Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вместе с тем коротко остановимся на некоторых аспектах составления консолидированной отчетности.




С 10.08.2010 вступил в силу Федеральный закон от 27.07.2010 N 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности".

Он устанавливает требования к составлению, представлению и публикации консолидированной финансовой отчетности юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством РФ. Закон N 208-ФЗ распространяет свое действие на кредитные и страховые организации, а также на иные компании, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг.

До вступления в силу Закона N 208-ФЗ обязанность составления сводной отчетности следовала из Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, непосредственно из раздела "Основные правила сводной бухгалтерской отчетности". Кроме того, Минфином были разработаны Методические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности, утвержденные Приказом Минфина России от 30.12.1996 N 112, где была предусмотрена возможность составления сводной отчетности по правилам МСФО.

В Законе N 208-ФЗ прописано правило, обязывающее составлять консолидированную отчетность в соответствии с положениями МСФО. Таким образом, со вступлением Закона N 208-ФЗ в силу МСФО в РФ получили законодательный статус.

Как было отмечено выше, Приказом Минфина России от 25.11.2011 N 160н на территории РФ введены в действие Международные стандарты финансовой отчетности и Разъяснения Международных стандартов финансовой отчетности.

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности" его положения распространяются в обязательном порядке на следующие организации:

- на кредитные организации;

- на страховые организации;

- на иные организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг.

Помимо вышеперечисленных организаций согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона N 208-ФЗ составление отчетности в соответствии с данным Законом производится в следующих случаях:

1) если федеральными законами предусмотрены составление и (или) представление и (или) публикация консолидированной финансовой отчетности (сводной бухгалтерской отчетности, сводной (консолидированной) отчетности и баланса).

Так, например, сводную бухгалтерскую (консолидированную финансовую) отчетность согласно пп. 2 п. 4 ст. 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" должны составлять организации-эмитенты при регистрации проспекта ценных бумаг (в случае размещения эмиссионных ценных бумаг путем открытой подписки или путем закрытой подписки среди круга лиц, число которых превышает 500). Акции ОАО относятся к эмиссионным ценным бумагам.

Консолидированную финансовую отчетность обязана составлять Государственная корпорация "Росатом" (пп. 3 и 4 п. 4 ст. 34 Федерального закона от 01.12.2007 N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом").

Обязательное составление сводной бухгалтерской отчетности предусмотрено для организаций, у которых есть дочерние и зависимые общества (п. 91 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н). Однако для таких организаций сводная отчетность составляется в соответствии с Методическими рекомендациями по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности, утвержденными Приказом Минфина России от 30.12.1996 N 112;

2) если учредительными документами организации, не указанной в п. 1 ст. 2 Федерального закона N 208-ФЗ, предусмотрены представление и (или) публикация консолидированной финансовой отчетности.

Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона N 208-ФЗ годовая консолидированная финансовая отчетность представляется участниками организации в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. Кредитные организации представляют консолидированную финансовую отчетность в Центральный банк Российской Федерации.

Статьей 3 Федерального закона N 208-ФЗ предусмотрено, что консолидированная финансовая отчетность составляется в соответствии с МСФО. При этом консолидированная финансовая отчетность организации составляется наряду с бухгалтерской отчетностью этой организации, составляемой в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".

Из вышеизложенного следует, что составление отчетности в соответствии с требованиями Федерального закона N 208-ФЗ возможно в трех случаях:

- если ценные бумаги организации допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;

- если организация, являющаяся открытым акционерным обществом, будет регистрировать проспект акций;

- если в учредительных документах организации указано, что она обязана представлять и (или) публиковать консолидированную финансовую отчетность.

Вместе с тем хотелось бы отметить, что согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона N 208-ФЗ организации составляют, представляют и публикуют консолидированную финансовую отчетность начиная с отчетности за год, следующий за годом, в котором МСФО признаны для применения на территории Российской Федерации. Исключением являются организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и которые составляют консолидированную отчетность по другим международно признанным правилам (отличным от МСФО). Эти организации будут обязаны представлять и публиковать консолидированную финансовую отчетность начиная с отчетности за год, следующий за годом, в котором МСФО будут признаны для применения на территории Российской Федерации, но не ранее чем с отчетности за 2015 г.

