Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Использование светоцветовых воздействий в промышленности.




Эффект основан на психологических законах влияния цвета на психическое и функциональное состояние человека. Известно, что красный, оранжевый и желтый цвета возбуждают нервную систему человека, а голубой, синий, зеленый — успокаивают; фиоле- товый может оказывать и угнетающее воздействие. Известны опы- ты американских физиологов, в которых рабочим предлагалось переносить одинаковые ящики, окрашенные в разные цвета (бе-| лый, желтый, коричневый и черный). Практически все рабочие оценивали коричневые и черные ящики как более тяжелые (Пер-роте А.А., 1967).

Общие закономерности влияния цвета на состояние рабочих их работоспособность учитываются при окраске помещения, оборудования, при этом уделяется внимание характеру работы, температурным условиям, предпочтениям рабочих, обусловлен- ным их культурными традициями. Так, если рабочие выполняют монотонные работы, рекомендуют стимулирующие цвета (жел- тый, розовый, оранжевый, их сочетания). Если работа требует пер- цептивного контроля (зрительного, слухового), сопряжена с умственным напряжением, рекомендуют спокойные тона. В произ-водственных помещениях, где имеются источники тепла, предлагают использовать светлые зеленоватые и голубоватые тона; в хо-лодных помещениях, напротив, теплые цветовые оттенки. В конторских помещениях предлагается избегать использования темной мебели. Конечно, цветовые решения окраски стен, пола в производственном помещении должны обеспечивать хорошее различение объектов труда, восприятие сигналов, особенно сигналов безопасности. Движущиеся и опасные части машин окрашивают желтой и оранжевой красками, часто с черными полосами (для лучшего их выделения из фона). Французский инженер Р. Дерибе-ре рекомендует меньше использовать серые тона в производственном интерьере, применять светлые оттенки, ибо на них лучше видны пыль и грязь, а это стимул для поддержания чистоты в помещениях. Универсальные правила использования цвета на производстве должны обязательно применяться на основе предварительного изучения конкретных видов производства, ибо цвет должен использоваться функционально, а не в отрыве от реальной рабочей ситуации. Конструктивный опыт использования цвета в дизайне предметов потребления, производственных интерьеров, машин и оборудования накоплен и отечественными художниками-конструкторами, эргономистами, использовавшими светоц-ветовые решения как средство информации, как фактор психологического комфорта рабочего в труде и как средство композиции (Зинченко В. П., Мунипов В.М.). Насколько эффективно применение функциональной окраски на предприятиях? По данным А. А. Перроте, на одном из шотландских заводов по производству


шементов для кислотных батарей в начале 60-х гг. XX в. после специальной окраски производственных помещений и оборудования ныработка работниц возросла за год на 18 %. На английской обувной фабрике «Райт Шоу К°» окраска стен и оборудования в светлые тона улучшила условия восприятия заготовок обуви, и в результате выработка выросла на 14 %.

Функциональная музыка. Этот прием стал широко применяться на производстве в США, Канаде, странах Западной Европы в 50 —60-х гг. XX в. Появились специалисты-консультанты в этой области. Эмпирически установлено, что музыка может воздействовать не только на эмоции работников, но и на состояние центральной нервной системы, причем это воздействие может быть стимулирующим, мобилизующим или помогающим снять напряжение, расслабиться и отдохнуть. В зависимости от особенностей трудовой деятельности в разные периоды рабочей смены использование музыки преследует особые цели: 1) в начале рабочего дня применяется «музыка вхождения в работу» — марши; такая музыка начинается за 10—15 минут до начала рабочей смены, а также через 5—10 минут после окончания работы; 2) для снижения утомления за 1 час до конца первой и второй половины смены — «стимулирующая работоспособность музыка», мелодичная, с четким ритмом; 3) «музыка во время обеденного перерыва» — легкая, песенная мелодия. По содержанию музыка должна нравиться большинству работников, мелодии следует ежедневно обновлять, так как стимулирующий эффект музыки снижается по мере привыкания. Консультанты по функциональной музыке формируют блоки мелодий для разных периодов рабочей смены, которые могут чередоваться несколько раз в месяц. Музыка рабочего периода не должна отвлекать от работы, поэтому она не должна слишком сильно захватывать эмоции слушателей: ее следует «слышать», но не «слушать». Слишком выраженный интерес к музыке может привести к падению продуктивности труда, к росту числа ошибок, к браку и травматизму. Музыка не должна вызывать раздражение у рабочих. Консультанты по функциональной музыке для производства проводят предварительное обследование типа производства, учитывают возраст, уровень образования, культурные запросы персонала. Они принимают во внимание уровень и качественные особенности шума в производственных помещениях, а также степень загрузки сознательного контроля работников. Установлено, что для видов труда, требующих восприятия слуховой информации, использующих активное речевое общение и связанных с интенсивными умственными процессами, функциональная музыка может быть вредной. Если в цехе уровень шума 80 — 90 децибелл или имеется интенсивный импульсный шум, музыка не применяется. Функциональная музыка подбирается по темпу и ритму: ритм музыки рабочих периодов должен по возмож-


ности приближаться к ритму трудовых движений. Во время работъа используются инструментальные мелодии, песенные и хоровые про- изведения не рекомендуются, так как могут отвлекать людей от работы. Негативное влияние оказывают также мелодии слишком громкого звучания, способные привести к увеличению нервного напряжения и утомления. Если трудовые процессы достаточно раз- нообразны, музыка предлагается в форме коротких программ по 10—15 минут; если работа монотонная, длительность музыкаль- ных сеансов увеличивается до 30—45 минут. Установлено, что об- щая продолжительность музыки во время работы не должна пре- вышать 2 — 2,5 часов за смену, непрерывная музыка в течение всей рабочей смены оказывает несомненный вред работоспособности; персонала, так как усиливает утомление. Поддерживающие рабо- тоспособность музыкальные воздействия стараются применять в моменты, когда у большинства работников проявляется утомле- ние — после трех часов непрерывного труда. Поскольку в разных видах труда утомление развивается быстрее или медленнее, психологи исследуют кривую продуктивности работников и устанавливают, в какой период времени у большинства работников данной профессии снижается продуктивность, чтобы именно этот период оказался объектом воздействия.

