Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Попавшие в ловушку подотчетности




Подотчетность воздействует. Люди на самом деле начинают что-то делать. В этом — сила подотчетности, но в этом же заклю­чается и опасность. Подотчетность может быть передозирована и усилена сверх всякой меры. И клиент, и коуч начинают счи­тать, что она составляет всю сущность коучинга, а не является лишь одним из его эффективных инструментов. Для клиентов, которые «застряли», а также для тех, у кого в жизни происходит слишком много важных или тяжелых событий сразу, акцент на деятельности и дополнительное давление подотчетности могут быть противопоказаны. (Коучу нужно использовать свое внут­реннее чувство, настроенность на коучинг, чтобы знать, что, для кого и в какой ситуации «правильно»). Для тех клиентов, кото­рых одолевает сопротивление, возможно, настало время для коучинга процесса.

У разных людей — разные потребности. Выраженность по­требности в подотчетности может различаться у одного и того же клиента в зависимости от фазы его жизни, от ситуации. По­нять, как построить отношения коучинга, основанные на подот­четности, — это ключевая задача для оформления альянса не только на первой сессии, но и позже, по мере изменения ситуа­ции. Просто продолжайте спрашивать клиента о том, за что и ка­ким образом он хотел бы отчитываться.

Навыки и умения коучинга

Каждое из последующих умений направлено на катализацию действия и углубление обучения. Они различаются по эффекту от мягких, основанных на взаимной поддержке, до действенных и настойчивых; все это разработано для того, чтобы позволить клиентам обратиться к ключевым проблемам и темам собствен­ной жизни.

Умелый коуч будет знать, когда нужно применить такую вы­водящую за привычные рамки технику, как «мозговой штурм», а когда настало время бросить клиенту вызов и попробовать его на«слабо».

«Мозговой штурм»

«Мозговой штурм» — это искусство порождения большего ко­личества идей, чем клиент может генерировать сам по себе. Оно включает равное участие коуча и клиента для создания возмож­ностей и новых перспектив и полагается на опыт обоих по созда­нию новых идей. «Мозговой штурм» помогает клиенту увидеть те находки, которые он может привнести в свою собственную жизнь и в дискуссию: новые идеи, новые способы действия, но­вые возможности выбора.

Поскольку коуч будет принимать непосредственное участие в этом процессе, что не является обычной практикой, неплохо по­просить разрешения. Коуч может сказать: «Поисследуем немно­го эти возможности? Устроим "мозговой штурм"?» или: «Не хо­тите ли, чтобы я обсудил с Вами несколько идей?». Повторюсь еще раз: не привязывайтесь к результатам — это ключевой мо­мент для коуча. Предлагайте любые блистательные идеи, какие пришли вам в голову, но не цепляйтесь за них.

Диалог

Клиент: Я здесь немного застрял. Я не был на настоящем свидании пятнадцать лет. Что люди делают?

Коуч: А что вы хотели бы делать?

Клиент: Не знаю. А у вас есть какие-нибудь идеи? Вы одиноки...

Коуч: А хотите, устроим небольшой мозговой штурм? Клиент: Конечно. Я в безнадежном положении. Коуч: О'кей, вам начинать.

Клиент: Я ходил в бар, когда учился в колледже, не ду­маю, что мне бы хотелось снова туда пойти.

Коуч: Тогда, возможно, вы не выберете его, но такая возможность у вас есть. Отлично. А что вы делаете в сво­бодное время, чтобы расслабиться? Катаетесь на лы­жах? На роликах?

Клиент: Я развожу птичек.

Коуч: Потрясающе. Вы могли бы присоединиться к группе любителей птиц или даже основать свою. Только для одиноких. Какие еще возможности?

Клиент: Можно дать объявление в газету в разделе «зна­комства», но мне это как-то неловко...

Коуч: Ну что же, мы провели «мозговой штурм». Нет плохих или недейственных идей. Только возможности выбора. Итак, вы сказали про объявление в газету. Я бы сформулировал его так: согласен воспитывать ваших де­тей.

Клиент: А мне пришло в голову: надо бы узнать, где про­исходят встречи одиноких родителей.

Планирование/Целеполагание

Существует поэтапный метод перехода от перспективы (воз­можности) к действию, включающий семь шагов. Однако неко­торые клиенты застревают в этой последовательности на стадии планирования и постановки цели. Проработка последовательно­сти действий, ведущих к цели, — это действительно искусство, которое клиенты пока еще не освоили самостоятельно. Они мо­гут чувствовать общее направление движения, но не обладать достаточным опытом точного и четкого планирования, сколько и на что понадобится времени и денег; они еще пока не привык­ли учитывать, как именно движение к цели повлияет на взаимо­отношения с людьми, в которые они вовлечены. Клиенты иногда стремятся увильнуть даже от такого простого действия, как за­писывание своих целей, потому что, записывая, они тем самым принимают на себя ответственность. Это уже не шутки, не пус­тая болтовня, а серьезное заявление.