Учитывая норму п. 1 ст. 8 Федерального закона N 208-ФЗ о том, что консолидированная отчетность подлежит составлению, представлению и публикации начиная с отчетности за год, следующий за годом признания МСФО для применения, консолидированная отчетность должна составляться по правилам МСФО начиная с отчетности за 2012 г. (поскольку МСФО признаны в 2011 г. Постановлением Правительства РФ от 25.02.2011 N 107).

Если организация, имеющая дочерние предприятия, не отвечает требованиям Федерального закона N 208-ФЗ, то она составляет сводную бухгалтерскую отчетность в соответствии с Приказом Минфина России от 30.12.1996 N 112.

 

Пункт 2

 

В соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 6 Федерального закона "О бухгалтерском учете" ответственность за организацию бухгалтерского учета и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель организации. При этом в зависимости от объема учетной работы руководитель определяет систему организации бухгалтерского учета.

Согласно ст. 88 Федерального закона от 25 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" ответственность за организацию, состояние и достоверность бухгалтерского учета в обществе, своевременное представление ежегодного отчета и другой финансовой отчетности в соответствующие органы, а также сведений о деятельности общества, представляемых акционерам, кредиторам и в средства массовой информации, несет исполнительный орган общества в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными правовыми актами Российской Федерации, уставом общества.

Следует отметить, что в силу ст. 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ "грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей".

Под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимается: искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 процентов; искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов.

Указанные выше обстоятельства необходимо учитывать, принимая решение о делегировании обязанности ведения бухгалтерского учета сторонней организации (например, аудиторской фирме, управляющей компании или индивидуальному предпринимателю).

Структура бухгалтерской службы, численность работников отдельных бухгалтерских подразделений может определяться внутренними правилами и должностными инструкциями.

В должностных инструкциях должна быть описана технология обработки учетной информации и порядок контроля за оформлением фактов хозяйственной жизни. Последовательность документооборота рекомендуется оформить специальными графиками с указанием, кто, когда и как передает и принимает документы.

В качестве примера рекомендуем воспользоваться до сих пор актуальным Положением о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденным Минфином СССР от 29 июля 1983 г. N 105.

 

Пункт 3

 

1. Согласно п. 4 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утв. Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 32н, для целей бухгалтерского учета организация самостоятельно признает поступления доходами от обычных видов деятельности или прочими поступлениями исходя из нормативных требований, характера своей деятельности, вида доходов и условий их получения. В соответствии с п. 5 ПБУ 9/99 доходами от обычных видов деятельности является выручка от продажи продукции и товаров, а также поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг.

Таким образом, при ведении финансово-хозяйственной деятельности предприятие обязано определить, какие поступления являются поступлениями от обычных видов деятельности, а следовательно, определить и перечень этих обычных видов деятельности. При этом используются оценочные показатели, экономические расчеты, данные финансово-экономического анализа.

Данный элемент учетной политики является необходимым для правильного ведения бухгалтерского учета доходов и расходов. Особенно актуально это в отношении видов деятельности и относящихся к ним доходов и расходов, подлежащих обособленному учету для целей налогообложения, поскольку ряд налогов исчисляется по данным бухгалтерского учета (НДС, налог на прибыль, акцизы, специальные налоговые режимы).

2. Помимо облегчения ведения налогового учета в бухгалтерском учете также предусмотрена необходимость отдельного учета доходов и расходов по различным видам деятельности многопрофильного предприятия, связанная, например, с формированием отчета о прибылях и убытках (в части доходов и расходов, подлежащих отдельному раскрытию в бухгалтерской отчетности по причине превышения этих показателей критерия существенности) или с требованием п. 19 ПБУ 10/99 "Расходы организации" (утв. Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 33н) о признании расходов в отчете о прибылях и убытках с учетом связи между произведенными расходами и поступлениями (принцип соответствия доходов и расходов).

