Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Другие страны Европы и Америки




Интерес к учению Гегеля, ознакомление с ним и появление ряда работ, освещающих гегелевскую философию и политико-правовую теорию, во второй половине XIX в. наблюдаются также во Франции, Италии, Англии, в других странах Европы и Америки. Идеи гегелевской философии получают, таким образом, мировую известность и распространение, хотя и с различной степенью действенности и значимости.

Первое ознакомление французов с учением Гегеля произошло благодаря В. Кузену, лично знакомому с Гегелем, хотя и не ставшему последователем его идей. Знакомству французской публики с Гегелем содействовали также изданные в Париже работы Г. Гейне 30–40-х гг. по истории немецкой философии и вышедший в 1844 г. в Париже под редакцией К. Маркса и А. Руге «Немецко-французский ежегодник».

Распространение гегелевских идей во Франции было ускорено переводами некоторых гегелевских работ и комментариями к ним итальянца А. Вера. Некоторое влияние гегелевские философские идеи получили у И. Тэна, Рено, особенно у Вашеро, «истинного представителя гегелевского идеализма»[938][12].

Проблематика гегелевской философии права затрагивалась и освещалась в 60–80-е гг. М. Маррастом, Е. Боссиром, Л. Леви-Брюлем.

Интерес к Гегелю усилился в связи с его 100-летним юбилеем и приуроченной к этой дате работой Е. Боссира «100-летие Гегеля в 1870»[939][13].

Более глубоким, чем во Франции, было влияние философии Гегеля в Италии, где интерес к Гегелю оформился даже в самостоятельное течение – так называемое неаполитанское гегельянство, оказавшее определенное воздействие на итальянскую духовную жизнь в XIX– XX вв.

Хотя гегелевская «Философия права» была переведена на итальянский язык сравнительно рано, в 1848 г., однако непосредственно политико-правовой проблематике неаполитанское гегельянство не уделяло специального внимания. Собственно проблем гегелевской философии права касались в это время лишь некоторые авторы (А. Розмини, Л. Миралья и др.).

В Англии знакомство с Гегелем начинается лишь с 50-х гг. прошлою века. В это же время появляются переводы некоторых гегелевских работ, в частности, в 1855 г. – краткий перевод «Философии права».

3. Другие страны Европы и Америки 247

Влияние гегелевских идей усиливается после выхода в свет в 1865 г. книги Д. Стерлинга «Секрет Гегеля»[940][14].

Имеющиеся во взглядах Стерлинга кантианские черты характерны в той или иной степени и для других представителей англогегельянства. Подчеркивая это обстоятельство, исследователь истории гегельянства в Англии Д. Смит писал, что для англогегельянцев «Кант – истинная основа Гегеля, Гегель – истинный интерпретатор Канта»[941][15].

Гегелевскую философию права интерпретировали главным образом такие англогегельянцы, как Т. Грин, Ф. Брэдли, Б. Бозанкет. Восприняв гегелевскую идею государства как нравственной целостности, возвышающейся над отдельными индивидами, они в целом развивали универсально-абсолютистскую, надиндивидуалистическую концепцию государства.

Государство, по Грину, основывается на собственном идеальном принципе, и общее благо, воплощаемое и охраняемое государством, не может быть результатом свободной игры индивидуальных интересов. Нет никаких индивидуальных прав, сепаратных от представленного в государстве универсального права[942][16]. Основной принцип поведения граждан формулируется им как безусловное выполнение налагаемых государством политических обязанностей. Государство же характеризуется как начало гармонии в социальных и общественных отношениях[943][17]. Лишь в государстве и благодаря соблюдению права государства обеспечиваются индивидуальные права и свободы.

Значительную иррационализацию претерпевает гегелевская философия права в трактовке Ф. Брэдли, который дает следующую мистическую схему связи индивида и государства: объективный разум государства обнаруживает и познает себя, неосознанно проявляясь в индивидах[944][18]. Все элементы реальности, в том числе и в сфере социально-политической, он, используя гегелевские идеи, рассматривал как моменты конкретной тотальности.

Гегелевские идеи о том, что все действительное разумно, об истинном как целостном и тотальном в своей «Философской теории государства» развивал Б. Бозанкет[945][19]. Индивид в его интерпретации предстает

248 Глава 2. Отношение к философии права Гегеля во второй половине XIX в.

как продукт универсального государственного начала. Центр притяжения индивида, по Бозанкету, находится вне его. Государство выступает по отношению к индивиду в качестве высшего «императива», и «свобода индивида может быть реализована только при полном послушании этому императиву»[946][20]. Государство определяется им как «целое, выражающее справедливое осуществление руководства над своими членами посредством абсолютной физической силы», как «целое, полноправно осуществляющее насилие»[947][21]. С этих позиций он отвергает ограничение абсолютной силы государства.

Англогегельянцы, особенно Брэдли и Бозанкет, оказали серьезное влияние на формирование неогегельянских представлений о государстве, и их творчество, продолжавшееся и в начале XX в., непосредственно примыкает к неогегельянству.

