Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблемы и перспективы повышения результативности экономики Республики Беларусь

 

На основе ВВП рассчитываются показатели национальных счетов, широко используемые в экономической теории и статистике. Система национальных счетов связывает воедино важнейшие экономические показатели – объем выпуска товаров и услуг, совокупные доходы и расходы общества. СНС представляет собой современную систему сбора и обработки информации и применяется практически во всех странах для макроэкономического анализа рыночной экономики. Она позволяет в наглядной форме представить ВВП (ВНД) на всех стадиях его движения, т.е. производства, распределения, перераспределения и конечного использования. Ее показатели отражают структуру рыночной экономики, институты и механизмы функционирования. Использование СНС необходимо для проведения эффективной макроэкономической политики государства, экономического прогнозирования, для международных сопоставлений национального дохода. На рис.1 приведена краткая схема Системы национальных счетов.

Национальное счетоводство - комплексная система понятий, которые объясняют создание, распределение, перераспределение и использование валового национального продукта и национального дохода в рамках экономической системы с определенной структурой и закономерностями функционирования.

Рис.1. Показатели СНС

 

Модель национального счетоводства ООН можно рассматривать как некоторую теоретическую концепцию, которая включает в себя: а) описание продукта и дохода нации, а также их движение с точки зрения равенства инвестиций и сбережений; б) модель межотраслевого баланса В.Леонтьева "затраты- выпуск"; в) анализ движения (потоков) финансовых средств, отражающего встречное движение материальных благ и услуг. Практической реализацией данной концепции является система национальных счетов, т.е. конкретная статистическая система, базирующаяся на комплексе специальных балансов, в которых выражены равновесные состояния совокупности операций обмена между участниками экономических отношений. [8, с.197]

Система национальных счетов - статистическая система, представляющая собой формализацию теоретической концепции национального счетоводства и состоящая из логически последовательной и интегрированной совокупности счетов, таблиц и балансовых ведомостей, которые отражают производство, распределение и использование валового национального продукта и национального дохода страны.[2, с.85] Система национальных счетов является замкнутой системой, где все счета страны могут быть сведены в единую матрицу, отражающую все потоки (товаров, услуг, денег, финансовых документов) в национальном хозяйстве. Основными структурными элементами системы национальных счетов являются: экономические функции - производство, потребление, накопление, посредничество в перераспределении доходов; экономические операции - индивидуальные акты, которые совершают хозяйственные единицы в процессе выполнения экономических функций (операции с материальными благами и услугами, операции по распределению, финансовые операции и пр.); экономические агенты - субъекты экономических операций, принимающие хозяйственные решения (чистые отрасли, институциональные секторы); объекты экономических операций - товары, услуги, деньги, финансовые документы. В системе национальных счетов используется система двойной записи по методу бухгалтерского учета. Метод построения системы национальных счетов заключается в отражении всех экономических процессов как совокупности двусторонних операций, совершаемых контрагентами. Национальное хозяйство представляется в виде замкнутой модели; экономическая деятельность субъектов расписывается по счетам как потоки доходов и расходов.

Анализ эффективности функционирования национальной экономики Республики Беларусь показывает, что решение стоящих перед страной социально-экономических задач в значительной степени тормозится недостаточной отработанностью механизма макроэкономического регулирования хозяйственной деятельности. Во многом это обусловлено отсутствием должной методологической разработки, прежде всего проблем денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики применительно к условиям Республики Беларусь.

Некритический перенос в белорусскую действительность постулатов классических либеральных теорий, ориентированных на экономически рациональное поведение субъектов хозяйствования и недооценивающих роль государства в управлении хозяйственными процессами, в определенной степени тормозит развитие национальной экономики, в рамках сложившихся институциональных ограничений вынуждая руководителей принимать решения без должного научно-методологического обоснования. В результате страна испытывает серьезный недостаток капитальных вложений, невысок уровень конкурентоспособности белорусских товаров, чрезмерен уровень налоговой нагрузки на предприятия. Кроме того, темпы роста рублевой денежной массы опережают прогнозные показатели Национального банка Республики Беларусь, действия государственных органов управления в макроэкономической сфере часто вступают в противоречие с интересами субъектов хозяйствования и поэтому оказываются недостаточно эффективными. Наличие указанных проблем создает трудности в обеспечении устойчивого экономического развития страны. Таким образом, эффективная реализация долгосрочных целей экономического развития Республики Беларусь не может быть обеспечена без методологически обоснованной политики макроэкономического регулирования, которая бы отражала специфику белорусской модели хозяйствования. [5]