Так, согласно п. 18.1 ПБУ 9/99 выручка, прочие доходы (выручка от продажи продукции (товаров), выручка от выполнения работ (оказания услуг) и т.п.), составляющие пять и более процентов от общей суммы доходов организации за отчетный период, показываются по каждому виду в отдельности. В соответствии с п. 21.1 ПБУ 10/99 в случае выделения в отчете о прибылях и убытках видов доходов, каждый из которых в отдельности составляет пять и более процентов от общей суммы доходов организации за отчетный год, в нем показывается соответствующая каждому виду часть расходов.

По нашему мнению, результатом действия рассматриваемого пункта учетной политики может быть обоснование для бухгалтерской службы организации соответствующей аналитической разбивки основных балансовых счетов или выделения на счетах бухгалтерского учета отдельных субсчетов основных балансовых счетов, присущих конкретному виду деятельности (в т.ч. для отражения финансовых результатов от этого вида деятельности).

3. Учитывая, что информация, формируемая в бухгалтерском учете, используется также и для формирования управленческой отчетности, обособление учетных данных по отдельным видам деятельности будет актуальным и в этом случае.

4. Необходимо учитывать также и то, что ведение раздельного учета по видам деятельности может быть предусмотрено законодательством РФ. Так, в частности, ст. 43 Федерального закона от 23 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" установлено, что субъекты электроэнергетики обязаны вести раздельный учет (в том числе первичный бухгалтерский учет) продукции, доходов и затрат по следующим видам деятельности в сфере электроэнергетики:

- по производству электрической энергии;

- по передаче электрической энергии (в том числе эксплуатации объектов электросетевого хозяйства);

- по реализации (сбыту) электрической энергии;

- по оперативно-диспетчерскому управлению.

Аналогично Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции", принятый в развитие законодательства Российской Федерации в области недропользования и инвестиционной деятельности, устанавливает правовые основы отношений, возникающих в процессе осуществления российских и иностранных инвестиций в поиски, разведку и добычу минерального сырья на территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и (или) в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации на условиях соглашений о разделе продукции.

Статьей 14 данного Закона установлено, что учет финансово-хозяйственной деятельности инвестора при выполнении работ по соглашению осуществляется по каждому отдельному соглашению, а также обособленно от такого учета при выполнении им иной деятельности, не связанной с соглашением. Порядок этого учета определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем данный пункт может быть исключен, если в последующих пунктах приказа будут приведены методики ведения отдельного учета по актуальным для конкретного предприятия видам деятельности (с точки зрения формирования финансовой, налоговой, управленческой и статистической отчетности).

 

Пункт 4

 

1. Нередко на предприятиях возникает необходимость выделения на отдельный баланс некоторых производств и хозяйств (особенно не относящихся к основным и производственно-вспомогательным) с целью облегчения работы центральной бухгалтерии предприятия при организации отдельного учета такой деятельности (например, для целей налогового, управленческого учета, обособленного учета доходов и расходов и т.д.).

При этом, самостоятельно учитывая свою хозяйственную деятельность, формируя на отдельном балансе все показатели финансовой и иной отчетности, эти хозяйства не обладают правами юридического лица. Поэтому составляемая бухгалтерами или ответственными лицами этих производств и хозяйств отчетность "вливается" в отчетность самого предприятия. По усмотрению центральной бухгалтерии предприятия такие производства могут представлять данные о своей хозяйственной деятельности произвольные сроки и в произвольных объемах, но достаточных для достоверного и своевременного отражения в учете и отчетности головного предприятия.

2. Решение о выделении производств и хозяйств на отдельный баланс имеет принципиальное значение в случае, если данные производства и хозяйства территориально разделены с основным производством, но при этом не имеют статуса филиала, отделения или представительства. Удобство выделения их деятельности в учете заключается в наиболее эффективной организации исполнения требований налогового законодательства, связанного с налогообложением обособленных подразделений или обособленного имущества (налог на имущество, налог на прибыль и др.).

