Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие политики и ее основные характеристики.




Существует огромное количество определений политики. Например, по марксизму: политика – это деят-ть индивидов и групп людей, регулирующая и формирующая отношения между классами, эффективное поведение которой требует применение средств внеэкономического принуждения. Западные: политика – это основанное на господстве всеобъемлющее регулирование и формирование общественной жизни; или политика – м.б. определена как борьба субъектов, преследующих конфликтующие м/у собой цели, результатом которой явл-ся регулируемое и контролируемое властью распределение ценностей. Или п-ка – все виды деят-ти и процессы, имеющие место в сфере гос управления. Англ: п-ка представляет собой все виды социальной активности, с пом кот. люди на базе сотрудничества и конфликта производят, use и распределяют ч-кие, прир и мат ресурсы. Др англ: п-ка – это концепция, use людьми в кач-ве ментальной (мыслительной) модели для осознания и объяснения окр мира.

Т.к. много опр-ний, то в одних делается упор на гос-во, в др. на власть. Но ни не противоречат др. др., а дополняют, поскольку трактуют его односторонне, упуская некоторые стороны полит жизни. Т.о. мир п-ки представляет собой особую область деят-ти людей, связанную с властными отношениями, с гос. устройством, с теми институтами, принципами, нормами и т.п., которые должны обеспечивать нормальную жизнь людей, осуществление их общей воли, интересов и потребностей.

Компоненты п-ки:

а) полит. отношения (процессы функционирования, распределения власти и привлечения масс к управлению, экономические и духовные процессы);

б) полит. процесс (неизбежные полит. изменения, последовательная смена состояний мира п-ки, полит. жизни, полит. сист общества, процесс полит. развития общества. На западе «ПП» расмм в 2 контекстах: 1) представление о наличии в полит. процессе национального субъекта, стремящегося к достижению опр. цели. Идеал – «круглый стол» различ. Полит. сил. 2) ПП – стихия, противостоящая гос. власти, организованной системе ценностей, полит. науке. Идеал – «гос. совещание» п-ков, ученых, промышленников и т.д.

Полит. прост-во любого гос-ва заполняют различные суб-ты п-ки, они принимают участие в полит. жизни. Это те, кто участвует в полит. процессе, включен в {му полит. отношений, свободно и самостоятельно действует на полит. арене. Он должен осознать свои потребности и интересы, понять свои цели. Их две группы: 1) Социальные общности. Выступают как коллективные участники. Это классовые (буржуазия, рабочий класс, крестьянство, интеллигенция), территориальные (нации и этнические группы), корпоративные (на основе совместной деят-ти людей; это профессиональные объединения) общности. Их движущая сила – обществ. интересы, потребности. У них есть св-ва:

а) полит. интересы общности, их взаимосвязь с эк и др. интересами;

б) степень сплоченности и единства;

в) уровень ее полит. развития;

г) место социальной общности в социальной иерархии, которым определяется ее полит. влияние;

д) полит. «вес» группы, т.е. учитываются ли ее интересы в гос. п-ке;

ж) Тип и хар-р полит. сознания, полит. культуры, оказ влияние на определение целей деят-ти.

2) Полит. институты. Гос. органы, полит. партии, орагнизации, движения, они формируют полит. прост-во. Осн отличие от 1) в том, что они постоянно задействованы в полит. процессе+высокая степень самосознания.

Еще сбъ-ты – личность, она стоит в центре всего.

Деят-ть суб-ов направлена на что-то, на об-кт. Это социльно-классовые группы, их формирования, отношения м/у ними и индивидами по поводу власти. Осн об-кт – властные отношения. Суб-ты могут быть и об-ми.

Уровни:

1. Низший. Решение местных проблем. Осущ индивидами.

2. Локальный. Требует гос. вмешательства. Осущ группами, ассоциациями.

3. Нац. Занимает центральное место в теории п-ки. Опр-ся положением гос-ва как осн института распределения ресурсов.

4. Международный. Осн суб-кт п-ки – нац гос-ва.

 

Политика – многообразный мир отношений, деятельности, поведения, ориентаций, взглядов социальных (этнических) групп, выражающих их интересы, политических организаций, институтов, движений, лидеров по поводу власти и управления обществом.

Политика -это действия (греч. «Государственные дела»), направленные на власть, ее обретение, удержание и использование. *судить о ней могут все, а творить ее дано лишь избранным. Главный аспект общественного существования политики, возникает из требований людей друг к другу, из различия противоречий. Суть политики - подавление сильными слабых.

Характерные черты политики:

* связь частного и общего, интереса личности и интереса социальной целостности: мы входим в мир политики, когда решаем не только свои частные проблемы, но и действуем, исходя из понимания их связи с задачами, далеко выходящими за рамки наших личных интересов.

