаправленно наблюдать: сравнивать между собой предметы и явления, устанавливать сходство и различие, классифицировать предметы по форме и фактуре. Выработка сознательного зрительного внимания способствует и развитию других видов внимания, что так важно для детей школьного ' возраста, которые, как правило, обладают вниманием неорганизованным и нестойким.

Преподавание изобразительного искусства в школе осуществляет целый ряд учебно - образовательных задач. Процесс решения этих задач, в свою очередь, дает возможность развивать мышление учащихся, углублять и обобщать их представления об окружающей действительности, способствуя таким образом формированию материалистического мировоззрения.

4. Преподавание изобразительного искусства в школе ставит своей целью также показать учащимся, какое обширное поле деятельности открывается перед человеком, овладевшим основами реалистического рисунка.

Умение рисовать помогает всем: агроному, шоферу, рабочему за станком, хирургу, делающему сложную операцию, И конечно, в еще большей степени - архитектору, конструктору и другим специалистам, чья деятельность непосредственно связана с рисованием. Все это говорит о большом практическом значении рисования для подготовки подрастающего поколения к жизни.

5. Главная практическая задача обучения изобразительному искусству в средней школе - это овладение элементарными основами реалистического рисунка, приемами и навыками рисования. Учитель наглядно показывает, как правильно держать карандаш в руке, как проводить линии, как ими выражать форму объемных предметов на плоскости. Учитель знакомит с различными материалами и инструментами для рисования, показывает, как работать

Занятия изобразительным искусством в школе ставят своей задачей развить в детях и другие качества - организованность, умение обдумывать порядок работы, логически мыслить, сознательно и по плану работать. Процесс выполнения рисунка является целенаправленным трудом. Рисуя, ученик стремится достичь определенной цели.

6. Изобразительное искусство в школе способствует образованию ясных и точных представлений о форме предметов и тем самым благотворно влияет на точность и ясность мысли, а это, в свою очередь, благотворно влияет на творчество, на изобретательство. Ставя своей задачей развить творческие способности учащихся на уроках изобразительного искусства, учитель должен выработать правильную методику работы с детьми.

Развивая творческие способности учащихся, педагог должен обратить особое внимание на воображение ребенка: от этого во многом зависит результат творческой деятельности. Воображение человека тесно связано с эмоциями, а как известно, искусство уже само по себе эмоционально. Поэтому учителю рисования довольно легко направить процесс преобразования представлений учащихся от реальной действительности в новые представления, связанные с реальностью, но и несущие в себе элементы фантазии, воображения, творчества. В задачу занятий изобразительным искусством входит также сохранение и поддержание у детей способности к восхищению и удивлению, что имеет огромное значение для совершения новых открытий.

7. И наконец, на занятиях изобразительным искусством школьники знакомятся с выдающимися произведениями искусства и их творцами. Во время бесед об искусстве учитель рассказывает о различных видах изобразительного искусства: графике, живописи, скульптуре., архитектуре, декоративно - прикладном искусстве. Такие беседы знакомят учащихся с историей развития человеческой культуры, с величайшими произведениями искусства, с жизнью и творчеством великих художников, стилями определенной эпохи, с выдающимися людьми прошлого и настоящего.

Для осуществления перечисленных учебно - воспитательных задач преподавателю необходимо придерживаться определенной системы и использовать разнообразную методику работы с учениками. Каждый вид занятий требует своей методики, своего специфического подхода к делу. Не менее важно и творческое отношение к занятиям, находчивость и мастерство педагога.

Для достижения успеха в работе учителю необходимо также хорошо знать, какой объем знаний и навыков может усвоить ученик в том или ином возрасте, продуманно строить методику работы с учащимися, учитывая их возрастные особенности.

