Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Четыре этапа внесения поправок в действующую Конституцию КНР (1988, 1993, 1999, 2004 г.г.): специфика реформ.




Конституция 1982 года четырежды повергалась изменениям, всего была внесена 31 поправка. Эти изменения отражают трансформацию подхода КПК ко многим общественным явлениям, в особенности, к социально-экономическому развитию Китая после принятия государственной политики «Реформ и Открытости». Поправки к Конституции касаются не изменения государственного или политического строя, они выражаются в своевременном отображении в Конституции достижений экономических реформ, создании конституционных основ динамично развивающихся отношений собственности. Руководствуясь хронологическим принципом внесение поправок в действующую Конституцию КНР можно разделить на четыре этапа I (1988), II (1993),III (1999), IV (2004).

В соответствии с решениями 3-го Пленума ЦК КПК 11-го созыва, состоявшегося в декабре 1978 г., в Китае начались крупномасштабные реформы в экономической сфере.

Первая группа поправок к Конституции была принята на 1-ой сессии ВСНП 7-го созыва в 1988 году. В текст Конституции было внесено только два изменения: первым из них был введен новый режим землепользования, в частности, запрещалось любым организациям или отдельным лицам присвоение, купля-продажа или незаконная передача земли в другой форме, но в то же время признавалось, что право землепользования можно передавать согласно установлениям закона (таким образом, в части 4 ст.10 – добавлено положение о разрешении аренды земли); вторым изменением стало положение, легализовавшее частный сектор в экономике. Так, в ст. 11 была введена часть 3, установившая, что государство допускает существование и развитее частного хозяйства в пределах, установленных законом. Частное хозяйство является дополнением к социалистической экономике, основанной на общественной собственности. Государство охраняет законные права и интересы частного хозяйства, направляет его деятельность, осуществляет управление и контроль в отношении него.

После первого этапа изменений на конституционном уровне сложился новый подход к регулированию экономики – так называемая «двухколейная» модель. Суть ее состояла в том, что ключевые производства находились в руках государства, здесь сохранялись централизованное планирование и материальное снабжение, а мелкие частные предприятия приобрели реальной самостоятельностью. В этот период экономическая структура Китая приобрела многоукладный характер.

Вторая группа поправок (их всего было 9) к Конституции была принята на 1-ой сессии ВСНП 8-го созыва в марте 1993 г. Это были поправки во введение и в ст. 7,8,15-17,42,98.

В 7-м абзаце введения появилась многозначительная формулировка – «Китай находится на начальной стадии социализма» Одновременно этот социализм стал характеризоваться как социализм с «китайской спецификой», который строится на основе государственной политики «Реформ и Открытости».

В 10-м абзаце введения появилась поправка, касавшаяся политической системы КНР: «Система многопартийного сотрудничества и политических консультаций под руквоводством КПК будет долго существовать и развиваться».

Согласно статье 98 срок полномочий собраний народных представителей уездов, городов и городских районов продлен с 3 до 5 лет, а срок полномочий собраний народных представителей волостей, национальных волостей и поселков по прежнему остался – 3 года

В сфере экономики произошли следующие изменения:

· КПК отказалась от всеобъемлющего планирования. Статья 15 Конституции заменила его «системой социалистической рыночной экономики», которая должна привести к созданию зрелого социалистического общества минимально в течение 100 лет. Это означало, что руководство страны не сковывало себя спорами о капиталистической или социалистической природе реформ. В своей известной сентенции по этому поводу Дэн Сяопин объяснял: «Неважно, какой масти кошка – черной или белой, главное, чтобы она ловила мышей».[7]С этого момента экономические реформы стали производиться под лозунгом «прагматического социализма»на основе сочетания рынка и государственного макрорегулирвоания, но рынок пока играл вспомогательную роль.

· Из Конституции была изъята формулировка «сельская народная коммуна», одновременно определен правовой статус введенной в аграрной отрасли Китая новой формы кооперации – «семейного подряда». Эта форма оказала положительное влияние на развитие сельского хозяйства, стимулировала производственную активность крестьян и дальнейшую модернизацию китайского сельского хозяйства. Особенности семейного подряда состояли в следующем: 1) Сочетание централизованного и децентрализованного управления; 2) наличие системы распределения вознаграждения по конечным результатам.

Наконец, на конституционном уровне была признана легальной самостоятельная эксплуатация частных предприятий в рамках, определенных законом. С этого момента слой предпринимателей начинает играть неуклонно возрастающую роль в экономической жизни Китая.

Третья группа поправок (всего их - 6) были приняты 15 марта 1999года на 2-ой сессии ВСНП 9-го созыва. Этот этап реформирования Конституции был связан с реализацией решений 15-го съезда КПК, который состоялся в сентябре 1997-го года, и его решения оказались очень важны для дальнейшего развития Китая. На этом съезде теория Ден Сяопина была утверждена в качестве одной из руководящих для КПК концепций, была выработана «Основная программа партии» на начальной стадии социализма. В отчетном докладе Цзян Цземиня (Генерального секретаря ЦК КПК) были выдвинуты задачи перехода к крупномасштабным реформам всей экономической системы, в том числе и структуры собственности.

В результате как часть государственной идеологии теория Ден Сяопина была включена во введение к Конституции и прежняя формулировка, содержавшаяся в нем «наша страна находится на начальном этапе социализма» была заменена на иную «наша страна будет долго находиться на начальном этапе социализма».