В Основных положениях Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы дана оценка достигнутого уровня социально-экономического развития в прошедшем пятилетии (2001 – 2005 годы), отражено положение Республики Беларусь в мире, определены цели, задачи и приоритеты социально-экономического развития страны на 2006 – 2010 годы, меры по их реализации, пути совершенствования макроэкономических условий, формирования эффективных экономических институтов и ожидаемые результаты выполнения Программы.

Беларусь завершает второе пятилетие нового, XXI века. В отличие от первого пятилетия, закрепившего положительные тенденции социально-экономического развития и выход Республики Беларусь по большинству макроэкономических показателей на уровень докризисного 1990 года, очередная пятилетка призвана обеспечить переход страны на инновационный путь социально-экономического развития. Этот переход предстоит осуществлять в сложнейших условиях мирового экономического развития, которые определяются нарастанием противоречий между обществом и природой в использовании минерально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, запасы которых ограничены, а в ближайшие десятилетия важнейшие из них и вовсе будут исчерпаны, увеличением экономических, политических, культурных и других противоречий между экономически развитыми и развивающимися странами.

Мировые процессы будут определяться прежде всего дальнейшей глобализацией, превращением экономик отдельных стран в элементы единого мирового хозяйства с постепенным переходом к постиндустриальному информационному обществу, новой экономике, основанной на знаниях.

Согласно прогнозу международных организаций ожидается ускорение глобального экономического развития: прогнозируется прирост мирового ВВП с 2,7 процента в 1986 – 2000 годах до 3,7 процента в 2001 – 2015 годах. Производство ВВП на душу населения в среднем возрастет с 6,8 тыс. долларов США в 2000 году (в ценах 1995 года) по паритету покупательной способности до 10 тыс. долларов США в 2015 году, в том числе в западноевропейских странах – с 21,5 до 31,1 тыс. долларов, в США – с 31 до 43,8, в развивающихся странах – с 3,4 до 5,7, в постсоциалистических странах – с 7,8 до 15 (в России – с 7,5 до 16,2 тыс. долларов США).

Для того чтобы идти в ногу с мировыми тенденциями, Беларусь должна максимально использовать свои сильные стороны (потенциальные конкурентные преимущества): выгодное экономико-географическое и геополитическое положение; развитые системы транспортных коммуникаций и производственной инфраструктуры; значительные земельные, водные, лесные ресурсы, наличие ряда важных полезных ископаемых; относительно развитый научно-технический потенциал; достаточно мощную строительную базу; высокий образовательный уровень населения и сложившуюся систему подготовки квалифицированных кадров; многовекторные внешнеэкономические связи.[7]

Подводя итог, хочется отметить, что анализ социально-экономической ситуации в стране показывает, что, несмотря на складывающиеся положительные тенденции, на работу экономики продолжает оказывать влияние ряд нерешенных проблем. Основными из них являются:

1) наличие организаций реального сектора экономики, имеющих неудовлетворительные результаты финансово-хозяйственной деятельности;

2) относительно высокая материало- и энергоемкость производства, зависимость его от конъюнктуры цен на импортируемые топливно-энергетические и сырьевые ресурсы;

3) слабая инновационная активность;

4) дифференциация оплаты труда по комплексам, отраслям и сферам экономики;

5) недостаточно высокий уровень пенсий, стипендий и других социальных выплат.

Учитывая, что в реальном секторе экономики в основном исчерпаны возможности наращивания производства за счет экстенсивных факторов, в будущем необходимо обеспечить модернизацию экономики путем внедрения современных ресурсо- и энергосберегающих технологий, максимального использования интеллектуального ресурса страны на основе всестороннего гармоничного развития человека.

