Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задачи для проверки освоения компетенций




1. В базисном периоде численность населения – 10 млн. человек, рождаемость – 15 человек и смертность – 18 человек на 1000 населения. В дальнейшем предполагается ежегодное увеличение рождаемости на 1 % и снижение смертности – на 2,1 %. Определите численность населения на конец 3-летнего прогнозного периода с учетом коэффициентов рождаемости и смертности.

2. Трудовые ресурсы в базисном периоде – 6054 тыс. чел., в том числе трудоспособное население в трудоспособном возрасте 95,3 %, работающие лица старше трудоспособного возраста и подростки до 16 лет – 4,7 %. В прогнозном периоде численность трудоспособное население в трудоспособном возрасте увеличится на 1 %, численность работающих лиц старше трудоспособного возраста и подростков до 16 лет снизится на 4 %. Определите трудовые ресурсы и их изменение в прогнозном периоде.

3. За первое полугодие работающими отработано 150 тыс. чел.-дней, целодневные простои составили 4 тыс. чел.-дней, число неявок по различным причинам – 55 тыс. чел.-дней. В этом полугодии календарный фонд рабочего времени составил 183 дня. Составьте прогноз среднесписочной численности работников.

4. На следующий год правительство страны планирует следующие показатели по состоянию трудовых ресурсов: все население страны составит – 10 млн. чел.; дети до 16 лет – 1,6 млн. чел.; люди, находящиеся в психиатрических больницах – 20 тыс. чел.; люди, находящиеся в исправительных учреждениях – 400 тыс. чел.; количество безработных предположительно составит – 70 тыс. чел.; 110 тыс. чел выбыло из состава рабочей силы. Определите численность рабочей силы и официальный уровень безработицы.

5. Разработайте прогнозный сводный баланс трудовых ресурсов, определите количество безработных и уровень безработицы по исходным данным таблицы 2.3.1.

Таблица 2.3.1

Показатели Единицы измерения Базисный период Прогнозный период
Трудовые ресурсы в том числе: -трудоспособное население в трудоспособном возрасте -работающие лица старшего возраста и подростки до 16 лет тыс. чел.     тыс. чел.   тыс. чел.          
Занятые в народном хозяйстве тыс. чел.    
Занятые в домашнем хозяйстве тыс. чел.    
Учащиеся 16 лет и старше, обучающиеся с отрывом от производства   тыс. чел.    
Темпы роста объема производства продукции и услуг в народном хозяйстве   %    
Темпы роста производительности труда %    

6. В базисном периоде объем реализации бытовых услуг составил 352 млрд. руб., численность населения – 9,8 млн. чел. Наблюдается существенная зависимость объема реализации бытовых услуг от денежных доходов населения и тарифов на услуги. В прогнозном периоде численность населения сократится на 5 %, денежные доходы возрастут на 55 %, тарифы на бытовые услуги увеличатся на 40 %. Определите объем реализации бытовых услуг в прогнозном периоде.

7. Определите степень обеспеченности населения жильем и необходимый размер ввода в эксплуатацию жилой площади в прогнозном периоде на основе данных таблицы 2.3.2.

Таблица 2.3.2

Показатели Базисный период Прогнозный период
Жилищный фонд на начало периода, млн. м2 139,8  
Выбытие жилого фонда, %    
Численность населения, млн. чел.    
Сокращение численности населения   2,2
Норма жилой площади, м2 /чел.    

8. В базисном периоде численность населения равна 9,8 млн. чел., было госпитализировано 0,7 % населения, количество оборотов больничной койки в год составляло 18. Как изменится потребность в коечном фонде в прогнозном периоде, если численность населения уменьшится на 2 %, процент госпитализации возрастет до 0,9 %, количество оборотов больничной койки в год сократится на 3 %?

9. В базисном периоде выручка за организацию въездного туризма составила 30 млн. дол., численность туристов, посетивших страну – 250 тыс. чел. Как изменится выручка туристского комплекса в прогнозном периоде, если стоимость туристической путевки снизится на 9 %, численность туристов увеличится на 15 %?

