Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Педагогический процесс с внешней и внутренней стороны.




Обучение, образование, приучение, воспитание, развитие, наставление, увещание, изыскание и другие подобные многочисленные слова обозначают различные свойства, стороны, средства и моменты одного большого целого -педагогического процесса. Что такое педагогический процесс?

Если рассматривать педагогический процесс с внешней стороны, то он представится в виде передачи старшим поколением младшему того, чем владеет старшее поколение, что оно приобрело само, переиспытало, пережило и что получило готовым от своих предков, от более ранних поколений. А так как все наиболее ценные приобретения человечества, ранее жившего и ныне живущего, объединяются в одном слове «культура», то педагогический процесс с внешней стороны может быть понят как передатчик культуры от старшего поколения к младшему, от прежде жившего человечества к ныне живущему. Необходимость такого процесса ясна. Культура - дело слишком сложное и слишком важное, чтобы не позаботиться о постепенном введении в нее новых поколений, о приобщении к ней.

Забросить культуру нельзя, потому что это значило бы отказаться от наиболее ценного, что создало человечество. Нужно сделать юнейшие поколения настоящими наследниками их предшественников, т.е. подготовить молодежь, к самому широкому пользованию благами культуры. Такой цели и служит образование, учение, воспитание, - словом, педагогический процесс.

Изложенное понимание педагогического процесса правильно передает его внешний характер: в воспитании постоянно заботятся о научении, сообщении, внушении, запоминании, убеждают, выговаривают, исправляют, все свое лучшее хотят передать воспитываемому.

Многим все воспитание представляется просто весьма продолжительным обучением разным разностям. Но остановиться на таком понимании педагогического процесса невозможно, так как внутренняя его сторона остается при этом совершенно незатронутой, все дело представляется лишь с внешней стороны, поверхностно, а потому и неправильно.

Педагогический процесс не есть лишь передача чего-то от одного другому; он не есть только посредник между поколениями; представлять его в виде трубки, по которой культура переливается от одного поколения другому, неудобно. Подобный педагогический взгляд совершенно не отвечает громадному количеству фактов, не подтверждается ими и даже прямо опровергается.

Громадное большинство людей суть люди самообразовавшиеся, саморазвившиеся,, а не образованные и развитые кем-либо другим, воспринявшие от других культуру прежних поколений.

 

 

Таковы дети крестьян, о воспитании и образовании которых родители мало заботятся: уход за ними настолько плох, что часто не обеспечивает им жизни, не предохраняет от увечья, поранений, сильных ожогов, ушибов и т.п.: духовное же их развитие остается в полном небрежении: в этом отношении дети предоставляются сами себе. Что они наблюдают, знают, умеют, все это они приобретают сами, собственной самодеятельностью, без всякого руководства: их учит природа внешняя, природа их собственного организма, и весьма мало люди. То, чему их выучат родители, или что они узнают в школе, совершенно ничтожно по сравнению с тем, что они приобретут сами. Все их мировоззрение, весь их духовный склад созданы ими самими, а не взяты откуда-либо со стороны. Это люди, сами себя сделавшие, а в таком положении находилось и находится громадное большинство человечества. Педагогический процесс в нем совершается, но, очевидно, далеко не в форме внешней передачи, сообщения, научения...

Каждое дитя, какому кругу общества ни принадлежали бы его родители, само учится смотреть, слушать, поднимать голову, сидеть, стоять, ходить, схватывать и держать вещи, само приобретает искусство владения органами тела и совершения ими движений, отдельных и сложных. Родители и воспитатели, правда, иногда пытаются вмешаться в совершение этих процессов, стремятся учить дитя стоять, ходить, переносить вещи, но это вмешательство более комично, чем действительно по существу.

Нет никакого сомнения, что все аппараты и приспособления для более быстрого обучения детей хождению совершенно бесполезны: дитя само начнет пытаться ходить, когда будет чувствовать к тому достаточно сил, и непременно выучится этому искусству без всякой посторонней помощи.

Побуждать его ходить слишком рано, прежде собственных попыток, вредно, может повлечь ослабление и искривление органа.

Следовательно, вся помощь родителей и воспитателей детям при самостоятельном обучении детей этому искусству может состоять лишь в предупреждении ушибов при падении и тому подобных ничтожных мелочах: сущность же дела будет сделана самими детьми. То же самое наблюдается во всех вышеуказанных процессах.

В духовном отношении у каждого дитяти замечается подобные же процессы саморазвития, что и в телесном. Дитя само учится говорить. Правда, оно учится говорить на том языке, который слышит около себя, но учится само: ему нет возможности объяснить, в какое положение должен быть поставлен голосовой аппарат, чтобы произвести тот или другой звук; да громадное большинство взрослых сами не знают этого, а потому и объяснить не могут.

Точно так же чрезвычайно трудно объяснить ребенку смысл обычных слов с отвлеченным значением, например: хочу, подумаю, послезавтра, может быть, умно, глупо и пр., и ребенку обыкновенно приходится самому доходить до правильного понимания таких слов.

