Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблема соотношения научной и педагогической деятельности в вузе.




  1. Понятие культуроцентричности. Связь культуры и образования.

Человек в общественной жизни действует на основе культуры и подвергается ее обратному воздействию. В результате такого воздействия совершенствуются знания человека в современной действительности. В конечном счете, уровень молодого ученого, изучающего человеческий социум, можно обозначить как культуроцентричность в профессиональном развитии.

Культуроцентричность в становлении молодого ученого играет большую роль, так как для современности актуально само понятие культуры в различных ее направлениях. Научная новизна исследования культуры, состоит в следующем:

·анализ ценностных ориентаций, идеологии в контексте развития культуроцентричности позволяет получить более полное представление о современном обществе;

·на современном этапе открылись перспективы изучения логики научного познания, вследствие этого сама культура располагает своей логикой понятий и определений;

·любое научное исследование, соотносимое с интересами культуры и опирающиеся на культуроцентричность, следует путями гуманизации среды обитания человеческого сообщества.

Таким образом, культура в понимании ученого это не только материально-производственные достижения, но и знания, ценности, убеждения, идеология, а также образ жизни каждого представителя определенной социокультурной общности.

Изучая проблему социокультурного характера, культуроцентричность проявляется в функциях культуры, из которых наиболее значимой является функция адаптации. Данная функция проявляется в соединении природного и социального в общественно культурной жизни. Являясь творцом своей культуры, человек вместе с тем усваивает такие ее элементы, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям определенного общества.

В научных изысканиях культуроцентричность заключается в следующих направлениях:

·определение смысла целенаправленной научной деятельности;

·выявление критериев оценки реальных событий, происходящих в современном обществе;

·обоснование необходимости сохранения социокультурного наследия;

·внутреннее побуждение к деятельности как основная мотивация.

Культуроцентричность современного ученого определяется в наиболее общем плане как его способность воспроизводить и совершенствовать свою научную деятельность в определенных условиях и в конкретно социокультурном пространстве.Культуроцентричность образования дает возможность решать проблемы содержательно и по существу: с позиций целостности всего образовательного процесса, ориентированного на жизненный мир человека, включающий корреляцию его возможных форм, содержания и технологий с позиций цельности самого человека. Культура и образование связаны между собой:

общим объектом - человек культуры и образования;

общечеловеческими ценностями: культура, образование, человек и др.;

творческим характером культурно-образовательной деятельности (неслучайно, К.Д. Ушинский педагогическую практику называл искусством);

общими функциями - развитие, обучение и воспитание человека.

Образование должно осуществляться в контексте определенного типа культуры. Культурологическая парадигма в большей степени ориентирована не на знания, а на усвоение элементов культуры.

Учитель должен являться носителем передовой культуры, он сам является ценностью и производит новые ценности - учеников - и тем самым идентифицирует себя с культурой.

Педагогическая деятельность - это прежде всего диалог между культурами, обмен культурными ценностями (а не просто передача знаний, умений и навыков).

Всякая история есть история культуры и образования. Поэтому чтобы определять стратегические цели и задачи образования, нужно изучать историю развития культуры и образования.

 

  1. Болонский процесс: понятие, состояние, направление и перспективы.

Болонский процесс — процесс сближения и гармонизации систем высшего образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Официальной датой начала процесса принято считать 19 июня 1999 года, когда была подписана Болонская декларация [1].

Решение участвовать в добровольном процессе создания Европейского пространства высшего образования было оформлено в Болонье представителями 29 стран. На сегодняшний день процесс включает в себя 47 стран-участниц из 49 стран, которые ратифицировали Европейскую культурную конвенцию Совета Европы (1954). Болонский процесс открыт для присоединения других стран.

Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года на берлинской встрече министров образования европейских стран. В 2005 году вБергене Болонскую декларацию подписал министр образования Украины. В 2010 году в Будапеште было принято окончательное решение о присоединенииКазахстана к Болонской декларации. Казахстан — первое центральноазиатское государство, признанное полноправным членом европейского образовательного пространства.Начало Болонского процесса можно отнести к середине 1970-х годов, когда Советом министров Европейского союза была принята резолюция о первой программе сотрудничества в сфере образования.

В 1998 году министры образования четырёх европейских стран (Франции, Германии, Великобритании и Италии), участвовавшие в праздновании 800-летия Парижского университета, сошлись во мнении, что сегментация европейского высшего образования в Европе мешает развитию науки и образования. Ими была подписана Сорбоннская декларация (англ. Sorbonne Joint Declaration, 1998).[3]. Цель декларации заключается в создании общих положений по стандартизации Европейского пространства высшего образования, где мобильность следует поощрять как для студентов и выпускников, так и для повышения квалификации персонала. Кроме того, она должна была обеспечить соответствие квалификаций современным требованиям на рынке труда.

Цели Сорбонской декларации были подтверждены в 1999 году при подписании Болонской декларации[4], в которой 29 стран выразили свою готовность взять на себя обязательство повысить конкурентоспособность европейского пространства высшего образования, подчеркивая необходимость сохранения независимости и самостоятельности всех высших учебных учреждений. Все положения Болонской декларации были установлены как меры добровольного процесса согласования, а не как жесткие юридические обязательства.

Основные цели Болонского процесса: расширение доступа к высшему образованию, дальнейшее повышение качества и привлекательности европейского высшего образования, расширение мобильности студентов и преподавателей, а также обеспечение успешного трудоустройства выпускников вузов за счет того, что все академические степени и другие квалификации должны быть ориентированы на рынок труда. Присоединение России к Болонскому процессу дает новый импульс модернизации высшего профессионального образования, открывает дополнительные возможности для участия российских вузов в проектах, финансируемых Европейской комиссией, а студентам и преподавателям высших учебных заведений — в академических обменах с университетами европейских стран.

  1. Оптимизация процесса преподавания дисциплин социогуманитарного профиля в вузах России.
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...