Так, в частности, в Письме Минфина России от 29 марта 2004 г. N 04-05-06/27 "О формировании отдельного баланса подразделения организации" подчеркивается, что такое понятие, как "отдельный баланс", было исключено из ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации", поэтому для целей применения гл. 30 "Налог на имущество организаций" Налогового кодекса Российской Федерации под отдельным балансом следует понимать перечень показателей, установленных организацией для своих подразделений, выделенных на отдельный баланс.

Что касается самих форм бухгалтерской отчетности, то при утверждении учетной политики на 2012 г. следует учитывать, что Приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" утверждены новые формы бухгалтерской отчетности, которые применяются с 2011 г.

 

Пункт 5

 

1. На базе предприятия могут быть организованы филиалы (особенно в других городах), выделенные на отдельный баланс, имеющие собственный расчетный счет, но не обладающие правами юридического лица. Такие филиалы обычно самостоятельно ведут бухгалтерский учет и составляют отчетность по установленным формам, которая затем объединяется с балансом головного предприятия и предоставляется в органы Федеральной налоговой службы, государственной статистики, учредителям и др. Следует отметить, что выделение филиалов на отдельный баланс есть право предприятия, равное праву учитывать эту деятельность на основном балансе головной организации.

По структурным подразделениям, как правило, разрабатываются определенные положения. В приложениях к положению об учетной политике рекомендуется привести образцы таких положений о филиалах, обособленных структурных подразделениях.

В соответствии с п. 33 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н), а также п. 8 ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации" (утв. Приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. N 43н) бухгалтерская отчетность организации должна включать показатели деятельности филиалов, представительств и иных структурных подразделений, в том числе выделенных на отдельный баланс. При этом объемы, формы и сроки представления бухгалтерской отчетности филиалами, структурными и обособленными подразделениями в адрес головной организации нормативно не установлены. Отсюда следует, что все указанные показатели устанавливаются головной организацией в рамках учетной политики.

Что касается форм бухгалтерской отчетности, то при утверждении учетной политики следует учитывать, что Приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" утверждены новые формы бухгалтерской отчетности. При этом в соответствии с п. 7 Приказа N 66н данный документ вступает в силу начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2011 г.

У филиалов, представительств, отделений или других обособленных подразделений, входящих в состав предприятия, должна быть единая учетная политика. Корректировка отдельных моментов учетной политики для конкретного подразделения не допускается.

Вместе с тем возможна ситуация, когда с целью упорядочения системы управления структурным подразделением подготавливается регламент или внутренние правила этого подразделения (это может быть, к примеру, положение о филиалах). В этом случае вполне допустимо включить в правила описание только тех составляющих учетной политики, которые необходимы для постановки и ведения учета в данном подразделении.

2. Принципиальное значение решение о выделении филиала, отделения или представительства на отдельный баланс имеет в случае, если данные подразделения территориально разделены с головным предприятием. Удобство выделения их деятельности в учете заключается в наиболее эффективной организации исполнения требований налогового законодательства, связанного с налогообложением обособленных подразделений или обособленного имущества (налог на имущество, налог на прибыль и др.).

Так, в частности, в Письме Минфина России от 29 марта 2004 г. N 04-05-06/27 "О формировании отдельного баланса подразделения организации" подчеркивается, что такое понятие, как "отдельный баланс", было исключено из ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации", поэтому для целей применения гл. 30 "Налог на имущество организаций" Налогового кодекса Российской Федерации под отдельным балансом следует понимать перечень показателей, установленных организацией для своих подразделений, выделенных на отдельный баланс.

 

Пункт 6

 

В соответствии с п. 2 ст. 15 Федерального закона "О бухгалтерском учете" годовая отчетность представляется в течение 90 дней с момента окончания года, а квартальная - в течение 30 дней с момента окончания отчетного квартала. Необходимость фиксации срока в рассматриваемом пункте приказа об учетной политике вызвана тем, что учредители предприятия или иные заинтересованные отчетностью пользователи отчетностью могут установить и иные сроки представления бухгалтерской отчетности.