У многих клиентов постановка цели ассоциируется с новогод­ним зароком самому себе: у них начинается головная боль при одной только мысли об этом. Они перестали давать серьезные зароки, поскольку все, что они делали, настраивало их на пора­жение. Им нужно понять, что на этот раз постановка цели будет совсем иной, поскольку они работают вместе с коучем.

Коуч может поучаствовать в составлении плана и установле­нии цели, чтобы помочь своим подопечным осуществлять эф­фективные, выполнимые действия, которые позволят им непрерывно расти, чувствуя себя в безопасности. Для некоторых кли­ентов то, что путь к цели можно разбить на небольшие этапы, яв­ляется откровением, способствующим прорыву. Прежде они видели только бескрайний континент, который предстояло пе­ресечь. Теперь же перед ними множество кратких экскурсий. Помощь клиентам на начальном этапе может существенно по­влиять на их успех. Цели должны быть сформулированы кон­кретно, быть измеримыми, ориентированными на действие, ре­алистическими и привязанными к конкретному времени.

Диалог

Коучинг представляет собой эффективную структуру, помогающую человеку начать и продолжать действие, приобретая знания по мере его совершения. Но порой действием, о котором он мечтает, является безделье.

Коуч: Я получил Ваш факс. Вы устроили себе после обе­да выходной. Это потрясающе.

Клиент: Это было очень странно. Коуч: Все время после полудня?

Клиент: Да. Я едва не начал звонить по своим поручени­ям, но не сделал этого.

Коуч: Отлично. И чему Вам удалось научиться? Клиент: Что мир не рухнет, если я уйду часа на четыре. Коуч: А еще?

Клиент: Что я нанял компетентных людей, на которых могу положиться.

Коуч: Еще что-нибудь?

Клиент: Я почувствовал себя великолепно, как только я смог перестать беспокоиться.

Коуч: Отлично. Что у Вас на следующем уровне?

Клиент: Поднять планку?

Коуч: Верно. Теперь, когда Вы ощутили свободы, каков решительный шаг?

Клиент: Я действительно знаю, что это за шаг. Я хочу за­планировать отпуск на июль.

Коуч: Радикально. Поздравляю Вас. Что вы собираетесь делать на следующей неделе?

Клиент: Я думаю зайти в турагенство в нашем здании и взять проспекты о Бали и Аляске.

Просьба

Снова и снова коуч акцентирует внимание на том, что речь идет о жизненных задачах клиента, что у клиента достаточно сил, что именно ему известны ответы. Однако бывают такие мо­менты, когда коуч просит клиента совершить какое-то действие. Основываясь на своей подготовке, опыте и знании своих клиен­тов, коуч чувствует, в каком направлении следует двигаться, чтобы клиент как можно больше узнал благодаря своим дейст­виям. Коуч находится дальше от «гремлина» клиентов, чем они сами, что дает ему иную точку зрения, обладающую определен­ной ценностью.

Таким образом, бывают моменты, когда коуч говорит своему клиенту: «Я прошу Вас на этой неделе составить подробный бю­джет личных расходов и расходов на ведение хозяйства на ме­сяц. Вы сделаете это?». Обратите внимание, что язык просьбы включает определенные формулировки: просьба сама по себе яв­ляется конкретной и измеримой (клиент на самом деле будет за что-то отвечать), а заканчивается она вопросом, который требует некоторых обязательств. Это гораздо эффективнее, чем просто просить клиента заняться на этой неделе своими финансами. Слова, которые мы используем, очерчивают ситуацию и дают по­нять, что происходит и имеет значение. Со временем, используя эту позицию, клиент поймет, что выполнение просьбы означает принятие личных обязательств, а не только выполнение предпи­саний коуча.

Ключевой момент успешного применения этой техники коу-чинга состоит в том, чтобы не привязываться к содержанию просьбы. Как только коуч фиксируется на великолепии собст­венной идеи и начинает думать, что это оптимальный путь для достижения клиентом результатов, это становится частью сце­нария ег5 жизни, а не клиента. Необходимо всегда оставлять клиенту три пути: он может согласиться выполнить просьбу ко­уча, отказать ему или выдвинуть встречное предложение. Если клиент отказал коучу, тому не надо стесняться некоторое время отстаивать свою идею, продолжая объяснять, почему это долж­но подействовать и какую ценность могло бы иметь. Возможно, клиент отвлекся и не понял коуча с первого раза. Можно даже попытаться проверить, действительно ли отказывает сам чело­век, а не его «гремлин».