Таким образом, детский язык, с внешней стороны представляющийся простым усвоением и подражанием языку взрослого, на самом деле, по существу, есть плод детской самодеятельности, без которой овладение языком совершенно невозможно. Самодеятельность детей в области языка простирается иногда так далеко, что дети сами создают свой особенный язык, непонятный взрослым. Так что они говорят на двух языках: со взрослыми - на их языке, а между собой - на особенном, только им понятном, самодельном языке. И такой самодельный язык бывает нередко довольно богат, удовлетворяет детским нуждам в сообщении.

То же самое явление повторяется во всех других областях духовной жизни: дитя само учится наблюдать окружающие явления, выводить заключения, мыслить бороться с встречающимися препятствиями, осуществлять свои желания, быть сострадательным, любящим и т.п. Родители приходят к нему на помощь, но эта помощь в развитии названных процессов совершенно ничтожна по сравнению с тем, что дети делают сами. В духовном отношении они суть такие же саморазвивающиеся существа, как и в физическом.

Все перечисленные факты, как они ни важны и ни многочисленны, относятся, однако, к одному только образовательному периоду - семейного воспитания, дошкольного. Но это такой период, когда дети наиболее предоставляются себе, особенно по части духовного развития, когда влиять на них за их малым возрастом, бывает очень затруднительно.

Совсем иное положение начинается со времени школьного образования; это время формировки детей по шаблону, фабричным способом, когда они массами загоняются в учебные заведения и получают одинаковую духовную пищу, когда на них накладывается на всех одно и то же клеймо школьного образования. Какое же тут саморазвитие? Учи хорошенько уроки - и дело с концом. Школьный период образования есть именно время, когда господствует в воспитании передача элементов наук, усвоение главнейших приобретений культуры. Школы суть трубки, проводящие и процеживающие детям знания. Но это только с виду, с внешней стороны.

Известны многочисленные факты значительной малоуспешности в школах кидающихся позднее деятелей в науке, искусстве и практической деятельности, которым школа дала очень мало, а иногда противодействовала развитию их выдающихся способностей.

Следовательно, все школьное учение по своему влиянию на формировку таких личностей равнялось почти нулю; такие личности всем обязаны лишь себе, а не школе. Далее; известно, что школа своим учением окажет наиболее глубокое влияние в том случае, когда она будет следовать природным расположениям учащихся, их вкусам, склонностям и способностям и будет предоставлять им возможно широкую свободу в занятиях любимыми предметами, т.е., другими словами когда она образование поставит на почву самообразования и саморазвития и лишь будет по мере средств и возможности помогать этому процессу. Если же школа будет держаться противоположного образа действий и не принимать в соображение господствующие вкусы и способности своих учеников, требовать от них равного расположения и равных успехов по всем учебным предметам, то толку будет мало; тогда первые в школе окажутся последними в жизни и наоборот, что и обыкновенно бывает с нашими школами при их однообразных учебных курсах и свойственной им принудительности занятий. Таким образом, опять школьное влияние будет равняться почти нулю...

Таким образом, не школа и не образование суть основа и источник самовоспитания и самообразования, как принято думать, а наоборот, саморазвитие есть та необходимая почва, на которой школа только и может существовать... Человек начинает с саморазвития, а не с воспитания; последнее присоединяется к первому и может действовать только на его почве, по его образу и подобию. В частности, школа есть не что иное, как применения к детям начал саморазвития.

В чем заключаются усовершенствования школы?

Обыкновенно в том, что вводится какой-либо прием, метод, правило, соответствующие требованиям саморазвития.

В чем, например, заключается сущность наглядного обучения? В изгнании прежнего, отвлеченного способа обучения и в утверждении нового, начинающего дело с возбуждения органов внешних чувств и образования конкретных представлений. Но последним способом, т.е. наглядным, испокон веку совершалось саморазвитие всех детей. Когда дитя или взрослый приступали и к какому-либо новому предмету, занятию, то всегда начинали, по естественному порядку, с наглядного знакомства с ним. Дети плохо учились по отвлеченным методам, туго понимали школьную мудрость, потому что основные приемы школьного обучения не соответствовали естественному ходу самообразования...

Душа - такой же самобытный орган, как и тело; в душе нет окон, в которые могло бы войти в нее что-либо извне, стороннее ей. Все, что есть в душе, есть результат ее самодеятельности. Основное душевное явление есть ощущение; но ощущение, как известно, представляет собой совершенно оригинальное явление, не похожее на вызвавшее его внешнее впечатление. Ощущения - совершенно особенный, своеобразный мир явлений, а из них развивается вся душевная деятельность.

Следовательно, получается такой основной вывод: сущность

педагогического процесса с внутренней стороны заключается в саморазвитии организма; передача важнейших культурных приобретений и обучение старшим поколением младшего есть только внешняя сторона этого процесса, закрывающая само существо его. На внешней только стороне педагогического процесса нельзя остановиться при научном анализе воспитания и образования, а необходимо взять этот процесс глубже и основательнее рассмотреть, в чем он заключается по своему существу, по своей внутренней стороне.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...