Часть поправок, внесенных в Конституцию, были связаны с необходимостью очищения текста от тенденциозной социалистической терминологии. Например, термин контрреволюционная деятельность был заменен на термин преступная деятельность против государственной безопасности в статье 28 («Государство охраняет общественный порядок, подавляет предательскую и иную преступную деятельность против государственной безопасности…»)

Кроме того в Конституцию (ч.1 ст.5) была включена задача – создания социалистического правового государства: «Китайская Народная Республика управляет государством на основе закона и стремится к построению социалистического правового государства».

Большинство поправок данной группы коснулось экономической сферы. Во введение были добавлены формулировки «развитие социалистической рыночной экономики»(7 абзац введения); в ст. 6 закреплено положение о том, что «на начальном этапе социализма государство сохраняет основную систему экономики. Обеспечивающую доминирующее место общественной собственности и совместное развитие различных форм собственности, и систему распределении, при котором доминирующее положение достается распределению по труду; в ст.11 определена формулировка «частный сектор экономики, не относясь к сектору общественной собственности, является важной составной частью социалистической рыночной экономики.»

На основе решений 15-го съезда КПК в стране начался процесс акционирования предприятий, стали внедряться идеи «либерального социализма» вместо идеологии «прагматического социализма».

Четвертая группа изменений (их было 14) в Конституцию была внесена после третьего пленума ЦК КПК 16-го созыва, когда в октябре 2003 года на нем было принято решение «активно развивать частный сектор экономики и предоставить частным предприятиям такие же права (как и государственным) в области инвестиций, налогообложении, землепользования и доступа к внешней торговле». В документах пленума также было отмечено, что реформы должны быть развернуты «лицом к народу», что «следует придпринять усилия по ускорению создания системы социального обеспечения, соответствующей уровню экономического развития страны.»[8]В постановлении Пленума шла речь и об устойчивом социальном развитии. Административной реформе, реформе трудового права, пенсионного обеспечения и др. Все эти положения составили главное содержание проекта новых поправок, который был обнародован в декабре 2003 г.

Примечательно, что столь характерная для китайского реформаторства преемственность основных приемов(например, крайняя осторожность, постепенность в изменении идеологических ориентиров) и понятий (в частности верность уже упоминавшемуся образу «сяо кан»), которые легко пересекают временные границы между древностью и современностью отобразилась и в данном проекте поправок. Так в проекте бело указано, что под руководством идей марксизма-ленинизма, Мао Цзэдуна, теории Дэн Сяопина и идей «Тройного представительства», на основе государственной политики, направленной на строительство общества «сяо кан»(малого благосостояния и средней зажиточности) предлагаются соответствующие поправки.

Данные поправки (во введение, в ст. 10, 11, 13,14,33, 59, 67, 80, 81,89,98,136)были приняты на 2-ой сессии ВСНП десятого созыва 14 марта 2004 г. и явились наиболее обширными и детальными по сравнению с предыдущими изменениями.

В этой группе поправок отчетливо просматриваются два направления. Первое связано с закреплением и дальнейшим усилением роли частного сектора в экономике и защитой частного бизнеса. Второе – связно с совершенствованием социальной защиты. Защита права частной собственности в той же мере. что и других форм собственности, (новелла в ч.2 ст. 11 де –юре уравняла статус общественной и частной собственности)а также признание необходимости защиты и обеспечения прав человека стали главными идеями отображенными в новой редакции конституции. Например, появилась часть 4 ст. 14, которая гласит, что «государство создает и оздоровляет институты социального обеспечении, соответствующие уровню экономического развития».Данная поправка считается очень важной, так как в ходе стремительных реформ мало внимания уделялось социальным гарантиям. После принятия данной поправки трудоустройство и надлежащее социальное обеспечение стали признаны вопросами первостепенной важности на конституционном уровне.

Большое значение в Китае также придали появлению ч.3 ст.33, где указано, что «Государство уважает и гарантирует права человека». Весь предыдущий период после образования КНР понятие «права человека» в КНР находилось под запретом. В 1997 году китайское правительство подписало «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах», в октябре 1998 г – международный пакт о гражданских и политических правах» В апреле 1999 года в Китае была опубликована Белая книга «Прогресс Китая в защите прав человека в 1998 году».Таким образом, китайское руководство стремится продемонстрировать международному сообществу свою готовность к восприятию прав человека как ценности, но не в полной мере для самих китайцев. В Китае сложилось свои представления о правах человека, вытекающие из исторических условий и конкретных реалий страны, основывающиеся на длительном опыте. После события «6/4»[9] Китай постоянно вынужден защищаться от критики западных стран в том, что касается положения с правами человека в стране. Не смотря на то, что в Конституции закреплено положение о том, что государство уважает и защищает права человека», политические права и свободы, а также свобода совести не обеспечиваются государством и не поддерживаются. Хотя в Конституции 1982 г. содержится достаточно широкий перечень прав и свобод, в том числе, в политической сфере: избирательные права (ст.34). свобода слова, печати, собраний, союзов, уличных шествий и демонстраций (ст.35); право обращаться с критикой или предложениями в адрес любых государственных органов или государственных служащих; право обращаться в соответствующие государственные органы с жалобами, обвинениями или заявлениями по поводу нарушения закона или служебного долга любым государственным органом или государственным служащим (ст.41). Но вместе с тем Конституция 1982 г. предусматривает возможность лишения граждан политических прав в соответствии с законом (ст.34). Конституция не содержит принципа презумпции невиновности, но в ней есть право обвиняемого на защиту (ст.125)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...