 

Методические указания к решению задач

При решении задачи 1 вначале определяются коэффициенты рождаемости и смертности, затем на их основе рассчитывается прогнозная численность населения.

Решение задачи 2 требует знания состава трудовых ресурсов.

При решении задачи 3 необходимо различать номинальный, календарный и эффективный форды рабочего времени.

В задаче 5 после составления прогнозного сводного баланса трудовых ресурсов уровень безработицы следует рассчитать в двух вариантах: 1) как отношение численности безработных к трудоспособному населению в трудоспособном возрасте и 2) как отношение численности безработных к экономически активному населению.

Для решения задач 4 необходимо знать: состав трудовых ресурсов, экономически активного и неактивного населения, методику расчета официальной и скрытой безработицы, содержание программ занятости населения, источники увеличения трудовых ресурсов и пути повышения эффективности их использования.

При решении задачи 6 вначале рассчитывается объем реализации бытовых услуг на одного человека в базисном периоде, затем с учетом изменения численности населения определяется объем реализации бытовых услуг в прогнозном периоде с последующей его корректировкой на соотношение темпов роста денежных доходов населения и тарифов на бытовые услуги.

В задаче 7 вначале определяется прогнозная потребность в жилищном фонде нормативным методом, затем рассчитывается жилищный фонд с учетом выбытия. Степень обеспеченности населения жильем и необходимый размер ввода в эксплуатацию жилой площади в прогнозном периоде определяется путем сравнения жилищного фонда и потребность в нем.

В ситуации задачи 8 следует определить потребность в коечном фонде в базисном периоде, затем осуществить расчет показателей в прогнозном периоде. Путем их сравнения по периодам определить изменение потребности в коечном фонде в перспективе.

При нахождении в задаче 9 выручки туристического комплекса в прогнозном периоде допускается стоимость туристической путевки находить исходя из выручки за организацию туризма в базисном периоде и численности туристов, посетивших страну.

 

Вопросы для проверки освоения компетенций

1. Что такое трудовые ресурсы?

2. Кто входит в состав трудовых ресурсов?

3. Что является основой формирования трудовых ресурсов?

4. Как влияет миграция населения (внешняя и внутренняя) на количество и распределение трудовых ресурсов?

5. Выберите правильный ответ. К экономически активному населению относятся: а) все занятое население; б) безработные; в) женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет; г) студенты и учащиеся (обучающиеся с отрывом от производства); д) лица, занятые ведением домашнего хозяйства; уходом за детьми старше 3 лет; больными родственниками; е) лица, не занятые экономической деятельностью; ж) военнослужащие; з) все ответы верны.

6. Выберите правильный ответ. К экономически неактивному населению относятся: а) все занятое население; б) безработные; в) женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет; г) студенты и учащиеся (обучающиеся с отрывом от производства); д) лица, занятые ведением домашнего хозяйства; уходом за детьми старше 3 лет; больными родственниками; е) лица, не занятые экономической деятельностью; ж) военнослужащие; з) все ответы верны.

7. Что такое безработица?

8. По каким направлениям осуществляется анализ и прогноз трудовых ресурсов?

9. Как рассчитать перспективную численность населения?

10. Какова методика расчета коэффициента рождаемости и смертности?

11. В чем сущность метода передвижки возрастов?

12. Как прогнозируется численность трудоспособного населения в трудоспособном возрасте?

13. Выберите правильный ответ. Как определяется численность занятых в отраслях материального производства в прогнозном периоде: а) по количеству рабочих мест; б) на основе данных прошлых лет; в) исходя из прогнозируемого объема производства и прогнозируемого уровня производительности труда; г) по нормам обслуживания; д) все ответы верны.

14. Выберите правильный ответ. Какие методы применяются для расчета численности занятых в отраслях материального производства на начальных этапах краткосрочного прогнозирования: а) нормативный метод; б) многофакторные модели; в) методыэкстраполяции в сочетании с экспертными оценками; г) методы оптимизации; д) все ответы верны.