Для улучшения социально-экономической ситуации в Республике Беларусь необходимо обеспечить:

1) рост реальных денежных доходов населения, в том числе заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и других социальных выплат;

2) работу органов государственного управления в интересах человека с целью удовлетворения его потребностей;

3) благоприятные условия для интеллектуального, творческого, трудового, профессионального и физического совершенствования человека;

4) опережающее развитие сферы услуг, и прежде всего образования, здравоохранения, культуры – основы совершенствования человеческого капитала;

5) внедрение повышенной системы социальных стандартов во всех сферах жизни общества;

6) осуществление мер по улучшению демографической ситуации в стране;

7) повышение эффективности агропромышленного комплекса, дальнейшее развитие социальной инфраструктуры села;

8) инновационную направленность развития экономики, более действенный механизм стимулирования разработки и реализации эффективных инвестиционных проектов и на этой основе повышения уровня конкурентоспособности экономики, включая структурную перестройку, технико-технологическое перевооружение и реструктуризацию производств;

9) расширение взаимовыгодных экономических связей со странами ближнего и дальнего зарубежья, прежде всего с Россией, другими странами СНГ, а также ЕС;

10) национальную безопасность страны.

Для реализации поставленных задач главные усилия потребуется сконцентрировать на следующих приоритетных направлениях:

1) всестороннее гармоничное развитие человека, формирование эффективной системы здравоохранения;

2) инновационное развитие национальной экономики, энерго- и ресурсосбережение;

3) наращивание экспортного потенциала страны;

4) развитие агропромышленного комплекса и сопряженных отраслей, социальной сферы села;

5) развитие малых и средних городов;

6) жилищное строительство.

 

        Основные показатели внешней торговли (миллионов долларов США)

  2003 2004 2005 2006 2007 2008
Объем внешней торговли Республики Беларусь 21504 30265 32687 42085 52968 71952
экспорт товаров 9946 13774 15979 19734 24275 32571
импорт товаров 11558 16491 16708 22351 28693 39381
сальдо -1612 -2717 -729 -2617 -4418 -6810
со странами СНГ 13484 19201 18202 23121 30237 40317
экспорт товаров 5435 7318 7060 8609 11221 14360
импорт товаров 8049 11883 11142 14512 19016 25957
сальдо -2614 -4565 -4082 -5903 -7795 -11597
со странами вне СНГ 8020 11064 14485 18964 22731 31635
экспорт товаров 4511 6456 8919 11125 13054 18211
импорт товаров 3509 4608 5566 7839 9677 13424
сальдо 1002 1848 3353 3286 3377 4787

Источник: официальный интернет-портал Президента РБ

Заключение

 

По окончании рассмотрения основных макроэкономических показателей экономики можно сказать, что они являются отображением экономической ситуации в стране. Ключевыми макроэкономическими показателями являются валовой внутренний продукт (ВВП) и национальный доход (НД). Кроме того, для анализа макроэкономической ситуации используются показатели темпа инфляции, уровня занятости, безработицы, валютный курс пи др. В ежегодный Прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь включается 16 важнейших параметров: ВВП, продукция промышленности, продукция сельского хозяйства, инвестиции в основной капитал, производство потребительских товаров, в том числе продовольственных и непродовольственных, объём внешней торговли, в том числе экспорт и импорт, реальные денежные доходы населения, розничный товарооборот, платные услуги населению, уровень рентабельности реализованной продукции промышленности, энергоёмкость валового внутреннего продукта, ввод в эксплуатацию жилья за счёт всех источников финансирования.

Основные макропоказатели рассчитываются в системе национальных счетов (СНС), или национального счетоводства (СНС применяется сегодня более чем в 150 странах мира с рыночной экономикой).

Во всех странах макроэкономическим показателям уделяется большое внимание, так как только на их основе можно делать выводы о благосостоянии страны в целом.  Исходя из макропоказателей необходимо строить новую экономическую стратегию, решать сложившиеся проблемы и т.д.