При этом, как было отмечено выше, правила представления бухгалтерской отчетности за 2012 г. уже должны будут соответствовать требованиям Федерального закона N 402-ФЗ. Так, например, в п. 8 ст. 13 Федерального закона N 402-ФЗ указывается, что бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта. Согласно п. 5 ст. 13 действующего Федерального закона N 129-ФЗ бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организации. Следовательно, с 1 января 2013 г. бухгалтерская отчетность будет считаться составленной после того, как ее подпишет руководитель организации.

Согласно ст. 18 нового Закона обязанные составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность экономические субъекты, за исключением организаций государственного сектора и Центрального банка Российской Федерации, представляют по одному обязательному экземпляру годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в орган государственной статистики по месту государственной регистрации.

Обязательный экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности представляется не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода.

Обязательные экземпляры бухгалтерской (финансовой) отчетности составляют государственный информационный ресурс. Заинтересованным лицам обеспечивается доступ к указанному государственному информационному ресурсу, за исключением случаев, когда в интересах сохранения государственной тайны такой доступ должен быть ограничен.

Порядок представления обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также правила пользования (включая плату за пользование, если иное не предусмотрено другими федеральными законами) государственным информационным ресурсом, предусмотренным ч. 3 настоящей статьи, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной статистической деятельности.

Таким образом, новые сроки представления отчетности в бухгалтерском Законе прописаны следующим образом. Налогоплательщики будут представлять отчетность в свои территориальные налоговые инспекции не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода. Сейчас этот срок составляет 90 дней.

Кроме того, законодатели не отменили промежуточную отчетность. Правда, новые сроки представления отчетности в данном случае в Законе не определены. Более того, новый законодательный акт не уточняет период, за который налогоплательщикам необходимо представлять промежуточную отчетность. Говорится лишь о том, что отрезок времени начинается с начала января и по отчетную дату. Однако при составлении промежуточной отчетности в 2012 г. сохраняется прежний порядок.

Согласно пп. 4 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ все налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете".

Согласно Постановлению Правительства РФ от 21 апреля 1995 г. N 399 "О совершенствовании информационной системы представления бухгалтерской отчетности" бухгалтерская отчетность представляется территориальным органам государственной статистики по месту регистрации организации в обязательном порядке в сроки, установленные Минфином России.

Согласно Федеральному закону от 25 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" общество обязано представлять ежегодный отчет и другую финансовую отчетность о деятельности общества акционерам, кредиторам и в средства массовой информации. При этом годовой отчет общества подлежит предварительному утверждению советом директоров (наблюдательным советом) общества, а в случае отсутствия в обществе совета директоров (наблюдательного совета) - лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества, не позднее чем за 30 дней до даты проведения годового общего собрания акционеров.

Следует отметить, что в общем случае Законом предусмотрено предоставление акционерам лишь годовой финансовой отчетности. Тем не менее все бухгалтерские документы и отчетность, в том числе промежуточная, должны быть представлены обществом по требованию лиц, имеющих право доступа к документам (акционерам), в течение семи дней со дня предъявления соответствующего требования для ознакомления, также должны быть представлены копии указанных документов. В принципе акционерами может быть принято решение о возложении на исполнительный орган общества обязанности по представлению отчетности ежеквартально или ежемесячно.

Указанные моменты целесообразно отразить в рассматриваемом пункте приказа об учетной политике.

Обращаем ваше внимание на то, что в случае наличия у организации дочерних и зависимых обществ помимо собственного бухгалтерского отчета составляется также сводная бухгалтерская отчетность, включающая показатели отчетов таких обществ, находящихся на территории Российской Федерации и за ее пределами, в порядке, устанавливаемом Министерством финансов Российской Федерации (п. 91 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н). Такой порядок установлен Приказом Минфина России от 30 декабря 1996 г. N 112 "О Методических рекомендациях по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности".