* любой тип политики связан с решением проблем существования и функционирования государства, как социального института, служащего для решения проблем всего общества.

* связь с действиями и интересами больших масс людей.

* властный характер, способность принуждения, волевого воздействия для предания целенаправленности действий.

Политика - многомерна и выступает в единстве 3 взаимосвязанных аспектов:

1. Как сфера общественной жизни

2. Как один из видов активности социальных субъектов

3. Как определенный тип социальных отношений.

В 1 аспекте политика выступает как определенный элемент, за ней закрепляются функции согласования общественных и частных интересов, осуществление господства, поддержка порядка, реализация целей, управление общественными делами и регулирование людьми.

В 2 аспекте политика рассматривает связи и объясняет и способы их осуществления, как совокупности индивидуальной активности субъектов.

В 3 аспекте политика определяется как высший вид человеческого общения, как отношение классов по поводу государственной власти, как тип конфликтных отношений и социальных взаимодействий.

 

Фундаментом всей системы общественных связей являются политика и экономика. Именно поэтому их взаимодействие играет решающую роль в развитии любого общества.

Политика глубоко опосредована экономической сферой. В свою очередь воздействие самой политики на экономику существенно и многогранно. Оно может проявляться в:

1. Создании государством условий для более эффективного осуществления экономических функций по удовлетворению жизненных потребностей людей.

2. Поддержании стабильного общественного порядка, трудовой дисциплины, транспортных связей, гражданского согласия в обществе.

3. Создании благоприятных условий государством для научно-технического прогресса.

В последнее время ведется оживленная дискуссия о том, в какой мере допустимо политическое, государственное вмешательство в экономику. Ряд авторов выступает за полную независимость экономики от политики. Но такие представления являются весьма спорными и сомнительными.

Потребность в активном воздействии политики на экономику существенно возрастает в переломные моменты жизни общества: в период глубоких потрясений и войн, а также в условиях реформирования экономики. Однако нельзя перегибать планку. Как свидетельствует исторический опыт России, увлечение командно-административными методами оказало на экономическое развитие сильное отрицательное влияние. Достаточно вспомнить такие экономические потрясения как коллективизация, мелиорация, планы переброса вод северных рек.

В последние трети XX века экономика и политика приобретают отчетливо выраженный международный характер. Набирают силы процессы глобализации. Это является следствием развития тенденции формирования единой мировой цивилизации. Одной из форм проявления этой тенденции явилось возникновение ряда международных экономических и политических организаций. Так, например, большую роль в развитии экономического партнерства играют сегодня ООН, МВФ, ЮНЕСКО и т.п. На европейском континенте важное место в деле координации политики занимает СБСЕ (Совет по безопасности и сотрудничеству в Европе).

Политология всегда развивается в тесном взаимодействии с другими гуманитарными науками. Их всех объединяет общий объект исследования - жизнь общества во всем многообразии ее конкретных проявлений. У них много общих категорий, но, конечно, предмет изучения существенно различен.

Подробнее рассмотрим эту взаимосвязь, т.к. она дает нам объективное представление о месте политологии в системе гуманитарных знаний.

Так, политология тесно связана с экономикой. Без знания последней сегодня невозможно понять суть политических отношений в обществе. Экономика дает соответствующее обоснование реализации экономических интересов со стороны различных социальных групп; распределение власти в обществе зависит от способа производства и отношений собственности, господствующих в обществе. В то же время политика может оказывать воздействие на развитие экономики, содействовать ей или наоборот тормозить.

Своеобразно отношение политологии с философией, которая изучает ценностные аспекты властных отношений и дает мировоззренческое обоснование направленности политических явлений и процессов. Закладывает категориальный аппарат.

Политология тесно связана и с политической социологией, изучающей систему взаимодействия политики с социальной средой, и уделяющей большое внимание изучению социальной структуры общества.

Помимо вышеуказанных связей, многие положения и выводы политологии как таковой составляют теоретическую базу для развития многих прикладных политических дисциплин: теории государственного управления, партийного строительства, стратегии и тактики партий и т.д.

Этика и п-ка. Под этикой понимается общепринятая {мА норм, правил поведения людей и соц групп. Это представления о добре, зле, достоинстве, чести и т.д. Две осн линии понимания из взаимоотн: 1. единство п-ки и морали (Платон, Аристотель, каков ч-к, аткое и гос-во, управлять должен т. Самый достойный. Руссо, сохранить в общ-ве все лучшее. Т.о. все, что проявл как моральное зло, зло и в п-ке). 2. разделение. (Макиавелли, сильная гос власть, несмотря ни на что, цель определяет выбор средств, нравственность их выбора опред нравственностью самой цели, он изгоняет этику из полит деят-ти, Ленин, наша нравственность подчинена классовой борьбе пролетариата). Вебер, три осн кач-ва для п-ки решающие: страсть (ориентация на существо дела), чувство ответственности, глазомер (способность с внут собранностью и спокойственм позволять воздействовать на себя реальностям, т.е. треб-ся дистанция по отн к вещам и людям).