Если клиент отказывается от предложения коуча, нужно спросить его: «А что Вы будете делать?». Задача коуча заключа­ется в том, чтобы в какой-то форме имели место деятельность и обучение: пока это происходит, не имеет значения, от кого исхо­дит просьба. Вполне возможно, что клиент, так или иначе, обра­тится к замечательной идее коуча немного позже.

Диалог

Клиент: Я хотел бы хорошо выглядеть на встрече выпу­скников. Мы окончили институт десять лет тому назад. Я бы с радостью сбросил фунтов десять.

Коуч: А как идет Ваша программа тренировок?

Клиент: Я хожу в клуб примерно раз в неделю. Я знаю, что этого недостаточно.

Коуч: А какие упражнения Вам нравятся больше всего? Клиент: Плавание. Я люблю воду.

Коуч: Отлично. Я хочу попросить Вас, чтобы Вы плавали минимум полчаса, четыре раза в неделю. Вы согласны?

Клиент: Знаете что, я бы лучше занимался по сорок ми­нут, но трижды в неделю. Это позволит мне сэкономить одну поездку в клуб, а по времени выйдет то же самое.

Коуч: А как я узнаю, что Вы это сделали?

Клиент: Я буду регистрироваться каждую неделю, как только приступлю к занятиям.

Коуч: Вы хотите что-нибудь добавить?

Клиент: Пожалуй, я стану по воскресеньям ходить на про­гулки или ездить на велосипеде вместе с женой и сыном.

Вызов [4]

Вызов побуждает клиента выходить за пределы ограничений, которые он сам установил для себя, совершать невероятные по­ступки. Если вызов достаточно эффективен, то клиент замирает, выпрямившись, и восклицает: «Да никогда, никоим образом! Я этого не могу!». Если его ответ именно таков, значит коуч на правильном пути. Представление коуча о возможностях клиен­та превышает созданное им самим понятие. Часто ответная ре­акция клиента несколько противоречива: с одной стороны, раз­дражение, вызванное столь непомерными требованиями коуча, а с другой — некоторое ободрение при мысли о том, что тот в нем настолько уверен. Большинство клиентов немедленно отка­жется выполнить просьбу коуча, но затем внесет встречное предложение, причем на более высоком уровне, чем изначально предполагавшийся.

Коуч говорит своему клиенту: «А я думаю, Вам не слабо было бы говорить "нет" двадцать, нет, тридцать раз в день!». Он отве­тит: «Как это?.. Нет, не выйдет. Меня за неделю съедят живьем, выгонят с работы, жена со мной разведется. Я буду отказывать десять раз в день. Это мой потолок». Таким образом, клиент из человека, который не может сказать «нет» ни дома, ни на рабо­те, превращается в того, кто практикует это полезное умение де­сять раз на дню. Вот она, сила вызова.

Диалог

Клиент: Меня как будто черной тучей затянуло в послед­ние шесть месяцев.

Коуч: По тому, как Вы об этом рассказываете, создается впечатление, что это больше, чем просто туча. Вы пребы­вали в этом смутном настроении неделями. Вы сказали, что ощущали апатию, плохо ели... и все из-за этой руко­писи, которую надо закончить.

Клиент: Исследовательская статья. На самом деле, ис­следование уже завершено. Все, что от меня требуется, это описать его.

Коуч: Когда Вы собираетесь завершить статью?

Клиент: На этой стадии я не знаю.

Коуч: Сколько часов это займет? В наилучшем случае?

Клиент: Трудно сказать. Может быть, часов тридцать — чуть больше, чуть меньше.

Коуч: Я бросаю Вам вызов. А не слабо Вам закончить статью до нашей встречи на будущей неделе?

Клиент: К следующей неделе! Вы с ума сошли! Коуч: Вы смогли бы закончить за неделю?

Клиент: Ну, да, если бы я занимался только этим и боль­ше ничем — успел бы.

Коуч: Что Вы будете делать? Клиент: Я сделаю черновой набросок.

Коуч: Здорово! Я хочу, чтобы Вы понимали, что отвеча­ете на серьезный вызов. Вперед!

Клиент: Я действительно смог бы закончить эту вещь еще при жизни!

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...