Следует отметить, что ответственность за организацию бухгалтерского учета и формирование бухгалтерской отчетности, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель организации. Данный момент необходимо учитывать, принимая решение о делегировании обязанностей по составлению отчетности сторонней организации (например, аудиторской фирме, управляющей компании, индивидуальному предпринимателю).

 

Пункт 7

 

Согласно п. 3 ст. 6 Федерального закона "О бухгалтерском учете" на предприятии должен быть утвержден рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями полноты и своевременности учета и отчетности.

Установление единой формы и методов ведения бухгалтерского учета на предприятии, а также унифицированного для конкретного предприятия плана счетов необходимо для того, чтобы соблюдались единообразие и сопоставимость данных бухгалтерской отчетности, во-первых, в рамках самого предприятия в течение отчетного года и в сравнении с прошлыми отчетными периодами; во-вторых, в рамках объединения данных бухгалтерской отчетности головного предприятия и его филиалов или других обособленных подразделений; и в-третьих, в рамках представления бухгалтерской отчетности установленного образца "внешним" пользователям (ИФНС, учредителям, банковским учреждениям и учреждениям статистики и др.).

При наличии на предприятии не выделенных на отдельный баланс обособленных подразделений для облегчения контроля за результатами деятельности таких подразделений целесообразно предусмотреть одноименные субсчета на всех синтетических счетах, используемых такими подразделениями. Аналогичным образом можно поступать при наличии на предприятии нескольких основных видов продукции, если используется попередельный метод калькулирования себестоимости продукции (особенно если одноименная продукция поставляется и в Россию, и на экспорт).

Для облегчения определения налогооблагаемой базы по различным налогам в рабочем плане счетов целесообразно предусмотреть специальные "налоговые" субсчета. Например, для налога на прибыль - субсчет для не принимаемых по налогу на прибыль расходов (на счете 26 "Общехозяйственные расходы" это может быть субсчет "Непринимаемые", предназначенный для списания (по отдельным аналитическим счетам) сверхнормативных расходов на служебные командировки, компенсацию сверх норм за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и т.п.).

С 2011 г. следует обратить внимание на то, что согласно п. 9 ПБУ 22/2010 существенная ошибка предшествующего отчетного года, выявленная после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год, исправляется:

1) записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в текущем отчетном периоде. При этом корреспондирующим счетом в записях является счет учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка);

2) путем пересчета сравнительных показателей бухгалтерской отчетности за отчетные периоды, отраженные в бухгалтерской отчетности организации за текущий отчетный год, за исключением случаев, когда невозможно установить связь этой ошибки с конкретным периодом либо невозможно определить влияние этой ошибки накопительным итогом в отношении всех предшествующих отчетных периодов.

Вместе с тем Инструкция по применению Плана счетов не предусматривает какого-либо субсчета счета 84 для исправления ошибок прошлых лет. Поэтому до внесения соответствующих изменений в Инструкцию, по нашему мнению, организации следует открыть отдельный субсчет к счету 84 для отражения операций, связанных с исправлением существенных ошибок прошедших отчетных лет.

При утверждении рабочего плана счетов следует учитывать, что на основании п. 8 ПБУ 8/2010 оценочные обязательства отражаются на счете учета резервов предстоящих расходов (счет 96 "Резервы предстоящих расходов").

При этом в бухгалтерском балансе оценочные обязательства подразделяются по срокам на краткосрочные и долгосрочные. В связи с этим считаем целесообразным ввести разделение по субсчетам для долгосрочных и краткосрочных обязательств.

Также следует заметить, что такое разделение целесообразно провести и по другим счетам активов и пассивов для удобства раскрытия информации в отчетности, поскольку согласно п. 19 ПБУ 4/99 в бухгалтерском балансе активы и обязательства должны представляться с подразделением в зависимости от срока обращения (погашения) на краткосрочные и долгосрочные. Активы и обязательства представляются как краткосрочные, если срок обращения (погашения) по ним составляет не более 12 месяцев после отчетной даты или продолжительности операционного цикла, если он превышает 12 месяцев. Все остальные активы и обязательства представляются как долгосрочные.

