Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Акцент на деятельности: что я делаю?




Клиенты вступают в альянс с коучем, принося с собой все то, что необходимо переделать: проблемные области, в которых нужно разобраться, багаж повседневных дел и обязанностей, навыки, которые требуется развить. Необходимость отчиты­ваться за взятые себя обязательства придает клиентам мотива­цию. Цели и планы деятельности очень важны. Человек делает выбор, находит точку сосредоточения сил, соглашается и отка­зывается. Это очень активный период, когда клиенты открыва­ют для себя что-то, касающееся процесса, структуры и даже самого языка отношений коучинга. Они изучают сам процесс «ис­следования жизни», вступают в конфронтацию со своим «грем-лином», знакомятся с Собой-В-Будущем, сталкиваются с огром­ным количеством собственных ценностей, убеждений и мечта­ний. Они проходят через творческий, иногда достаточно спутан­ный, процесс осознания того, как именно работают для них те или иные структурирующие элементы. Может быть, для них хо­рошо «работает» ведение дневника, или регулярная медитация, или занятия карате. Они движутся от реактивной жизни к тому, чтобы самим стать источником собственного направления. Они видят вокруг себя изменения — в новых способах деятельности, новых навыках, которые осваивают, новом опыте, который по­лучают, даже в новой одежде, новых прическах, новых книгах, которые читают. На начальной стадии коучинга у клиентов про­исходит что-то вроде «творческой бури». Это такое путешествие в саму ткань жизни клиента, какого он никогда не знал раньше. Точкой сосредоточения является, в первую очередь, то, что кли­ент предпринимает некие действия. На этой стадии процесса коучинга обучение — скорее, сопутствующий эффект.

Способы бытия: кто я?

Через некоторое время процесс обучения «догоняет» деятель­ность и «вливается» в нее. Постепенно клиенты начинают стро­ить свою жизнь и видят ее в более широкой перспективе, как будто с большей высоты. Как атлет, как спортсмен, который тре­нировался в течение многих месяцев, клиент уже может видеть те «мышцы», которые удалось «нарастить», и ту новую выносли­вость, которую он обрел. Боль, испытываемая им в начале дея­тельности, уменьшается, клиент начинает смотреть вперед, при­стальнее вглядываясь в различные способы бытия, исследуя от­ношения и глубже погружаясь в те методы и способы действия, которыми насыщена его жизнь.

Несмотря на то, что задачи, которые клиенты приносят на сессию коучинга, продолжают включать план конкретных дей­ствий на неделю, у них проявляется большее желание взглянуть вглубь, на какие-то личностные принципы деятельности, поэто­му они начинают видеть жизнь более целостно. Очень часто их поле зрения расширяется с позиции: «Что происходит в моей жизни?» до позиции: «Что происходит в моих отношениях с ми­ром?», «Что происходит в сообществе, частью которого я явля­юсь (например, в моем городе)?». Клиент начинает спрашивать: «Куда я могу вложить свои силы? Где я могу что-то изменить к лучшему?».

Самосозидание: что дальше?

Постепенно клиент подобным образом доходит до состояния, стадии, где коучинг очень сильно связан с самосозиданием, вне­сением новизны, приданием себе формы с помощью новых лич­ностных стандартов и стилей деятельности. Клиент обнаружи­вает у себя силы, о которых он не подозревал раньше, и у него появляется желание их использовать. В некоторой точке клиен­ты достигают удовлетворения. Здесь они готовы прекратить ко­учинг и двигаться дальше самостоятельно. Это точка, в которой у коуча перестают возникать вопросы. Клиент сам в себе откры­вает некий голос, который задает вопросы, который занимается поиском; это голос подлинного самовыражения.

Для некоторых клиентов коучинг как целостный процесс с первой, ознакомительной, сессии и до самого завершения мо­жет полностью уложиться в три месяца. У других это может за­нять много лет, потому что отношения коучинга постоянно трансформируются по мере того, как клиенты переходят с од­ной стадии на другую в разные фазы своей жизни. Конечно, во­просы тридцатилетнего человека о своей деятельности, своих ценностях и выборах очень сильно изменятся к тому времени, когда ему стукнет сорок. Коучинг ценен в любом возрасте, в лю­бой ситуации «жизненного перехода», кризиса.

Когда клиенты достигают точки постоянного самоосознава-ния, самомотивированной деятельности и самовыражения, они готовы покинуть отношения коучинга. В этот момент очень по­лезно бывает предложить сохранить отношения коучинга, но в другом временном режиме: например, встречаться или созвани­ваться гораздо реже, раз в месяц или раз в два месяца, или обя­зательно назначать очную встречу где-то раз в квартал, но тра­тить на нее не час, допустим, а больше... При этом каждый раз клиенту необходимо будет прояснять для себя, в каком месте своей жизни, в какой точке он находится.

Если же дело доходит до расставания, надо и его тоже прове­сти вдумчиво, внимательно и сердечно. «Головой» коуч может понимать, что ничего личного в этом нет: просто клиент «развил­ся», теперь он может полагаться сам на себя и сам за себя отве­чать, но имел место общий опыт, совместные исследования и приключения, которые затронули обоих достаточно глубоко. Расставаясь с клиентом, коуч радуется за него, за те новые силы и возможности, которые тот обрел, но при этом, несомненно, ему немного грустно.

Закрывая книгу

Подведение окончательного итога — существенный момент в завершении отношений коучинга, придании им целостности. Важно понять, были ли они эффективными, плодотворными, близкими или по какой-то причине ничего не дали. Подводя ито­ги, как бы перелистываешь последние страницы книги. Может быть, в будущем коуч с этим клиентом возобновит отношения коучинга. В любом случае, нельзя просто встать и уйти. Это на­рушает все тончайшее устройство отношений коучинга. В этих отношениях говорят правду, признают, идут на риск, открывают что-то и учатся, поэтому момент их завершения позволяет со­хранить все это и унести с собой.

Самый простой способ для клиента завершить отношения — составить перед последней сессией список всех плюсов и мину­сов — что работало, а что не работало. Это может быть момен­том пересмотра достижений клиента. Чем он гордится больше всего? Когда ему было страшно? Когда он сильнее ощущал обо­дрение и поддержку? В какой момент он больше всего сам себя удивил? Какие изменения он отмечает в самом себе и в своих взаимоотношениях с другими людьми? Данный список позволя­ет клиентам увидеть весь размах своего опыта и продвижение в той работе, которую они проделали. Это последняя возмож­ность для коуча признать, кем должен был быть клиент, чтобы совершить то, что ему удалось совершить. Это последняя воз­можность потренировать клиента в представлении Себя-В-Бу-дущем и так далее.

Переживание, как будто мы что-то заворачиваем, упаковыва­ем и движемся дальше, естественным образом приходит к нам в конце каждого года. Многие коучи используют ритуал завершения в конце каждого календарного года как способ собрать и вновь актуализировать все то, чему человек научился за прошед­ший год. Мы выбрасываем старый мусор и входим в Новый год чистыми и обновленными. Из этого можно в буквальном смысле слова сделать упражнение, попросив клиента составить список всех плюсов и минусов прошедшего года и зачитать коучу вслух на последней сессии в году, а затем порвать, сжечь или как-то иначе уничтожить этот листок. Ритуал завершения может вклю­чать в себя также определение целей, приоритетов и направле­ний на будущее.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...