Гегелевские идеи приобретают известность в XIX в. не только в европейских странах, но также и в Америке. В США, как показывают исследования Л. Истона, уже в 50–60-х гг. XIX в. складывается группа так называемых гегельянцев Огайо, включавшая в себя П. Кауфманна, М. Конвея, А. Виллиха и др. В противоположность распространенным представлениям об антилиберализме гегелевской доктрины эти гегельянцы акцентировали внимание на ее либеральных аспектах, подчеркивая субстанциальный характер свободы индивида в учении Гегеля[948][22].

Влияние гегелевских идей в конце XIX в. наблюдается и в духовной и политической жизни Кубы (Э. Барри, Р. Монторо-и-Вальдес и др.)[949][23].

Заметным распространением и известностью пользовались гегелевские идеи в таких странах Европы, как Норвегия, Дания, Швеция и Голландия. Наиболее значимыми для истории гегельянства фигурами в этих странах были датчанин С. Кьеркегор и голландец Г. Болланд. Первый из них, испытав влияние ряда идей гегелевской диалектики, в своем экзистенциальном творчестве подверг резкой критике с позиций индивидуализма гегелевский объективизм и системосозидание. «Анти-Гегель» – одна из ведущих идей этого, как нередко его называют, «антигегельянского гегельянца». Непосредственно политико-правовой проблематикой Кьеркегор не занимался и прямо к критике гегелевской философии права не обращался. Однако широкое распространение экзистенциализма в XX в., окружившее имя Кьеркегора славой, от кото-

1. Неогегельянские интерпретации 249

рой он был очень далек при жизни, породило и весьма актуализировало тематику «Гегель – Кьеркегор», «Гегель – Маркс – Кьеркегор» и т.д. Г. Болланд, став гегельянцем в 90-х гг. прошлого века, оказал большое влияние не только на распространение гегельянства в Голландии, но и на оживление и укрепление всего европейского гегельянства, сыграв видную роль в становлении неогегельянства. «Болландовское общество» много внимания уделяло изучению, распространению и обновлению гегельянства. Г. Болланд, имея в виду, очевидно, свою главную работу «Чистый разум и его действительность» (1904), с явным преувеличением писал: «В 1900–1910 гг. чистый разум говорил по-голландски»[950][24]. Сам Болланд не дожил (он умер в 1922 г.) до открывшегося в Гааге в апреле 1930 г. первого конгресса неогегельянцев, однако многие выступавшие (Р. Кронер, Г. Киндерманн, Г. Глокнер, Б. Телдерс) отмечали его роль в распространении неогегельянства. Уже в 1906 г. он выступил с призывом: «Обращение к Гегелю». О роли Болланда говорит и тот факт, что первоначально организация неогегельянцев, предложенная голландскими гегельянцами (Б. Вигерсма и др.), мыслилась в виде «Общества Болланда и Гегеля».

 

[951][1] Редкий П.Г. Из лекций по истории философии права в связи с историей философии вообще. Т. 1. СПб., 1889. С. 171.

[952][2] Там же. С. 173.

[953][3] См.: А.Ш. Краткий очерк жизни и деятельности А Д. Градовского // Градовский А.Д. Собрание сочинений. Т. IX. СПб., 1904. С. I-CVII.

[954][4] См.: Градовский А.Д. Собрание сочинений. Т. IX. С. XV.

[955][5] См.: Градовский А.Д. Собрание сочинений. Т. III. СПб., 1899. С. 269-310. Статья эта впервые была напечатана в июльском номере «Журнала Министерства Народного Просвещения» за 1870 г.

[956][6] См.: Чичерин Б. Философия права. М, 1900. С. 3–4.

[957][7] Там же. С. 232-233.

[958][8] См. там же. С. 24.

[959][9] См.: Новгородцев П.И. Историческая школа юристов, ее происхождение и судьба. М., 1896; Его же. Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве. Два типических построения в области философии права. М., 1901.

[960][10] Новгородцев П.И. Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве. С. 200.

[961][11] Там же. С. 223.

[962][12] См.: Serreau R. Hegel et Г Hegelianisme. Paris, 1962. P. 92-93.

[963][13] См.: Beaussire E. Le centenaire de Hegel en 1870 // Revue des deux mondes. (anvier, 1871).

[964][14] См.: Stirling J.H. The Secret of Hegel – being the Hegelian System in origin, principle, form and matter. London, 1865.

[965][15] Smith J.A. The Influence of Hegel on the philosophy of Great Britain // Verhandlungen derersten Hegelskongresses Tubingen, 1931. S. 61.

[966][16] См.: Green Т.Н. Lectures of the Prinziples of Political Obligation. London, 1895. P. 122.

[967][17] Ibid., P. 148.

[968][18] См.: Bradley F.H. Ethical Studies. London, 1876. P. 73.

[969][19] Его перу принадлежит также ряд статей о гегелевской теории политического организма, гегелевской теории наказания и т.д.

[970][20] Bosanquet В. The Philosophical Theory of the State. London, 1899. P. 126.

[971][21] Ibid. P. 184.

[972][22] См.: Eastern L.D. Hegel in Light of his first American Followers // Akten des XIV Internationalen Kongresses fur Philosophic. Bd. V. Wien, 1970. S. 618-622.

[973][23] См.: Velhandlungen des dritten Hegelkongresses. Tubingen, 1934. S. 60-68.

[974][24] Verhandlungen des ersten Hegelskongresses. S. 69.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...