Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 13 Методика изучения частей речи в начальной школе




Общие методические основы изучения частей речи в начальной школе. Задачи изучения частей речи. Объективные трудности раздела "Части речи" для младших школьников, вызванные абстрактностью морфологических понятий и категорий; основные пути преодоления трудностей. Возможности, предоставляемые разделом для развития мышления учащихся. Задачи изучения морфологии и общее содержание работы: изучаемые части речи и их грамматические признаки, формируемые морфологические умения. Значимость приобретаемых детьми знаний и умений для выполнения орфографических действий, для обогащения речи учащихся и повышения ее правильности (предупреждения и устранения ошибок в образовании форм слов и построении словосочетаний). Необходимость ведения морфологической работы на уровне не только формы слова, но и словосочетания или основы предложения. Изучение русского языка по системе Я.А. Фаизова.

Содержание и организация изучения каждой из частей речи: подготовительная работа, способы знакомства с опознавательными признаками, с грамматическими категориями; формирование способа действия, необходимого для определения части речи, постоянных и переменных признаков слова, для правильного его изменения; организация наблюдений за изменением значений при изменении форм слов, выявление назначения каждой части речи и присущих ей категорий.

Изучение имени существительного в начальной школе: задачи изучения, изучение по годам; методика работы над лексическим и грамматическим значением имени существительного; изучение грамматических категорий имени существительного.

Методика изучения имени прилагательного: содержание и работа по годам обучения; особенности работы над изучением грамматических категорий прилагательного; правописание падежных окончаний прилагательных; развитие речи учащихся в процессе изучения имени прилагательного.

Методика изучения глагола: задачи изучения, последовательность изучения глагола по классам; формирование знаний о временных формах глагола; спряжение глаголов и правописание личных безударных окончаний глаголов; развитие речи учащихся в процессе изучения глагола.

 

Тема 14 Методика изучения морфемного состава слова

Место раздела "Состав слова" в начальном курсе русского языка, задачи и общее содержание работы (круг формируемых понятий и умений). Возможности, предоставляемые разделом для работы над правильностью и точностью речи, для лингвистического развития учащихся и воспитания у них внимания к слову, интереса к изучению русского языка.

Трактовка понятий в школьных учебниках, способы их введения; наблюдения за значением и назначением морфем, их ролью в обеспечении точности речи. Конструирование слов, их преобразование путем использования различных морфем, исправление словообразовательных ошибок малышей как виды упражнений, их обучающие, развивающие и воспитательные функции.

Разбор слов по составу как способ формирования соответствующего умения, место этого умения при выполнении орфографических действий.

 

Тема 15 Методика обучения орфографии в начальной школе

Недостаточная результативность обучения орфографии и ее возможные причины; основные направления совершенствования работы (усиление коммуникативной мотивированности грамотного письма и воспитание сознательного отношения к проблеме выбора письменного знака, развитие орфографической зоркости детей, целенаправленное обучение проверке написанного и др.)

Лингвистическая сущность понятия "орфограмма" с фонемных позиций. Школьные трактовки этого понятия и их анализ. Виды орфограмм, обзор изучаемых в начальных классах, их распределение по разделам и темам курса.

Структура осознанно выполняемого орфографического действия и вытекающие из нее орфографические умения: обнаруживать орфограммы, определять их разновидности, применять соответствующие правила, осуществлять самоконтроль. Значимость формирования каждого из умений, их взаимосвязь, место соответствующей работы в курсе русского языка.

Способы формирования орфографической зоркости младших школьников: начало процесса в первом классе и его продолжение в дальнейшем; содержание и организация обучения в разных разделах и темах курса.

Выяснение состава слова и его морфологических признаков как основа второго умения – определять разновидность орфограммы.

Сущность умения применять правило; общая характеристика процесса знакомства с правилом и овладения им. Сопоставительный анализ работы над конкретными правилами. Приемы работы над орфографическим правилом (В.Лайло и Я.Фаизов).

Особенности работы над написаниями, требующими запоминания. Приемы работы над словарными словами (В. Лайло, А. Агафонов).

Сущность действия орфографического самоконтроля и способы его формирования.

Орфографические упражнения, их назначение и критерии выбора. Предупреждение и исправление орфографических ошибок. Использование приемов П.Тоцкого, В.Канакиной. Работа над ошибками и использование памяток.

Требования к компетентности:

· уметь обосновывать влияние фонетических умений младших школьников на правильность их письма; знать способы совершенствования фонетических умений младших школьников;

· знать особенности обучения грамматике в младших классах;

· уметь анализировать организацию процесса изучения грамматических и орфографических тем в учебниках русского языка: способы предъявления новых сведений, организацию тренировочной работы, характер дидактического материала;

· уметь выбирать оптимальные методические приемы для формирования грамматических и орфографических понятий у младших школьников;

· уметь ориентироваться в понятиях «орфограмма», «орфографическая зоркость», «орфографическая задача», «орфографическое правило», «орфографический навык»;

· научиться ориентироваться и осуществлять анализ учебников по русскому языку для начальных классов;

· уметь методически грамотно составлять тематические и поурочные планы (конспекты) по различным грамматическим и орфографическим темам с изготовлением дидактического материала;

· уметь анализировать уроки русского языка (в том числе представленный в виде конспекта или видеозаписи), оценивать их и определять направления совершенствования учебной работы с младшими школьниками;

· уметь реализовывать намеченную программу сначала в конспекте или плане урока, дополненном осознанно подобранным дидактическим материалом, а затем – в реальном учебном процессе.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...