Данная тема курсовой имеет большую актуальность, т.к. перед Республикой Беларусь в настоящее время стала необходимость в увеличении темпов экономического роста в связи с отсталостью национальной экономики. Поиск путей его достижения является одним из приоритетных проблем для страны. Именно детальное изучение макроэкономических показателей - выход из ситуации.

Из анализа динамики результативных показателей, проведенного во 2 главе видно, что на сегодняшний день наше государство стало на путь стабильного развития, пусть и не слишком быстрого, следовательно, Беларусь постепенно преодолевает намеченные цели и выполняет некоторые из поставленных перед ней задач.

 «Общими усилиями белорусского народа без потрясений и социальных неурядиц за относительно небольшой период времени построено полноценное независимое государство — Республика Беларусь, которое уважают и с которым считаются в мире. У нас нет антагонистических противоречий в государственной, экономической и духовной жизни. А это, в свою очередь, создает необходимую основу для дальнейшего и уверенного движения вперед.

Что бы ни говорили скептики и оппоненты, наши достижения — результат собственного пути развития, основанного на принципах эффективного государственного регулирования экономики и осуществления сильной социальной политики.

Поэтому концептуальная задача современного этапа — добиться того, чтобы процессы интенсивного социально–экономического развития стали необратимыми, приобрели характер устойчивой тенденции.

Нельзя забывать, что в скором времени нам придется держать отчет перед белорусским народом за выполнение задач, поставленных на третьем Всебелорусском народном собрании и утвержденных в Программе социально–экономического развития страны на 2006 — 2010 годы.

Трудный период, который сегодня переживает мировая экономика и отчасти Беларусь, не закончится в одночасье. Всем нам предстоит много и напряженно работать. В едином строю. Ради сохранения и развития своей страны, способной обеспечить гражданам условия для безопасной, стабильной и счастливой жизни. Это стоит того, чтобы потерпеть! Государство со своей стороны приложит максимальные усилия, чтобы мы достойно пережили все испытания и вышли из них еще более сильными и сплоченными, чем раньше.» Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко.[7]


Список литературы

1. Базылев, Н.И., Базылева, М.Н. Экономическая теория: учебник для студентов экономических специальностей высших учебных заведений. – Мн.: Книжный Дом, 2004. – 608 с.

2. Казак Ю. "Финансы и Кредит", М.,1997,214с.

3. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. Учебник. Пер. с англ. - М.: Инфра-М, 1999, 486 с.

4. Макроэкономика: Учебное пособие/ Т.С. Алексеенко, Н.Ю. Дмитриева, Л.П. Зенькова и др.; Под ред. Л.П. Зеньковой. – Мн.: Новое знание, 2002. – 244 с. – (Экономическое образование).

5. Монография: Проблемы макроэкономического регулирования / А.И. Лученок, О.Л. Шулейко, О.И. Румянцева, М.В. Маркусенко и др. /Мн.: Право и экономика. 2005. Электронная версия. – 178 с.

6. Национальный статистический комитет Республики Беларусь– www.belstat.gov.by.

7. Официальный интернет-портал Президента Республики Беларусь www.president.gov.by

8. Романовский М.В. Бюджет, налогообложение и проблемы создания финансового рынка./ Л. 1996,39с.

9. Социально-экономическое положение Республики Беларусь в январе-сентябре 2009 г.: стат. доклад. // Мин-во статистики и анализа Республики Беларусь: www.belstat.gov.by.

10. Статистический Ежегодник Республики Беларусь, 2009

11. Чубрик А. 10 лет роста ВВП/ Мн.: Право и экономика. 2005. Электронная версия – 21 с.

12. Шимов В.Н. Национальная экономика Беларуси: Потенциалы. Хозяйственные комплексы. Направления развития. Механизмы управления. – Мн.: БГЭУ, 2005 г. – 844 с.

13. Экономическая теория. Учебник. / Под ред. В.Д. Камаева. - М.: ВЛАДОС, 1999. - Гл. 12-13, с. 265-272, 282-286.

14. Экономическая теория. Учебник. / Под ред. И.П. Николаевой. - М.: Проспект, 1999. - Гл. 11, c. 176-189, гл.13, с. 209-223.

15. www.prime-tass.by.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...