Отдельного внимания при установлении рабочего плана счетов заслуживают вопросы, связанные с применением ПБУ 23/2011.

Инструкцией по применению Плана счетов к счету 55 "Специальные счета в банках" предусмотрен отдельный субсчет 55-3 "Депозитные счета". Но поскольку эти вклады, как правило, удовлетворяют критериям их признания финансовыми вложениями, установленным п. п. 2, 3 ПБУ 19/02, их учет может вестись на счете 58 "Финансовые вложения". Независимо от счета, на котором депозитные вклады учитываются в бухгалтерском учете, в бухгалтерском балансе они должны показываться в составе финансовых вложений в зависимости от срока обращения в соответствии с п. 41 ПБУ 19/02.

Вместе с тем в соответствии с ПБУ 23/2011 введено понятие денежных эквивалентов.

Если организация относит финансовое вложение к денежным эквивалентам, то в балансе такие вложения показываются по строке 1250 "Денежные средства и денежные эквиваленты".

В связи с этим на счетах 58 и 55 целесообразно выделить субсчета для вложений, признаваемых денежными эквивалентами.

ПБУ 23/2011, в котором вводится понятие денежных эквивалентов, не рассматривает вопрос об отнесении к денежным эквивалентам ценных бумаг, не способных приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем и не являющихся в связи с этим финансовыми вложениями. Поэтому организации вправе предусмотреть в своей учетной политике отражение в бухгалтерском балансе и отчете о движении денежных средств в качестве денежных эквивалентов таких ценных бумаг, как, например, высоколиквидные беспроцентные простые банковские векселя, приобретенные (принятые в оплату) по номинальной стоимости для осуществления расчетов с контрагентами. Такие денежные эквиваленты обычно учитываются на счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", к которому целесообразно также открыть отдельный аналитический счет учета денежных эквивалентов, не являющихся финансовыми вложениями.

Особого внимания заслуживает то, что с 2012 г. в соответствии с ПБУ 24/2011 при учете затрат на освоение природных ресурсов материальные и нематериальные поисковые активы учитываются на отдельных субсчетах к счету учета вложений во внеоборотные активы, что также следует предусмотреть в рабочем плане счетов.

 

Пункт 8

 

Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Согласно п. 4 ПБУ 1/2008 при составлении учетной политики утверждаются, в частности, формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности.

Таким образом, необходимо утверждение всех форм первичных документов, а также регистров бухгалтерского учета.

Что касается документов, которые составляются по унифицированной форме, по нашему мнению, следует перечислить используемые организацией документы без утверждения форм (за исключением случаев добавления дополнительных реквизитов), поскольку сами формы документов законодательно установлены.

Документы, форма которых не установлена, а также регистры бухгалтерского учета следует утвердить с приложением разработанных форм.

Обращаем ваше внимание на то, что документальное подтверждение операций является одним из главных требований как бухгалтерского, так и налогового законодательства, в связи с чем указанному разделу учетной политики следует уделить особое внимание.

Постановлением Госкомстата России от 29 мая 1998 г. N 57а, Минфина России от 18 июня 1998 г. N 27н "Об утверждении Порядка поэтапного введения в организациях независимо от формы собственности, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, унифицированных форм первичной учетной документации" установлено, что внедрение в организациях на территории Российской Федерации унифицированных форм первичной учетной документации является элементом учетной политики и должно производиться с начала финансового года.

При этом первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по унифицированным формам, утвержденным Госкомстатом России по согласованию с Минфином России, Минэкономики России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти по следующим разделам учета:

- по учету сельскохозяйственной продукции и сырья;

- по учету труда и его оплаты;

- по учету основных средств и нематериальных активов;

- по учету материалов;

- по учету малоц

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...