15. Каким образом прогнозируется численность занятых в непроизводственной сфере?

16. Объясните, почему повышение минимальной заработной платы может привести к увеличению занятости женщин в возрасте 25–55 лет и снизит занятость среди подростков?

17. Какова методика определения количества безработных в прогнозном периоде?

18. Как рассчитывается уровень безработицы?

19. Какие отрасли включает сфера обслуживания населения?

20. Какие показатели прогнозируются по образованию?

21. Какие показатели определяются в процессе прогнозных расчетов по здравоохранению?

22. Выберите правильный ответ. Какой метод широко используется при прогнозировании показателей развития здравоохранения: а) балансовый; б) нормативный; в) программно-целевой; г) экономико-математические методы; д) все ответы верны.

23. Что прогнозируется по жилищно-коммунальному хозяйству?

24. Выберите правильный ответ. Какие методы используются при прогнозировании спроса на бытовые услуги: а) методы экстраполяции в сочетании с экспертными оценками; б) нормативный метод; в) факторные модели; г) балансовый метод; д) программно-целевой метод; е) все ответы верны.

25. Какие показатели характеризуют развитие учреждений культуры и каким образом они определяются в прогнозном периоде?

 

Планирование доходов и расходов государства

Для осуществления государством своих функций по регулированию финансовых ресурсов необходимо располагать информацией о финансовых потоках в экономике, которые формируют ресурсы финансов. Такую информацию может предоставить сводный финансовый баланс – инструмент государства, позволяющий определить оптимальные пропорции в распределении и расходовании финансовых ресурсов, достичь сбалансированности финансовых ресурсов с затратами.

Центральное место в системе финансовых балансов занимает государственный бюджет. Он ежегодно утверждается в виде закона и представляет собой систему экономических отношений по планомерному формированию и использованию централизованного фонда денежных средств государства. По форме государственный бюджет представляет собой баланс, доходной частью которого являются налоги, неналоговые поступления, а расходной – затраты на социальные услуги, хозяйственные нужды, расходы на содержание органов государственной власти и управления, платежи по государственному долгу и др.

При прогнозировании налоговых поступлений используются:

· методэкстраполяции (на начальном этапе прогнозирования);

· метод соотношения налоговых поступленийс ВВП – налоговые поступления определяются на основе доли их в ВВП и прогнозируемого объема ВВП;

· метод пропорциональных корректировок, который предполагает учет следующих компонентов: изменения ставок налогов, изменение налоговой системы и изменение налогооблагаемой базы.

Неналоговые поступления прогнозируются с применением методов экстраполяции и метода соотношения неналоговых поступлений с ВВП.

При прогнозировании расходной части госбюджета используется нормативный метод (при определении расходов на образование, здравоохранение), расходы на финансирование инвестиционных проектов формируются на основе государственных инвестиционных программ, многие виды расходов определяются эмпирически с учетом политики государства.

Платежный баланс характеризует связи государства с внешним миром. При его прогнозировании особое значение придается прогнозированию экспорта и импорта. В мировой практике широко используются методы экстраполяции, методы экспертных оценок и многофакторные модели. Среди факторов, влияющих на объем экспорта выделяют: спрос на экспортируемые товары, внутренние цены и цены мирового рынка, затраты, возможности производства, валютный курс. На объем импорта оказывают влияние потребности в импортируемой продукции, валютный курс, соотношение мировых и внутренних цен.

Валютный курс – цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах другой страны. При его прогнозировании применяют метод экстраполяции в сочетании с методом экспертных оценок или многофакторные модели, в которых учитываются: уровень инфляции, состояние платежного баланса, процентная ставка за кредиты.

Цель проведения занятия – освоить ключевые принципы планирование доходов и расходов государства и развить способность анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально — экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально — экономических показателей (ПК-8).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...