Какова эффективность использования функциональной музыки? Исследования американских специалистов 50-х гг. XX в., охватившие несколько предприятий в течение трех месяцев, продемонстрировали, что функциональная музыка, организованная в соответствии с правилами ее грамотного использования, позволяет повысить продуктивность труда на 4—25 %, при этом средний прирост выработки в дневные смены — 7%, в в ночные — 17% (Перроте А.А., 1967).

Методы нервно-мышечной релаксации, самогипноз и внушение. Данная группа методов используется для формирования состояния повышенной работоспособности, а также для снятия стрессовых реакций и содействия быстрому преодолению состояния утомления. Методы основаны на свойствах особого состояния нервно-мышечной релаксации. Научившись осознанно вводить себя, свои органы и части тела в это состояние, человек может обезболивать отдельные части тела, управлять сном (засыпать по самоприказу), улучшать функции внимания, памяти. Применение данных методов в работе со спортсменами высшей квалификации демонстрируется Р. М. Загайновым, отразившим свой более чем 30-летний опыт работы психологом в книге «Проклятие профессии» (2001). Технологии разновидностей этой группы методов представлены в работе А.Б.Леоновой и А.С.Кузнецовой (1993). Л. К.Хамбергер и М. Лоор (1995) предлагают обучающие программы формирования навыков контроля и регуляции стрессовых состояний.


Такого рода тренинговая работа может достичь высокой эффективности, если обучение будет построено на основе предварительного обследования клиентов и установления индивидуального типа их психической саморегуляции. Л. Г. Дикая и В. И. Щед-ров (1999) установили четыре типа такого рода стилей: «гармоничный», «накопительный», «затратный» и «экономный» — на основе диагностики свойств энергетического, психодинамического и психологического уровней индивидуальной структуры саморегуляции. Теоретической основой их исследований послужили: концепция интегральной индивидуальности В.С.Мерлина, концепция индивидуального стиля деятельности Е. А. Климова, идеи Г.Айзенка о свойствах экстраверсии/интроверсии, нейро-тизма и М.Люшера об эрготропнбм или трофотропном типе реагирования личности, а также учение о психической вариабельности О.Микшика. Л. Г. Дикая и В.И.Щедров смогли выделить эффективные типы саморегуляции, которыми чаще обладают эргот-ропные экстраверты и интроверты (гармоничный и накопительный типы), и типы саморегуляции чаще низкоэффективные (затратный и экономный). Представители гармоничного стиля саморегуляции обладают большим запасом энергии, хорошим здоровьем, быстро восстанавливают силы после утомления, стресса; это чаще экстраверты с чертами эрготропности (положительными, стеничными эмоциями).

Представители накопительного стиля саморегуляции (интроверты с чертами эрготропности) обладают большими энергетическими ресурсами, но относительно низкой активностью. Они склонны к сильным переживаниям и способны к отдельным действиям и поступкам, требующим сильных эмоций без ущерба для работоспособности. Представители затратного и экономного стиля саморегуляции (соответственно экстраверты и интроверты с чертами трофот-ропности) обладают низкими энергетическими ресурсами, плохо соотносят задачи и свои возможности. В стрессовых ситуациях у них быстро развиваются утомление, истощение, депрессия. Они отличаются тем, что чаще страдают хроническими заболеваниями, чаще не справляются со своим настроением, не владеют способами улучшения своего функционального состояния. Это люди с высоким уровнем ситуативной и личностной тревожности, для них типичны в большей мере ошибки, снижение внимания в условиях монотонии. Именно такие люди нуждаются в помощи психологов. Индивидуализированные обучающие программы по освоению эффективных стилей саморегуляции могут быть полезны оптантам, студентам вузов и колледжей, адаптантам, впервые входящим в самостоятельную профессиональную жизнь, интерналам, сталкивающимся с трудными, стрессовыми профессиональными ситуациями.

В последние годы в зарубежных работах по психологии труда, индустриальной и организационной психологии получили рас-


пространение формы консультативного и тренингового воздействия психологов на персонал производственных организацию, которые объединяются под названием «наставничество» или «коучинга», от англ, coach — репетитор, тренер, инструктор» (Парслоу Э., Рэй М., 2003). В этих программах задачи обучения навыки саморегуляции, эффективным формам поведения в стрессовых условиях включены в обширные обучающие программы содействия личностному развитию клиентов, самопониманию, прогрс мы управления собственной мотивацией, развития уверенности себе, преодоления личностных и профессиональных кризисов содействия карьерному росту и пр. Консультанты-коучеры не затрагивают проблемы клинической психологии или вопросы, требующие глубокого анализа личности клиента, типичные для не медицинской психотерапии. Коучинг ориентирован на помощь профессиональной, социальной и личностной адаптации клиентов в труде, в производственных организациях с учетом конкретных особенностей профессии и типа организации, в которой работает клиент (Видль К.Х., Грейф 3., 2002).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...