Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Действия при инцидентах и кризисных ситуациях




В детских домах, приютах, центрах постоянно возникают между ру­ководством, воспитателями и воспитанниками трудные ситуации, что само собой разумеется: подростки находятся там из-за проблемного и неадекватного поведения. Происходят драки, подростки убегают, слу­чаются кражи и другие преступления.

Стратегия, применяемая в обычных ситуациях для интенсификации соревнования, используется и во время инцидентов и кризисных си­туаций. В трудных обстоятельствах терапия продолжается.

Для работы с подростками специалисты должны разграничить понятия "инцидент" и "кризис'. Обсудим пять основных принципов, важных для использования во время кризисных ситуаций и инцидентов. Нами будет рассказано о том, как уменьшить напряжение, используя невербальное поведение. А затем - о методах остановки и преломления неадекватного поведения.

Инциденты - это ситуации, при которых один или несколько подро­стков (настойчиво) проявляют неадекватное поведение, (временно) на­рушающее ежедневный распорядок дня. Неадекватное поведение, за­ключающееся, например, в несоблюдении указаний руководства груп­пы, воспитателей, является обременительным, но его можно, проявляя известную настойчивость, остановить или преломить. В этом случае речь еще не идет об угрозах или агрессии физического характера.

Кризисные ситуации - это ситуации, при которых один или не­сколько подростков настойчиво проявляют неадекватное поведение, ломающее ежедневный распорядок дня, а также ситуации, при кото­рых лицам угрожают и/или нападают на них.

3.1. Основные принципы при инцидентах и кризисных ситуациях

Во время инцидентов и кризисов важны пять основных принципов: Ппредпочтение отдается ежедневному распорядку дня; 2) с самого на-

чала принимаются решительные меры; 3) подросток получает инфор­мацию о том, какие навыки ему необходимы; 4) попросите помощи и разделите роли; 5) личная безопасность окружающих получает при­оритет. Рассмотрим каждый из этих принципов более подробно.

Предпочтение отдается ежедневному распорядку дня. При нарушении или ломке ежедневного распорядка дня воспитанники, не причастные к инциденту или кризису непосредственно, не смогут заниматься, как они привыкли, своими обычными делами. Это повышает вероятность прояв­ления неадекватного поведения.

По этой причине следует при инцидентах или кризисах отдать предпочтение созданию "рабочей" ситуации, чего добиваются, восста­навливая ежедневный режим дня. В некоторых случаях это приведет к тому, что интересы других воспитанников будут соблюдены в ущерб интересов подростка, причастного к кризису или инциденту.

Отдавая предпочтение соблюдению режима дня, воспитатели, руко­водители группы, естественно, не оставляют без внимания подростка, причастного к кризису или инциденту. Сначала руководитель группы обеспечивает продолжение соблюдения режима дня, а затем обращает внимание на данного подростка.

С самого начала принимают решительные мер ы. Поведение редко представляет собой одно независимое собы­тие, чаще оно состоит из цепочки действий, включающей в себя раз­личные звенья. При неадекватном поведении серьезность отклонений в поведении часто возрастает по цепочке. Чаще всего инциденты и кризисные ситуации можно предотвратить, вмешавшись в самом нача­ле в цепочку поведения, используя обратную связь или наставления.

Убедившись в том, что подросток не прервет расширяющуюся це­почку агрессивного поведения, необходимо быстро действовать. На­зревающие инциденты и кризисные ситуации почти никогда не исче­зают сами по себе, если занять выжидательную позицию.

Подросток получает информацию о том, какие навыки ему необходимы. Инциденты и кризис­ные ситуации часто дают возможность увидеть, какие задания для не­которых подростков представляют особенную трудность и каких на­выков им не хватает. Используя понятие навыков, очень важно в этот момент объяснить поведение подростка, послужившее поводом к ин­циденту или кризису. Тому есть две причины. Во-первых, очень важно объяснить данному подростку, что именно он ответственен за наруше­ние режима дня, а не руководство группы или другие подростки, при­сутствующие при инциденте или кризисе. Во-вторых, руководству группы легче будет дать наставление, после того, как были названы недостающие навыки.

Попросите помощи и разделите роли. Хорошие руководители групп, воспитатели могут попросить помощи, так как это не является признаком слабости, а свидетельствует о профессиона­лизме, поскольку они предвидят, что краткое обсуждение, совет или кратковременная помощь необходимы. Помощи можно попросить у руководителей группы, одновременно с вами работающих, у руково­дителей другой группы, находящихся неподалеку, у сопровождающих.

Хорошее распределение ролей очень важно. Руководители групп, которых просят о помощи, иногда стараются "дополнить" действия коллеги и направляют свое внимание на подростков, создающих в этот момент проблемы. Подобные действия могут иметь эффект, противо­положный ожидаемому: у некоторых подростков неадекватное пове­дение усиливается, при привлечении второго авторитетного взрослого. Поэтому второму руководителю группы лучше взять на себя поддер­живающую роль. Ему надо направить свое внимание на подростков, не задействованных в инциденте или, что еще лучше, возобновить пре­рванный распорядок дня, поставив, например, чайник. В этом случае речь идет о дополняющей роли помощника.

Личная безопасность окружающих получает приоритет. Продолжение повседневного режима дня и вмешательство в начале конфликта - дейст­вия, могущие предотвратить насилие и, таким образом, усилить безопас­ность руководства и воспитанников. Безопасность можно увеличить, при­няв превентивные меры. Например, обустроить помещение группы и дру­гие помещения, где находятся подростки, таким образом, чтобы всегда были возможности вести наблюдение и вмешаться. Кроме того, ключи на­до всегда держать при себе.

И все же, в детских домах, приютах, иногда возникают ситуации, угрожающие безопасности воспитателей, руководителей и воспитан­ников. В этом случае безопасность получает приоритет. Очень важно обратиться за помощью при подобной ситуации. При этом речь, в ос­новном, будет идти о коллегах или других взрослых, работающих в учреждении. Иногда других воспитанников можно наделить ролью, повышающей безопасность. Во время драки в группе присутствуют другие воспитанники, руководитель, поэтому воспитатель может по­просить одного из них, лучше всего того, кто обладает наибольшим количеством навыков, выйти с детьми, не участвующими в драке, и подождать за пределами помещения. Принцип личной безопасности означает, что иногда придется примириться с тем, что в обычных ус­ловиях является неприемлемым. Увидев, что подросток, допустим, от­ламывает ножки у стула, руководство группы может дать возможность ему это сделать, так как сначала необходимо увести из комнаты других подростков.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...