№16 Структура способностей к изо деятельности. Условия активизации творческих способностей школьников на уроках ИЗО: Система, обучения и воспитания художника – педагога должна быть чёткой и научно обоснованной и осуществляться в рамках школы. Под школой мы имеем в виду прежде всего строгую систему в обучении и воспитании, добровольное подчинение учащихся предложенной системе и методам преподавания, строгость и чёткость в изложении научно достоверных знаний и передаче проверенного опыта художественной практики. В школе молодой художник, усваивая опыт прошлого. Академическое направление в художественной школе предусматривает не только вооружение учащихся знаниями и навыками, но и приобщение к творческой деятельности. Советская психология и педагогика утверждают, что развитие творческих способностей, творческой активности наиболее результативно в процессе обучения. следовательно, учебный процесс, учебная деятельность должна быть в центре внимания школы. Поклонники методов «свободного воспитания» считают, что наивный детский рисунок тем и прекрасен, что он выражает непосредственность восприятия мира, а в изобразительной деятельности ребёнок бурно проявляет свою творческую инициативу. Рисуя, ребёнок испытывает радость творческого созидания, и мя должны сохранить это у него на всю жизнь. Как только рисунок ребёнка приобретает правильность, он якобы теряет выразительность. Но возникает вопрос: а разве только в изобразительной деятельности ребёнок проявляет свою непосредственность, а в словесности, хореографии, музыке не проявляет? Во всех этих вопросах будущему художнику - педагогу необходимо хорошо разбираться. Несмотря на то, что все ученики усваивают одни и те же правила и законы академического рисунка, каждый рисующий по-своему воспринимает натуру и поэтому полного тождества в изображениях быть не можетРазвивать в ученике творческую интуицию можно различными путями. П. П. Чистяков советовал при рисовании с натуры академической постановки внимательно следить за тем, чтобы фигура «была выражена во всех частях своих правильно», «чтобы нигде не фантазировать», а чтобы правильно уловить характерную особенность строения каждой мышцы, которые имеют отклонения «на волосок», - тут необходимо интуитивное чутьё». В этих случаях чутьё говорит, намекает на ошибку и знает, указывая место, где исправлять». Для активизации творческой деятельности необходимо требовать от каждого ученика рисовать сознательно, не допускать механического копирования натуры. При творческом восприятии натуры педагог должен помочь ученикам увидеть в натуре главное, сориентировать их на чувственное, образное восприятие объекта. Характер творческой активности в процессе школьного обучения рассматривается нами с точки зрения активизации таких художественно – творческих способностей, как умение передать сходство, подметить в натуре характерное, передать материальную основу формы и закономерности её строения – пропорции, анатомическую структуру, фактуру поверхности и т. п. полученные знания и навыки не только активизируют творческую деятельность начинающих рисовальщиков, но и помогают приобрести опыт объективной оценки как своей деятельности, так и деятельности товарищей, способствуют формированию собственных критериев художественно – эстетической оценки. Структура способности к изобразительной деятельности.

Успешная деятельность человека во многом определяется степенью развития и формирования его способностей. Под способностями понимают те психологические свойства и качества личности, которые служат необходимым условием высококачественного выполнения конкретного вида деятельности. Успешная изобразительная деятельность требует развитых художественных способностей. Разумеется, природными задатками, на основе которых развиваются художественные способности, обладают не только художники – профессионалы и учащиеся художественных школ, училищ и вузов. Встречается много людей, обладающих тонкими задатками, которые по различным причинам (условия жизни, отсутствие упорства и т. п.) не стали профессиональными художниками. Структура способности к изобразительной деятельности (как и других способностей) – явление сложное. Причём в каждой конкретной деятельности роль составляющих структуру свойств различна. Термин «способности», несмотря неоднозначен Способности – свойства души человека, понимание как совокупность всевозможных психических процессов и состояний. Это самое старое из имеющихся определений способностей. В настоящее время им практически уже не пользуются в психологии.

Способности представляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Данное определение появилось и было принято в психологии 18 – 19 вв., отчасти является употребимым и в настоящее время.

1. Способности – это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Это определение принято сейчас и наиболее распространено. Оно вместе с тем является наиболее узким и наиболее точным из всех трёх. Природные способности: это способности непосредственно связаны с врождёнными задатками, но не тождественны им, а формируются на их основе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условнорефлекторных связей, оперантного обусловливания, импринтинга и ряда других. Общие: способности включают те, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельностиСпециальные: способности определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. Теоретические и практические: способности отличаются тем, что первые предопределяют склонность человека к абстрактно – теоретическим размышлениям, а вторые – к конкретным, практическим действиям. Учебные и творческие: отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения и воспитания, вторые - создание предметов материальной и духовной культуры, Анализируя способности к ИЗО, необходимо рассмотреть вопрос о том, что такое склонности, и в каких отношениях находятся склонности и изобразительные способности у человека, и прежде всего ребёнка. Повышенная склонность ребёнка к ИЗО служит показателем пробуждающихся у него способностей к художественному мастерству. Очень часто толчком к проявлению интереса к ИЗО, проявлению желания заняться рисованием, лепкой служит наблюдение за рисующими или занимающимися лепкой людьмиОдним из важнейших показателей способностей к изобразительной деятельности является умение передавать в изображении сходства с изображённым объектом. Следующим важным показателем художественных способностей является наличие выразительной композиции. Внимательный анализ творчества великих художников говорит о том, что этот признак способностей к изобразительной деятельности был очень ярко представлен у каждого из них. Умение видеть в предметах и явлениях главное художники называют «поставленным глазом». Умение видеть даёт возможность рисовальщику отбирать в действительности самое важное, яркое, типичное и характерное. Не менее важным показателем способностей к художественному творчеству является большая любовь к изо сопровождаемая огромной работоспособностью. Показателем наличия способностей к художественной деятельности служит также умение образно мыслить, лёгкость воображения каких – либо сцен, событий, отдельных людей, пейзажаЕсли у художника наблюдается высокая степень развития способностей, то обычно о нём говорят как о талантливом мастере. Более высоким качественным уровнем художественного дарования человека является гениальность.

№17 Учитель как организатор и руководитель учебного процесса

Изобразительное искусство в школе, как и любой другой предмет, имеет свои специфические особенности, свои задачи и свой систематический курс обучения. Н а уроках рисования дети прежде всего приобретают с помощью учителя необходимые знания и навыки.

Говоря о рисовании в школе, надо, прежде всего иметь в виду, что изобразительная деятельность ребёнка в школьных условиях уже начиная с первого класса перестаёт быть игров

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...