 

Существуют различные подходы к определению власти, отражающие сложную природу этого явления: 1. Подход телеологический (с точки зрения цели). Характеризует власть, как способность достижения определенных целей, получение намеченных результатов. Представители этого направления, среди которых видное место занимает Бертран Рассел, трактуют власть довольно широко распространяя ее и на взаимодействие человека с природой. 2. Подход бихевиористский. Его представители: Лассуэлл, Мерриам и др., трактуют власть как особый тип поведения, при котором одни люди командуют, а другие подчиняются. Бихевиористский подход индивидуализирует понимание власти, сводит ее к взаимодействию реальных личностей, обращая особое внимание на субъективную мотивацию власти. 3. Подход системный. Он возник в противовес бихевиористскому видению власти и исходит из производности власти не от индивидуальных отношений, а от социальной системы. Некоторые представители системного подхода (К. Дойч, Н. Луман) рассматривают власть как способность системы обеспечивать исполнение ее элементами принятых обязательств, направленных на реализацию ее коллективных целей. Это во многом обусловливает относительность власти, т. е. распространенность на определенные системы. 4. Подход структурно-функционалистский. Власть рассматривается как способ самоорганизации человеческой общности, основанный на целесообразности разделения функции управления и исполнения. Без власти невозможны коллективное существование человека, совместная жизнедеятельность многих людей. 5. Подход реляционистский (от французского слова «relation» – отношение) рассматривает власть как межличностное отношение, при котором один из участников оказывает определяющее влияние на второго. В этом случае власть предстает как взаимодействие ее субъекта и объекта, при котором субъект с помощью определенных средств контролирует объект.

Политическая власть – важнейший регулятор человеческих отношений, поэтому проблемы ее происхождения и развития являются основными в политической науке.

Сущностные черты политической власти.

· суверенитет, что означает независимость и неделимость власти.

· авторитетность власти, т.е. общепризнанное влияние субъекта власти во всех сферах жизнедеятельности общества;

· волевой характер власти предполагает наличие осознанной политической программы, цели и готовности её выполнять;

· принудительный характер власти (убеждение, подчинение, приказание, господство, насилие);

всеобщность власти, которая означает функционирование власти во всех сферах общественных отношений и политических процессах.

В структурном отношении основными компонентами власти являются: Субъект воплощает активное, направляющее начало власти: посредством определенного акта - приказа, распоряжения оказывает воздействие на объект властных отношений, предписывая ему необходимое поведение.

Объект власти в свою очередь должен подчиняться, поскольку без этого условия просто не возникнет властного отношения. Власть основана на использовании различных методов и средств, получивших название ресурсов власти. Существуют различные подходы к определению власти, отражающие сложную природу этого явления: 1. Подход телеологический (с точки зрения цели). Характеризует власть, как способность достижения определенных целей, получение намеченных результатов. Представители этого направления, среди которых видное место занимает Бертран Рассел, трактуют власть довольно широко распространяя ее и на взаимодействие человека с природой. 2. Подход бихевиористский. Его представители: Лассуэлл, Мерриам и др., трактуют власть как особый тип поведения, при котором одни люди командуют, а другие подчиняются. Бихевиористский подход индивидуализирует понимание власти, сводит ее к взаимодействию реальных личностей, обращая особое внимание на субъективную мотивацию власти. 3. Подход системный. Он возник в противовес бихевиористскому видению власти и исходит из производности власти не от индивидуальных отношений, а от социальной системы. Некоторые представители системного подхода (К. Дойч, Н. Луман) рассматривают власть как способность системы обеспечивать исполнение ее элементами принятых обязательств, направленных на реализацию ее коллективных целей. Это во многом обусловливает относительность власти, т. е. распространенность на определенные системы. 4. Подход структурно-функционалистский. Власть рассматривается как способ самоорганизации человеческой общности, основанный на целесообразности разделения функции управления и исполнения. Без власти невозможны коллективное существование человека, совместная жизнедеятельность многих людей. 5. Подход инфлюентистский рассматривает власть как межличностное отношение, при котором один из участников оказывает определяющее влияние на второго. В этом случае власть предстает как взаимодействие ее субъекта и объекта, при котором субъект с помощью определенных средств контролирует объект. 6. теологический – политическая власть существовала всегда и имеет божественное происхождение

8.

типы полит власти

индивидуализированная – один человек у власти

институционализированная – первый тип плохой, поэтому создают правила

персонализированная – власть не сущ абстрактно, а осущ-ся в носителях власти – живых людях

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...